Этапы становления, особенности развития и основные направления и школы американской социологии.



Историю американской социологии можно, хотя и достаточно условно, разделить на четыре этапа.

Первый - этап институционализации (начало 90-х гг. XIX в. — до начала 20-х гг. XX в.) — этап экстенсивного развития, поиска тем, формирования теоретических позиций.

Именно в этот период, в 1892 г., в Чикагском университете впервые в мире был открыт факультет социологии, где работали почти все крупнейшие американские социологи того времени — А. Смолл, У. Томас, Р. Парк, Дж.Г. Мид и др. В 1906 г. было организовано Американское социологическое общество, преобразованное впоследствии в Американскую социологическую ассоциацию.

Началом второго — эмпирического этапа принято считать выход в свет в 1918 г. пятитомного труда У. Томаса и социолога польского происхождения Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». С этого времени на протяжении полутора — двух десятилетий в США безоговорочно господствовал эмпиризм — прикладная социология. В этот период открывается множество исследовательских центров, факультетов социологии при университетах, бурно растет число эмпирических исследований (как правило, лишенных какого-либо теоретического смысла).

Гретый этап (начало 1950-х) связан с формированием и широким распространением структурно-функционального направления.

С начала 60-х гг. XX в. наступает так называемый «критический», «радикальный» — четвертый этап развития американской социологии. Сутью его является осознание кризиса теоретических, методологических и эмпирических предпосылок, лежащих в основе американской социологии.

Таким образом, особенности развития американской социологии сводятся к следующему.

Во-первых, если в Европе социология долго развивалась на инициативной основе (так, О. Конт не имел постоянного заработка, а М. Вебер, Э. Дюркгейм были вынуждены работать вне университетской сферы), то в США социология сразу стала складываться как университетская дисциплина. В 1892 г. в Чикагском университете была откры та первая в мире кафедра социологии и социологический факультет (декан А. Смолл). Уже в 1901 г. курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а к концу 1980-х гг. — почти в 250. Параллельно в XX в. шел рост численности членов Американской ассоциации, которая насчитывала в своих рядах в конце 30-х гг. несколько сот человек, в середине 60-х — уже около 10 тысяч, а к середине 70-х — более 15 тысяч человек. В 80-х годах в США ежегодно защищаюсь около 600 докторских диссертаций по социологии.

Во-вторых, с самого начала американская социология стала формироваться как прикладная (эмпирическая) наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более грех тысяч эмпирических исследований. Особый рост их количества пришелся на второй этап (1918- 1930-е). В настоящее время количество исследований достигает порядка шести тысяч в год.

Трудно, пожалуй, найти ученого, чьи идеи оказали бы большее влияние на развитие социологической теории в XX в., чем Толкотта  Парсонса (1902-1979). Основной целью его изысканий была попытка охватить все аспекты социального мира, а также согласование понимания общественной жизни с достижениями естественных наук. Идеи Парсонса доминировали в англоязычной социальной теории с конца Второй мировой войны до середины 1960-х гг. Однако и в настоящее время они оказывают значительное влияние на развитие мировой социологической мысли.

 

В своих фундаментальных работах «Социальная система» (1951) и «К общей теории действия» (1951) Парсонс формулирует понятие общей модели действия, называемую им «единичным актом». Это своего рода аналитическая абстракция, обобщенная модель любого действия человека, взятая в ее сущностных чертах. Она включает в себя, во-первых, действующее лицо — человека с его стремлением действовать, а во-вторых, ситуационное окружение — изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых последнее зависит. При этом Парсонс делит факторы ситуационного окружения на следующие группы:

§ физические факторы — совокупность биологических характеристик человека;

§ культурные факторы — культурные традиции, идеи, верования, ценностные образцы и т.п.;

§ факторы, составляющие социальную систему, — другие индивиды и социальные группы, окружающие человека;

§ сама личность индивида как уникальная его часть, рассматриваемая в отрыве от биологического и культурного аспектов.

Любая социальная система должна справляться, по мнению Парсонса, по крайней мере, с четырьмя комплексами проблем:

§ рациональная организация материальных (природных), человеческих и культурных ресурсов. Эти функциональные требования обозначаются им как проблемы адаптации. Они преобладают в экономической деятельности;

§ определение основных целей и поддержание процесса достижения (целеориентация);

§ интеграция (сохранение солидарности). Причем решение проблемы целеориентации достигается политическими видами деятельности, интеграции — идеологическими, среди которых главная — религиозная деятельность;

§ поддержание мотиваций деятелей при исполнении ими требуемых социальных ролей и устранение скрытых напряжений в системе личностной мотивации. Решение этой задачи отводится семье. Она выполняет функцию первичной социализации и, выстраивая требования социальной системы, переводит их в личностную структуру, выполняет функцию обеспечения эмоционального положительного настроя и удовлетворенности своих членов.

Все четыре функциональных требования имеют смысл, по Парсонсу, лишь в своей совокупности, в структурной взаимосвязи и зависимости.

Общая теория действия Парсонса представляет собой связную схему категорий, исходным пунктом которой выступают действия людей.

Действие - это целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное поведение в ситуациях, которое состоит из окружающего мира и ситуации.

Организм — биофизические основы поведения как деятельности.

Деятель — эмпирическая система действий, система личности, часть социальной системы.

