Составьте психологический портрет циклоидного типа личности.



Люди, относящиеся к циклотимному, или циклоидному, типу личности, отличаются волнообразной сменой настроения и поведения. Радостное событие пробуждает у них жажду деятельности, рождает яркие эмоции, порождает словоохотливость. Что-то печальное приводит к грусти и подавленности, к замедлению реакции и заторможенности, к вялости и безынициативности. Словом, они превращаются из гипертима в гипотима и обратно. Возбуждение и торможение меняются многократно, или волнами определенной частоты (пока есть энергия они гипертимы, когда энергии становится меньше — гипотимы), или реакцией на некие внешние события.

Циклоидный тип: гипертим и гипотим в одном человеке

Колебания между этими двумя противоположными состояниями способны сильно изменять личность представителя циклоидного типа: в состоянии подъема такие люди тянутся к компаниям, ищут общения, считают себя на коне, их самооценка, как правило, высока. В состоянии подавленности, напротив, стремятся уединиться, склоны недооценивать себя и свои достижения. Работают и учатся циклоиды неровно — по настроению и вдохновению.

Порой у циклоидов можно наблюдать наличие двух различных по типу состояний одновременно, проявляющихся в разных пропорциях, с преобладанием одного типа. В состоянии возбуждения они могут грустить, а в состоянии депрессии не терять чувство юмора. В заключение заметим, что часто меняющиеся состояния утомляют человека, а также его окружение.

Опишите в таблице теоретические представления о мотивации в неофрейдизме (К. Хорни, Э. Фромм), теоретические представления о мотивации в классическом психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер), теоретические представления о мотивации в концепции А. Бандуры.

Таблица (автор, школа, содержание).

Представления о мотивации в неофрейдизме (К. Хорни, Э. Фромм)

Фромм. В природе человека заложены экзистенциальные потребности, явл. важным источником активности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода - безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека. 1. в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), 2. в преодолении (в активном творческом созидании) 3. в корнях (в чувстве стабильности и прочности) 4. в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других) 5. в системе взглядов и преданности (в объективном и рац. взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то). Смысл существования человека Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным обществом, вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе "Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого "бегства". Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личн., слить свое "Я" с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать. Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизн. интересам, преодолением скованности и изолированности. Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. "Я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. В противовес механизмам "бегства от свободы" существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить. Хорни. В теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной. С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Там, где Фрейд видел эдипов комплекс, Хорни видит "базальную тревогу" – основу всех неврозов. Базальная тревога описывается Хорни как чувство "собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире". По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций. Это избыточные потребности Невротические защитные механизмы: Невротическое влечение к любви. Если нормальная любовь основывается на чувстве, то невротическая – на стремлении к безопасности: "Если ты меня любишь, ты никогда не сделаешь мне больно". Однако будучи неспособным по описанным выше причинам по-настоящему доверять людям, невротик чувствует себя недостойным быть любимым. Эта ситуация несет в себе следующий конфликт: невротик постоянно стремиться к любви, но не в состоянии отдавать ее, страшась эмоциональной зависимости. Невротическое влечение к власти. Эту, фундаментальную по Адлеру, черту Хорни считает лишь одной из нескольких невротических характеристик. В то время как само по себе желание обладать большей властью не является невротическим и может быть, например, следствием обладания выдающихся способностей, его невротическая разновидность возникает под влиянием страха, тревожности и чувства неполноценности. Стремящийся к власти невротик хочет быть всегда правым, контролировать всех и всегда поступать по-своему. Отсюда его три характеристики: Загрузка... (1) он желает быть первым во всем и соперничает даже с теми, чьи цели не имеют к его целям никакого отношения (2) его влечение к власти основывается на враждебности к окружающим, и он старается унизить, фрустрировать их, нанести им поражение (3) он боится расплаты и хочет быть любимым ими – возникает неразрешимая дилемма. Его девиз: "Если я сильнее тебя, ты для меня безвреден". Невротический "уход" основывается на вере индивида в то, что, однажды став самодостаточным, он окажется в безопасности. Таким образом он стремиться быть независимым от людей: "Если я тебя избегаю, ты не причинишь мне вреда". Невротическая зависимость. Постоянно ощущая собственную беспомощность, невротик склонен принимать традиционные точки зрения или те из них, которые наиболее весомы и влиятельны. Он может подавить все свои личные требования, позволить другим оскорблять себя, избегать критики и всем подряд предлагать свою помощь: "Если я подчинюсь воле других или помогу им, я обезопашу себя".


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!