Symphony No. 40 (g-moll), K. 550



Состав оркестра: флейта, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, струнные.

Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части:

Allegro

Andante

Menuetto ― Trio

Allegro assai

Первая, вторая и четвёртая части написаны в сонатной форме, третья ― в сложной трёхчастной форме с трио.

История создания

Вторая из написанных летом 1788 года симфония соль минор была закончена в конце июля. Как и предшествующая, Сороковая симфония была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Но подписка не дала необходимых средств, все расстроилось. Возможно, что в каком-нибудь из частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. В отличие от пред­шествующей, светлой, радостной, играющей в триаде роль своеобразной интродукции, соль-минорная симфония — трепетная, словно выросшая из арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» с ее непосредственным, живым юношеским чувством — гениальная предвестница многих романтических страниц музыки XIX века, начиная с Неоконченной симфонии Шуберта. Симфония написана для скромного состава оркестра. В ней — ставшие традиционными четыре части, однако отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.

 

СИМФОНИЯ № 41 („ЮПИТЕР"), ДО МАЖОР (1788)
I. Allegro vivace. II. Andante cantabile. III. Allegretto. IV. Molto allegro

 

Большая симфония до мажор была закончена Моцартом 10 августа 1788 года

В основе этой симфонии, получившей название «Юпитер» (есть сведения, что название «Юпитер» ей дал Дж. П. Саломон, известный английский скрипач и антрепренер, через несколько лет организовавший концерты Гайдна в Лондоне) за невиданный прежде величественный масштаб, грандиозность замысла и эпическую стройность воплощения, лежат торжество и героика. Ее мужественная, приподнято-праздничная музыка, ее монументальная лапидарность напоминают страницы бетховенских симфоний с их героикой, стойким оптимизмом, ярким волевым началом. Чайковский, очень любивший все творчество Моцарта, называл эту симфонию «одним из чудес симфонической музыки».


Монументальная до-мажорная симфония — самое масштабное симфоническое произведение XVIII в. Благодаря величественности замысла и эпической стройности всей композиции она получила название „Юпитер", прочно за ней закрепившееся. В противовес соль-минорной симфонии — этому обаятельному лирическому монологу — партитура „Юпитера" поражает мужественным оптимизмом и торжественной приподнятостью. Кроме того, драматургический план симфонии несколько необычен: центр тяжести всего произведения перемещен в финал. Это придает циклу особую образно-психологическую определенность и цельность.
Начало I части сразу создает настроение светлой, ничем не омраченной радости. Правда, две грациозные, удивительной красоты и обаяния темы (скрипки) временно отодвигают развитие музыки в сторону мечтательно-спокойных, „недейственных" эмоций. Но оба раза вслед за их изложением с новой силой утверждается лапидарный мотив, интонационно близкий начальным фразам I части. Интересно, что все темы решительного, волевого характера одновременно несут на себе отпечаток типично моцартовской мягкости и благородства. Им совершенно чужд „воинственный" пафос. Главное в подобных темах — жизнеутверждающее, созидательное начало, спокойствие и уверенность.
II часть — вдохновенная лирическая импровизация. В трепетных мелодических оборотах, полных очарования и редкой красоты, нет ни тени волнения. Музыка Andante отличается душевным равновесием, одухотворенностью и поэтичностью ...
В менуэте более всего впечатляет подвижность и легкость мелодического рисунка. В крайних его разделах нет ничего от жеманного придворного танца. Зато в трио ощутимы танцевальные черты, то кокетливые, то парадно-торжественные ...

 

Финал „Юпитера" — блестящий пример поразительного мастерства Моцарта, особенно в области полифонии. Основная тема финала (начальная четырехзвучная попевка) заимствована композитором из средневекового песнопения. Однако для Моцарта эта „цитата" является лишь конструктивным материалом, на основе которого постепенно разворачивается грандиозная музыкальная панорама. Калейдоскопическое сплетение тем поражает своей легкостью и прозрачностью. Обилие музыкальных образов, их постоянное взаимодействие и взаимообогащение, насыщенная оркестровая палитра делают финал кульминационной вершиной всего произведения.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!