СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



Научная литература

1) Алексеев, С. Фэнтези − развитие жанра в России / С.Алексеев, М. С. Батшев. М.: Книжное дело, 1997. − № 1(26). − С. 83-86.

2) Аливердиев, А.А. К вопросу о русском фэнтези, Бабе-Яге, etc // Махачкалинские известия. − 2006. − №8. − С. 22-31.

3) Бахтина, В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия // Фольклор народов РСФСР. − Уфа, 1979. − Ч. 3. – 515 с.

4) Брауде, Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. − М., 1979. − с. 3-418.

5) Бреева, Т. Н. Стратегия репрезентации национального мира в славянском фэнтези // Филология и культура. – 2012. – №1 (27). – С. 94-100.

6) Брилева, О. Фэнтези: метафизический поиск современного сознания [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.kuHchki.com/tolkien/arhiv/ tower/I 3.html (дата обращения: 11.11.2013).

7) Геворкян, Э. Фантастика. Что показало вскрытие // Лит. Обозрение. – 1998. − № 1 (267). − С. 86-92.

8) Гончаров, В. Русская фэнтези − выбор пути // Если. − 1998. − С. 216-227.

9) Гуревич, Г. Что такое фантастика и как ее понимать? // Литературная учеба. − 1981. − №. 9. − С. 86-105.

10) Гусарова А. Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zhanr-fentezi-v-russkoi-literature-90-kh-gg-dvadtsatogo-veka-problemy-poetiki (дата обращения 01.06.2014).

11) Гусарова А.Д. Фэнтези (подходы к теории) // Филологические исследования II: Сб.ст. − Петрозаводск: ПетрГУ, 2003. − С.226.

12) Захарьев, А. Литературный мир тоже жесток: Ник Перумов о фантастической реальности [Электронный ресурс]. − Режим доступа: www.aeterna.ru (дата обращения: 13.11.2013).

13) Кайуа, Р. В глубь фантастического (Пер. с фр. Наталии Кисловой). − СПб.: Паритет, 2006. − 354 с.

14) Ковтун, Е. Н. Художественный вымысел в литературе 20 века. — М.: Высшая школа, 2008. − 408 с.

15) Ковтун, Е. Н. «Истинная реальность» fantasy // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер.9. − 1998. − №3. − С. 135-157.

16) Ковтун, Е. Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа. − М.: МГУ, 1999. − с. 286.

17) Ковтун, Е.Н. Эволюция восточноевропейской фантастики в последней трети XX века //Материалы научных чтений памяти заслуженных профессоров МГУ им. М.В.Ломоносова Р.Р.Кузпецовой и А.Г.Широковой / под ред. В.Ф.Васильевой и Л.Г.Машковой. − М.: МАКС Пресс, 2004. − С.73.

18) Ковтун, E.H. Фантастика в эру постмодернизма: русская и восточноевропейская фантастическая проза последней трети столетия // Славянский вестник. Вып.2. − М.: МАКС Пресс, 2004. − С.498.;

19) Ковтун, Е. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины XX века). − М.: МГУ, 2000. − 308 с.

20) Косарева, А.Б. Фантастическое: природа и функции // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. − СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. − С. 161-163.

21) Кошелев, С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж.Р.Р. Толкиена // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе, Вып. 6. − 1981. − С. 81-96.

22) Королькова Я. В. О соотношении литературной сказки и фэнтези.// Вестник ТПГУ. – 2010. – Вып.8 (98). – С.142-144.

23) Кузьмина, М.Ю. Фэнтези: к вопросу о «жанровой сущности» //Вестник Ульяновского гос.пед.ун-та. Вып.2. − Ульяновск, 2006. − С. 93.

24) Лем, С. Фантастика и футурология: в 2 т. Книга 1 [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/124257/read (дата обращения 08.04.2014).

25) Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки. − Свердловск, 1992. − с. 3-569.

26) Лотман, Ю. О принципах художественной фантастики // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. − 2000. − Вып. 284. − 243с.

27) Мележинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. - М., 1958. - с. 3-425.

28) Мележинский, Е.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки. Труды по знаковым системам / Мележинский, Е.М., Нехлюдов С. Ю. и др. – Тарту, 1969. − с. 3-518.

29) Мелетинский, Е. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. − с. 196.

30) Мещерякова, М.И. Русская, детская, подростковая и юношеская проза второй половины XX века: проблемы поэтики. − М.: Мегатрон, 1997. − С.299.

31) Невский, Б. Русское фэнтези [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mirf.ru/Articles/art342.htm (дата обращения: 21.02.2014).

32) Неелов, Е.Н. Сказка, фантастика, современность. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 275 С.

33) Неёлова, А. Е. Повесть-сказка в русской детской литературе 60-х годов XX века: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/povest-skazka-v-russkoi-detskoi-literature-60-kh-godov-xx-veka (дата обращения 09.10.2013).

34) Нямцу, А. Е. Закономерности переосмысления традиционных сюжетов в литературе (сюжет о Фаусте в русской советской драматургии): автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zakonomernosti-pereosmysleniya-traditsionnykh-syuzhetov-v-literature-syuzhet-o-fauste-v-russ (дата обращения: 29.11.2013).

35) Олейник, В.К. Жанр фэнтези в литературе ХХ века [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http:www.kulichki.com (дата обращения 25.10.2013).

36) Олди, Г.О. Фантастическое допущение − мир фантастики. − М.: Наука, 2007. − 432 с.

37) Пантин В.И. Философские размышления о литературе фэнтези: философские эссе о современной культуре и о творчестве Достоевского, Толкина, Ортеги-и-Гассета. − M.: Культурная революция, 2006. − С.220.

38) Печагина, Т. В. Категориальные концепты «Добро» и «Зло» в детской фэнтези: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kategorialnye-kontsepty-dobro-i-zlo-v-detskoi-fentezi (дата обращения: 01.06.2014).

39) Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. − M.: Наука, 1975. − С.91.

40) Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 1998. – 512 с.

41) Пропп, В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров. Фольклор и действительность. Избранные статьи. − М.: Наука, 1976. − с. 3-303.

42) Разова, Е.Л. Fantasy: возвращение человеческого мира? // Vita Cogitans: Альманах молодых философов. − Вып. 3. − СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. − С. 235.

43) Ройфе, А. Б. Неомифологическая фантазия в фантастике XX века. – М.: Междунар. центр фантастики, 2006. – с.4.

44) Степновска, Т. Фэнтези - переодетая Золушка // Русская словесность в школах Украины. − 2000. − №2. − С. 162-175.

45) Строева, К. Фэнтези – 2004. Фантастические произведения. − М.: ЭКСМО, 2004. − 672 с.

46) Тимошенко, Т.В. Научная фантастика как социокультурный феномен: автореф. дис. .канд.филос.наук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/nauchnaya-fantastika-kak-sotsiokulturnyi-fenomen (дата обращения 22.04.2014).

47) Тодоров, В.Н. Введение в фантастическую литературу. − М.: Дом интеллектуальной книги. − 1997. − 534с.

48) Трушникова, Е.Л. Фантастиковедение как теория, история и практика изучения фантастики //Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы IV науч. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей, 2 нояб. 2005 г./Челяб. гос.акад. культуры и искусств; [редкол.:. д-р филос. наук, проф. Н. Г Апухтина (науч. ред.), Е. В. Исмаилова, П. А. Печенкин]. − Челябинск: ЧГАКИ, 2005. − С.75-80.

49) Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности. − 2-е изд., испр. и доп. − М.: «Восточная литература» РАН, 1998. − 800 с.

50) Харитонов, Е. «Сказка, спрыснутая мыслию…»: (А. Ф. Вельтман как основоположник историко-фэнтезийного романа в рус. лит.) // Если. − М., 2001. − № 3. − С. 251-254.

51) Хализев, В. Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999 – 110 с.

