ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 23 страница



Ст. 10 и 11. Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. Только что выразив радостные чувства по поводу полученной от Бога милости, как уже опять начинает вспоминать прежние свои скорби, умоляя Господа о помиловании. В слове яростию выражен гнев Божий за грехи, от которого пострадали и глаза (око мое) Давида от слез, и душа его (душевные силы: разум, воля и совесть), и утроба его (память как вместилище не вещественной, а духовной пищи - понятий и разных сведений). Приближаясь к старости и воспоминая о гонениях, бедствиях, о многих войнах с соседними народами, о борьбе с внутренними врагами и о претерпенных от всего этого многоразличных скорбях, он говорит, вся жизнь моя истощилась, протекла в скорбях и печали - исчезе в болезни живот мой, - и годы мои в стенаниях - лета мои в воздыханиих. К сим душевным скорбям и страданиям присоединились и телесные немощи и страдания, которые выразил Давид словами: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. Здесь нужно иметь в виду, что Давид, во время гонения от Саула, а также во время восстания Авессалома, принужден был бегством спасаться часто без съестных припасов, иногда бежал он чрез места пустые и безводные почти пеш и бос, а потому неудивительно, что ему приходилось претерпевать и голод, и жажду (2 Цар. 17:29), и разные другие нужды и чрез то терять силы и здоровье. А потому он и говорит: ослабела от нищета и страданий сила моя и измождены кости мои.

Ст. 12 и 13. От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящий мя вон бежаша от мене. Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен. В этих словах псалмопевец продолжает изображать бедственное свое состояние, в каком находился в смутные времена при Сауле и Авессаломе. В те дни, говорит он, много было врагов у меня, и для всех них я служил посмешищем: как кто хотел и как мог, - все поносили и злословили меня. Соседние евреям народы, которые прежде завидовали счастью и воинским успехам моим, теперь, узнав о моем изгнании и бегстве, нашли случай безжалостно (зело) смеяться надо мной. Даже самые близкие знакомые и друзья мои, и те боятся встретиться со мной, чтобы не навлечь на себя, со стороны врагов моих, подозрения в близости и содружестве со мной и чрез то не подвергнуть себя опасности потерять честь и даже лишиться жизни. Завидя меня и опасаясь встречи со мной, вон бежаша от мене. Многими из таковых я совсем забыт был и изгнан из сердца (забвен бых яко мертв от сердца), лишился места в их сердце, как умерший, о котором забывают, и стал для них подобен разбитому сосуду: бых яко сосуд погублен.

Ст. 14. Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Гаждение значит - злоречие, порицание, хула. Окрест значит - кругом, со всех сторон. Вкупе - вместе. В те дни (время гонения Саула и восстания Авессалома), продолжает Давид, посмеяния и хульные ругательства сыпались на меня со всех сторон. Я сам слышал злоречие и ругательства от многих. Здесь, конечно, припоминает поступок того Семея, который не только злословил Давида прямо в лицо, но даже дерзнул бросать в него камнями и грязью (2 Цар. 16:5-10). Хотя библейская история рассказывает один этот случай публичного порицания Давида, но самому ему, без сомнения, известны были и многие другие подобные случаи, почему он и говорит: слышах гаждение многих. Кроме того, было немало случаев, когда враги его собирались вместе для совещания о том чтобы лишить жизни Давида, убить его (2 Цар. 17:1-4). О чем он и говорит: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Прияти душу и значит: отнять жизнь.

