Китайская культура эпохи Средневековь я

Культура средневековой Индии

В XI в. держава Гуптов была захвачена кочевыми племенами гуннов-эфталитов. Завоеватели разрушили многие цветущие города, памятники древней архитектуры и искусства. Власть эфталитов продолжалась недолго, но после них страна оказалась раздробленной на множество мелких государств. С этого времени Индия вступает в свой новый исторический этап — Средневековье.

С VII в. центр индийской культуры перемещается в Южную Индию из-за вторжений, которым постоянно подвергался север. В это время буддийские храмы и монастыри еще сооружались, однако буддийское зодчество и живопись переживали последний этап своего расцвета. В VII—VIII вв. началась вторая эпоха пещерного строительства, которая проходила под знаком прославления богов индуизма, с использованием новых выразительных приемов.

Крупнейшие индийские пещерные комплексы Эллоры и острова Элефанта, которые начали возводить в VII—VIII вв. и продолжали сооружать вплоть до XIII в., были далеки от своих буддийских прообразов с их идеями отшельнической жизни и созерцательного покоя Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен требовали больших просторов, чем пространства древних пещер. Уже ранние храмы Эллоры, относящиеся к VII в., отличались сложностью форм, громоздкостью внутренних дворов. Двух- и трехэтажные залы, высеченные друг над другом в толще скалы, достигали глубины 41 м. Длинные галереи, многоколонные террасы так же, как и стены храмовых помещений, были покрыты горельефными изображениями брахманских, а порой и буддийских божеств, героев эпоса.

Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Эллоре небывалого совершенства. Капители и базы массивных колонн были покрыты сложными скульптурными узорами. Скульптура заполняла и все внутреннее пространство храмов. Суровые и гневные каменные божества, взирающие на зрителей из таинственного полумрака, изображались в битве со злом или в готовности к подвигу. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворяли божества Вишну и Шива, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы — царя танцев, мощными ритмами своих движений осуществляющего круговращение Вселенной.

Черты нового искусства с особой наглядностью проявились в монументальной скульптуре трехликого Шивы в композиции пещерного храма на острове Элефант. Величественный бюст трехликого божества, одновременно воплощавшего силы разрушения, созидания и покоя, словно вырастал из каменной глыбы. Поражают размеры этой статуи. Высота только голов достигает 6 м, тогда как грандиозность будто скрытого в камне туловища может только домысливаться воображением зрителей. Чрезмерно выпяченные крупные губы, тяжелый подбородок, сурово сдвинутые брови и грозное выражение ликов, смотрящих на три стороны света, рождают ощущение необычайной внутренней силы, какой-то космической мощи.

Несмотря на повсеместное развитие пещерного зодчества, оно не могло полностью удовлетворить потребности в повествовательных видах искусства. Поэтому одновременно с пещерными храмами в VII—VIII вв. начинают возводить наземные культовые сооружения, преимущественно в южных районах Индии. В VIII в. в архитектуре и скульптуре окончательно завершился переход от образов древнего искусства к образам Средневековья.

Огромный строительный и скульптурный опыт позволил мастерам VIII в. вырубать в скалах грандиозные и неповторимые по своей выразительности пространственные комплексы, например классический памятник раннего индийского Средневековья храм Кайла- санатха в Эллоре (храм владыки горы Кайласа в Эллоре — вершины мира, места обитания бога Шивы). Архитекторы и скульпторы создали огромный по размерам, сказочный по богатству скульптурного оформления, окруженный двором трехчастный монумент, включающий в себя пилоны, портики, галереи, залы, рельефные композиции и отдельно стоящие статуи. Невероятные усилия, вложенные в сооружение этого храма, уже в те времена осознавались как чудо. Наши современники, увидевшие Кайласанатху, задаются вопросом, как без сложных механизмов был высечен из целой каменной глыбы такой огромный монумент.

