П. Поселение в Иерусалиме              3:1—4:24

Как менялось определение храма начиная с Ветхого завета и до наших дней.

Что такое храм? Храм в ВЗ и в НЗ

Каким создал Бог храм и для чего?

 

«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом». (2Кор.6:16)

«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы». (1Кор.3:17)

«… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». (1Пет.2:5)

«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». (Рим.8:14)

Так говорит Господь Иисус Христос:
<Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.> (Мт 18)

<Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. >2 Кор.3,17; Фил.3,3
«Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я» (2 Пар. 6:18, см. также 3 Цар. 8:27).

 

 

«Дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6).

 

 «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом». (2Кор.6:16)

 

 

Индуистский храм может представлять собой отдельное здание или часть какого-то здания. Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти, которому или которым и посвящён храм. Во время обряда освящения храма, Бога в одной из Его форм или деву приглашают «воплотиться» в каменное, металлическое или деревянное мурти и начать принимать поклонение. Храм обычно посвящается мурти одной из форм Бога или одному из девов. Это мурти выступает как главное божество, наряду с которым устанавливаются «второстепенные» мурти других форм Бога или девов. Однако, также существует много храмов, в которых сразу несколько мурти играют роль главных божеств.

 

Буддийские храмы включают структуры, которые в разных регионах и на разных языках называются ступой, ватом и пагодой. Буддийский храм может содержать зал для медитации, в котором находится Буддарупа[en] или образ Будды, как объект концентрации и почитания во время медитации. Куполообразные конструкции cтуп также используются в ритуале обхода под названием парикрама. Храмы в буддизме представляют чистую землю или чистую среду Будды. Традиционные буддийские храмы призваны вдохновлять внутренний и внешний мир[3].

 

Сикхский храм называют гурдварой (букв. «Врата Гуру»). Его наиболее важным элементом является наличие Гуру Грантх Сахиб. У гурдвары е+сть вход со всех сторон, что означает, что они открыты для всех без какого-либо различия. В гурдваре есть Дарбар Сахиб[en], где виден Гуру Грантх Сахиб, и лангар, где люди могут есть бесплатную еду[4]. В гурдваре также может быть библиотека, детская и классная комната[5]. Гурдвара может быть определён на расстоянии высокими флагштоками с флагом сикхов Нишан Сахиб[en].


Храмы Древнего ЕгиптаПравить

Основная статья: Храмы Древнего Египта

Луксорский храм, Египет

Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы, совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса. Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат — божественного порядка вселенной. Обеспечение жильём и забота о богах входили в обязанности фараона, который собирал большие ресурсы для строительства и обслуживания храмов. В случае необходимости, фараон передавал большинство своих ритуальных обязанностей жрецам. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях и им было запрещено входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, которые приходили туда чтобы помолиться, совершали подношения и пытались получить пророческие указания от бога обитавшего там.

 

 

В православии храмом (синонимом слова «церковь») называется только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, в отличие от часовни. Это связано с тем, что евхаристия понимается как реальное участие в единократном жертвоприношении, совершённом Христом, и потому часто называется «бескровной жертвой». Такой же статус имеют церковные здания у католиков, хотя в западноевропейских языках они, как правило, называются согласно рангу — капелла, церковь, собор. Непосредственно к храмам иногда примыкают причтовые дома.

У большинства протестантов, не считающих евхаристию таинством, церковные здания трактуются лишь как место собрания и общих молитв, но не священнодействий (подобно православной часовне). Некоторые позднепротестантские конфессии предпочитают собираться и проводить богослужения не в храмах, часовнях или молитвенных домах, а в арендованных залах, различных помещениях, по домам, объясняя это тем, что книга Деяний апостолов именно так изображает жизнь ранних христиан[11].

 

 

В исламе храмы как таковые отсутствуют. Основные религиозные сооружения в этих религиях — иудейская синагога и мусульманская мечеть — храмами не являются, а служат для молитвенных целей. По культовым функциям они схожи с протестантскими домами молитвы.

 

Например, вы знаете, что в лютеровском переводе Библии на немецкий язык нет слова «Церковь»? Немецкое слово Die Kirche там отсутствует. Когда речь шла о храме, Лютер использовал слово Tempel, а в остальных случаях – слово Gemeine, что значит по-немецки «община», «приход».

 

Церковь словом, которое обозначало место богослужения. Так румынское слово «Церковь» biserica образовалось из basilica. А у венгров слово egyhäza (церковь) означает дом, здание. Или польское kos’ciol, от латинского castellum (крепость, стены), тоже указывает на здание или архитектуру церкви.

