Классицизм как культурно-исторический феномен



Введение в литературоведение

1 курс, 2 семестр

[экзамен]

 


 

ЗАНЯТИЕ 1

Категории поэтики в смене литературных эпох. Античная литература как культурно-исторический феномен

I

1. Три типа художественного сознания в концепции С.Аверинцева.

2.  От античности к ситуации постмодернизма:

а) модель мира

б) концепция человека, образ человека

в) художественный язык

II

http://antique-lit.niv.ru/

3. Античное литературное мышление. Периодизация античной литературы

4. Мимесис и понимание сущности подражания (по Шестакову). Аристотелевский мимесис на фоне общеантичного мимесиса (§10 Лосев)

5. История понятия mimesis (Татаркевич)

6. Догомеровская поэзия (по Лосеву, с.27-33)

7. Переход от мифологии к поэзии у Гомера и гомеровское понимание красоты (с.42-59)

 

 

Литература

1. Лосев А.Ф. Античная литература. (введение).

2. Гаспаров М.Л. Введение. Литература европейской античности http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/ivl/gasparov-antichnost.htm

3. Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. — М.: Мысль, 1979. —372 с https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/schest/01.php (для вопроса №4)

4. Лосев А.Ф.История античной эстетики М., Искусство, 1975 (для вопроса №4) http://psylib.org.ua/books/lose004/txt46.htm

5. Татаркевич В. История шести понятий / Пер. с польского Бориса Домбровского. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.

6. Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В.
 Категории поэтики в смене литературных эпох// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. М.: Наследие, 1994. С. 3-38. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/kat_poet.php

7. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1. О поэтах. (на выбор)
 

 

 

ЗАНЯТИЕ 2

Литература Средних веков 

I

[Бердичевский]

http://svr-lit.ru/svr-lit/berdichevskij/periodizaciya-srednevekovya.htm

1. Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья (общая характеристика)

II

[Гуревич, с.5-167]

 

 http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2012/07/A._Ya._Gurevich_Kategorii_srednevekovoy_kulturyi._2-e_izd._ispr._i_dop._M._Iskusstvo_1984..pdf

 

2. Основные «категории культуры» Средневековья.

3. «Картина мира» средневекового человека.

4. Средневековый «хронотоп».

5. Макрокосм и микрокосм.

III

[Гаспаров]

6. Поэзия вагантов

Литература

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры/Искусство, 1984.

2. Бердичевский А.М. История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения. http://svr-lit.ru/svr-lit/berdichevskij/index.htm -для подготовки к экзамену

3. Алексеев М.П. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. http://svr-lit.ru/svr-lit/alekseev-izl-svv/index.htm для подготовки к экзамену

4. Гаспаров М.Л. Поэзия вагантов // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1. О поэтах.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Литература Древней Руси как культурно-исторический феномен

 

1. Проблема характера в исторических произведениях начала XVII в. Новые принципы высказывания в сочинениях XVI в. http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/ch2.htm

2. Характеристика жанра жития. Разновидности и жанровый канон.

3. «Житие протопопа Аввакума». Проблема традиционного и нового.

4. Кризис средневековой идеализации человека в житийном жанре.

5. «Безымянные герои» "Повести о Горе Злочастии" и "Азбуки о голом и небогатом человеке": новые пути художественного обобщения. Человек и его личная судьба.

 

Литература

1. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/ch.htm

2. Гаспаров Б. М. Поэтика «Слова о полку Игореве».

3. Алехина Л.И. Образ Горя-Злосчастия (к вопросу о мировоззрении автора «Повести о Горе-Злосчастии») // Герменевтика древнерусской литературы. Сб.7, Ч.2. М., 1994. С.313-322.

4. Лихачев Д. С."Слово о полку Игореве" и культура его времени. - 2-е изд., доп. - Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1985. - 352 с.

5. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья (XI—XIII вв.). М., 1980. Глава V. — С. 219-241.

 

Слово о полку Игореве. Житие протопопа Аввакума. Повесть о Горе Злочастии. Азбука о голом и небогатом человеке.

 

ЗАНЯТИЕ 4

Возрождение как культурно-исторический феномен

1. Специфика возрожденческой эстетики в сравнении с антично-средневековой http://psylib.org.ua/books/lose010/txt02.htm

2. Концепции «Западного Ренессанса»: Э. Пановский http://psylib.org.ua/books/lose010/txt01.htm

3. Барокко: термин, хронологические рамки. Исходное барочное мироощущение и система жанров

4. Картина мира и концепция человека

Литература

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения (общая характеристика).

Философия Возрождения// Под ред. А. С. Колесникова. История философии: Учебник для вузов. 2010 http://scibook.net/istoriya-filosofii/filosofiya-vozrojdeniya-56095.html

Лихачев Д.С. Стиль барокко второй половины XVII века// Человек в литературе Древней Руси. http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/ch12.htm

Лихачев Д.С. Барокко в русской литературе XVII в. // Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVIIвеков. Л., 1973. С. 165-214. http://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/nauka/literatura/1850/1857/

Шекспир. Гамлет. 

 

ЗАНЯТИЕ 5

Классицизм как культурно-исторический феномен

 

1. Общая характеристика. Понятие классицизма.

2. Картина мира, концепция личности,  типология конфликта в литературе классицизма.

3. Эстетика классицизма.

4. Своеобразие русского классицизма.

5. Ведущие жанры русского классицизма.

6. Трансформация классицизма. Роль таких произведений, как «Гимн бороде», «Кружка». «Властителям и судиям», «Похвала комару.

 

М.В. Ломоносов. «Ода на взятие Хотина».

Г.Р. Державин. «Фелица».

Фонвизин Д. Недоросль.

 

1. Озеров Ю.А. Русский классицизм.

2. Гуковскнй Г.А.Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М.: Языки русской культуры, 2001.

3. Москвичева Г.В. Русский классицизм.

4. Лебедева О.Б. Классицизм как художественный метод // История русской литературы XVIII века. http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/class.html

 

ЗАНЯТИЕ 6

Романтизм

I

Законспектируйте 1 главу монографии Н.Я.Берковского, используя приведенные ниже вопросы (использованы материалы Н.Т.Рымаря)[1]

1. Романтическое двоемирие.

2. Идеал симпоэзии.

3. Философия природы Шеллинга и ее значение для понимания романтической культуры; восприятие материального мира у ранних и поздних романтиков.

4. Развоплощение и его формы.

5. Понятие хаоса.

6. Концепция прогресса, природы и культуры.

7. Идея возможностей и романтическая концепция человека.

8. Гротеск, фантастика, миф.

9. Историзм романтиков.

10. Романтическая ирония, юмор, смех.

 

 

Литература

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Вступит, статья А. Аникста. JL, «Худож. лит.», 1973. 586 с.

II

Русский романтизм


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!