Роль педагога в совместной деятельности при работе со сказкой



Влияние сказки

И сказкотерапии

На развитие личности младшего школьника

Из опыта работы

Фиценко А.Г.

МОУ «УВК №244 Г.ДОНЕЦКА»

Понятие сказки

Предлагаю несколько определений сказки, взятых из разных источников:

1. "Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание" (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т.4.С.170).

2. "Повествовательное, обычное народно-поэтическое, произведение и вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил" (С. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С.625).

3. "Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил (Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV. С. 102).

4. "Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел" (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988. С.383).

5. "Краткая поучительная, чаще оптимистичная история, включающая правду и вымысел" (С.К. Нартова-Бочавер. 1996).

6. "Произведение, в котором главной чертой является "установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла" (В.И. Аникин. 1973).

7. "Абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного" (М.А. фон Франц. 1998. С. 28-29).

Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Классификация сказок

Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:

· художественные (народные и авторские) сказки;

· психотерапевтичекие сказки;

· идактические сказки;

· медитативные сказки.

Выделенные Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой типы сказок используются в сказкотерапии, которая является синтезом многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

· В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я. Проппом. Он выделил следующие типы сказок:

1. сказки о животных;

2. сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты);

3. кумулятивные сказки.

· В своей работе я руководствуюсь собственным разделением всей совокупностью сказок на:

1. фольклорные сказки;

2. авторские сказки.

Несмотря на то, что сказка в настоящее время становится преимущественно авторской, приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, она не утрачивает связи с фольклором. Происходит это потому, что писатель, сочиняющий сказку, продолжает оставаться представителем того языка и той культуры, к которой он принадлежит.

Происхождение сказок

Один из глубоких и основательных теоретиков сказки наш соотечественник В.Я. Пропп писал: "Общий вопрос: откуда происходит сказка - в целом не разрешен: подобно потому, как все реки текут в море, все вопросы сказочного изучения в итоге должны привести к разрешению важнейшей, до сих пор не разрешенной проблемы - сходства сказок по всему земному шару. Как объяснить сходство сказки о царевне-лягушке в России, Германии, Франции, Индии, в Америке у краснокожих и в Новой Зеландии, причем исторического общения народов доказано быть не может?"

В этом плане любопытная точка зрения финских фольклористов А. Аарне и К. Крона, предлагающих выделить "первичный" вариант сказки на основе анализа сказок со сходными мотивами.

Немецкий философ, критик, эстетик И. Гердер видел в сказках символическое отражение древних забытых верований.

Проблема общечеловеческой идентичности сказочных сюжетов, поставленная В.Я. Проппом, остается ключевой для гуманитарного знания XXI века. Традиции отечественной фольклористики (А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский), сумевшие существенно продвинуть вперед историческое, лингвистическое и этнографическое понимание этого жанра словесного творчества, позволяют представить сказку мощным источником познавательного, эмоционального и нравственного развития человека. Сказка как мировоззренческий опыт общности, народности, человечества есть важный этап индивидуального развития.

Психолого-педагогическое значение сказки

Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):

1. Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

2. Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

3. Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Функциональные особенности сказки

Любая сказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.

Я предлагаю использовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки.

1. Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

2. Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

3. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:

· способность сказки в малом являть большое;

· способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);

· способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

1. Развивающе-терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

2. Культурно-этническая функция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

3. Лексико-образная функция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

Методика работы со сказкой

· Отбор литературного материала

В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.

· Направления в работе

Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе со сказкой

· Познавательное развитие

· Социальное развитие

· Физическое развитие

· Развитие творческого воображения

Формы организации

Предлагаю следующие формы организации:

o игровые занятия;

o комплексные занятия;

o самостоятельная игровая деятельность детей;

o самостоятельная продуктивная деятельность детей;

o экскурсии;

o встречи с интересными людьми;

o праздники.

· Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов использую:

o элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;

o моделирование сказочных сюжетов;

o творческие задания;

o пластические игры и упражнения;

o элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.

Роль педагога в совместной деятельности при работе со сказкой

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!