 

Ведь древнегреческое слово, взятое для обозначения Церкви, – ἡ ἐκκλησία (ekklēsia) – образовано от глагола ἐκκαλέω (ekkaleō), который значит «вызывать», «призывать».

 

народ, состоящий из тех, кого призвал к себе Бог из разных «языков» или племен, – то есть, Церковь

Получается, если следовать древнегреческой этимологии, что Церковь – это те, кто призван из разных «языков» или народов, собрание «призванных». Более того, так стали называть и христиан – призванные. Призванный по-гречески κλητός (klētos). Так и первые ученики Христа, апостолы сознавали себя призванными Богом. Апостол Павел в самом начале Послания к римлянам обращается к христианам, как «κλητός απόστολος κλητοΐς άγίοις», то есть – «призванный апостол призванным святым» (Рим. I. 1, 7).

 

 

ОТНОШЕНИЯ БОГА С АВРААМОМ

 Ханаане, в самой гуще языческой среды, Авраам оставил после себя след: он «создал жертвенник Господу» (Быт. 12:7). Избавив Лота и царя Содома, он отказался от вознаграждения, сознавая, что он полностью посвящен Богу

 Тесная связь между Авраамом и Богом прекрасно изображена в главе 18,

когда он ходатайствует за Содом и Гоморру. Возможно, что в переводе Септуагинты в 18:17 слова «Моего друга» являются вставкой переводчиков на основании Ис. 41:8 и Иак. 2:23. Однако на протяжении веков южные ворота Иерусалима, ведущие к Хеврону и Вирсавии, назывались «воротами дружбы» в память об этих близких отношениях между Авраамом и Богом.

 

 I. Призыв учиться у прошлого1:1—4:43

Введение и историческая обстановка1:1-5

Недоверие Богу — тридцать восемь лет

пребывания в пустыне1:6-2:23

Захват и раздел земли2:24-3:29

Исключительное откровение Бога Израилю4:1-40

П. Призыв любить Бога4:44—11:32

Закон при посредничестве Моисея4:44-5:33

Израиль — Божьи отношения с ним6.1-11:32

Чистосердечная любовь к Богу6:1-9

Бог даст землю6:10-7:26

Уроки из опыта странствия по пустыне8:1-10:10

Исключительная чистосердечная любовь10:11-11.32

Ш. Призыв жить как Божий народ12:1—26:19

Святость в богослужении — любовь

К ближним12:1-16:17

Правосудие, заветные обязанности

И царство16:18-17:20

Священники и пророки в противопоставлении

религии хананеев18:1-22

IV. Обновление завета27:1—30:14

V. Выбор жизни или смерти30:15-20

VI. Продолжение завета — от Моисея

к Иисусу Навину31:1—34:12

Впервые Господь повелел соорудить святилище после исхода евреев из Египта:

И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым… Устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте (Исх. 25: 1-9).

 

Сначала

 пока Храма не было, евреи имели палатку – скинию, в которой совершалось богослужение.

В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее [днем] и подобие огня ночью (Число 9: 15-16).

Самой важной святыней скинии являлся Ковчег Завета. Внутри Ковчега находились только Скрижали Завета с Десятью заповедями, разбитые и целые.

Бог сообщил Моисею, что над Ковчегом между двумя херувимами Он будет открываться ему и давать заповеди народу Израиля:

Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым (Исх. 25: 22).

Ковчег хранился в самой священной части скинии – Святая Святых

 

РАЗГОВОР БОГА С МОИСЕЕМ

Моисей стал подходить ближе, чтобы посмотреть, отчего куст не сгорает. И сказал ему Бог из среды куста: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая»168. Моисей снял свою обувь, закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога, и стал с благоговением. Господь сказал: «Я – Бог отца твоего, Бог Авраама, Исаака и Иакова. Я вижу страдания народа Моего в Египте, хочу вывести его оттуда в землю Ханаанскую, где течет молоко и мед

ОБЩЕНИЕ НА ПРЯМЮ С МОИСЕЕМ

Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.

Исход 19:3 - 6 SYNO

БОГ НАЧИНАЕТ СТРОИТЬ ОНТШЕНИЯ С НАРОДОМ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ С МОИСЕЕМ

И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу. И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука, [когда облако отойдет от горы,] могут они взойти на гору. И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам

МОИСЕЙ ГОВОРИЛ И БОГ ОТВЕЧАЛ ЕМУ ГОЛОСОМ

Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей. И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него; священники же, приближающиеся к Господу [Богу], должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь. И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее. И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы [Господь] не поразил их. И сошел Моисей к народу и пересказал ему.

