Что означает понятие «традиционное общество»?

Самостоятельная работа по теме

«Цивилизации Востока в средние века. Индия. Китай. Япония»

На прошлом уроке речь шла о славянах и о возникновении Древнерусского государства в 9 веке. Сегодня вы изучите развитие восточных цивилизаций в 9 веке, т.е. речь пойдет процессах, происходивших в это же время, но в других местах.

Основная литература по теме урока:

http://ufstor.edusite.ru/DswMedia/istoriya20180.pdf,  § 31,32

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

3. История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 2010.

Интернет - ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Задание: составить конспект, ответить на вопросы. Работу выполнить в тетради, сфотографировать и отправить в личку. Указать группу.

Вопросы по теме:

1. Особенности развития Средневековых цивилизаций Востока.

2. Важнейшие события истории стран Востока в Средние века.

3. Вклад средневековых цивилизаций стран Востока в становление мировой цивилизации.

Делийский султанат – непрочное государство, в котором крупные феодалы стремились превратить свои наделы в наследственные владения и обрести независимость.

Империя Великих Моголов – государство, возникшее на месте развалившегося Делийского султаната, в XV–ХVII вв. являлось одним из могущественных государств Востока, соперничая с Османской империей и Китаем.

Буддизм – религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии.

Синтоизм – традиционная религия в Японии, основанная на анимистических верованиях древних японцев, где объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

На протяжении многих веков Восток и Запад воспринимались как две полные противоположности, олицетворявшие косность и прогресс, застой и динамику, деспотизм и свободу. Произошли ли существенные изменения в различных сферах жизни общества средневековых цивилизаций Востока по сравнению с периодом древности?

Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Переход к Средневековью на Востоке был ознаменован, во-первых, распадом Римской империи. Во-вторых, появлением в этот период таких неизвестных до этих народов, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. В-третьих, на Востоке рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

История Китая в средние века была весьма бурной. Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности. Эпохой наивысшего могущества государства считается правление династии Тан, основателем которой был крупный землевладелец Ли Юань. В Китае процветало сельское хозяйство, хорошо были развиты торговля и ремесло. Ткацкие технологии достигли новых успехов, совершенствовалось красильное дело, гончарное производство, кораблестроение, металлургия. По всей стране проходили сухопутные и водные пути. Династия Тан установила тесные связи с Японией, Индией, Персией, Аравией, Кореей и прочими государствами. Стали развиваться техника и наука. В 725 г. мастера И Син и Лян Линцзань впервые создали механические часы, оснащенные анкерным механизмом. Стало распространяться пороховое оружие. В Китае распространилось чаепитие, стало развиваться чайное искусство. В классической литературе были увековечены имена великих мастеров чайной церемонии – Лу Юя и Лу Туна.

В VIII веке империю Тан ослабляют конфликты между центральной властью и военными наместниками на периферии. Окончательно господство династии Лю подрывает война Хуан Чао за престол в 874–901 годах, вскоре её сменяет династия Сун (960–1279 гг.).

Иной, отличный от китайского вариант исторического развития осуществился в Японии. Начиная с VI в. Япония, только вступившая в эпоху создания цивилизованного общества, стала развиваться очень высокими темпами. Невероятная динамичность японского пути развития во многом была связана с тем, как использовался опыт других стран.

В 604–605 гг. принц Сетоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Сетоку посылал молодых японцев учиться в Китай и Корею, а также приглашал оттуда ремесленников, монахов и ученых. Еще более решительным и последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти после государственного переворота в середине VII в.

Это событие получило в Японии название Тай ка – «Великая перемена», и не только потому, что произошла смена царствующего рода, но и потому, что вся жизнь японского общества стала активно преобразовываться по китайскому образцу. Это касалось структуры административного аппарата, распределения наделов между крестьянами и чиновниками, системы уплаты ренты-налога.

В Японии было принято китайское иероглифическое письмо (позже оно было существенно трансформировано), китайский язык считался официальным письменным языком. Древняя религия японцев (синтоизм) обогатилась за счет даосизма и в конце концов сумела найти некий компромисс с буддизмом, который пришел из Китая. В течение долгого времени в стране не удается восстановить единую государственную власть.

Лишь в 960 годах военачальник Чжао Куан-инь основывает династию Сун. Все три столетия Сун прошли под знаком успешного давления на Китай со стороны северных степных народов. VI веке китаизация Японии была настолько велика, что перед исследователями встает вопрос о самостоятельности японской цивилизации. Некоторые историки считают, что на первом этапе своего развития японская цивилизация была вторичной, периферийной по отношению к Китаю.

Средневековый период в истории Индии, которую называли страной мудрецов, ставит перед историками много вопросов. Здесь гораздо меньше, чем в других странах Востока, заметен переход от древности к средневековью. По сравнению с другими восточными цивилизациями здесь особенно прочно держались традиции. Образование мусульманских государств на территории Индии – Делийского султаната и империи Великих Моголов – внесло изменения в социально-экономическую и политическую жизнь Индии. В эту эпоху возросла централизация, укрепился бюрократический аппарат, открылись большие возможности для развития феодальных отношений, более совершенной стала система взимания налогов, однако фундамент индийской цивилизации оказался достаточно прочным: как только мусульманские государства распадались, начиналось возвращение к прежним формам жизни.

Нельзя сказать, что Восток в средние века "застыл", приостановился в своем развитии. Во многих областях жизни восточных цивилизаций происходили изменения: постепенно совершенствовались орудия производства, росли города, крепли и расширялись торговые связи, появлялись новые тенденции в философии и литературе. Но в целом темп развития Востока был более медленным, по сравнению с Западом. Историки объясняют это тем, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизведение старых, сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения. Развитие восточных обществ происходило в пределах цивилизационной традиции.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение прежде всего в Индии и Китае.

Культура и религия народов Востока развивались, переплетаясь и обогащая друг друга. Так, из Индии своеобразная танцевальная драма – гигаку – была занесена в южно-китайское царство У (по-японски Го), а оттуда в Корею. В VI в. вместе с распространением буддизма танцевальная драма появляется в Японии, где она и получает название гогаку – «музыка Го». Через Китай в Японию было занесено танцевальное представление – бугаку».

Источник: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history_civilizac/03.php

Тренировочные задания:

Что означает понятие «традиционное общество»?

1) ориентировано на неизменность, стабильность

2) основано на традиции частной собственности

3) развивающееся быстро, резко

4) основано на исламской религии

Разбор задания:

Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях и обычаях. Традиционному обществу свойственно господство натурального хозяйства и низкая социальная мобильность. В таком типе общества отсутствует частная собственность, его развитие происходит медленно.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!