Философия Нового времени (17-19 вв.)

Тема: «ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ»

 

План лекции:

Средневековая философия (5/6 – 14 вв.)

Философия эпохи Возрождения (14-16 вв.)

Философия Нового времени (17-19 вв.)

Средневековая философия (5/6 – 14 вв.)

Средневековая философия представляет собой синтез двух традиций: христианского «откровения» и античной философии. Она возникла и сформировалась в результате перехода европейских государств в экономике и политике к феодализму, а в духовной сфере и идеологии – к единобожию в форме христианства. Это установило в европейском обществе жесткую религиозную диктатуру и объявило философию «служанкой богословия». Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Тертуллиан ,Августин Аврелий Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Богослов, Григорий Нисский, Джовани Фиданца, Фома Аквинский.

Средневековая философия делится на два направления:

1. Патристика (Тертуллиан, Августин Аврелий) - учение 2-8 вв., утверждавшее на несовместимость религиозной веры с античной философией.

Это философия отцов христианской церкви, считавших абсолютной истиной Библию и утверждавших, что Бог пребывает вне области чувственно воспринимаемого и умопостигаемого и поэтому не может быть определен словами. Способ познания – вера. Причина наличия зла в мире – неправильный выбор людей, над которыми довлеет «земное царство».

2. Схоластика (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) философское учение, сложившееся на основе патристики в 9-12 вв., обосновавшее независимость религиозных догматов, считающее, что все знания о мире содержатся в Библии и трудах Аристотеля, откуда их необходимо извлечь путем истолкования и комментирования.

Схоластика включала в себя два противоположных направления в зависимости от решения философами спора о природе предельно общих понятий (универсалий) – номинализм и реализм.

1. Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) считали, что понятия существуют подобно вещам в окружающем мире.

2. Номиналисты утверждали, что понятия существуют реально, независимо от единичных вещей.

Среди наиболее выдающихся философов и официально признанных католической церковью выделяют Фому Аквинского (1221-1274), который достиг высокого совершенства не только в логике, но и в обработке догматов христианского вероучения в форме здравого смысла. Под бытием он понимал христианского Бога (теоцентризм). Невозможность же отказа от такого понятия как материя, показывала Иисуса Христа как материю, явленную людям в виде человека. Учил, что Бог открывает себя человеку естественными и сверхъестественными путями, следовательно, вера и разум относительно самостоятельны как различные пути к истине. Но в случае их конфликта, все равно преобладает вера.

Особенности средневековой философии:

1) Монотеизм – единобожие, Бог един и уникален.

2) Теоцентризм – религиозная картина мира, в которой источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

3) Креацинизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.

4)  Вера и Библия, которая возвышает веру над интеллектом. Вера – это личностное самоопределение человека, составная часть его внутреннего мира.

В итоге, эпоху Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.


Философия эпохи Возрождения (14-16 вв.)

Философия эпохи Возрождения впитала в себя наследие мыслителей Средневековья, возродила античные взгляды, нашла новые подходы в оценке бытия. Она имела антицерковную направленность, устремленность к человеку, веру в его физический и духовный потенциал.

Основные направления философии эпохи Возрождения:

1. Гуманизм – целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвавшее переворот в культуре и мировоззрении (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валли) уходят от религиозной оценки человека, его греховности, возвышают человека, защищают его телесность, красоту лица и тела, активность, творческую деятельность, талант. Человек становится центром мира, а не Бог (антропоцентризм). Они верили в Бога, но человека считали свободным существом, творцом самого себя и окружающего мира. Пико утверждал, что человек – творение Бога, который дал ему свободную волю и способность человеку самому определять собственную судьбу, свое место в мире. Парацельс отметил, что в человеке объединяются природное, телесное и духовное начала.

2. Натурфилософия - философия природы, главной особенностью которой является пантеизм, где Бог утрачивает трансцендентный характер, сливается, отождествляется с природой. Философы Возрождения сформировали новые представления о космической картине мира: Николай Кузанский, Николай Коперник - о бесконечности и неизменности Вселенной; Джордано Бруно, Галилео Галилей - гелиоцентризм – научную теорию о нахождении в центре мира не Земли, а Солнца, Земля же вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси.

3. Социальная философия – основное внимание было сосредоточено на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Никколо Макиавелли учил, что политика и нравственность несовместимы, поскольку главные средства достижения успеха в политике – жестокость и обман. Томас Мор написал книгу «Утопия», создал идею утопического социализма. Доказывал, что абсолютным злом является собственность, поэтому все должно быть общим.

Эти идеи заложили основы для развития естествознания и философии Нового времени.

Философия Нового времени (17-19 вв.)

Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в Новое время она опирается на науку, ориентированную на конкретные естественнонаучные знания. Это обусловило метафизический метод философского мышления. В его основе лежал тезис о том, что все в природе развивается по законам механики.

В Новое время теория познания в философии была представлена тремя направлениями:

Эмпиризмом

Сенсуализмом

Рационализмом

Сенсуализм (Эпикур, Джон Локк, Этьен Боно де Кондильяк, Карл Густав Юнг) - направление в гносеологии (теории познания), признающее ощущения и другие формы чувственного восприятие единственным источником достоверных знаний.

Эмпиризм (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джордж Беркли) – метод научного познания, в основе которого лежит опыт. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, наука должна служить жизни и практике, знания, не приносящие реальной пользы,- ненужная роскошь.

Особенностью эмпиризма является разработанный Бэконом индуктивный метод – метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, в основе которого лежат наблюдения, анализ, сравнение, эксперимент. Им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию и философию. Философское кредо: «Знание – сила»

Рационализм (Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Бенедикт Барух Спиноза) – один из самых распространенных направлений гносеологии Нового времени, в основе которого лежит вера в неограниченные возможности человеческого разума. Опыту рационалисты отводили роль простой практической проверки данных интеллекта.

Декарт разработал дедуктивный метод научного познания, суть которого заключается в движении мысли от общего к частному, в определении неизвестного через ранее познанное. Считал, что в основе всякого познания лежат сомнения и интуиция («Я мыслю, следовательно, я существую»)

Идеи материализма получили в Новое время очень широкое распространение, но в своеобразной форме. Например, по мнению Декарта, Вселенная представляет собой огромный механизм, не отрицая идеи существования Бога, он отводил ему роль силы, направившей первоначальный импульс к существованию и развитию мира, последующие изменения в котором определяются самостоятельной творческой силой материи.

Дальнейшее развитие получил и идеализм в духе традиций классического реализма.

Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классической философии.


Вопросы к лекции №6:

1. Как развивается философия в эпоху Средневековья?

2. Что такое схоластика и патристика?

3. Какие направления в развитии имела философия в эпоху Возрождения?

4. Что представляет собой натурфилософия?

5. Какие направления в гносеологии философии развиваются в Новое время?

6. Кто разработал индуктивный метод, его особенность?

7. Каков вклад в развитие философии внес Рене Декарт?

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 749; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!