Исход 19:18 - 25 SYNO

был верен Своему завету, когда избавлял Израиль от египетского рабства (Исх. 6:2-9). А тут, у горы Синай, Бог явил Себя Израилю.

Жизненный опыт Израиля и Божье откровение в этом стане записано в Исх. 19 до Лев. 27.

КРОВЬ ЗАВЕТА

И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу]. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.

Исход 24:4 - 8 SYNO

https://bible.com/bible/400/exo.24.4-8.SYNO

ОТ КОГО БОГ ПРИНИМАЛ ПРИНОШЕНИЯ

скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне.

Исход 25:2 SYNO

БУДУ ОБИТАТЬ ПОСРЕДИ ИХ

Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь, и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью [шерсть], и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерева́ ситтим, елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения, камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника. И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте.

Исход 25:3 - 9 SYNO

КОВЧЕГ /КАК ДЕЛАТЬ

Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый]; и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его. Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом; и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе. Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.

Исход 25:10 - 22 SYNO

СВЕТИЛЬНИК

яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота. И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его; и щипцы к нему и лотки к нему [сделай] из чистого золота; из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми сими принадлежностями. Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.

Исход 25:36 - 40 SYNO


СКИНИЯ – ТКАНЬ, соединенные покрывала

 Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою; длина каждого покрывала двадцать восемь локтей, а ширина каждого покрывала четыре локтя: мера одна всем покрывалам. Пять покрывал пусть будут соединены одно с другим, и другие пять покрывал соединены одно с другим. Сделай [к ним] петли голубого цвета на краю первого покрывала, в конце соединяющего обе половины; так сделай и на краю последнего покрывала, соединяющего обе половины; пятьдесят петлей сделай у одного покрывала и пятьдесят петлей сделай на краю покрывала, которое соединяется с другим; петли должны соответствовать одна другой; и сделай пятьдесят крючков золотых и крючками соедини покрывала одно с другим, и будет скиния одно целое .

Исход 26:1 - 6 SYNO

 

ЗАВЕСА – плотная украшенная ткань

И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы; и повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных; и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых. И положи крышку на ковчег откровения во Святом-святых. И поставь стол вне завесы и светильник против стола на стороне скинии к югу; стол же поставь на северной стороне [скинии]. И сделай завесу для входа в скинию из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы; и сделай для завесы пять столбов из ситтим и обложи их золотом; крючки к ним золотые; и вылей для них пять подножий медных.

Исход 26:31 - 37 SYNO

ЖЕРТВЕННИК - из дерева

И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы он был четыреугольный, и вышиною трех локтей. И сделай роги на четырех углах его, так чтобы роги выходили из него; и обложи его медью. Сделай к нему горшки для высыпания в них пепла, и лопатки, и чаши, и вилки, и у́гольницы; все принадлежности сделай из меди. Сделай к нему решетку, род сетки, из меди, и сделай на сетке, на четырех углах ее, четыре кольца медных; и положи ее по окраине жертвенника внизу, так чтобы сетка была до половины жертвенника. И сделай шесты для жертвенника, шесты из дерева ситтим, и обложи их медью; и вкладывай шесты его в кольца, так чтобы шесты были по обоим бокам жертвенника, когда нести его. Сделай его пустой внутри, досчатый: как показано тебе на горе, так пусть сделают [его].

Исход 27:1 - 8 SYNO

 

ДВОР

 Сделай двор скинии: с полуденной стороны к югу завесы для двора должны быть из крученого виссона, длиною во сто локтей по одной стороне; столбов для них двадцать, и подножий для них двадцать медных; крючки у столбов и связи на них из серебра. Также и вдоль по северной стороне — завесы ста локтей длиною; столбов для них двадцать, и подножий для них двадцать медных; крючки у столбов и связи на них [и подножия их] из серебра. В ширину же двора с западной стороны — завесы пятидесяти локтей; столбов для них десять, и подножий к ним десять. И в ширину двора с передней стороны к востоку — [завесы] пятидесяти локтей; [столбов для них десять, и подножий для них десять]. К одной стороне — завесы в пятнадцать локтей [вышиною], столбов для них три, и подножий для них три; и к другой стороне — завесы в пятнадцать [локтей вышиною], столбов для них три, и подножий для них три. А для ворот двора завеса в двадцать локтей [вышиною] из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы; столбов для нее четыре, и подножий к ним четыре. Все столбы вокруг двора должны быть соединены связями из серебра; крючки у них из серебра, а подножия к ним из меди. Длина двора сто локтей, а ширина по всему протяжению пятьдесят, высота пять локтей; завесы из крученого виссона, а подножия у столбов из меди. Все принадлежности скинии для всякого употребления в ней, и все колья ее, и все колья двора — из меди.

