Обличить власть в ее одержимости духа зла и одержать победу над демонами может только человек, достигший внутренней чистоты Святости и стяжав наивысшие потоки благодати.

СОЗЕРЦАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ

ГЛАВА XI, ч.13

Автор темы, Тамара Костина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Господи, благослови!

ОТКРОВЕНИЯ

О душевном и духовном человеке

В человеческом обществе существуют два типа людей: по духу Божьему это «овцы», праведные, кроткие и добрые люди, идущие гладким и проложенным путем добродетелей, уподобляющие Господу и поднимающиеся по духовной лествице, ведущая к небесам, ввысь, в Царство Небесное.

«Козлищами» же именуются люди имеющие духа сатаны, это прельстивые, лживые,  наглые, блудные и беспутные грешники, которые уподобляются бесам, такие люди идут тоже своей тропой и опускаются по ступеням лестницы вниз в пропасть адову.

Человек есть сотворение Божье, он трехсоставный, имеет плоть, душу и дух. Правильный образ земного бытия человека, это духовный, при таком образе жизни соблюдается строго иерархия: тело – служит душе, душа есть служанка духу.

 Образ душевного человека есть неправильный, и является по сути греховным. Человек погружаясь в душевную жизнь, в таком состоянии над его телом господствует дух сатаны, и через этот дух действуют страсти и прежде всего гордость и различные похоти. А когда тело не служит душе, а служит страстям, душа не является служанкой Богу и связь со Творцом пресекается, а с сатаной осуществляется. И так земная жизнь душевного человека проходит с демоническими силами под руководством духа тьмы, в наслаждении и удовольствии страстей.   В этом замке, созданном его собственным воображением, душевный человек если не приносит покаяние, то живет в страстях до самой смерти земного бытия. После победы дьявола, захвативши дух человека, такой замыкается в себе, он как бы добровольно отрекается от Христа и не может жить по законам Творца. Дух человека став нечистым теряет такие способности как созерцание, прозрение, внутренний логос сердца, духовные интуиции и способность различать темные и светлые силы, действующие как в пространстве, так и в его собственной душе. Ум смыкает свое око, обращенное к вечности, и душа остается слепой. Душевный человек, потеряв образ Божий, становится безобразным, над таким господствуют гордость и похоти. Гордость и похоть никак не могут любить Бога и уподобить человека Божеству, но с успехом уподобляет его демону. 

Православному христианину необходимо умение отличать духовное от душевного.

Душа после грехопадения поражена недугом, и ее силы и чувства приобрели болезненный характер страстности, однако когда человек достигает покаяния, тогда, дух начинает властвовать над душой, оживлять ее своими импульсами, укрощать страсти, возрождать то доброе в ней, что осталось не поврежденным грехом. Душа, находясь в состоянии недуга, как бы колеблется между жизнью и смертью. Но, не подчиняя себя духу, она отказывается от возможности возрождения и того, что мы называем вечной жизнью.

Святые отцы поясняют, что сама вера есть процесс исцеления. Поле души на земле – это человеческое общение, семья, общность интересов и эмоциональных привязанностей. Это поле взаимной поддержки и взаимозависимости, поле неровное и колеблющееся, поле, на котором могут проявляться как благородные чувства, так и низменные страсти души, поле высокого напряжения, которое иногда захватывает, как бы поглощает человека, вследствие чего отступает и перестает действовать его дух, замыкаясь сам в себе. Поле духа – это вечность. Это как бы выход из земного притяжения. Это обращенность ума к Божеству, это пробуждение логоса сердца через молитву. Особенно часто смешиваются понятия – духовной и душевной любви. Духовная любовь видит в человеке вечное – образ и подобие Божие, чем более всего и дорожит в нем. Самая большая радость заключается для нее в том, чтобы этот любимый человек принадлежал Богу. Духовная любовь не ищет своего , потому что ее достояние – Бог, а в Боге она имеет все.   За любовь к человеку, душе, отвечает Своей любовью Бог, или скажем по-другому: она мистически любит Христа через благодать, живущую в человеке, как в Его образе, а не  страстного, изменяющегося человека, которого псалмопевец назвал ложью.   