В XIII в. в политической и культурной жизни Индии вновь произошли важные перемены. Еще с XI в. государство подвергалось набегам тюркских завоевателей. В XII в. мусульманские феодалы завоевали Северную Индию и образовали Делийский султанат, что ознаменовало начало нового этапа развития — эпохи позднего Средневековья. Иноземные правители способствовали проникновению в Индию нового религиозного мировоззрения — ислама и новых культурных традиций. Хотя на юге страны, свободном от завоевателей, сохранялись местные культы и местные традиции, определяющим фактором в новых культурных тенденциях стало индоисламское искусство. Господствующее положение мусульман оказало значительное влияние на культурное развитие Индии. Большая часть индийского населения приобщилась к мусульманству, что привело к появлению так называемого индоисламского типа культуры. Этот период не только заложил фундамент многих политических противоречий сегодняшней Индии (отделение Пакистана и Бангладеш от Индии), но и сформировал очень необычную культуру, давшую многие образцы высокого искусства и в то же время разрушившей многие памятники прежних периодов.

Исламизации Индии способствовали мусульманские идеи о всеобщем равенстве людей перед Аллахом, возможность избавиться от кастовой зависимости, поэтому члены низших каст охотно переходили в новую религию. На это соглашались и высокопоставленные индийские чиновники, сановники и правители, которые таким образом сохраняли свое привилегированное положение. При этом индуизм, абсолютно терпимый к любой религии (вера в того или иного бога — личное дело каждого), никак не противодействовал его распространению. Но индийцы, принявшие мусульманство, во многом оставались индуистами по культуре, что коренным образом изменило некоторые основные нормы и ценности ислама, сблизив его с индийской культурой. Например, индийские мусульмане переняли идеи о кастовом различии людей; поклонение местным божествам превратилось в почитание никогда не существовавших в действительности мусульманских святых; была частично принята практика йогов, характерная для индуистов. В свою очередь ислам повлиял на индуизм и индийский образ жизни. Так, в Индии после появления ислама широко распространился обычай затворничества женщин.

Индийская архитектура испытывала наиболее сильное влияние ислама, так как требовались совершенно новые по своей конструкции культовые здания. На севере Индии с XIII в. началось строительство новых сооружений, характерных для стран Востока, но неведомых прежде в Индии и не связанных с ее обычаями, — мечетей и минаретов, мавзолеев и медресе (теологических школ). Возникли новые города с укрепленными замками, роскошными дворцами, рядами улиц и базарами. В строительстве вместо прежней сухой кладки напуском была введена кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и купола, ранее не применявшиеся в Индии.

В этот период в Индию из Средней Азии и Ирана пришли многие архитектурные приемы и элементы. Запрет на скульптурные изображения (ислам запрещает изображать любые живые существа, в том числе человека), украшавшие прежние храмы, новые конструктивные принципы мусульманской архитектуры стали диктовать индийским мастерам иные закономерности, принципы и формы зодчества. На первых порах созданию новых архитектурных решений содействовали сами разрушения индийских архитектурных памятников, причиненные мусульманами. Фрагменты разоренных зданий — столбы, колонны, скульптурные мотивы, стали широко применяться при постройке мусульманских культовых зданий, внося неожиданные черты в строй архитектурного образа. Индийские мастера приспособили к новым требованиям свои вкусы, ввели свои материалы, свое понимание красоты и искусно сочетали разные породы камня, придавая тем самым фактуре стен новую выразительность, сочность и цветовую насыщенность. Тонкая, изумляющая своим мастерством резьба, ажурная и инкрустированная — вот чем поражает теперь индийская архитектура в своем декоративном уборе.

Среди архитектурных сооружений (мечеть, минарет, медресе и мавзолей) — настоящие шедевры мировой архитектуры, большинство из которых появилось в период Великих Моголов. Начало объединению двух архитектурных направлений было положено во время строительства в новой столице Индии — Дели — огромного минарета Кутб-Минар, законченного к 1230 г. Высота стройного и одновременно мощного ствола минарета достигала 73 м, а диаметр основания —16 м. Сочетание золотистого и красного песчаника, пластичность форм роднят Кутб-Минар с индуистскими башнями — шикхара, придают ему ощущение материальности, монументального величия.

Следующий этап в развитии индийской архитектуры приходится на XVI—XVII вв. и обусловлен объединением Индии в централизованное государство Великих Моголов, выходцев из Средней Азии. Средневековая культура Индии в это время переживала последнюю, завершающую стадию развития.

