Уровни полит культуры, типология.



По уровню отражения политической действительности выделяют два уровня политического сознания: эмпирический и теоретический. Эмпирическое политическое сознание, часто определяемое какобыденное, – это совокупность идей, представлений и взглядов, возникающих непосредственно из обыденной практики той или иной группы людей. Этот уровень политического сознания отражает, в основном, внешнюю сторону процессов, не проникая в их сущность.. Например, политические фигуры могут делиться на «хороших» и «плохих», страны – на «цивилизованные» и «нецивилизованные» и пр. Эмпирическое политическое сознаниеимеет интенсивную эмоциональную окраску, что наиболее ярко проявляется в поведении толпы. Толпа легче поддается лозунгам и внушению, чем уговорам и логическим доводам.

Теоретическое политическое сознание представляет собой совокупность идей, представлений и взглядов, возникающих на основании научных исследований политической системы общества, проникновения в суть глубинных взаимосвязей в этой системе, выделения противоречий и закономерностей ее развития. Теоретическое сознание – стержень политической идеологии, которая представляет собой целостное, систематизированное, концептуальное отражение базовых интересов различных социальных групп, а также путей реализации этих интересов в процессе борьбы за власть и ее осуществления.
Существует несколько подходов к типологизации политических культур. Наиболее распространены исторический, функциональный, структурный.

В рамках исторического подхода (Габриэль Алмонд и Сидней Верба,1966)тип политической культуры общества определяется выраженностью гражданской позиции его членов. Патриархальная культурахарактеризуется безразличным или негативным отношением членов общества к политической власти, отсутствием интереса к политике и нежеланием принимать в ней участие. Подданическая культурахарактеризуется отсутствием интереса к участию в политике, пассивным отношением к политической власти. Хотя люди уже осознают себя членами политического сообщества, их роль в государстве сводится к пассивному подчинению власти.Культура участияхарактеризуется значительным интересом членов общества к политике, их активным отношением к политической власти, желанием лично принимать в политике активное участие. Согласно функциональному подходу, предложенному Ежи Вятром (1977), политическая культура как компонент политической системы, а с одной стороны, значительно влияет на политический режим, с другой – испытывает на себе его влияние. В соответствии с тремя базовыми политическими режимами существуют следующие типы политических культур.

§ Тоталитарная политическая культура, которая характеризуется идеологической заангажированностью политического сознания и поведения членов общества, так как в тоталитарных системах официальная идеология пронизывает и контролирует все сферы жизни человека. Для тоталитарной культуры характерен культ вождя, мифологизация сознания, активно-подданническое отношение к власти. Тоталитарная власть требует постоянного выражения активной поддержки ее со стороны общества. Аполитичность рассматривается как проявление нелояльности по отношению к режиму (принцип «кто не с нами, тот против нас»). Мотивом политической активности членов общества здесь является страх.

§ Авторитарная политическая культура, которая, наоборот, характеризуется аполитичностью. Члены общества могут проявлять активность в различных сферах общественной жизни (экономика, культура и т.п.), оставаясь равнодушным к политике. Аполитичность культивируется режимом, который довольствуется пассивно-подданническим отношением со стороны общества (принцип «кто не против нас, тот с нами»).

§ Демократическая политическая культура, котораяхарактеризуется толерантным отношением к разным политическим взглядам и проявлениям оппозиции. Самыми важными политическими ценностями являются гражданские права и свободы. Поскольку граждане свободны в отношении проявлений политического участия, политическая активность в данной культуре, как правило, средняя.

§ Переходные типы политической культуры, которыехарактерны для стран, находящихся в процессе трансформации – целенаправленного перехода от одного политического режима к другому. Например, переходная политическая культура характерна для посткоммунистических стран, где осуществляется переход от тоталитарного режима к демократическому.

В рамках структурного подхода выделяют гомогенный тип политической культуры, который характеризуется тем, что различные социальные образования (социально-классовые, этно-национальные, религиозно-конфессиональные и пр.), несмотря на разницу в отношении к власти, имеют некое общее основание, названное доминирующей культурой. Доминирующая культура выполняет функцию интеграции политической системы, придание ей целостности. Субкультуры, не придерживающиеся правил доминирующей культуры, называются антисистемными.Гетерогенный тип политической культуры характеризуется отсутствием доминирующей культуры, что порождает различные политические конфликты между субкультурами.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!