Лекция 9 Работа с учениками старших классов



Преподаватель Козлова А.Ю.

Скан-копии или фотографии конспектов присылать на адрес anastasia _ kozlova 79@ mail . ru

Или на Viber или WhatsApp

от ­ Фамилия студента

Оценка выставляется за выполненное задание каждый урок по расписанию

Задание на 23-28 марта

Методика обучения игре на инструменте

II курс

Инструменты народного оркестра

Конспект лекции

Лекция 6 - 7 Знакомство с инструментом. Правила посадки и постановки руки.

Название инструмента «баян» дал Орланский-Таторенко по имени сказителя Бояна.

Баян состоит из 3-х основных частей:

1. правая часть корпуса с расположенными на ней рядами кнопок

2. левая часть корпуса, с 5-6 рядами

3. мех, соединяющий левую и правую части.

Источником звука являются металлические язычки (голоса), которые приводятся в движение потоком воздуха, нагнетаемого при помощи меха.

Отличие аккордеона от баяна заключается в правой клавиатуре.

Также на левой и правой частях могут находиться регистры, для изменения тембра инструмента.

Основными показателями качества инструмента являются:

1. малый расход воздуха при игре. Это проверяется игрой полнозвучных аккордов на правой и левой клавиатурах одновременно.

2. мгновенный ответ при самом слабом движении меха, при резком движении меха звук должен быть громким и возникать сразу. При этом очень громкий звук не должен быть крикливым, а тихий – вялым.

3. корпус и мех должны быть плотно соединены, а отверстия, ведущие к голосам – плотно прикрыты клапанами.

4. левая клавиатура по звучанию не должна быть сильнее правой, а аккомпанемент – сильнее баса.

5. клавиши левой и правой клавиатур должны стоять ровно, нажиматься не очень туго и не очень легко.

 

Правила посадки

С первых уроков необходимо усвоить правильную естественную посадку. Сидеть нужно не очень глубоко, ближе к краю, с некоторым наклоном вперед. Ноги должны плотно стоять на полу. Ученикам маленького роста необходимо ставить под ноги подставку или брать стул соответствующей высоты. Колени не следует держать слишком широко, при этом нужно следить, чтобы левая нога не участвовала в ведении меха. Ученик должен сидеть свободно и удобно, но не расхлябанно, а собрано. Не следует допускать напряжения в спине, наклона назад и сутулости. Голову держать прямо, во время игры не следует смотреть в клавиатуру, ноты нужно ставить на уровне глаз. Правое колено должно быть несколько выше чем левое, для этого левую ногу слегка выдвигают вперед. Баян следует держать устойчиво. Правая часть корпуса упирается в правое бедро, а левая часть стоит на левой ноге.

Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо отрегулировать плечевые ремни. Слишком короткие ремни прижимают инструмент к туловищу, лишая свободы движения и дыхания. Правый плечевой ремень должен быть значительно длиннее левого. Если у ученика покатые плечи, то ремни скрепляют сзади соединительным ремешком. Левый ремень также должен быть хорошо подобран. Он служит для упора запястья левой руки при ведении меха. С самого начала обучения нужно следить за дыханием ученика, оно должно быть естественным и ровным. Дыхание является одной из самых важных функций организма, а игра на баяне требует большой физической и эмоциональной работы.

 

Постановка правой руки

Локоть правой руки нужно держать так, чтобы предплечье было в свободном состоянии и не прижималось к корпусу инструмента и исполнителя. Существует 3 положения, которые может принять правая рука в зависимости от направления движения. Все пальцы правой руки располагаются на клавиатуре в полусогнутом состоянии, кисть слегка выпуклая. При ведении меха не следует прижимать всю ладонь или большой палец к грифу. Положения правой руки:

1. локоть приподнят, кисть слегка согнута, пальцы лежат под углом к грифу концами вниз, запястье выше пальцев. (указ.палец-до, средний – ми безым. – ре). Такое положение используется для игры гамм и гаммообразных пассажей вверх и вниз.

2. локоть опущен вниз и несколько отведен в сторону, кисть составляет одну прямую линию с предплечьем, пальцы лежат перпендикулярно грифу и несколько согнуты ( пальцы по ля-мажорному трезвучию). Такое положение удобно для арпеджио и октав.

3. локоть опущен вниз и несколько приближен к корпусу инструмента. Кисть согнута, пальцы лежат на клавишах под углом к грифу концами вверх, запястье ниже кисти.

Такое положение в школьный период применяется редко.

Помимо 3-х основных положений кисть правой руки может принимать и другие положения в зависимости от аппликатуры, направления движения и т.д.

 

Постановка левой руки.

