ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 61 страница



Ст. 8 и 9. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред Ним припадут ефиопляие, и врази его персть полижут. Под образом царя Соломона псалмопевец продолжает пророческую речь о вечном Царе, Сыне Божием и Господе Иисусе Христе, Царству Которого будут принадлежать все царства земные от моря до моря. В представлении псалмопевца и его современников вся земля, населенная людьми, заключена была между морями: с одной стороны, западной, - Средиземным морем и Атлантическим океаном, и с другой, восточной, - Индийским морем и Тихим океаном; равным образом, с северной и южной сторон земной материк окружен также морями и океанами. Поэтому псалмопевец и говорит, что воспеваемый им Царь будет владычествовать над всеми землями, которые простираются от берегов одного моря до берегов другого моря, и от рек, на которых обитают люди, до самых последних конечностей вселенной. Это и значит, что Царство Христово, или Святая Церковь Его, распространится по всей земле. Пред Ним припадут, или, что то же, Ему (Христу Богу) выразят покорность, Ему поклонятся ефиопляне, жители Эфиопии - страны африканских пустынь (с еврейского слово "ефиопляне" так и переводится; "жители пустынь"), где ныне Нубия и Абиссиния. Эти полудикие и непокорные народы, которые враждебно (врази его) относятся ко всякой гражданственности и мирной жизни, - даже и они подчинятся, полижут персть (прах земной - образное выражение духовной покорности), когда "возьмут на Себя иго христово" (Мф. 11:29).

Ст. 10 и 11. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии, вси языцы поработают ему. Царие Фарсийстии - то же, что цари Фарсиса, которые были правителями отдельных городов и областей в Испании, где находились финикийские торговые колонии. Впрочем, именем Фарсиса евреи называли вообще приморские отдаленные страны. Словом острови именуются здесь острова Средиземного моря, а также и богатые прибрежные города и страны этого моря. Под словом дары разумеются всякие вообще дани, которые собираются в царскую казну от подчиненных и покоренных народов. Царями Аравскими, или Аравийскими, называются здесь владетели городов и областей, находившихся к востоку от Палестины, на Аравийском полуострове. Сава (или Савея) - так называлась страна, лежащая к юго-востоку от Палестины, у Персидского залива, где обитало племя савеев. Словом Сава псалмопевец обозначает здесь целое отдельное племя эфиопского народа. При наименовании здесь всех этих царей и народов, он имел в виду, конечно, то, что рассказано об отношениях царей и народов Востока и Запада к израильскому царю Соломону в 3-й книге Царств (5:1-10, 24 и др.). Но очевидно, что речь псалмопевца в этом месте не может вполне относиться к Соломону, что особенно видно из последнего, 11-го стиха, слова которого св. отцы единогласно, как пророческие, относят к вечному Царю Христу, к Которому "приидут" (см. Мф. 8:11) "и поклонятся все цари земные и все народы (еси языцы)" будут служить Ему, некоторые, по словам блж. Феодорита, - добровольно в настоящей жизни, а все - по воскресении. Не увидим Ему всяческая покорена, говорит божественный апостол (Евр. 2:8), но тогда "поклонится Ему всяко колено небесных и земных и преисподних" (Флп. 2:10).

Ст. 12,13 и 14. Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними. Нищими убогим, по изъяснению св. отцов, псалмопевец в пророческом смысле называет здесь род христианский из язычников, а сильным он называет здесь диавола, как всегда делавшего насилие людям. Изъясняя изречения сих стихов по связи с предыдущими, св. Афанасий говорит: "От крайних и до крайних пределов вселенной поклонятся Ему народы и цари, благодаря за то, что избавил их от преобладания сатаны" [3, с. 243]. Восхваляемый в псалме царь не только будет наблюдать справедливость и правосудие, но будет настолько человеколюбив и милостив, что и самые низкие люди (убогие и нищие) найдут в нем для себя всегда готового и сильного Заступника и Покровителя, который избавит (по пер. с евр.) души их от коварства и насилия. Лихвою называется рост, приращение денежных процентов, в переносном смысле - любостяжательность, сребролюбие, которое, по словам апостола есть "корень всех зол" (1 Тим. 6:10). Под именем неправды здесь нужно разуметь всякий грех, потому что кто грешит, тот делает неправду или в отношении к себе, или в отношении к ближнему. Христос, милостивый Царь наш, освобождает души христиан от сих грехов посредством евангельских Своих заповедей, потому что исполняющие сии заповеди удаляются от всякого греха. И честно имя его пред ними. Какое это имя? Имя Христос, по которому мы называемся христианами. Это имя столь высоко и досточестно, что вместо всякого другого достоинства его одного достаточно для засвидетельствования нашего благородства, в том, впрочем, случае, если с преславным именем христианина мы соединяем и жизнь, достойную сего имени. По словам св. Афанасия, слова сии: и честно имя его пред ними означают, что "у всех Он будет чествуем и славим" [3, с. 243]. А в переводе с еврейского слова эти читаются совершенно иначе, именно: и драгоценна будет кровь их пред очами его. Такая разница в переводах с еврейского и греческого произошла оттого, как объясняют с вероятностно некоторые ученые толковники (свящ. X. Орда, А. Пархомович и др.), что переводившие с греческого LXX толковников, на славянский читали (имя) вместо (кровь). В таком случае (при чтении в пер. с евр.) смысл последнего изречения будет следующий: Мессия, славный Царь всех народов, не только есть Царь правды, помогающий беспомощному, избавляющий страждущего под гнетом неправды, не презирающий его, подобно тирану, - но и почитающий его как образ Божий и заботящийся о нем как о своей драгоценности.