52) Чернышева, T.A. Природа фантастики. − Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1984. − С. 296.

53) Чернявская, И.С. Некоторые особенности современной литературной сказки // Проблемы детской литературы. – Петрозаводск: Карелия, 1979. − с. 3-201.

54) Юрков, С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало ХХ вв.). − СПб., 2003. − с. 52-69.

55) Ютанов, Н. О пользе фэнтези в мире миров. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http:www.soob.ru (дата обращения 25.10.13).

56) Ярмыш Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии // Радуга. − 1972. − №11. − с. 3-241.

Лексикографические источники

57) Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. − СПб.: Паритет, 2006 – 320 с.

58) Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. − М.: Большая российская энциклопедия, 1997. − 1456с.

59) Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Учпедгиз, 1961. – 344 с.

60) Кожевников А.Ю. Словарь синонимов современного русского языка. Ре-чевые эквиваленты: практический справочник. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009.- 800 с.

61) Новейший словарь иностранных слов и выражений. − М.: Современный литератор, 2005. – 976 с.

62) Осипов А.Н. Фантастика от «А» до «Я» (Основные понятия и термины): Краткий энциклопедический справочник. − М.: Дограф, 1999. – 351 с.

63) Харитонов Е. Наука о фантастическом в России: Биобиблиографический справочник. − М.: Мануфактура, 2001. − 240 с.

 

Сетевые ресурсы удалённого доступа

64) PersonBio.com [Электронный ресурс]: биографии кратко и полностью. – Режим доступа: http://www.personbio.com/index.php.

65)  Youtube [Электронный ресунс]: Academia. Иванов, С. Юродство с точки зрения истории культуры. 1-я лекция. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=qtzdetNuXWM (дата j,hfotybz 28.04.2014).

66) Анджей Сапковский, «Мир короля Артура» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bestlibrary.ru (дата обращения 08.03.2014).

67) Архангельская областная детская библиотека им. А. П. Гайдара [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://www.aodb.ru.

68) Библиотека ВВМ [Электронный ресурс]: бесплатная виртуальная электронная библиотека. − Режим доступа: http://www.velib.com.

69) Дмитриева, Е. Где искать остров Буян? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/7340 (дата обращения 24.05.2014).

70) Кикимора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://myfhology.info/monsters/kikimora.html (дата обращения 17.10.13).

71) Классификация жанра фэнтези [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://enrof.net/biblioteka/pages/fantasy/klassifikacia.html (дата обращения 17.10.2013).

72) Издательство «Эксмо», 2010 г. Интервью «Дмитрий Емец. Пегас, лев и кентавр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prochtenie.ru/novelty/21962

73) Реализм нереального или слово о русском фэнтези [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.olmer.ru (дата обращения 25.10.13).

74) Фантастические жанры, темы и направления. Е. Афанасьева. Жанр фэнтези: проблемы классификации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ssau.ru/public/docs/b08cec8df35ebaa0ab2a361266d8651b.pdf#page=86 (дата обращения 02.10.2013).

75) Фантасты Череповца [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cherfan.ucoz.ru (дата обращения 02.10.2013).

76) Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс]: полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. − Режим доступа: http://feb-web.ru.

77) Фэнтези [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/FENTEZI.html?page=0,1 (дата обращения 17.10.2013)


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Сценарий литературного часа

«Таня Гроттер и все-все-все»

Цели урока:

1)   Образовательные:

− познакомить учащихся с биографией и творчеством современного детского писателя жанра фэнтези Дмитрия Емца;

2)   Воспитательные:

− воспитывать любовь к книге, умение слушать других учащихся;

− воспитывать патриотический дух школьников, любовь к родному культурному наследию;

3)   Развивающие:

− способствовать развитию интереса к современной литературе;

− способствовать развитию умения видеть сквозь призму современного текста традиционных мифических и сказочных персонажей;

− способствовать развитию творческой фантазии учащихся;

− развивать монологическую речь учащихся.