Душевная любовь – это зависимость от того, кого любишь, в ней нет свободы. Это любовь к плоти, а так как плоть тленна, подлежит тлению и все в ней тленно, то душевная любовь заменяет реальность фантазией, она видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В ней – беспрерывное волнение и тревога: волнение – как бы приобрести, тревога – как бы не потерять; разочарование, когда человек очнется от собственных грез. Душевная любовь не имеет опоры в самом человеке, это фейерверк чувств, который, засверкав внезапно, так же внезапно может погаснуть. Как часто душевная любовь сменяется равнодушием и отчужденностью, как часто переходит в ненависть! Душевная любовь не исчерпывается плотским влечением: есть, например, дружеская любовь. Но как непрочна эта любовь! Как часто она не выносит и малейшего испытания и разбивается, точно хрустальный бокал от легкого удара. Как часто преуспевший друг встречает своего прежнего товарища и смотрит на него совершенно иными глазами, словно деньги или власть сделали его сердце каменным, и товарищ чувствует, что между ними возникла дистанция, которую не измеришь и тысячей верст. Практически вся поэзия – плач о неразделенной или потерянной любви. В основе почти всех театральных пьес – история разбитой любви, приводящей к страданию, отчаянию или мести.

Христианин должен возвыситься над душевной любовью. Он не должен находиться, как узник, в ее власти. Только борьба со страстями может открыть путь к духовной любви, только духовная любовь если не освятит, то просветлит душевную любовь. Дух ищет лишь Бога. Поэтому на земле он довольствуется немногим. Духовная любовь дает человеку счастье как внутреннее состояние. Он может быть счастлив малым. Душа, «отключенная» от духа, находится в постоянном искании, она ищет многого, но не удовлетворяется ничем. Поэтому ее колеблют, как волны поверхность моря, два чувства: страх и гнев. Особенно большие искушения для духовной жизни заключают в себе власть и богатство. Человек, надеясь на них, перестает уповать на Бога и вместе с упованием теряет веру и любовь. И открывается прямой путь к порабощению человека его же собственными страстями. Страсть ненасытна: будучи удовлетворена, она восстает затем с новой силой. Поэтому чаще всего богатство и власть губят тех, кто добился их. Поэтому трудно найти любовь среди богатых и обладающих властью. Чем выше человек поднимается в гору, тем ему труднее дышать. Но здесь главное препятствие к любви не власть и богатство сами по себе, а привязанность к ним, надежда на них, их воплощение в то чудовище, которым поглощается человеческое сердце. Господь сказал: мир Мой даю вам. Этот мир – благодать Духа Святаго. Воспринять ее может только человеческий дух, чтобы затем осенить миром душу, в которой – постоянное беспокойство, смена эмоций, противостояние мыслей. Самая суть аскетики заключается в умении подчинить душу духу, а дух – благодати. Христианину необходимо уметь разграничивать область душевного и область духовного, чтобы воздавать кесарево кесарю, а Божие Богу : миру – ту дань, которую он должен платить ему посредством жизни своей души, Богу – то, что он должен Ему отдать через устремление духа к вечности и Вечному, через то единственное, чем может человек оправдать свое имя и призвание.

Нам заповедано возлюбить Господа всей душой, всем сердцем, всем разумением, и это значит — не оставить себе никакого места в этой духовной любви, всецело предать себя в руки Божьи и позволить Богу любить нас. Вот что от нас требуется, прежде всего — полное самоотвержение ради Христа.

У святых отцов, что прибывали в настоящем глубоком духовном Богообщении, дух человека как бы забывает о себе ради созерцания Божественной красоты. Если попытаться выразить это человеческим языком и земными образами, то можно, наверное, в пример привести состояние человека, когда он видит что-то очень красивое (например, пейзаж природы, произведение искусства, и т.п.) и, увлекшись, в глубоком созерцании этой красоты он совершенно забывает о времени и даже о себе.

