Система образования как основа формирования личности.



МБУ «Городской КДЦ»

Диалог власти

И Русской Православной Церкви

По вопросам молодежной политики

На современном этапе

Г. Волоколамск, 2020 г.

    Актуальность данного исследования обусловлена рядом «открытых» проблем современного российского общества, решение которых зависит как от каждого гражданина, так и от государства в целом.

    Пройдёт не так много лет, и пути развития человеческого общества будут определять сегодняшние студенты и школьники. Какие внутренние принципы будут диктовать их поступки? Чем они будут руководствоваться при принятии важных решений? Ответы на эти вопросы волнуют многих, ведь от них зависит наше завтра.

    К несчастью, в современном мире мы слишком часто видим, как молодёжь подвергается массированной пропаганде безнравственности и бездуховности. Религия, Русское Православие не может не противостоять этим разрушительным тенденциям. Поэтому сегодня необычайно важное значение приобретает тема помощи молодёжи в её поисках высшей справедливости, собственного «я» и вечных, непреходящих идеалов.

    Жизнь без Бога, без веры, без предельных смыслов в таком напряжённом режиме немыслима. Никакое мировоззрение не может быть усвоено сознанием молодого человека, если не пройдёт самоотождествления с ним. Социальные смыслы бытия должны обрести правильное соответствие в мотивации личности. Рано или поздно человек убеждается, что нравственные постулаты имеют такую же неотвратимую силу, как законы физики. Если это происходит на пороге вступления во взрослую жизнь, то выигрывает всё общество.

    Чтобы занять достойное место в мире, наша страна нуждается как в инновационном развитии, так и в нравственном обновлении. Нынешнему молодому поколению предстоит решать эти задачи одновременно. Именно поэтому ему равно необходима как материальная, так и духовная поддержка.

 

    Лишь достигнув гармонии между общенациональными идеалами, личными и семейными интересами, оно сможет войти в историю как новое поколение победителей, с которого станут брать пример.

Целью нашей научной работы

явилось исследование процесса решения проблем современной молодежной среды с позиции государственной власти России и Русской Православной Церкви. Далеко не всегда в нашей стране звучал диалог между ними.

Реалии сегодняшнего дня предоставляют такую возможность.

Для реализации задуманной в работе цели определился круг задач:

· Определение современного социального статуса семьи;

· Определение важности роли образования в вопросе становления духовной личности;

· Определение мер борьбы с разрушительным воздействием на личность алкоголя и наркотиков.

Проблемы становления молодой семьи в современной России.

    Кризис нашего общества носит не столько экономический, сколько культурный и духовный характер. Среди не допускающих никакого отлагательства проблем, именно культурная, духовная проблема приобрела наиболее острый характер. Тем более, что и другие проблемы часто порождены утратой людьми своей культурной идентичности и сопряжённых с ней высоких идеалов. Чтобы остановить духовную деградацию, следует обратиться к тем ценностям, коими на протяжении тысячелетия жили люди, благодаря которым они преодолевали все проблемы, как экономического, так и духовного характера. Новые поколения усваивали их прежде всего в семье и школе, которые бережно хранили их.

    Роль семьи в становлении личности молодого человека уникальна. Её не могут подменить другие социальные институты. Опыт семейного общения способствует развитию самосознания молодых и закладывает основы здоровой гражданственности.

    Гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освящённом поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть фундамент, на котором закладывается будущее всего общества, откуда берёт начало общественное благополучие. Испокон веков в России, будучи нравственно здоровыми и духовно укреплёнными, люди видели в семье безусловную ценность и, не смотря на трудности, рождали много детей и ответственно подходили к их воспитанию.

    Не стоит забывать, что именно семья на протяжении столетий хранила и передавала те качества и достоинства — правдивость, милосердие, мужество, храбрость, верность, честь, благородство, душевную открытость, которыми отличались наши люди.

    Задача родителей — дать достойное воспитание и образование своему ребёнку, помочь школе вырастить его нравственным человеком, помочь школе дать ему качественное образование.

    Как писал академик Д. С. Лихачёв: «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

    Однако в наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для многих молодых людей. Построение семьи перестало рассматриваться как вдохновляющий мотив, слилось с повседневной рутиной.

