Относительно текста священнической присяги.

Общий контекст доклада 2018 года «Понимание пола в православии» состоит в анализе определённых методик, которые я одобряю в контексте их эпохи, но ставлю под сомнение в контексте их прочтения в XXI веке. В выводе доклада предлагается возвышенное понимание половых отношений как символа предельного доверия и единства двух личностей в противовес пониманию сексуальных отношений, как только плотского удовольствия с его разрешением или запрещением.

 

«Монахи табуируют сексуальные отношения даже в браке» 5:52

«Монашеская традиция прибегла к мифологизации и демонизации сексуальности человека»

«Цитата» Указа вообще отсутствует в оригинальном тексте доклада и собрана из отдельных частей.

В контексте первая и вторая цитаты звучат так:

«Мы замечаем, что монахи запрещают, не понимают пол. Они каким-то образом табуируют не просто сексуальные отношения, но и сексуальные отношения даже в браке, даже дозволительные. Я считаю, что такое невежество со стороны монахов – это правильное невежество. Потому что в рамках культуры воздержания монахи могут себе позволить, монашеская традиция могла себе позволить не понимать эти вещи.

То есть, если бы они понимали эти вещи, то они бы не смогли воздерживаться. А так монашеская традиция прибегла к мифологизации и демонизации сексуальности человека и отсюда, наверное, было легче воздерживаться, считая сексуальную энергию исчадием ада, или ритуальным осквернением, или чем-то на подобие этого. Дальше я на цитатах всё это покажу, я никогда не бываю безосновательным».

 

«Церковь не доросла до высокой эротики»

14:54

«Цитата» также представляет собой творческую компиляцию из слов доклада.

В контексте это звучит так:

«И вот такая попытка почти полной аннигиляции пола вполне, ещё раз говорю, оправдана в монашеской традиции. В монашеской традиции лучше считать, что его или вообще нет, или это какой-то там прыщ кровоточащий, с которым просто приходиться считаться. И таким образом, с такой психологической установкой, даже если она неверна, но она прагматически работает лучше, чем реальное положение дел.

Отсюда неслучайно, что единственная любовная песнь в Ветхом Завете – это Песнь Песней. Она приняла такую традицию комментирования, где нет никакой похоти, нет никакой любви. Хотя это книга как раз, таки, о высокой эротике. Вообще Песнь Песней, я считаю, это – замечательная планка, до которой Церковь не доросла ещё. То есть, высокая эротика – понять человеческие отношения, как возвышенный эротизм – сегодня считается постыдным. Почему считается постыдным? Потому что сами мы пошлые и развратные люди».

 

Высокая эротика толкования Песни Песней обусловлена платоновским пониманием слова «эрос» – тяга к прекрасному, божественному. Например, в диалоге «Пир» или «Федр»: эрос, это – «страсть, влекущаяся к удовольствию красоты и сильно укрепляющаяся от соединения с другими, похожими на нее страстями, направленными к красоте телесной... эта страсть есть любовь» (Федр) (Алексей Фёдорович Лосев. Эрос у Платона).

У архиеп. Василия (Кривошеина) в книге «Преп. Симеон НБ» гл 3. наз. «Божественный эрос».

Песнь была включена в Священное Писание позже всех других. Ещё во 2 веке среди иудейских богословов шли споры о её каноничности.

Именно благодаря эллинскому пониманию слова «эрос» возникло её христианское толкование Оригеном и св. Ипполитом Римским в 3 веке. Далее св. Афанасий Великий в «Синопсисе», св. Григорий Нисский в «Точном изъяснении Песни Песней», св. Епифаний Кипрский, блаженный Феодорит Кирский.

Феодор Мопсуетский отвергал богодухновенность П.П. поэтому 5 Всел.Собор запретил понимать её вульгарно – только как М. и Ж. Однако инклюзивное толкование П.П. в православном богословии возможно:

Прот. Геннадий Фаст: (Песнь Песней Соломона в экзегезе отцов Церкви) «Буквальное прочтение книги освящает и воспевает брачную любовь. По стилю это восточная любовная поэзия древности. Однако книга дозволяет и свое таинственное прочтение, ради которого и была внесена в состав священных книг Библии».