Ст. 15. И жив будет, и дастся ему от злата аравийска: и помолятся о нем выну, весь день благословят его. По контексту с предыдущими изречениями, и этот стих нужно понимать в пророческом смысле: о Мессии, Царе всемирного духовного царства, которому не будет конца (Лк. 1:33), - о Царе, Который, следовательно, будет жить вечно слова и жив будет так и читаются во всех переводах: и будет жить. А по словам св. Афанасия, это сказано о том, что младенец Иисус, при избиении младенцев Иродом, не будет захвачен с ними и останется жив [3, с. 243]. Словами же: и дастся ему от злата аравийска - указывает на то, что в Царстве сего могущественного Царя будет и в материальном отношении довольство и изобилие во всем. По ев; Афанасию, этими словами ясно означаются дары, принесенные Богомладенцу Христу волхвами (Мф. 2:11) [3, с. 243], пришедшими с востока. Аравия (у других переводчиков - Сава, что почти одно и то же: см. выше, ст. 10-11), пограничная с Персией, имела в древности много золота, почему и называлась счастливою Аравией, а у греков - даже золотою (у Е. Зигабена). Можно думать, что именем Аравии пророк обозначил и все другие страны, из которых будут приноситься дары и жертвы Христу аравийским золотом и другими драгоценностями в Его храмы или вообще в пользу Церкви Его, от всех царей и народов, приобщившихся через веру к духовному Царству Его. Сии цари и народы помолятся о нем выну, т.е. всегда будут благодарить за Него Бога, будут также молиться о всеобщем распространении Его Царства, о благостоянии Святых Божиих Церквей и о вечном спасении своем через Христа Спасителя всех. Всегда совершая такую молитву, они весь день благословят Его, т.е. будут всякий день, ежедневно благодарить и прославлять Царя Христа за освобождение их от рабства диаволу и за все Его великие милости.

Ст. 16. Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод его, и процветут от града яко трава земная. Недосказанное в первом изречении сего стиха: Будет утверждение на земли... выясняется отчасти переводом с еврейского, отчасти же сходным с ним изречением в псалме 104 (ст. 16), которое читается так: всяко утверждение хлебное сотры. Изречение же рассматриваемого псалма 71с еврейского переведено так: будет обилие хлеба на земле. Таким образом, ясно, что здесь говорится об изобилии хлеба во дни благословенного Богом Царя, и потому под утверждением нужно разуметь то, что служит к поддержанию тела человека, именно - обилие пшеницы, из которой делается хлеб, главная подпора (утверждение - firmamentum, ) человеческой жизни (Пс. 103:15). Так велико благословение природы во времена Мессии, что даже на вершинах гор, где обыкновенно лес или голые скалы, будет расти роскошная пшеница, колосья пшеницы (плод его, т.е. утверждения) будут волноваться, как лес на Ливане (так называются горы на севере Палестины), превзойдут самый Ливан (превознесется паче Ливана), т.к. будут расти на вершинах его (на версех гор). Последнее изречение сего стиха: процветут от града - указывает на особенное размножение народа израильского в городах Палестины в мессианское время, как следствие особенного благословения Божия Израилю (см. Ис. 54:1 и след.), и с греческого (у преосвящ. Порфирия) переведено так: "и процветут граждане, как зелень земная". Блж. Феодорит изречениям этого стиха дает такое толкование: "Господь Иисус Христос утвердит и подкрепит уверовавших в Него, соделает их высокими и превознесенными, как бы стоящими на самых вершинах гор..., учение Его, и истолкователи, и проповедники онаго будут выше и славнее Ливана... Как уверовавшие в Него принесут таковый плод, так неуверовашие иудеи уподобятся траве, которая ныне растет и вскоре погибнет" [6, с. 340].