Исход 27:9 - 19 SYNO

НАПЕРСНИК

И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом. [И положи на наперсник судный витые цепочки, положи на оба конца наперсника, и положи оба гнезда на обоих плечах на нарамнике с лица.]

ОДЕЖДА

чтобы не умереть И сделай хитон из виссона и кидар из виссона и сделай пояс узорчатой работы; сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия, и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне. И сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней, и да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания, или приступать к жертвеннику для служения во святилище, чтобы им не навести [на себя] греха и не умереть. Это устав вечный, [да будет] для него и для потомков его по нем.

Исход 28:39 - 43 SYNO

ЖЕРТВА

возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю [остальную] кровь вылей у основания жертвенника; возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике; а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это — жертва за грех. И возьми одного овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна; и заколи овна, и возьми крови его, и покропи на жертвенник со всех сторон; рассеки овна на части, вымой [в воде] внутренности его и голени его, и положи их на рассеченные части его и на голову его; и сожги всего овна на жертвеннике. Это всесожжение Господу, благоухание приятное, жертва Господу.

Исход 29:12 - 18 SYNO

https://bible.com/bible/400/exo.29.12-18.SYNO

ОСВЯЩЕНИЕ ААОРНА ОДЕЖДЫ И НА СЫНОВ

Вагона и его сынов Возьми и другого овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна; и заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Ааронова и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со всех сторон; и возьми крови, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, — и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ним. и возьми это с рук их и сожги на жертвеннике со всесожжением, в благоухание пред Господом: это жертва Господу.

Исход 29:19 - 21 , 25 SYNO

И тельца за грех приноси каждый день для очищения, и жертву за грех совершай на жертвеннике для очищения его, и помажь его для освящения его; семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится.

Исход 29:36 - 37 SYNO

Это — всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою; там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею. И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне;    и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их.

И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;

Исход 31:12 - 14 SYNO

ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ СЕРДЦА

И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд; и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу;

УСЛОВИЕ ЗАВЕТА

После того как Моисей зачитал книгу завета, народ ответил принятием его условий. Окропление жертвенника и народа кровью закрепило договор. Израиль получил подтверждение, что в свое время будет введен в Ханаан. Послушание служило условием завета. Отдельные члены нации через непослушание могли потерять свои права.

Десятисло-вия в современном употреблении выглядит так:

 

Большинство протестантов и православные (Порядок Иосифа) Лютеране и Римско-католическая церковь (Порядок Августина)

1. Чужие боги, Исх. 20:2-3 1. Чужие боги и изображения,

Исх. 20:2-6

2. Изображения, 20:4-6 2. Имя Божье

3. Имя Божье 3. Суббота

4. Суббота 4. Родители

5. Родители 5. Убийство

б. Убийство 6. Прелюбодеяние

7. Прелюбодеяние 7. Воровство

8. Воровство 8. Лжесвидетельство

9. Лжесвидетельство 9. Пожелание дома ближнего

10. Пожелание 10. Пожелание имущества

ближнего или его жены

 

Израиль должен был быть особым Божьим народом, отличающимся исключительным поклонением Богу, и только Ему одному. Даже изваяние или изображение Бога было непозволительным. Следовательно, идолопоклонство было самым страшным преступлением в религии Израиля.

Законы о чистой пище и ограничения в области заклания животных были направлены против исполнения израильтянами некоторых египетских обычаев, связанных с идолопоклонническими ритуалами. В памяти израильтян еще жили воспоминания о прошлом рабстве.

 

В ПРОТИВОВЕС ВЕРОВАНИЯМ ЕГИПТА, ИХ ТРАДИЦИЯМ

В противовес множеству храмов в Египте у Израиля должно было быть только одно святилище. Подробные наставления даются в Исх. 25—40.

· Бог желал, чтобы Израиль был народом святым (Исх. 19:6

Священники несли несколько обязанностей. Их главной обязанностью было посредничество между Богом и человеком.