Так и все святые смиренные люди, которым дано духом созерцать Господа и Его Царство, совершенно забывают о времени и о себе. Только Божественная красота ни с чем земным несравнима, и блаженство от этого созерцания несказанно.

«Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.» (св.Серафим Саровский). Вкусите и видите яко благ Господь.

Душа грешного человека скрыта страстями, в результате чего грешник, не ощущает духовного своего состояния и прибывает в душевном состоянии. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия. [1 Кор. 2,14] Человек, находящийся в греховном состоянии и не прошедший через возрождение - покаяние, не понимает того, чему учит Дух Божий. Не имея духовной силы и духа Божия, душевный человек, не имеет чистого восприятия для познания Бога. Исследовать духовные вещи и рассуждать о них может лишь духовный с помощью просвещения Духа Святого.

По словам святителя Григория Паламы, «тот кто любит неправедность, ненавидит свою душу, разрушает и приводит в негодность то, что по образу Божию, уподобляясь тем одержимым безумием [людям], которые безжалостно растерзывают собственную плоть, совсем не чувствуя [при этом боли]. Ведь сам [такой человек] незаметно губит и жестоко разрушает свою врожденную красоту, безумно разрывая [на части] троический и надмирный мир своей души, преисполненный внутри любовью» (Свт. Григорий Палама Сто пятьдесят глав, гл.40, с.82-83)

По словам св. Григория Богослова, когда владычественная часть души низвергается под гнетом страстей, «тогда в неведении остается сей Божественный дар, красота Божественного образа, поскольку мы накладываем плотские страсти поверх красоты образа, словно отвратительную личину».

Также и св. Василий Великий весьма подробно анализирует страстную и отвратительную личину души в толковании на 29 псалом: «Ибо что неблагообразнее и отвратительнее души, преданной страстям? Посмотри на гневного и на примечаемую в нем дикость! Рассмотри скорбящего, унижение и упадок его души! А кто подпал сладострастию и чревоугодию, кто вне себя от страха, на того согласится ли кто и смотреть? В них душевное расположение выступает на самые оконечности тела; равно как и следы душевной красоты бывают видимы во внешности святого мужа. И так нам должно заботится о сей красоте, чтобы Жених-Слово, сретив нас, сказал: «Вся добро еси, ближняя моя, и порока несть в тебе» [Песн. 4.7]» (Св. Василий Великий Беседа на 29-й псалом. Творения. В 5 ч. Ч. 1. М. 1845. С. 257. Репр М. 1991)

Красота Божественного образа была помрачена. Следовательно, человек представляет собой не личность, а искаженную отвратительную личину, как ее весьма точно характеризуют божественные отцы. «Отвратительным» называют нечто, чего следует гнушаться и избегать. Это что-то гнусное, отталкивающее, ужасное. Отвратительную личину представляет собой каждый грешный человек. Такая личина будет у всех осужденных на вечные муки, и в первую очередь у диавола. Лицо проклятого человека будет ужасным и отталкивающим. В этой связи нам необходимо с особенным вниманием прислушаться к замечанию свт Григория Паламы:

«Прародители рода [человеческого], добровольно отступив от памятования о Боге и от созерцания Его, а также пренебрегши заповедью, полученной от Него, стали единодушными с мертвым духом сатаны и, вопреки воле Творца, вкусили от запретного древа. Обнажившись от светлых и животворящих одеяний горнего сияния, они, увы, стали, как и сатана, мертвыми по духу. Поскольку же сатана не только есть мертвый дух, но и мертвит приближающихся к нему, и поскольку у причастных его мертвенности было и тело, посредством которого осуществился умерщвляющий совет, то, увы, прародители и собственным телам передали этих мертвых и мертвящих духов мертвенности» (Свт Григорий Палама Сто пятьдесят глав, гл.46 с.94-95) (старец Маркелл, ученик св.Иосифа Исихаста).

