Докажите, что вынесенные в заглавие слова «война» и «мир» являются не только ключевыми в художественном содержании романа, но и образами, богатыми многими смыслами.

Марта 2020

Урок № 79

Л.Н. Толстой «Война и мир»

План:

1. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»

 


Материал для самообразования


Об эволюции замысла романа говорят названия его ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год»

Лишь в 1866 г. Л.Н. Толстой выбрал окончательный вариант- «Война и мир»

Какую первую ассоциацию вызывает у вас сочетание этих двух слов?

Интересно, что это сочетание слов уже встречалось нам в речи летописца Пимена в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»:

Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса.

В словах трагедии А. С. Пушкина как будто скрывалось заглавие будущей книги Л.Н. Толстого.

«Война и мир»- заглавие эпически спокойное и летописно простое.

Скажите, а что представляют собой эти два слова с точки зрения лексики?

Эти слова являются АНТОНИМАМИ.

Как отражается антонимия понятий, заложенная в названии романа в самом произведении?


- основной композиционный прием – противопоставление, антитеза ( главы делятся на
«мирные» и «военные»
- противопоставляются характеры многих героев.


Можно предположить, что роман "Война и мир" назван так именно потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805--1814 годов и мирный период до и после военного времени.

В произведении эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени.

И на первый взгляд, кажется, что в заглавии заключена одна анти­теза: война — мирное время, и что слово «мир» следует понимать только как антоним слову «война».

Но у Толстого- писателя , психолога, философа, историка все намного сложнее.

Напишите в тетрадях возможные сочетания со словом МИР.

Какой вывод можно сделать?

Название романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» многогранно и отражает глубокий философский смысл. Оно построено на антитезе, так как автор противопоставляет жизнь смерти, покой — душевной тревоге.

Рассмотрим, в чём же заключается смысл заглавия произведения реалиста. Название этого романа-эпопеи можно трактовать в буквальном смысле. В сюжете говорится о жизни людей, столкнувшихся с войной. Кто-то добровольно идет на фронт, чтобы отыскать славу (как Андрей Болконский, ищущий свой «Тулон»), кто-то остается в «мире», а кто-то мечется между двумя местами.

Говоря о военной теме, можно отметить, что своеобразность ее раскрытия автором заключается в её гуманистическом звучании, ибо Толстой считает, что подобное явление — это «самое гадкое дело в жизни». Писатель взял за основу для сюжета, не считая эпилог, 1805 – 1812 года, период конфронтации России с Францией, тем и определяется буквальное значение названия романа-эпопеи. Также автор показал, что «война» возможна и в мирное время, и наоборот.

Под первым понятием Толстой подразумевал отсутствие единения людей, их борьба за что-то ничтожное. Так, автор изобразил конфликт между персонажами за наследство отца Пьера, которое, в конце концов, получил он сам. Он также показал отсутствие любовных уз между Элен из «подлой, бессердечной породы» Курагиных и графом Безуховым, потому что девушке от своего мужа нужны были лишь деньги. Автор противопоставляет этому «мир» на войне, когда люди проявляют свои лучшие качества. Например, писатель восхищается купцом Ферапонтовым, раздавшим весь товар солдатам и сжёгшим оставшееся. Также Толстой пишет о том, что перед Бородинским сражением солдаты надели белые рубахи и не пили, потому что это был «не такой день». И, наконец, заглавие романа-эпопеи можно понимать как «войну» и «мир» внутри героев этого эпического произведения. Автор проводит своих «любимых героев» через испытания, которые являются этапами так называемой «диалектикой души». Например, «золотое сердце» Пьера, не видевшее обман вокруг себя долгое время, повело персонажа искать истины в масонстве, на фронте. Андрей Болконский ищет смысл жизни то в военной службе, то в любви с Наташей, то в религии и прощении. Авторская позиция заключается в том, что «война» внутри человека достойного обязательно должна пройти, чтобы его душа не закостенела. Это просматривается как в отношении писателя к ищущим героям, так и к статичным образам, например, Сони, Друбецких, Берга, Курагиных. Человек, борющийся за своё счастье, обязательно обретёт его, чем бы оно ни являлось: смертью, семейной жизнью или службой народу. Таким образом, название романа-эпопеи Л. Н. Толстого многогранно. Оно подразумевает как буквальное, так и переносное значение двух слов — «война» и «мир». Они могут значить настоящие бои и нахождение в тылу, а также спокойствие души и её постоянные поиски.

Эпическое начало в романе "Война и мир" невидимыми нитями связывает в единое картины войны и мира. Точно так же, как "война означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей, в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие "мир" фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях.

Мир - это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Мир - это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

Мир - это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть "прекрасным человеком" и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом "дурацком мире".

Мир - это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он не находился: на войне или в мирной жизни.

Но Мир - это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование "царства правды".

Мир - это братство людей независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н. Ростов при встрече с австрийцами. Мир - это жизнь.

Мир - это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обусловливают друг друга.

В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира - труд и счастье, свободное и естественное и потому радостное проявление личности. А содержание и потребность войны - разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это самоутверждение своего эгоистического "я", несущее другим разрушение, горе, смерть.

Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русской армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь "столько сиживал старичок-мельник с удочками в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу".

Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: "Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положения на полях и лугах..., на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского". Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н. Ростову, когда он видит "комнатное лицо врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами".

Рассказать правду о войне, заключает Толстой, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека.

И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; "грешница" Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.

Само сочетание "война и мир" уже употреблялось в русской литературе, в частности, в трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов": "Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса". Толстой, как и Пушкин, использует сочетание "война и мир" как универсальную категорию.

 

Письменное  задание:

Докажите, что вынесенные в заглавие слова «война» и «мир» являются не только ключевыми в художественном содержании романа, но и образами, богатыми многими смыслами.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!