Святость священников обеспечивалась строгими требованиями святости их жизни и была непременным условием для служения (Лев. 21:1—22:10). Безупречные в поведении, священники были обязаны проявлять особую заботу в вопросах брака и семейной дисциплины. В то время как физические недостатки навсегда делали их непригодными для священнического служения, формальная житейская нечистота — в результате проказы, телесного истечения или запрещенных прикосновений — только временно устраняла их от служения.

 

ОДЕЖДА СВЯЩЕННИКОВ

Присущая священникам святость подчеркивалась также одеждой, которую они носили по особому предписанию. Сшитая из лучших материалов и выполненная наилучшим образом, она придавала священникам красоту и достоинство.

НАПЕРСНИК

Двенадцать камней с вырезанными на них именами двенадцати колен Израилевых и оправленных золотом украшали наперсник священника и служили видимым напоминанием о том, что первосвященник представлял народ перед Богом.

 

· жертва всесожжения, мирная жертва, жертва за грех и жертва повинности.

МИРНАЯ ЖЕРТВА

ЖЕРТВА ВСЕСОЖЖЕНИЯ - Жертва всесожжения отличалась от всех других жертв тем, что она полностью поглощалась огнем на жертвеннике

Агнца приносили каждое утро и каждый вечер, напоминая тем самым о посвящении Израиля Богу

жертва по обету. Если жертва приносилась как выражение любви к Богу («от усердия», «по усердию» — Лев. 7:16; 22:21), она называлась доброхотной

ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ

Непроизвольно совершенные грехи требовали принесения жертвы за грех (Лев. 4:1-35; 6:24-30).

ЖЕРТВА ПОВИННОСТИ

Законные права человека и права на имущество, включая ситуации, затрагивающие интересы Бога или ближнего, были ясно выражены в указаниях о жертве повинности (Лев. 5:14—6:7; 7:1-7)

 

 

ХЛЕБНОЕ ПРИНОШЕНИЕ

Это было единственное приношение, которое не требовало жизни животного, а состояло главным образом из того, что давала земля, возделанная человеком (Лев. 2:1-16; 6:14-23). Посредством этого приношения израильтянин представляет плоды своего труда во свидетельство того, что он посвящает свой труд Богу.

СУББОТА

Освободившись от уз и рабства, Израиль мог посвящать один день каждой недели Богу, что, по-видимому, не было возможно тогда, когда он служил своим египетским господам. Даже слуги и рабы должны были соблюдать субботу. Суровое наказание ожидало каждого, умышленно нарушавшего субботу (Исх. 35:3; Чис. 15:32-36).

 

ОБНОВЛЕНИЕ ЗАВЕТА - IV. Обновление завета                     27:1—30:14

Книга Второзакония представляет обновление завета Суть завета заключается в отношениях между Богом и Израилем, основанных, главным образом, на любви. Только тогда, когда человек отвечал на любовь, проявленную Богом к человеку, эти отношения становились действенными.

На фоне несостоятельности прошлого поколения, погибшего в пустыне, Моисей призывает любить Бога — любить только Его Одного, любить Его полной, чистосердечной и безграничной любовью, «всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (6:5). Любовь не была вопросом законнического послушания десяти заповедям или вообще всему закону в целом. Любовь была живой связью, включающей полное посвящение и чистосердечную преданность Богу.

 

ДАВИД

Любимым занятием Давида в последние годы его жизни были приготовления к строительству храма. По тщательно разработанным планам и указаниям приобретались материалы для постройки храма. Административный порядок в государстве был великолепно отлажен, что позволяло успешно использовать местную и иностранную рабочую силу. Давид дал даже точные указания относительно богослужений в будущем храме.

СОЛОМОН

Это было исполнением сокровенного желания Давида, выраженного еще в начале его царствования: создать в Иерусалиме центральное место поклонения.

Современным археологам не известно никаких остатков храма Соломона. Приблизительное представление о храмовой архитектуре той эпохи дает обнаруженное при недавних раскопках святилище в Араде, городе, расположенном в 29 км северо-восточнее Вирсавии, датируемое Иохананом Ахарони временами Соломона. Вершина горы Мориа, расположенной в северной части Иерусалима и занятой в свое время Давидом, была срыта, чтобы на образовавшейся площадке можно было построить храм Соломона. Трудно определить размеры площади, на которой стоял храм, разрушенный в 586 году до Р. X. царем Вавилона Навуходоносором П. После восстановления в 520 году до Р. X. храм был снова разрушен в 70 году от Р. X. С VII века от Р. X. на том месте, которое считается самым священным местом в мировой истории, стоит мусульманская мечеть Омара. Сегодня эта храмовая площадь занимает от 14 до 16 га, и плато на вершине горы Мориа теперь значительно обширнее, чем в дни Соломона.