Ст. 17. Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат его. Здесь снова говорит Давид о вечности Царства Христова, повторяя почти то же, что сказал выше (в 5 ст.). Доставивший столь великие милости и благословения народу Своему (ст. 4,7,12,14,16) Христос Иисус, Царь мира в достополклоняемом имени Своем, благословляется и прославляется всегда, всеми, находящимися во всех частях мира, христианами. И такое прославление имени Его будет вечно, т.е. "доколе светит солнце, дотоле пред лицом Его будет ведомо имя Его" (Господа Иисуса Христа), как объясняет в подстрочном примечании к переводу своему преосвящ. Порфирий. "Аз есмь Сый, - сказал Господь Моисею. - Сие Мое есть имя вечное" (Исх 3:14,15). Сие-то имя Господне, существующее прежде создания мира, пребывает прежде солнца и будет благословено от всех родов во веки. Чрез Него получат благословение Божие все народы земные, которым и сказано будет: "Приводите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира" (Мф. 25:34). Сие благословение, значит, есть не что иное, как оправдание и усыновление Богу о Христе. В свою очередь, получившие благословение будут взаимно прославлять и ублажать Господа Иисуса, Который "Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу" (песнь "Единородный Сыне и Слове Божий" на литургии): вси языцы ублажат Его.

Ст. 18 и 19. Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един, и благословено имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля: буди, буди. Славословие имени Божия, заключающееся в сих последиих стихах, по мнению новейших ученых истолкователей псалмов (свящ. X. Орда, свящ. Н. Вишняков, А. Пархомович и др.), не относится к этому псалму, но прибавлено к нему собирателем псалмов в одну книгу, подобно тому, как оно прибавлено и в окончаниях других частей Псалтири (Пс. 40 и 105). Хотя такое мнение и справедливо, тем не менее, мы должны рассматривать это заключительное славословие как составляющее в нашей Псалтири составную и неотъемлемую часть псалма 71 и потому должны дать ему соответствующее объяснение. Благословен Господь Бог Израилев - не иной какой Бог, как тот же Мессия, Христос Бог наш, о Котором пророчествует весь псалом и Который Един творит чудеса как в Ветхом, так и в Новом Завете, - Един не в различении трех лиц Святой Троицы, но в различении других, лживых богов - языческих. Имя славы Его есть имя Христа, которое означает Бога и человека, и с которым Он благословляется и прославляется, как в сем временном веке, так, особенно, и в будущем, когда будут "покорена Ему всяческая" (1 Кор. 15:28). Слава Его должна распространиться по всей земле, как свидетельствует и пророк Исайя, который видел престол Господа славы, окруженный небесными серафимами, и слышал, как они друг к другу взывали: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! полна вся земля славы Его" (Ис 6:1,3). Буди, буди - это значит то же, что - "да будет", а по переводу с еврейского: "аминь и аминь!"

После этого псалма имеется в Псалтири особое краткое сказание, или эпилог (присловие), состоящий из следующих слов: Окончашася (в др. старинных изданиях - оскудеша) песни Давида, сына Иессеова. По русскому переводу: "Кончились песнопения (с евр. - "молитвы") Давида, сына Иессеева". Из сего сказания нужно бы заключить, что следующие, после 71 -го псалма, принадлежат уже не Давиду, а другим составителям псалмов. Но такое значение будет не совсем верно, потому что и далее мы встречаемся с псалмами, принадлежащими Давиду и надписанными его именем, каковы псалмы 85,107-109. Ученые истолкователи псалмов присловие сие - об окончании Давидовых псалмов - объясняют так, что когда составлялись первоначальные сборники псалмов, то 71-й псалом был поставлен в них последним из Давидовых псалмов; когда же, с течением времени, составлялись новые собрания псалмов, то в них вошли и другие псалмы, принадлежащие Давиду, кроме тех, которые найдены и вошли в состав сборников прежнего времени.

ПСАЛОМ 72

 

Псалом этот, согласно краткой надписи на нем: Псалом Асафу - приписывается, как автору его, некоему Асафу, сыну Варахии, из племени Гирсона Левиина, знаменитому из числа левитов, современных Давиду, - тем, что он был одним из трех начальников хора при Давиде (1 Пар. 6:31, 39-43; 15:17,19 и др.). Вместе с четырьмя сыновьями своими он начальствовал над четырьмя градами певцов Давидовых, и, играл по наставлению и под руководством самого царя Давида (1 Пар. 25:2), являлся главным распорядителем священной музыки и пения пред ковчегом Завета в Сионской скинии (1 Пар. 16:4 и след.). Но при этом он был не исполнителем только песнопений (псалмов) Давидовых, но и сам, вместе с Давидом, участвовал в составлении псалмов для церковнобогослужебного употребления. Посему Священное Писание и называет его пророком (2 Пар. 29:30). Певец настоящего псалма, как видно, благочестивый христианин (ст. 1,13.28), в минуты тяжких страданий, задается (как и в псалмах 36 и 48) вопросом, так сильно и так часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостью и правдою Божией земное счастье нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? При виде того, как часто праведные люди претерпевают гонения и бедствия а нечестивые наслаждаются довольством и спокойствием, душа верующего обуревается сильным сомнением (ст. 2, 3) в благости и правде Божией. Но в конце всех своих размышлений и из собственного опыта взятых наблюдений он из святилища Божия получает полное успокоение, придя к тому заключению, что не должно соблазняться видимым счастьем грешников (ст. 14-22,27) и что полное счастье и истинное благополучие человека заключается в Боге, в теснейшем общении с Ним, выражающемся во всецелом уповании на Него и в хвалебной молитве к Нему (ст. 28).