Ст. 15 и 16. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя. Изречения эти имеют самую тесную связь с предыдущими, в которых говорится о совещаниях врагов Давида на жизнь его. Пусть, говорит он, злобные враги мои совещаются о том, как лишить меня жизни, а я на Тебя, Господи, уповаю: Ты един всесильный Бог мой! Без Твоей воли никто не может отнять у меня жизнь. Я знаю, что в Твоих руках, в Твоей власти участь моя (жребии мои). Ты Один умертвляешь и оживляешь, низводишь во ад и возвышаешь, делаешь нищим и обогащаешь, унижаешь и возвышаешь (1 Цар. 2:6-7); умереть ли мне, или продолжится моя жизнь, все это зависит единственно от Твоей всеблагой воли и всемогущей власти, а не от произвола людей или какого-нибудь случая. Я верю, что Тебе не угодно, чтобы смерть моя последовала от неразумной прихоти или увлечения моего сына и его сообщников, а потому прошу и молюсь Тебе, Господи: избавь меня из рук врагов моих и от гонящих меня.

Ст. 17 и 18. Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии и снидут во ад. В Ветхом Завете заповедано было чрез Моисея пророка, чтобы священники передавали благословение Господне, а с ним вместе и милость Божию людям, чрез возложение на них имени Божия, с произнесением слов: "Да благословит тя Господь и сохранит тя: да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя..." (Числ. 6:24-27; Сир. 50:22). Поэтому и изречение псалмопевца: просвети лице Твое на раба Твоего - выражает моление его о том, чтобы Господь благословил его и явил милость Свою к нему; на что указывает и следующее затем изречение: спаси мя милостию Твоею. Давид, как и другие псалмопевцы, нередко обращается в псалмах своих к милости Господней, которая постоянно предносится пред очами его (25:3), на нее он постоянно уповает с 12:7; 51.10), от нее ожидает себе спасения (6:5) от окружающих бедствий (142:12) и помилования от грехов, смущающих его чистую совесть (50:1), вообще нравственного и физического оживления (118:88,159). Он даже и называет Бога милостью, как бы олицетворяет Его в виде милости: "Боже мой, Милость моя" (58:18)! Призвав на помощь себе милость Божию, Давид выражает уверенность, что он не постыдится чрез это призвание: да не постыжуся, яко призвах Тя, - что помощь Божия, на которую он надеется, скоро придет к нему. Но да постыдятся, говорит, нечестивые и да снидут во ад. Под нечестивыми разумеет псалмопевец злых советников Авессаломовых, особенно же Ахитофела, который подал злодейский совет об умерщвлении Давида. Последние слова Давида имеют значение не зложелательства или клятвы, а пророчества: они предсказывают злосчастную судьбу Ахитофела. Этот поистине нечестивый человек не имел ни веры в Бога как всесильного Мироправителя, ни любви к закону Его, ни чувства почтения к царю как помазаннику Божию, а потому, как имеющий власть и влияние при дворе царя, он употребил во зло эти преимущества и вместо того, чтобы отговорить и удержать от противозаконного увлечения сына царева, он, напротив, поддерживал это неразумное и беззаконное увлечение и стал первым советником Авессалому на разные злодеяния; а когда, по устроению воли Божией, его злому совету предпочтен был совет другого (Хусия), он, не стерпев стыда и унижения от сильной злобы и гордости, пришел в отчаяние, уединился в доме своем и чрез повешение лишил себя жизни (2 Цар. 17:23). Не менее печальная участь постигла и самого Авессалома (2 Цар. 18:9, 15, 17). Таким образом, эти нечестивые были постыжены перед Богом и людьми и сами себе открыли дорогу во ад.

Ст. 19. Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением. Выражением устны льстивыя указывает псалмопевец опять на того же Ахитофела, о котором шла речь в предыдущем стихе. Этот беззаконный и гордый человек состоял в числе людей близких к царю и льстивыми словами и речами долгое время притворялся верным другом Давида, но как скоро представился случай, он тотчас же изменою ему доказал свое вероломство и лицемерие. А потому словами: немы да будут устны льстивыя... и проч. - пророк ясно показывает, что льстивые уста клеветников достойно и праведно наказаны будут вечным молчанием (во аде… немы..); потому что они изрыгали ложь и хулу против неповинного Давида, не сделавшего никакой обиды, никакого зла ни Ахитофелу, ни Авессалому, ни сообщникам их, которые глаголали на праведного беззаконие гордынею и уничижением, т.е. составили против законного царя Давида беззаконный совет, с величайшею гордостью и презрением. Таково свойство гордости, что она делает людей настолько дерзкими, что они готовы бывают говорить и делать всякую несправедливость.