Храм был по площади в два раза больше скинии Моисея.

ХРАМ

Стены были украшены херувимами, вырезанными из масличного дерева и покрытыми листовым золотом. Естественный свет проникал через окна на каждой стороне прямо у потолка. Вдоль каждой стены в этом помещении стояли пять золотых столов для хлебов предложения и пять семисвечников из чистого золота. В глубине стоял жертвенник для курения фимиама, сделанный из кедрового дерева и обшитый золотом.

 

За жертвенником были створчатые ворота, ведущие во Святое святых. Это помещение было размером 10х 10х 10 м. Даже когда врата бывали открыты, завеса из голубой, пурпурной и червленой тонкой ткани заслоняла внутренность самого давира. Внутри стоял ковчег завета, который считался самым священным предметом. На каждой стороне стоял громадный херувим с пятиметровым размахом крыльев, так что четыре крыла простирались во всю ширину помещения.

П. Поселение в Иерусалиме              3:1—4:24

Сооружение жертвенника и восстановление

Богослужений                                   3:1-3

Праздник кущей                                3:4-7

Закладка фундамента храма                         3:8-13

Задержка строительства                   4:1-24

(Противодействие в позднейшие времена) 4:6-23

III. Новый храм                                   5:1—6:22

Побуждение вождей к действию             5:1-2

Обращение к Дарию                         5:3-17

Царский указ                                     6:1-12

Завершение постройки храма          6:13-15

Освящение храма                                         6:16-18

Пасха в Иерусалиме                          6:19-22

 

Новый храм                           40:1-43:12

Правила поклонения             43:13-46:24

Земля благословения            47:1-48:35

НОВЫЙ ХРАМ

 (ср. 1 и 8—11). Иезекииль получает теперь заверение, что в новом храме Бог устраивает место Своего вечного обитания со Своим народом. Никогда больше они не будут осквернять имя Божье идолопоклонством.

Новые правила поклонения Богу в храме тщательно описываются в 43:13—46:24. Иезекииль видит жертвенник и замечает приношения и жертвы, которые дают народу соответственное основание для доступа к Богу

 

(Основная тема Иез. 33-48 — Израиль будет восстановлен на обетованной земле как самостоятельное государство под властью князя. Это согласуется с той же темой у Исайи, который заверяет, что у Израиля будет период абсолютного мира, когда Сион будет главой всех народов под властью совершенного правителя, который будет творить правду. Ср. Ис. 2, 4,11, 35 и 65-66)

Израиль будет восстановлен в обетованной земле — вот слово надежды для современников Иезекииля в стране изгнания. Бог вновь соберет Свой народ и еще раз благословит его.

ПЛАЧ О ХРАМЕ

Одни радовались, а другие плакали, вспоминая великолепный храм Соломона, превращенный в развалины вавилонскими войсками полстолетия назад.

СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА

Только во второй год Дария (520 г. до Р. X.) евреи смогли снова приступить к строительству. В это время пророки Аггей и Захария возбуждали рвение и патриотизм нового поколения(Повсеместные восстания вспыхивали в ранние годы царствования Дария

в 538 году до Р. X., когда закладывался фундамент для нового храма. Сравнивая строящийся храм со славным храмом Соломона, народ впал в уныние, и у строителей опустились руки. Работа замедлилась.

Аггея спасло положение. Увещевая евреев возобновить свои усилия, пророк уверял их, что Бог находится среди них: «Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» Затем Господь обещал: «...Я потрясу все народы... и наполню Дом сей славою... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего... и на месте сем Я дам мир». Хотя это обетование было недвусмысленным и определенным, о времени его исполнения сказано лишь одно: «...и это будет скоро». В прежние времена Господь являл Свою славу в скинии (Исх. 25:8-9; 40:34-38; Лев. 9:23-24).

Аггей провозгласил, что новый храм ожидает величайшая слава; этим он ободрил и поддержал дух строителей.

Поскольку эти события не произошли в дни Зорова-веля, обетование было обращено к нему как к представителю рода Давидова, через который эти пророчества исполнятся во второе пришествие Христа.

· Книга пророка Малахии — последнее пророческое предостережение (1:1—4:6)

. Второй храм уже существовал, жертвенник был в употреблении, и евреи были под властью персидского правителя (ср. с Мал. 1:8

II. Великая слава нового храма                    2:1-9

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!