Ст. 1. Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Такое восклицание как бы невольно исторгается из уст псалмопевца после того, как он долгое время размышлял о путях правды Божией и много перечувствовал при виде неправды человеческой. В этом восклицании он выразил укрепившееся в нем убеждение в том, что Бог Израиля всегда милостив и благ к искренно верующим, к правым сердцем. Он как бы так говорит здесь: что бы кто ни помышлял и что бы ни говорил, а я всегда скажу: как неизменно добр Господь Бог в отношении к тем, которые правым сердцем веруют и нелицемерно исповедуют Его!

Ст. 2 и 3. Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя: яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря. Здесь выражения: не подвижастеся нозе... не пролияшася стопы - употреблены псалмопевцем, по свойству еврейской поэтической речи, в иносказательном смысле и означают небольное движение душевных помыслов или поползновение мыслей и чувств от пути истины на путь неправды и заблуждения. Вмале значит "еще немного, едва не". Выразив (в ст. 1) свое твердое и вполне согласное с истиною убеждение, псалмопевец признается в том, что и он недалек был от опасности потерять истину и впасть в заблуждение, и говорит: Бог Благ и Милостив ко всем праведникам - это истина неоспоримая, но я едва не споткнулся сомнениями в этой истине: едва не уклонились ноги мои от уверенности в ней, едва не поскользнулись (пролияшася) стопы моя, а причиною сего было то, говорит он, что я позавидовал (возревновах) безумным, видя благоденствие нечестивых". "Как огнем меня жгло, - говорит от лица псалмопевца блж. Феодорит, - когда видел, что живущие злочестиво и беззаконно пребывают в мире и в великом счастии" [6, с. 343].

Ст. 4 и 5. Яко несть восклонения в смерти их и утверждения в ране их: в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Восклонения (в греч. ) значит: уклонения, убежища. Рана значит: язва, удар. Желая изобразить временное внешнее, материальное благополучие нечестивых, о котором он когда-то возревновал, псалмопевец говорит, что беззаконные, наслаждаясь телесными благами, будучи сильны и крепки телом и пользуясь всегда вожделенным здравием, не претерпевают болезней и соединенных с ними страданий, а потому далеки от мысли о смерти, и, не желая памяти смертной, не уклоняются (несть им восклонения в смерти их) от смерти, т.е. до самой кончины своей не испытывают никаких страданий, и крепки силы их (так переведено с евр. выражение и утверждения в ране их), т.е. они, не подвергаясь никаким страданиям, до конца жизни сохраняют крепость сил телесных. Вместе с тем, нечестивые и грешники без труда и усилий приобретают житейские блага и наслаждаются благополучием: они не несут никаких трудов вместе с другими людьми и не претерпевают никаких бедствий и злостраданий (с человеки не приимут ран).

Ст. 6 и 7. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их, преидоша в любовь сердца. Изречениями сих стихов псалмопевец изображает ту гордость и неправду в отношении к ближним, какими обыкновенно преисполнена бывает жизнь нечестивых. Так как они, говорит он, насяаждаются всеми благами и не испытывают собственным опытом обычных трудов и бедствий человеческой жизни, по этому самому они предаются гордости и совершают страшные несправедливости. Возгордившись своим благополучием, нечестивые оделись в неправду и нечестие как бы в свою всегдашнюю и привычную одежду, и не только не скрывают своих беззаконных деяний, но и выставляют их напоказ, как носимую одежду. В свою очередь, роскошная и изобильная (тук) жизнь нечестивых является источником всякой неправда и нечестия: изыдет яко от тука неправда их. По словам св. Афанасия Александрийского, из благоденствия проистекает все их нечестие, которое перешло в страстное расположение [3, с, 246], или в любовь сердца. Нечестивые приобретают навык или склонность к неправде в такой степени, что становятся людьми совершенно плотяными, не останавливающимися пред исполнением всякой неправды (поступок Ахава с Навуфеем, см. з Цар. гл. 21) и готовыми на удовлетворение всякого похотения сердца. О таком глубоко нравственном падении нечестивых св. апостол Павел говорит так "Предаде их Бог в похотех сердец их в нечистоту... и в страсти безчестия" (Рим. 1.24,26).


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!