В XVI в. при правлении Акбара, сумевшего привлечь к себе на службу талантливых зодчих и художников, индийское зодчество достигает своего наивысшего расцвета. В это время складывается новый стиль индийской архитектуры, отличающийся торжественной величавостью и грандиозностью форм. Эти черты нашли свое художественное выражение во временной резиденции Акбара — городе Фатехпур-Сикри, который представлял собой грандиозный дворцовый и храмовый ансамбль, гармонично соединявший природные и рукотворные формы.

В дворцовых и храмовых сооружениях Индии XVII в. обнаруживается отход от монументального стиля предыдущего столетия. Тяга к роскоши и изяществу знаменует медленное угасание мощи государства Великих Моголов. Излюбленным материалом у зодчих того времени становится белый мрамор, из которого построен один из самых значительных архитектурных памятников XVII в. — мавзолей Тадж-Махал. Созданный строителями разных стран — Индии, Турции, Ирана, Афганистана — он увековечивал память умершей жены султана Шах-Джахана. Нежные оттенки пропускающего свет белого мрамора, из которого возведены и само здание, и венчающий его луковичной формы купол, придают сооружению особую стройность и невесомость. Это новое качество, появившееся в индийской культуре XVII в. и столь несвойственное ей в прошлом, усиливалось просторностью арочных проемов, как бы устранявших стену, лишавших ее материальности, весомости и плотности. Красота и изящество Тадж-Махала совершенны.

Миниатюра, принесенная в Индию из стран Среднего Востока, в эпоху Великих Моголов также характеризовалась бурным расцветом. Могольская миниатюра была тесно связана с книгой, иллюстрировались главным образом дневники и мемуары правителей. В создании мастерских на первых этапах участвовали художники из стран Среднего Востока, но вскоре в искусстве миниатюры появились черты, характерные для индийской живописи в целом. В городах открылись мастерские, появились собственные школы миниатюристов.

Ранняя могольская миниатюра ярка и нарядна, ее отличают четкие контуры, сочные линии, пластичность форм, ориентация на точную передачу деталей и подробный пересказ событий. Особенно популярными были историко-героические сюжеты, повествующие о битвах, походах, деяниях могольских правителей. Для индийской могольской миниатюры был характерен особый интерес к природе, к миру животных. С XVII в. она все больше тяготеет к изображению реальной среды и пространства с пейзажным фоном. Вместе с тем в миниатюре нарастает тематический интерес к личности человека, вследствие чего появились острохарактерные портреты правителей, которые предстают то лукавыми, то мудрыми, то грозными, то пресыщенными жизнью. К сожалению, в XVIII в. могольская миниатюра утратила свою художественную значимость.

Средневековый этап развития феодальной индийской культуры завершился в XVIII в. Колониальная зависимость страны пагубно отразилась на ее культуре, надолго приостановив ее развитие. Даже освободившись из-под власти Моголов, искусство Индии во многом продолжало мусульманские традиции, эклектично соединяя их с индуистскими. Тем не менее и в Новое время появляются значительные архитектурные сооружения и комплексы, например город Джайпур — один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градостроительстве. Регулярная планировка города позволила привести в стройную систему различные его элементы — улицы, здания, площади и т.д. Но главным средством достижения архитектурного единства послужило устройство карнизов, куполов, арок одних и тех же форм. Здания в столице также выдержаны в едином характере, но по формам и композиции не повторяют друг друга. Из них самое замечательное — городской дворец Джайпура, представляющий собой комплекс зданий; среди них знаменитый Хава Махал (Дворец ветров) — огромное здание с множеством ниш и эркеров, создающих прохладу и движение воздуха и как бы слегка гудящих от ветра. Наружные и внутренние стены здания украшены инкрустированным мрамором, резьбой по камню и фресками. Между зданиями разбит английский парк, хорошо сочетающийся с окружающим горным ландшафтом.

С появлением англичан Индия вступила в колониальный период своей истории. С XVIII в. в Индии появляются постройки европейского типа, не гармонирующие с окружающей местностью и ранее возведенными сооружениями. Со второй половины XIX в. в Индии практически прекращается строительство храмов и дворцов в национальном стиле, только в декоре богатых домов сохраняются традиционные элементы. Правда, индийские национальные мотивы начинают появляться в европейских зданиях.