Прот. Александр Мень «Исагогика», § 20, раздел 7. «Единство двух толкований»: «Указанные подходы к Песни Песней не исключают друг друга. Прежде всего, нет оснований полностью отвергать буквальное толкование. Библия, как книга, обращенная ко всем людям, не может обойти столь важную сторону жизни, как земная любовь. Поэтому, говоря о ней, Песнь Песней раскрывает волю Божию о человеке. Любовь и брак заповеданы свыше».

«Для психолога понятно, что составители житий сексуально озабочены» 18:17

«И такие жития, они являются типовыми. Вот, например, Мелания Римляныня, провозглашает, что она ничего не хочет и т.д.

При этом сами составители житий, для психолога понятно, что это сексуально озабоченные люди. То есть они постоянно интересуются сосками там, талиями и всякими гениталиями. Потому что если мы почитаем мученические акты над женщинами, то чаще всего мы там видим отрезание сосков, голой провели по городу, где их закрывают ангелы, или закрывает огонь… В общем тема эротики присутствует, но она подана с негативным вектором (для психолога это вообще ничего не значит, какой там вектор, по Фрейду), но для обывателя кажется, что наоборот, писатель очень-очень это всё отрицает. Если бы он действительно это отрицал, он бы пропустил эти темы, но он их смакует».

Например, св. Агата/Агафья: её отправили в публичный дом, а потом щипцами разорвали груди.

Когда св. великомученицу Варвару для большего посрамления водили по городу обнаженной, то святая дева весьма стыдилась и просила Бога покрыть ее наготу от взоров нечестивых, что и было исполнено при помощи Ангела.

На св. Фавсту, когда она стыдилась наготы своей перед мучителями, сошло облако, покрывшее ее как одеждой.

У св. Агнии, по Божию изволению, немедленно выросли столь длинные волосы на голове, что покрыли все её тело. И ещё «явилось столь блистающее сияние, что, по причине сильного блеска, не могли взирать на нее глаза бесстыдных и нечестивых юношей».

Когда мучители пытались раздеть св. инокиню Епистиму, то все окружавшие её ослепли по одному её слову.

 

«Жития становятся понятными, если воспринимать Христа мужчину, как самца» 20:30

«Цитата» откровенно переврана, так как не учитывает ни контекста употребления, ни дальнейшего отрицания понимания Христа как супруга, самца.

В контексте доклада это звучит так:

«Этот житийный троп [прим. – верность женщины Христу, как Жениху, в житиях святых] понятен только тогда, когда мы Христа воспринимаем как мужчину брачного. Именно как мужчину, как самца. Но с другой стороны мы, как богословы, не можем с этим согласиться, отсюда у нас опять, у бедных, когнитивный диссонанс».

 

«Монахи в борьбе против пола становятся сексуально зависимыми и теряют адекватность» 31:30

Данная цитата не учитывает ряд свидетельств свв. отцов, приведённых тут же в докладе. В контексте доклада это звучит так:

«Монашеская традиция решила аннигилировать пол, каким-то образом его задвинуть. И это стремление можно даже считать похвальным, потому что представим себе, что пол можно победить и если мы побеждаем пол, то мы имеем какой-то бонус. Например, у нас увеличивается коэффициент богообщения. Но в следующей части я хочу доказать, что монахи в свой борьбе против пола, борьбе против похоти становятся сексуально зависимыми, они теряют адекватность, они становятся своего рода сексуальными маньяками. То есть они более уязвимы нежели обычные люди. Почему, потому что демонизация и мифологизация сексуальных отношений, постоянная фокусировка на них делает их более воспалёнными. Очень много есть рассказов патериков, где типологический троп такой – прославленный подвижник пошёл в город, увидел женщину и пал с ней. Что было бы, если бы он пошёл на пляж? То есть человек завёл себя в такую пробирочную систему, где он может воздержаться от совокупления только если он никого не видит… Обычно у мужчин среднего и вышесреднего возраста проблем с этим нет».