Левая рука при игре выполняет 2 функции:

- нажимает клавиши

- ведет мех.

При разжиме запястье упирается в ремень и ведет левую часть корпуса за собой. Рука должна двигаться равномерно, без рывков. Сжим меха осуществляется всей рукой. Локоть несколько отводится влево и слегка напрягается, имея опору в плече. Основание ладони упирается в сетку левой части корпуса. Для извлечения звуков большой палец в основном не используется. Нельзя допускать, чтобы большой палец плотно прижимался к указательному, это влечет к напряжению пальцев и кисти.

 

II кур III курс

Инструменты народного оркестра,

Конспект лекции

Лекция 9 Работа с учениками старших классов

 

В последние гoды обучения ученика в музыкальной школе особенно пристальное внимание следует уделять воспитательной работе, с учётом физических и психических особенностей развития подростка. Физические особенности развития организма в этот период влекут за собой лёгкую возбудимость и быструю утомляемocrь. Сложнocrь и противоречивость физического развития сказывается и на психическом состоянии ученика. Пoявляется противоречивocrь в поведении, возникает чувство coбcтвeнного достоинства, критическое отношение к окружающим и к себе. В этом возрасте значительно расширяется круг интepecов, зарождается интерес к отдельным областям знания, стрeмление проявить себя.

Большой такт и выдержка педагога поможет найти верный тон в общении с учеником, своевременно изменить методы педагогического воздействия: следует чаще прибегать к методам у6еждения., больше обращаться к сознанию ученика, изучать его запросы и стремления к познанию в области искусства; больше внимания уделять самостоятельной работе ученика: учить его работать внимательно, сосредоточенно, осознанно. На уроке надо постоянно учить его мыслить, рассуждать и принимать правильные решения. Сиcтeмaтическая работа в этом направлении развивает настойчивость в преодолении трудностей, воспитывает волю, характер ученика.

Для расширения музыкального кругозора ученику следует чаще посещать концерты не только народных, но и других инструмeнтoв.

Большое значение придаётся в этот период обучения самостоятельной работе ученика по изучению произведений. Нужно подбирать для этого пьесы более лёгкие и наиболее интересные, в которых ученик мог бы использоватъ уже приобретённые исполнительские навыки.

Интересной и полезной формой работы является анализ музыкальных пpoизведений: определение характера, содержания пьес, выявление использованньrx в них выразительных средств, нахождение исполнительских приёмов для их реализации. Это даёт возможнocть развить у ученика активность музыкального мышления.

Ученики старших классов начинают осваивать более крупногабаритные музыкальные инструменты, что вносит некоторые изменения в постановочные моменты. Поэтому следует продолжить работу по закреплению правильных игpовых действий ученика.

 

Надо ставить перед учеником следующие исполнительские задачи: вырабатывать мелкую (пальцевую) технику, дающую возможность быстрого и легко исполнять гаммообразные и арпеджированные пассажи, репетиции, мелизмы, и двойные ноты. Вырабатывать элементы крупной техники, дающие возможность исполнять октавы, аккорды, тремоло, скачки, осуществляемые с помощью кистевых движений; вырабатывать различные способы движения меха, дающие возможность использовать в игре разные динамические градации, вырабатывать различные приёмы артикуляции с помощью основных штрихов и их разновидностей, различных приёмов туше, включая различной cтепени нажима клавишей; исполнения этих приёмов в различных сочетаниях.

Расширяется круг авторов разных времён и направлений, и вместе с этим углубляется понимание cтилевых и жанровых особенностей исполнения. В индивидуальный план ученика включаются произведения народной музыки в виде обработок и вариационных

циклов, произведения композиторов-классиков, пьесы советских и зарубежных композиторов. Пьесы должны быть различны по характеру, содержанию, жанру и стилю, темпу исполнения, а также по использованию различных технических приёмов.

В последний год обучения много внимания следует уделять отработке выпускной программе ученика. Важно, чтобы ученик задолго до выпускного экзамена освоил произведения технически, выучил их наизуcть, умел исполнять выразительно и музыкально.

Инструментоведение

II курс

Инструменты народного оркестра

1. Учебник В.Розанов «Инструментоведение» Смычковые инструменты симфонического оркестра стр.109-113

2.  Посмотреть видео Струнные инструменты симфонического оркестра — Яндекс.Видео

Репертуар ДМШ

 

II курс

Инструменты народного оркестра

Разбор сборников

1. А.Александров  «Школа игры на домре»

2. П.Нечепоренко  «Школа игры на балалайке»

3. А.Басурманов  «Самоучитель игры на баяне»

Все сборники найти в сети Интернет.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!