Ст. 20 и 21. Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими: скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрывши их в крове от пререкания язык. Получив избавление от опасности вражеских нападений во время восстания Авессалома и восчувствовав новое проявление к нему милости Божией, Давид спешит излить свои благодарные чувства к Богу за многократно испытанную им благость Божию, и как бы не находя слов для выражения этих чувств, он приходит в восторг от удивления таковой благостью и восклицает: о Господи, какое множество у Тебя благ духовных, благодатных, которые сокрываешь и хранишь Ты у Себя для людей, боящихся Тебя, и которые приготовил, чтобы даровать их уповающим на Тебя пред сынами человеческими. По мнению св. отцов, в этих словах заключается пророчество о тех неизреченных благах, которые уготованы в воздаяние любящим Бога в будущей жизни (1 Кор. 2:9). Слова: соделал еси уповающим на Тя пред сыны человеческими показывают, что благость Божия, которою наслаждаются люди, уповающие на Бога в настоящей жизни, бывает явна и для самих нечестивых. Господь Бог Щедр и Милостив для всех: солнце Его сияет одинаково всем - и добрым, и злым; "дождит (Он) на праведных и неправедных" (Мф. 5:45),щедроты Свои изливает даже на неразумные твари; но духовными благами Его, дарами благодати Святого Духа пользуются одни верные и боящиеся Бога. И хотя сынове человечестии, т.е. люди плотские, и понятия не имеют о благах духовных и принять их не могут по неверию и по испорченности своей духовной природы, однако они не могут не видеть благотворного действия благодатных даров, не без удивления смотря на терпение и кротость, на веселое и спокойное состояние благочестивых Словами: скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа - пророк дает понять, что благочестивые, боящиеся Бога и уповающие на милость Его, таинственно наслаждаются духовными благами, и духовная жизнь их, незримо для людей плотских, проходит под покровом благодати Божией. Суетная, мятежная жизнь человеческая как бы не касается их, они, находясь "в крове Бога Небеснаго" (Пс 90:1), сокрыты от мятежа человеческого, и потому "не приидет (к ним) зло, и рана не приближится телеси" их (Пс. 90:1). Живя под покровом Божиим, они избавлены от всякого зла, причиняемого не только делами со стороны мятежных сынов человеческих, но и словами происходящими от враждебных, злоречивых языков, - от пререкания язык.

Ст. 22. Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения. Град ограждения значит: укрепленный город. Выразив в предыдущих стихах удивление от чрезмерного множества благости Божией, сокрытой у Бога вообще для боящихся Его и уповающих на милость Его, псалмопевец переносит здесь это удивление лично на себя, называя себя укрепленным градом, в котором Господь проявляет особенную милость Свою, и, воздавая благодарность Господу Богу, говорит: благословен Господь, соделавший дивною милость Свою во мне, как бы в укрепленном граде, так что никакой враг не может причинить мне вреда.

Ст. 23. Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе. В изступлении значит: в смятении, в недоумении. По связи с предыдущим, речь пророка имеет здесь такой смысл: во время восстания против меня врагов моих Господь проявил ко мне особенную Свою милость, дивно избавил меня от всех козней и нападений тех врагов; я же, убоявшись так неожиданно пришедших на меня напастей, увидел в них гнев Господень за мои грехи и оттого пришел в такой ужас и смятение, что едва не потерял надежду на Бога: в ужасе, в изступлении от страха я не только думал, но и готов был сказать, и говорил: отринул меня, Ты, Господи, от лица Своего, не угодно Тебе, чтобы я царствовал, и Ты отвратил очи Свои и милость Свою от меня, но, в смирении своем, я не отчаивался в благости Твоей, Господи, и тотчас же с прежним упованием на милосердие Твое воззвал к Тебе, и Ты услышал глас молитвы моей и не замедлил Своею помощью.