Оборудование:

1)   Портрет Д. Емца

2)   Книги серии «Таня Гроттер»

Ход урока

Этапы урока Учитель Учащиеся
Оргмомент Здравствуйте, дорогие друзья! Здороваются, садятся на места
Этап введения темы урока Сегодняшний литературный час будет посвящён необычному писателю, автору большого количества интересных книг – Дмитрию Емцу.    
Этап усвоения новых знаний Прежде всего, нужно рассказать о биографии писателя. В этом нам помогут учащиеся, подготовившие доклад к сегодняшнему дню Ученики читают доклад Дмитрий Александрович Емец родился 27 марта 1974 года, в семье метеоролога и журналистки. Он окончил английскую спецшколу в 1991 году. Емцу всегда нравилось печатать – эту любовь привила ему мама, которая часто работала дома на печатной машинке. На дни рождения и праздники маленький Дима часто делал родителям подарки – писал сказки, делал к ним рисунки и всё это оформлял в самодельные книжки-тетрадки. Первый свой роман на семи страницах он создал в девять лет. В школе Дмитрий отдавал предпочтение гуманитарным наукам, любил литературу и историю, поэтому, когда закончил школу, выбрал филологический факультет МГУ. На третьем курсе Дмитрий написал первую сказку «Дракончик Пыхалка». Её рождение во многом связано с техническим прогрессом - в то время появились первые компьютеры, и Дмитрия увлекла возможность быстрого редактирования произведения. Потом появились «Приключения домовят», «Властелин пыли», «Планета черного императора». В 22 года Дмитрий Емец стал самым молодым членом Союза писателей. В 22 года Дмитрий Александрович становится самым молодым членом Союза писателей России. После окончания университета были учеба в аспирантуре, работа лаборантом на кафедре истории русской литературы, защита кандидатской диссертации по русской литературе последней трети XIX века. Это примерно триста писательских имен. Он довольно долго и серьезно занимался Гоголем и Чеховым. Со временем Дмитрий стал ощущать, что ему тесно в рамках детской литературы. Хотелось писать книги для читателей любого возраста, универсальные. Такую возможность представлял жанр фэнтази - сплав сказки и мифа, жанр-конструктор, жанр - чемодан, в который можно положить всё, что угодно. Его произведения источают золотистый свет счастливого детства.    
Беседа - Скажите, ребята, а какие книги Дмитрия Александровича вам известны?   - Вам нравятся книги Емца? А почему именно вы их так любите?   Действительно, книги Емца – очень разноплановые. О каких героях пишет автор?   − Обратите внимание – герои очень непохожие! Книги Емца заинтересуют разных читателей. А как вы думаете, какие его книги самые известные?   − Почему, как вы думаете, серия «Таня Гроттер» так популярна?   − А чем похожи «Гарри Поттер» и «Таня Гроттер»?     − А чем отличаются, как вы думаете?     − Вот на этом чуть позже мы остановимся подробнее. Но прежде всего – нужно вспомнить, в каком литературном жанре написаны книги серии «Таня Гроттер». − Серии «Мефодий Буслаев», «Таня Гроттер», «Шныр», «Дракончик Пыхалка»…   Варианты ответов детей: - В книгах Емца мы видим героев-детей, так похожих на нас, но попадающих в необычные условия. С ними всегда происходят интересные приключения, они оказываются в мире магии. В книгах Емца есть и волшебство, и события, которые никогда не произойдут в жизни, и сюжет, который понравится каждому… Истории Емца одновременно похожи и на сказку, и на взрослые книги.   Дети перечисляют: − О космических пиратах, роботах, волшебниках…     Дети предлагают свои варианты, останавливаемся на «Тане Гроттер»     − В этих книгах Емец рассказывает о жизни детей-волшебников в школе магии. Все дети хотели бы попасть в такую школу! Нам нравится читать и представлять, что было бы, если бы мы тоже когда-нибудь попали в Тибидохс… Эта тема сейчас очень популярна, многие писатели её развивают. Книги Емца очень похожи на серию Джоан Роулинг – «Гарри Поттер».   − Имена главных героев. Волшебство. И в той и в другой серии есть школы магии…   − Атмосферой произведений. У Роулинг во всём видно Англию, а у Емца – Россию.     − Это жанр фэнтези.