     Между тем разрушение традиционных связей родителей с детьми, принижение значимости материнства и отцовства по сравнению с успехами в построении карьеры ведут к взаимному отчуждению, росту антагонизма между поколениями.

     Семья предполагает ответственное отношение людей друг к другу. Можно без сомнения сказать, что созидание семьи — это особый вид духовного и социального творчества, предполагающий многолетний труд во имя достижения взаимопонимания, взаимопомощи и совместного счастья.

     Семейный союз не достигает своей полноты без детей. Дети являются не только биологическим, но и духовным продолжением мужа и жены. Задача всех, кто привержен сегодня традиционным духовным ценностям, состоит в том, чтобы отстоять образ чистоты и нравственной красоты отношений между мужчиной и женщиной.

     Народ, решивший, что многодетность ведёт к нищете, а отказ от рождения детей к материальной обеспеченности, рано или поздно не сможет сохранять свою самобытность и культуру, эффективно хозяйствовать на своей территории и защищать её, обеспечивать нужды детей и стариков. Но не смотря на это, по данным официальной статистики, Россия за последние 12 лет потеряла убитыми столько же, сколько за всю Вторую Мировую войну. Речь здесь идёт о нерождённых детях, убитых в результате абортов. Как следствие этого серьёзный демографический кризис. Но даже не смотря на катастрофическую ситуацию, некоторые «философы» продолжают рассуждать о том, в какой момент начинается человеческая жизнь, а следовательно, считать ли аборт убийством. На наш взгляд, данная позиция присуща людям пытающимся отстоять совершение абортов, как официальную и вполне нормальную отрасль медицины.

     Упомянув о духовной, экзистенциальной ценности отцовства и материнства, не меньшее внимание следует обратить на материальные условия, требуемые для полного развития детей. Жизнь, даруемая родителями их детям, не должна ограничиваться физическим появлением на свет. Нельзя мириться с тем, что сложности в вопросах трудоустройства, отсутствие квалифицированного ухода за ребёнком во многих дошкольных учреждениях, трудности в получении качественной медицинской помощи детям становятся непреодолимым препятствием для многих молодых супругов.

     Общество, власть, религиозные объединения должны создать стратегическую коалицию во имя защиты семьи. Невозможно убеждать молодёжь в высочайшей ценности семьи и почётности родительского служения, не препятствуя при этом пропаганде порока.

     Защита семьи — это борьба за будущее нашей страны в истории. Главным действующими этого будущего должны стать не массы потребителей, не одиночки, а семьями, созданными на основе жертвенной любви. Именно в семье, там где отец, мать и дети получают первый опыт любви, развиваются нравственные качества личности.

 

Система образования как основа формирования личности.

 

     Вторым важным этапом формирования «молодой личности» является школа, в самом широком смысле этого слова.

              Молодость — это возраст, когда перед человеком впервые встают вечные вопросы: «Кто я?», «Зачем живу?», «Что нужно сделать, чтобы мир стал лучше?». Отсутствие ответа на любой из них равносильно отказу от созидательного построения жизни.

     Система образования — это важнейший государственно-общественный институт, формирующий единое культурное, интеллектуальное и духовное пространство социума и, вместе с тем, призванный обеспечить каждому гражданину возможность самоопределения в контексте национальной культуры. Образование — это один из важнейших факторов, обеспечивающих не только экономический, а, главным образом, духовный, культурный рост человека.

     Система образования — это важнейший государственно-общественный институт, формирующий единое культурное, интеллектуальное и духовное пространство социума и, вместе с тем, призванный обеспечить каждому гражданину возможность самоопределения в контексте национальной культуры. Образование — это один из важнейших факторов, обеспечивающих не только экономический, а, главным образом, духовный, культурный рост человека.

     Молодость — это возраст, когда перед человеком впервые встают вечные вопросы: «Кто я?», «Зачем живу?», «Что нужно сделать, чтобы мир стал лучше?». Отсутствие ответа на любой из них равносильно отказу от созидательного построения жизни.

     Именно в юном возрасте, когда жизненная программа ещё не закрепилась в сознании окончательно, молодой человек остро ощущает разрыв между реальностью и идеалом. Молодые часто не готовы ждать и учиться на ошибках. В поисках правды и ответов на жгучие вопросы жизни они обращаются туда, где чувствуют заинтересованность в себе, где ощущают присутствие истины и находят вкус духовной подлинности.