Ст. 24 и 25. Возлюбите Господа, всн преподобнии Его: яко истины взыскает Господь и воздает излише творящым гордыню. Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающий на Господа. Преподобнии значит: праведные, святые (объяснение см. Пс. 17:26). Выражение: яко истины взыскает Господь по переводу с еврейского читается так: "Господь хранит верных", или так: "хранит верность". Но гораздо точнее и ближе к нашему славянскому чтению перевод с греческого (еп. Порфирия): "ибо истины требует Господь". Выражение: воздает излише творящым гордыню также различно читается в обоих переводах: с еврейского - "и поступающим надменно (гордо) воздает с избытком", а с греческого - "и воздает тем, которые слишком действуют надменно". Слово излише, поставленное между словами воздает и творящым, в первом переводе относится к слову воздает (с избытком воздает), а во втором (греч.) к слову творящым гордыню (слишком действуют надменно, чрезмерно горды). Но все эти, по-видимому, разные чтения не составляют противоречия и ясно выражают одни и теже мысли псалмопевца, который, повторив прежде сказанное, что Господь Бог, защищающий и спасающий всех верных Своих, требует от них истины, а нечестивых, которые забывают Бога и слишком надменно относятся к ближним своим, предает тягчайшим наказаниям, еще раз увещевает праведных возлюбить Господа: Возлюбите Господа, ecu преподобнии Его, старайтесь свое поведение сообразовать с требованием Господней истины, жить по истине, ибо истины требует Господь. Мужайтеся, т.е.будьте тверды и не ослабевайте в терпении и уповании на Господа. Сердце ваше, проникнутое верою и любовью к Богу, пусть укрепляется и все более и более успокаивается в этих святых чувствах.

ПСАЛОМ 31

 

Псалом сей имеет такое надписание: Псалом Давиду, разума. По переводу с еврейского это надписание читается таю "Псалом Давида. Учение". А по переводу с греческого - "Вразумления. Давиду". И то, и другое чтение сего надписания, очевидно, указывает на содержание псалма, которое состоит в оплакивании греха, и кроме того, в псалме содержится увещание людей к покаянию, а потому он и причисляется к числу покаянных псалмов Давида. Таким образом, из сопоставления надписания сего псалма с его содержанием становится ясным, что псалом 31 есть поучительная песнь о необходимости для грешников скорейшего раскаяния пред Богом, чтобы освободиться от тягостных мучений совести и страха наказания Божия за грехи, и получением прощения грехов достигнуть истинного блаженства, какое получает человек через примирение с Богом (2 Кор. 5:19) и через умиротворение своей совести, и какое он явственно ощущает в мире и спокойствии души, сподобившейся милости Божией. Прежде всего, на основании собственного опыта, псалмопевец, изображая, как блаженно состояние человека, получившего от Бога прощение грехов, говорит:

Ст. 1 и 2. Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, ему же не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. В этих изречениях выражена та главная мысль псалма, что прощение грехов для человека-грешника есть высочайшее благо, или, что то же - блаженство. Давид впал в грех и собственным стыдом познал, как тягостно и бедственно состояние человека, терзаемого совестью, в сознании себя под гневом Божиим. Но он искренно раскаялся пред Богом и получил полное прощение, а потому, восчувствовав внутренний мир, полное спокойствие совести, отсутствие чувства стыда и смущения пред людьми и страха наказания праведного суда Божия, особенно же - сознание близкого общения своего с Богом и ощущение Его отеческой любви и милости, говорит: как счастливы, как блаженны те, которые и по соделании греха не бывают презираемы Богом, но возбуждаемые благодатью Его, обращаются к покаянию и получают прощение! Таковое состояние блаженства души недоступно для человека-грешника, пока он пребывает в своем грехе, но он достигает его, как скоро искренним раскаянием получает прощение грехов. Блажен, кому оставлены, т.е. прощены долги - беззакония, и чьи грехи покрыты милосердием Божиим. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, т.е. не поставляет в вину и не угрожает наказаниями праведного гнева Своего, "и в чьем духе нет лукавства", - так переведено с еврейского выражение: ниже есть во устех его лесть - т.е. кто искренно раскаялся в своих грехах, не допускал в своей совести никакого лицемерия, чтобы извинять себя пред Богом (Пс. 140:4; 1 Ин. 1:8) или оправдываться пред людьми (Лк. 16:15). Давид как пророк предвидел и предрек здесь искупление грешного рода человеческого крестною жертвою Христа Спасителя и дарование людям прощения грехов чрез веру в Божественного Искупителя (Рим. 4.5.6), в установленных Им таинствах крещения и покаяния. Поэтому в христианской Церкви с древних времен псалом 31, как песнь о благодатном оправдании, назначен был для пения при совершении таинства крещения, в чине, которого он и занимает место вслед за погружением крещаемого в воду, а сам Давид, составитель покаянных псалмов, поставляется в пример и образец познания и исповедания грехов для всех грешников кающихся (10-я утренняя молитва)*.

Ст. 3. Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. Умолчах значит: промолчал, не говорил, когда следовало бы говорить. Обетшаша значит: устарели, изнемогли, истончились. Выражение: от еже звати ми весь день - с еврейского переведено: "от вседневного стенания моего". В этом стихе Давид говорит о том ужасном нравственном и физическом мучении, какое он испытал в состоянии грехопадения, предшествовавшем его раскаянию. Так как я, говорит, не тотчас после грехопадения исповедал пред Богом грех свой и вместо того, чтобы принести чистосердечное раскаяние в нем, я молчал (умолчах), думал скрыть свой грех посредством разных ухищрений, то все это причиняло мне тяжкое душевное страдание, и не только душевное, но и телесное, потому что от вседневного стенания и воздыхания моего обветшали кости мои.

Ст. 4. Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Выражения: возвратился на страсть, егда унзе ми терн, - по ходу речи можно перевести так: я повержен был в страдания душевные, когда вонзился в меня (в мое сердце) колющий совесть мою грех или, как в переводе преосвященного Порфирия: превратился я в несчастного. А в переводе с еврейского эта вторая половина стиха читается так: свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху, т.е. от зноя мучения я завял как растение. Мучения совести, угрызавшей Давида за грехи прелюбодеяния с Вирсавией и убийства ее мужа Урии, увеличивались обрушившимися на него домашними несчастьями, последовавшими за его грехопадениями. Чтобы скрыть свой грех от людей, Давид женился на Вирсавии, сделавшейся, по убиении ее мужа на войне, вдовою, но сын его, рожденный от прелюбодеяния, умер младенцем. В то же время дочь его Фамарь поругана была насильственным кровосмешением от брата Амнона, а этот последний, в отмщение за сестру, убит другим братом Авессаломом, который, воюя против отца своего, в свою очередь погиб и сам в сражении с войском Давида. Все эти семейные несчастья Давида не могли не удручать душу его самым тягостным мучением, и он естественно признавал в них отяготевшую над ним руку Божию. Вот это-то мучительное состояние он и выразил в словах сего стиха. Так я, говорит он, несчастен и так виновен пред Богом, что нет мне покоя ни днем ни ночью, так тяжко я прогневал Господа грехами своими, что сделался недостойным Его милости: рука правосудия Божия день и ночь, т.е. постоянно и неотступно, тяготеет надо мною. Эта рука Господня, поразившая меня внешними бедствиями, и мучения совести за грех, как колючее терние, так жестоко уязвляли душу мою, что возбудили во мне чувство сокрушения о греховности и виновности моей пред Богом: возвратихся на страсть, т.е. возвратилось мне страдание, и я обратился к размышлению и скорби о моем грехопадении, которое язвило меня, как терн.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!