Далее см. УЯЗВИМОСТЬ МОНАХОВ-ПОДВИЖНИКОВ

 

 

«Православная аскетика не работает, она делает человека уродом» 56:00

Я настаивал на необходимости борьбы с блудом и подчёркивал, что ставлю под сомнение только некоторые приёмы средневекового монашества, которые полностью одобряю в контексте прошлых эпох. В частности, в ответе на один из вопросов я сказал: «Ну почему же так всё утрировать – «не надо бороться» … Если я сказал, что определённая методология, основанная на противопоставлении духовной жизни и телесной, неэффективна, то это же не значит, что я предлагаю сделать оргию праведников. Нет! Я говорю об определённой методологии – она не работает. Эта методология охарактеризовала православную аскетику. Да, православная аскетика не работает. Она делает человека уродом, она делает его даже неспособным понять, что он проиграл….

…. Что нам делать с нашим полом? Так получилось, что кто-то из нас мужчина, кто-то женщина. Это хорошо или плохо – не нам решать, это Бог решил. Поэтому мы должны найти положительную сторону этого всего. Что касается борьбы с блудом я потом скажу, но 20 век и развитие православного богословия и т.д. открыли нам такое понятие в человеке, как личность, глубину личности, глубину его существа. Сегодня грех блуда, какие-то беспорядочные половые отношения, тем плохи, что не доходят до человека. То есть мы пользуемся плотью другого и на этом останавливаем наше взаимовосприятие. А христианин призван видеть человека в его сути, по ту сторону всех его телесных параметров, будь старый, молодой, мужчина или женщина, иудей, раб, свободный, грешный или праведный. Мы должны видеть некую суть человека, которого любит Бог.

Пошлый секс, то есть вот такое вот занятие исключительно для плотского удовлетворения, оно не видит человека, оно бесчеловечно, оно механично. Естественно, будучи воспринято так, оно должно быть отвергнуто».

И далее в докладе следует положительное раскрытие православного понимания полового благоговения и целомудрия.

На 138 минуте последовал прямой вопрос из зала об уточнении фразы «аскетика уродует человека». Я уточнил, что под уродством понимаю только «производственную травму» некоторых подвижников, распространяющих монашеские табу на семейных людей. «Вот такая производственная травма и есть уродство. Ну, может я и преувеличил. Слово «уродство» можете убрать».

По этой причине инкриминирование фразы, которую сам докладчик исправляет в конце является тенденциозной.

 

 

«Преподобного Симеона Нового Богослова подозревают в гомосексуализме» 1,26:37

Надо заметить, что сказано не «я подозреваю», а «подозревают». В частности доктор исторических наук, проф. МГУ, Сергей Аркадьевич Иванов «Византийское юродство» (1994). На стр. 206 он пишет: «Нельзя не заметить откровенно гомосексуального характера приведённого описания. Такую же направленность имеют и почти все другие эротические метафоры Нового Богослова». Поводом послужила притча об императоре и мятежнике из «Нравственного слова 10».

«Один человек служил некоему мятежнику, врагу христианского государя, и много побед одержал над его слугами... и большим почетом пользовался у того узурпатора и его войска. И вот стал он часто и разными путями получать от христианского императора (предложения) перейти на его сторону... Государь принял его... и много часов целовал его и особенно его мокрые от слез глаза. Затем он велел принести венец и одеяния, и обувь, такие же, как носил сам, и своими руками одел во все это своего бывшего врага и соперника, совершенно ничем его не попрекая. Мало того, днем и ночью он радовался ему... обнимал его и целовал губами в губы, и до такой степени любил его, что не расставался с ним даже для сна, спал с ним в одной постели и обнимал на ложе, и укрывал собственным одеялом, и тёрся лицом обо все его члены».

О введении гомоэротического контекста пишет и Дерек Крюгер (религиовед США на богослов.ру и эсхатосе) в статье «Гомоэротическая притча и тело монаха у Симеона Нового Богослова».

Цитаты: «притча в «Нравственном Слове 10» не так просто классифицируется как брачный образ, по крайней мере, не в каком-либо общепринятом смысле... этот отрывок призывает читателя расширить значение слова «брачный», чтобы включить в него понятие гомоэротичности».

 «В нескольких предложениях этот образ родительской любви превращается в изображение однополой эротической тяги и активности. Как Симеон переходит от модели отца, обнимающего и одевающего сына, к образцу близких партнеров по постели?»