Разрушительным было влияние англичан и на индийскую живопись. Английским художникам, приезжавшим в страну, были присущи чувство превосходства и пренебрежение ко всему неанглийскому. Подлинная индийская живопись представлялась им лишенной гармонии, перспективы и светотени и не воспринималась как искусство. Поэтому многие индийские художники старались во всем подражать европейским традициям и вкусам. Так они усваивали многие технические навыки, но для творчества, индивидуальности и оригинальности места уже не было.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

o 1. Перечислите этапы становления религиозного мышления в Древней Индии.

o 2. Раскройте нравственно-эстетические ценности в Древней и средневековой Индии.

o 3. Почему древнеиндийскую культуру называют ведической (ведийской)?

o 4. В чем заключается социокультурное значение буддизма как первой мировой религии?

o 5. Какой культ является основополагающим в индуизме?

                          6. Объясните, почему идея кармы стала регулятором индивидуального и общественного поведения индийцев, а концепция сансары на века обезопасила Индию от социальных потрясений?

 

Китайская культура эпохи Средневековь я

Периодом высшего расцвета китайской культуры стало Средневековье. Именно в это время художники сумели создать неповторимые по мастерству и поэтичности образы, отмеченные тонким вкусом и изяществом. Культура приобрела яркую самобытность и присущие только ей характерные особенности.

Каллиграфия имела особое значение и часто ценилась даже выше живописи. Человек, мастерски владевший кистью, вызывал всеобщее восхищение. Как правило, знаменитые каллиграфы были одновременно поэтами и живописцами. Их рукописи ценились наравне с самыми лучшими картинами, изучались, копировались. Вообще иероглиф с его графической выразительностью и предельной абстракцией выступает как идеальная структурная модель художественного произведения, как душа китайской культуры в целом.

Мир природы, рано ставший предметом философских размышлений в Китае, определил художественные направления Средневековья.

Живопись китайцы считали самым важным видом искусства. Художественное искусство той эпохи проявилось в различных формах — в настенной живописи дворцов и храмов, в миниатюрной живописи на веерах и т.д., но главным его видом оставалась свитковая живопись. Многометровые горизонтальные свитки служили своеобразной книгой, куда художник мог вписать множество деталей. Этому помогала «разомкнутость» композиции картины, не имеющей начала и конца. Форма вытянутого вверх свитка была наиболее удобной для пейзажа. Она создавала ощущение необъятного пространства и позволяла показать не какой-то отдельный пейзаж, а природу во всем ее единстве. При работе над свитками от художника требовалось особое умение передавать детали, просторы воды, громады гор.

Главной темой китайской живописи и особенно пейзажа становится изображение природы как величественного образа вселенной. В этом видно влияние даосизма на изобразительное искусство. Очень часто пейзажи дополнялись стихотворными строками. Именно так поступал знаменитый поэт, музыкант и художник Ван Вэй (699—759), огромной заслугой которого являлось то, что он первым нашел адекватную зримую форму эмоциям, воплощенным в его стихах. Поэтому пейзаж — это не только изображение реальных картин природы, но и отражение состояния души человека. Китайские пейзажные картины никогда не были зарисовками с натуры. Они создавались по памяти и отражали самые характерные черты природы, самые верные ее приметы. Отсюда и название, данное пейзажу в Средние века, — «горы-воды». Гора еще в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы — ян, а вода связывалась с темным, мягким и пассивным женским началом — инь. Так в самом названии пейзажа воплотились важнейшие понятия древней натурфилософии.

В пейзаже также отражается главная эстетическая позиция — единство и взаимопроникновение естественного и искусственного, рукотворного и нерукотворного, достоверного и условного. Большинство пейзажистов Китая прекрасно осознавало, что искусство пейзажа — это высокая миссия создания микромира, адекватного всему мирозданию.

В Китае был весьма популярен жанр «цветы и птицы», «травы и насекомые», который зародился в IX в. и соединял эстетику и символ. Например, разные сорта пиона и такие виды птиц, как феникс и зимородок, символизируют богатство и благородство, а сосна, бамбук, хризантемы, гуси воплощают уединение и праздность. Из «благородных» цветов излюбленными объектами изображения были пион, лотос, мэйхуа (цветок дикой сливы); из «обычных» цветов — вьюнок, бегония, петушиный гребень. На свитках этого времени летают бабочки и пчелы, богомолы и стрекозы, цикады и мухи. Здесь можно также увидеть рыбешек, головастиков, лягушек, крабов и креветок. В этой живописи отражены гуси, уточки-мандаринки, райские птицы, орлы, сороки, воробьи.