Этап усвоения нового понятия − Мы с вами уже знаем много разных литературных жанров, но о фэнтези на уроках ещё ни разу не говорили. В чём его особенность – нам расскажет ученица, подготовившая краткое сообщение. Слушайте внимательно, если попадутся непонятные слова – запишите, после доклада мы всё разберём. Ученица читает сообщение Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века.   Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую, фэнтези насыщен архетипическими образами.   В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира.
Беседа − Все ли слова в сообщении показались вам понятными?   − Архетипические образы – или архетипы – это часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. Как вы думаете, если фэнтези основан на мифологических и сказочных мотивах, то какие же образы должны в нём присутствовать?   − Причём – обратите внимание! – это должны быть часто повторяющиеся герои! Мы уже говорили о том, что Емец – русский автор, и это хорошо видно по его произведениям. Можно ли предположить, какие архетипы будут присутствовать в его книгах? − Нет. Мы не знаем, что такое «архетипический образ».   − В нём должны быть герои сказок, мифов, легенд, преданий.     − Скорее всего, это будут традиционные герои русских сказок и легенд.
Задание − Итак, мы предположили, что в книгах Емца будут присутствовать образы героев русских мифов и сказок. Давайте проверим это? Я знаю, что многие из вас читали «Таню Гроттер». Вспомните, какие герои вам встречались наиболее часто.     − Почему вы выбрали именно этих персонажей?   − Действительно, почти все они принадлежат к определённым мифологиям. Надо выяснить, откуда их «позаимствовал» Емец! Начнём с… далее либо выбираем очерёдность, которую определили учащиеся, либо идём по своему списку 1)         Баб Ягун и Ягге. Откуда они? 2)         Медузия? 3)         Сарданапал? 4)         Богатыри? 5)         Бессмертник? 6)         Соловей? 7)         Гоярын? 8)         Циклопы? 9)         Абдулла? Учащиеся предлагают варианты ответов. Записываем.   − Чаще всего мы встречаем Таню Гроттер. Но она – не традиционный сказочный персонаж. Из других героев можно вспомнить: Ягуна, его бабушку Ягге, Медузию Горгонову, Сарданапала Черноморова, богатырей, Бессмертника Кощеева, Соловья Разбойника, Гоярына, Циклопов, Абдуллу…   − Потому, что они похожи на некоторых героев легенд и сказок.     Почти у каждого из класса подготовлены небольшие сообщения по какому-либо герою.
Выводы Итак, мы проанализировали образы некоторых героев из серии романов «Таня Гроттер». Что мы выяснили?   − А как вы думаете, зачем ему столько разных героев из разных культур? Что с их помощью делает Емец? Вспомните определение фэнтези – что создают авторы этого литературного направления? − Что Дмитрий Емец «заимствует» образы не только из русского фольклора, но и из древнегреческих легенд, арабских и даже авторских сказок.   − Емец создаёт особый фантастический мир, не похожий ни на один другой. Его герои не просто «заимствованы» - у них свои характеры и судьбы, они индивидуальны. И, хоть некоторые из них относятся к мифам других народов, всё равно они выглядят по-настоящему русскими!
Подведение итогов урока Действительно – наверное, поэтому нам так и нравятся книги Дмитрия Емца. Что нового и интересного вы сегодня узнали?     − Я очень надеюсь, что наше занятие вам понравилось, и вы будете чаще читать – не только книги данного конкретного автора, но и множества других – ведь именно чтение позволяет развивать воображение, которое позволяет вам рисовать ваши собственные миры – такие индивидуальные и непохожие. До новых встреч! − Мы узнали новые понятия и термины. Познакомились с понятием «архетип» и определением жанра «фэнтези». Узнали биографию любимого писателя. Вспомнили героев его произведений, выяснили, откуда они «произошли».

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!