Примеры произведений, в которых поднимается проблема соверше-



Литература 10 класс

 

Задание 31.03.2020г и 01.04.2020г.

Просмотрите видеоуроки

 

https://www.youtube.com/watch?v=zOUCQh8tLNY&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?v=aDomR-nkW2s&feature=emb_logo

 

 

Подготовить сообщение: «Образы героев Л.Н. Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов»  (объём 2 листа формата А4)

 

 

Русский язык 10 класс

Задание 31.03.2020г 

 

Подготовиться к контрольному сочинению

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не

согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский

опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два

аргумента).

 

Объём сочинения — не менее 150 слов.

 

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 (1) Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не

попали. (2) Время было голодное. (3) По студенческим карточкам нам давали

всего по четыреста граммов хлеба.

(4) А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали

в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого

работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую

обильную еду.

(5) На Мишкиной тумбочке висел замок. (6) Мы даже не подходили к ней:

неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была

священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные

бунты или закономерные революции.

(7) Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду

к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8) Ребята меня отговари-

вали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель.

(9) Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.

(10) Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родитель-

ского дома. (11) Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный

мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном обще-

житии.

(12) Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13) Меня

охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров,

я поднял руку проходящему грузовику.

— (14) Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — (15) Э, да что

с тобой разговаривать!

— (16) Дяденька, не уезжайте! (17) У меня хлеб есть.__

(18) Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр

отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19) Но весь каравай исчез в

кабине грузовика. (20) Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже

само исчезновение каравая, ради которого я перенёс такие муки, было мне

уже безразлично.

(21) Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и по-

просил друзей, чтобы они принесли кипятку.

— (22) А кипяток-то с чем?.. (23) Ты из дома-то неужели совсем ничего не

принёс?

(24) Я рассказал им, как было дело.

— (25) А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спро-

сил Володька Пономарёв.

— (26) Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с

маленькими серыми глазками. — (27) А ты как узнал?

— (28) Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!

(29) Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые об-

ратились к нему с просьбой.

— (30) Видишь, захворал человек. (31) Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.

(32) Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал

орать, наступая то на одного, то на другого.

— (33) Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34) Нет у меня

ничего в тумбочке, можете проверить. (35) Разрешается.

(36) При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый замок.

(37) Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное

матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня

забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота ребят, бесстыдная

Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клу-

бится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38) Клубы

росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной

волной.

(39) Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы кру-

шили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся

к тумбочке с замком. (40) Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажи-

лось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным

маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, свёрточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб.

— (41) Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядил-

ся я, прежде чем лёг в постель. (42) Самому мне есть не хотелось, даже под-

ташнивало. (43) Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную

силу.

(44) Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не

стал. (45) Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный

предмет. (46) Потом его унёс комендант общежития.

(По В. Солоухину*)

 

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — писатель и поэт, представитель «деревенской прозы».__

 

Пошаговая инструкция

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст. В процессе чтения подчёркивайте

слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если зна-

чение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Каравай — хлеб круглой формы.

Хапуга — тот, кто хапает, присваивает себе что-либо незаконным путём,

берёт взятки.

Харя — лицо, рожа, морда.

Взорвёт — выведет из себя.

Списанные тумбочки — тумбочки, которые уже не годились для исполь-

зования.

Нутро «амбара» (здесь) — то, что хранилось в тумбочке.

Комендант — старший, тот, кто отвечал за порядок в общежитии.

ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, по-

ставленных автором текста. Для этого подберите, выделите в тексте или сформулируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию мысли автора текста.

Примеры фраз из текста:

— Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!

— Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное мате-

рью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча.

— Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не

стал.

Примеры собственных формулировок:

— Автор текста ставит перед читателем следующую проблему: можно ли

одному быть сытым, когда все вокруг голодают.

— Низкий поступок… Что это такое?

— На протяжении жизни человек совершает разные поступки. Именно о

низких поступках и безнравственных людях размышляет В. Солоухин.

— Почему безнравственные люди, совершающие низкие поступки, похожи

друг на друга? Именно эту проблему ставит автор текста перед своими чита-

телями.

— Автор размышляет о том, что нравственный потенциал человека опреде-

ляется его поступками.

— Предложенный нам текст писателя актуален прежде всего тем, что в нём

поставлен вопрос: …

ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в ком-

ментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по ва-

шему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментари-

ях, не пересказывайте текст.

Возможные варианты начала комментариев:

— Автор текста убеждает, что …

— Значимо обращение к …

— Для подтверждения своей мысли автор …

— Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое вни-

мание…

— В. Солоухин приводит следующий пример …

— Автор рассказывает о …

ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рас-

сказчика). Следите за тем, чтобы формулировка была понятной. Избегайте по-

второв одной и той же мысли.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

— Автор доказывает, что …

— Авторская позиция актуальна: …

— Автор доказателен …

Очевидно, что автор текста понимает …

— Приговор автора однозначен …

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про-

читанного текста. Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Пер-

вый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Обратите

внимание на художественные тексты, в которых герои совершают низкие по-

ступки (например, поведение Анатоля Курагина по отношению к Наташе Ро-

стовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Примеры произведений, в которых поднимается проблема соверше-

ния героями безнравственных поступков:

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (1825).

А. С. Пушкин «Маленькие трагедии» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831),

«Капитанская дочка» (1832—1836).

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1839).

Н. В. Гоголь «Мёртвые души» (1842).

А. И. Гончаров «Обломов» (1858), «Обрыв» (1869).

Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (1844—1845), «Преступление и наказа-

ние» (1866).

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (1872), «Война и мир» (1863—1869).

А. П. Чехов «Ионыч» (1898), «Вишнёвый сад» (1903).

М. А. Булгаков «Собачье сердце» (1925), «Мастер и Маргарита» (1966).

Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).

В. С. Гроссман «Жизнь и судьба» (1950—1959).

В. В. Быков «Сотников» (1969).

В. М. Шукшин «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971).

У. Шекспир «Гамлет» (1601).

И. Гёте «Фауст» (1808).

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» (1890).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из

четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования

того или иного художественного текста.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!