Ситуация - часть внешнего мира, значимая для деятеля.

Ориентация на ситуацию - значение ситуации для деятеля.

Мотивационная ориентация — аспекты ориентации, связанные с ож идание м воз н агражде н ия.

Ценностная ориентация — ориентация, связанная с соблюдением норм и стандартов.

Социальная система — система действий, связанная с ориентацией на общие цели.

Система личности - структура потребностей, целей и ценностей личности.

Система культуры - организация ценностей, норм и символов, их определений действия деятелей.

Личность, социальная система и система культуры представляют собой основные объекты социологического анализа.

Сами работы Парсонса даже у специалистов заслужили славу «трудных для понимания». Вместе с тем по своему широкомасштабному исследованию системных аспектов социальной действительности, подобного которому нет ни у кого из предшествующих и последующих авторов, труды ученого до сих пор считаются одними из самых лучших в социологии.

Таким образом, рассмотрев общество как некую систему, состоящую из других систем (подсистем), выполняющих как в отдельности, так и в целом определенные функции, Парсонс заложил основы структурно-функционального метода, который именуется и как функциональный анализ, и как структурный функционализм, и просто как функционализм.

Продолжателем теории функционализма Парсонса стал его ученик Роберт Мертон (р. 1910). Лейтмотив большинства его работ — социальная структура и ее влияние на социальное действие.

Мертон считает, что подход Парсонса слишком абстрактен, не детализирован, а потому не применим в исследовании социальной реальности. Колоссальные возможности, заложенные в самом подходе, работают из-за чересчур большого отвлечения от эмпирических феноменов (действительности). Поэтому в качестве своей основной задачи Мертон видит создание «теории среднего уровня» — своеобразного мостика между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами вроде парсоновской.

Критикуя предшествующий функциональный анализ, Мертон вносит в него поправки, не изменяя, вместе с тем, его (функционализма) существа, модели.

Цель социологии, по Мертону, заключается в значительной мере в выяснении того, «как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культур влияют на поведение человека и его судьбу». Таким образом, очевидно, что предметом социологии, по Мертону, является, прежде всего, социальная структура, которую необходимо изучать во всем многообразии аспектов: генетическом (как структура возникла), функциональном (как она влияет на поведение людей), статическом (как она функционирует) и динамическом (как она изменяется).

Важнейшим направлением американской социологии выступает социология труда. Хотя здесь ее чаще принято называть индустриальной социологией, или менеджментом. Последний означает, что наряду с самим трудовым процессом на рабочем месте огромное значение имеют структура, методы и стиль управления. С точки зрения отечественной социологии, это, по сути, эмпирическая (прикладная)социология.

Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни, выводы которого, как показало историческое развитие, нередко расходятся с социальной действительностью. Именно поэтому статус «большой теории» был поставлен под сомнение: «то, что объясняет все, не объясняет ничего конкретно». К тому же, эмпирические социологические исследования диктовались общественными потребностями, о которых говорилось ранее.

Как уже отмечалось, центром формирования эмпирической американской социологии стал Чикагский университет, с которым связано название «Чикагская школа социологии». Именно здесь в 1892 г. был открыт первый в мире факультет социологии, возглавляемый А. Смоллом. В Чикаго же был основан и первый социологический журнал (1895), а в 1905 г. — Американское социологическое общество.

Основные отличительные черты Чикагской школы следующие: а) органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; б) выдвижение гипотез в рамках единой организованной программы, направленной на конкретные практические цели; в) это не «научная школа» в ее классическом понимании. а своеобразная хартия единомышленников, поддерживавших друг друга и опиравшихся на общие достижения.

Центральной фигурой Чикагской школы социологии и ее основателем считается Роберт Парк (1864-1944). Сам он учился в американских университетах (в том числе в Гарвардском), затем продолжил учебу в Германии (Берлин, Страсбург), где прослушал курсы философии, курс социологии у Г. Зиммеля. По возвращении в США Парк работает на различных должностях: от преподавателя философии в Гарварде и редактора научного издания до секретаря Букера Вашингтона — известного негритянского общественного деятеля. Именно семь лег работы в качестве секре таря дали ученому огромный социальный материал.

На основе доктрины «человеческих отношений» в 1943 г. Абрахамом Маслоу (1908-1970) была разработана иерархическая теория потребностей, по которой последние условно можно разделить на две группы — базисные (основные) и производные (метапотребно- сти). К основным относились потребности в пище, жилье, одежде, безопасности, воспроизводстве и т.д., а к производным — потребности в справедливости, благополучии, порядке и т.д. Иерархичность в расположении объяснялась значимостью каждой потребности и их обусловленностью. Так, потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь после того, как будут удовлетворены предыдущие. Именно поэтому, по мнению ученого, в основе располагаются физиологические потребности, а духовные — после них.

На основе идей Маслоу в 1957 г. Д. Макгрегором была разработана теория о стилях управления, согласно которой выделяются:

§ авторитарный стиль - жесткий контроль, принуждение к труду, применение негативных санкций и акцент на материальном сти м ул ирова н и и;

§ демократический стиль — использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие работников в управлении, акцент на моральные стимулы к труду и т.п.;

§ смешанный стиль — чередование элементов первого и второго стилей.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!