     Вот почему так важно предложить молодым целостный мировоззренческий инструмент, с помощью которого они могли бы разобраться в окружающей действительности. В нашей отечественной культуре таким инструментом всегда была религия, а именно Православие. Обращение к религии позволяет сформировать структурно-целостный подход к реальности, когда каждый жизненный вопрос рассматривается не по отдельности, но в духовно-нравственной связи со всем остальными. Подобный подход актуален не только для последователей традиционных религий, но и для любого современного человека, стремящегося выработать у себя целостное нравственное мировоззрение.

     Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодёжную среду. Именно, поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня в главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресс науки, развитие культуры.

     В «Основах социальной концепции РПЦ» подчёркнуто, что школа есть посредник между поколениями, предающий молодым людям ценности, накопленные за предыдущие эпохи. Задача приобщения молодёжи к этическим принципам, актуальным для всех времён и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания. Для её осуществления требуется сотрудничество родителей, учителей, общественных объединений, органов государственной власти, религиозных организаций, союзов деятелей культуры.

     Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний. В идеале вся система образования молодёжи должна исходить из традиционных духовно-нравственных координат. Соотнося этот идеал со сложившимся к настоящему моменту положением дел, можно констатировать, что во многих гуманитарных науках роль духовных ценностей в формировании общенациональной культуры народа явно недооценивается.

     Задачи совместной работы по воспитанию молодёжи должны определяться и решаться через системный диалог религиозных организаций, государства и общества. Сегодня в России уже широко распространилась и получила поддержку со стороны родителей практика преподавания в школах основ религиозной культуры.

     По мысли Святейшего Патриарха Кирилла, у традиционных религиозных организаций России и светской педагогики одна задача — воспитать не только знающего, работоспособного человека, но и полноценную личность, обладающую этическим измерением своих слов и дел, живущую осмысленно и одухотворённо, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и Отечеству.

     Попытки оторвать процесс получения знаний молодым человеком от формирования его этических ориентиров препятствует формированию духовной зрелости, гармонически развитой личности.

     Формированием личности, в полном смысле этого слова, светское образование должно заниматься наравне с духовным. Это относится к преподаванию гуманитарных предметов, таких как: философия, филология, литература, искусство. Можно смело говорить о том, что только исказив и искалечив данные предметы можно отстранить их от религиозной составляющей.

     Образование, направленное исключительно на знание, сосредоточенное прежде всего на нуждах экономики, подвергается реальной опасности упустить из виду подлинную природу человека, не заметить его основной нужды, т. к. не хлебом единым жив человек.

     Известный академик Сергей Сергеевич Аверинцев, сказал: «Передача в семье и школе религиозных и культурных традиций наталкивается на небывалые трудности. Таких острых противоречий между юношеской субкультурой и культурным наследием мир ещё не видел». Это действительно так, ведь споры о преподавании «Основ Православной Культуры» не утихают до сих пор. Но на наш взгляд, нельзя всесторонне сформировать человека, не учитывая его духовного склада и нравственного настроения, религиозных убеждений его семьи.

     Можно без сомнения утверждать, что если наша молодёжь будет расти вне ценностей Православия, то находясь под воздействием общедоступной информации, она легко утратит связь и сродной культурой, а затем и с Родиной.

     Без Православия не может быть культуры России — это научно доказанный тезис. Опираясь на данный тезис будет совершенно уместным задать вопрос: как можно вырастить культурного человека, любящего свою Родину, но не знающего даже формально ни обычаев, ни традиций, ни Духа своего народа и не знающего культуру своей страны? Здесь кроется прямая опасность получить в лице нашей молодёжи нигилистов, как в культурном, так и в религиозном отношении.

     Наряду с этим остро стоит вопрос о признании образования Духовных школ. Как известно, Церковь отделена от Государства. В связи с этим, государственными учреждениями не признаётся диплом о высшем духовном образовании, ни получение степени кандидата богословия. Другими словами, люди прошедшие академический курс признаются как не имеющие образования, а следовательно, не имеющие права занимать определённые должности, например, преподавателей, специалистов по разным отраслям гуманитарных наук. На наш взгляд, данная проблема — серьёзная преграда на пути самореализации нашей молодёжи и развития системы образования в целом.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!