«Император покрывает мятежника своим хланидионом, сохраняя тепло и уют вместе на одной кровати и скрывая их физический контакт. Как и во многих древних культурах, византийские мужчины, как правило, часто делят постель, не вступая в сексуальные отношения. В притче, однако, кровать, которую разделяют мятежник и император, становится брачным ложем. Покрытие одного человека другим плащом имеет сексуальный подтекст в некоторых библейских контекстах»

«Таким образом, головка полового члена, скрытая от глаз, парадоксальным образом является одним из наиболее подходящих признаков скрытого Бога».

«Богословский интерес Симеона к пенису монаха также присутствует в Нравственных Словах»

«Аллегория Симеона зависит от общего понимания однополых сексуальных отношений мужчин и их удовольствий, даже когда такие удовольствия были незаконными в монастыре. Но что это значит, когда любовник «помещает свое лицо» на все члены своего возлюбленного? ...серьезными являются пробелы в наших знаниях о средневоковой византийской сексуальности и сексуальных практиках. Сведения об однополых эротических практиках особенно неясны. Если понимание истории сексуальности в Византии должно продвигаться вперед, оно, фактически, должно будет учитывать такие отрывки».

«По иронии судьбы, постоянно расслабленный пенис становится объектом и целью монашеского желания».

Из заключения: «Текст как моделирует гомоэротическое желание, так и вызывает его в аудитории; затем текст перераспределяет это желание, интегрируя его в желание Христа. Понимание близости с божественным в грядущем веке оборачивается ярким эротическим сценарием гомоэротической близости, который подчеркивает, что спасение является телесным и полным, что Божья любовь охватывает целостность человеческого тела во всех его членах. Симеон делает этот акцент на теле, даже когда он использует текстовые оговорки, чтобы отделить себя и свою аудиторию от реального физического контакта. Действительно, гомоэротизм может обладать еще большей теологической силой, потому что он дискурсивен и текстуален, потому что это уже мимезис и фантазия. Виртуальная или дискурсивно эмпирическая сексуальность становится только более сильной в последующем созерцании... гомоэротическое желание имеет место в монастыре. Это мощный инструмент в воспитании духовности его монахов».

 

Василий Васильев. «Гомоэротика в сочинениях преп. Симеона Нового Богослова».

 

 

«Апостол Павел ошибался» 1.35

В тексте доклада: «Если вы помните, в контексте он говорил: уже время близко, поэтому нужно чтобы даже имеющие жён были как неимеющие. И вообще, чемоданное такое настроение оно рождало ситуацию, когда фундировать идею брака было бессмысленно потому, что ну вот уже вот, вот-вот скоро Конец Света... Потом он пишет: ну хорошо если кто выдаёт свою дочь замуж, но лучше сохранить её девой (1Кор. 7,38). Ну, в принципе это правильно. Я бы тут тоже согласился, если бы тоже верил в близкий Конец Света, как и апостол Павел. Но он в этом ошибался».

 

«Согласно нелепому высказыванию апостола Павла» 26:04

Речь идёт о цитате ап. Павла: «если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор. 7,9). При этом я, ссылаясь на девственность ап. Павла принимаю его право на такое измерение брака.

В православной традиции в целом возобладало понимание брака как таинства встречи двух личностей.

См. файл ЛИТЕРАТУРА О ПОНИМАНИИ ПОЛА В ПРАВОСЛАВИИ

Эти и многие другие книги современных православных богословов раскрывают брак и интимные отношения как предельное раскрытие личностей друг перед другом, а не просто «если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор. 7,9).

 

 

Относительно текста священнической присяги.

Есть мнение, что сам текст священнической присяги составлен с грубым нарушением Слова Божия о недопустимости клятвы вообще и клятвы Богом в частности.

Текст священнической присяги начинается так: «Я, имярек, призываемый ныне к служению пресвитерскому обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Крестом и Евангелием…» https://azbyka.ru/prisyaga-svyashhennika-stavlenicheskaya-gramota-prisyazhnyj-list

Господь наш Иисус Христос говорит: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни головою твоею не клянись» (Мф. 5,34). И для тех, кто не понял, ап. Иавков повторяет: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению» (5,12).

В последнее время текст клятвы несколько изменён на: «клянусь перед Всемогущим Богом…». Но это уже современные правки. Их можно только приветствовать.

Ап. Павел в послании 1Кор. 11,19 говорит: «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Если бы у священников была площадка для общения, думаю, взаимного согласия и взаимоприятия было бы намного больше.

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!