Осуждать поступки ближнего и учить его как избавиться ему от страстей, может только тот человек, который сам успешно победил свои страсти и вынул из своего глаза «бревно» и достиг духовного зрения, достиг духовности и стал достойным чадом Отца Небесного. Вот такой человек, который исправился сам, может исправлять других людей, то есть вынимать из их глаза сучок греха. Однако Иисус Христос предостерегает праведного человека, говоря о том, что он не может вразумлять любого грешника. Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф.7:6).

Святые отцы растолковывают слова Иисуса Христа, так: не все грешники готовы к исправлению, не все в состоянии воспринять истины Божественной мудрости. Не все способны понять благие намерения человека, желающего наставить их на путь истинный и оценить сострадание, милосердие и любовь человека, желающего их просветить, вразумить и наставить. Есть такие грешники, которые не желают освобождаться от своих грехов. Они так погрязли в духовной грязи, так привыкли к окружающему их мраку, что им приятен стал грех и порок и из за постоянного общения с пороком, изменился характер. В результате чего им стало приятно зло. Они цепляются за грех и не желают расставаться с ним. Всякий луч света и мудрости, озаряющий их темное царство греха, они встречают враждебно и раздражительно. Эти люди одержимы духами зла, которые и защищают неприкосновенность темного царства их душ и реагируют с озлоблением и ожесточенностью на всякую попытку просветить разум заблудших людей.

Таких людей, закореневших в грехе и испорченных духом зла, Спаситель советует не трогать. Потому что в ответ на попытку ознакомить их с истиной, они могут проявить пренебрежение к Евангелию или насмехаться над ним. В разбираемом отрывке под словом «святыня» подразумевается Евангелие и Божественные истины. Под жемчугом подразумеваются порывы души и чистые желания просветить умы людей светом истины. Жемчугом также называются истинные знания, Божественная мудрость, преподносимая просветителем.

 Под свиньями и псами подразумеваются закоренелые грешники, одержимые злыми духами, которые мешают этим людям избавиться от грехов, а заставляют с озлоблением и ненавистью реагировать на просветителей. Эта злоба и ненависть и выражается в том, что закоренелые грешники попрут (то есть растопчут) святыню (то есть знания) ногами и своими грязными словами будут насмехаться и издеваться над истинами и понятиями Святого учения. А затем в безумстве своей злобы могут причинить вред и просветителям. Поэтому трогать таких людей не нужно, так как они ещё не созрели к восприятию учения Христова. Проповедники слова Божьего не принесут пользы таким людям.

Заблудшие люди, закостенелые грешники не поймут слова истины и отнесутся к ним как свиньи, которые накидываются на брошенный им жемчуг, который напоминает им по виду зёрна. После того как эти грешники поймут, что обращенные к ним слова просвещения не могут удовлетворить их похотливых желаний, то с жемчугом Божественных истин поступят как свиньи, которые, поняв, что жемчужины, брошенные им, зерном не являются и их нельзя съесть, затопчут жемчуг ногами. А на тех, кто преподнес им жемчуг знаний, могут броситься, чтобы растерзать как свирепые псы, которым не дали вкусной похлебки, удовлетворяющей их животные инстинкты.

Самых закоренелых грешников перед просвещением, сначала нужно освободить от духов зла, которыми эти люди одержимы. А изгнание духов должен производить не рядовой просветитель, а духовно чистый человек – СВЯТОЙ. Поэтому обычный просветитель, не способный изгнать злых духов из закоренелых грешников, не должен их трогать и не преподносить им жемчуг чистых знаний, то есть не давать святыни псам, потому что сперва, закоренелого грешника нужно освободить от духов зла, затмевающих его разум, а затем наполнить этот разум истинными знаниями. Как видно для закоренелых грешников нужен не обычный, а особый просветитель – СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК!

Обличить власть в ее одержимости духа зла и одержать победу над демонами может только человек, достигший внутренней чистоты Святости и стяжав наивысшие потоки благодати.

СЛАВА БОГУ! АМИНЬ!


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!