Как и в пейзаже, в живописи «цветов и птиц» отражаются основные космологические принципы даосизма. Единое — мир — реализуется через единственное — дерево, цветок. Сквозь причудливое переплетение прожилок лепестка цветка просвечивают грандиозные контуры мироздания. Цветы олицетворяют солнечное «янное» начало; дерево, ствол и ветви полны соками земли и выражают ее таинственную силу инь. Цветоножка символизирует абсолютное начало мира. Чашечка, поддерживающая цветок, воплощает три силы — небо, землю и человека. Само соцветие является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками.

В эпоху единства страны и общего подъема китайской культуры достигли совершенства все виды живописи. Сюжетами ее в равной мере стали образы буддийских божеств, сцены из жизни знати и изображения иноземных посланников, несущих дары. Храмовые настенные росписи отличались такой же повествовательностью, таким же пристальным вниманием к жизни, как и картины на шелке. Многие художники того времени писали картины на бытовые темы. В своих длинных свитках-повестях они изображали с большим вкусом и многими подробностями сцены многолюдной городской жизни. Как правило, такие картины отличались занимательностью и строились как целостные композиции. Высокого расцвета достигли и другие жанры — портрет, изображения животных.

Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь. В VIII в. китайские художники стали применять богатую оттенками черную тушь. Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура и рисунка помогала им создавать в картине известную объемность. Художники добивались впечатления глубины и передачи пространства в картине посредством особого изображения воздушной среды или дымки, тумана, а также членением композиции на ряд планов. Тогда же сложились и разные манеры письма: тщательная, фиксирующая все детали и показывающая зрительно все мельчайшие подробности картины, и свободная, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник.

Новые образцы монументального зодчества, скульптуры и храмовых росписей пришли в Китай в эпоху раннего Средневековья вместе с буддизмом. По примеру соседних стран началось сооружение огромных пещерных монастырей, а также строительство пагод (храмов в виде многоярусной башни) в честь буддийских святых. Ранние китайские пагоды округлостью линий силуэта напоминали индийские башнеобразные сооружения.

Возводившиеся на протяжении веков буддийские храмы-гиганты в скалах длиной несколько километров сохранили многочисленные памятники скульптуры и живописи Средневековья и отразили его историю. В оформлении этих храмов сплавились вкусы и опыт многих народов Азии. Но при всей пестроте стилей в памятниках раннего Средневековья нашли отражение и общие художественные образы, привнесенные буддизмом, — стремление изобразить богов-спасителей милосердными, сострадательными, готовыми к духовному подвигу. В результате родились характерные для раннего средневекового китайского искусства черты — удлиненные пропорции плоских фигур, одухотворенность и мистическая самопогруженность.

Требование отражения единства и гармонии мира, взаимопроникновения искусственного и естественного ярко проявилось в китайской архитектуре в виде соединения архитектурных форм с природой: любое сооружение становится частью архитектурного ансамбля, в котором природа выступает компонентом художественного образа; так, террасы, галереи и мосты связывали здания в единый ансамбль с парками. Многоярусные крыши с огромными выносными кровлями, плавно изогнутыми кверху углами не просто защищали здания от непогоды, но и придавали им своеобразные очертания, гармонирующие с очертаниями окружающих холмов и деревьев. Архитекторы, скульпторы и художники стремились к идеальному сочетанию прелести природы и красоты искусственных сооружений. Так возникают ландшафтные сады, воплощавшие все наиболее типическое и ценное, что можно было увидеть в живой природе, породившие новую, довольно продолжительную традицию не только в китайском искусстве, но и в японском. Они синтезировали и замысел зодчего, и руку скульптора, и художественный вкус живописца, которые компоновали по своей воле строения, пластику, элементы природного ландшафта и т.п.

Поэзия в Китае считается квинтэссенцией искусства. Она преобразует начертанные знаки, почитаемые почти как святыня, в звук, и ее высшее предназначение — соединение человеческого гения с первоисточниками жизненных сил мира. Проникнутая идеями конфуцианства и даосизма, китайская поэзия стремится проникнуть в реальность и передать со всей остротой дух жизни, «неосязаемый трепет звуков», чему способствует музыкальность, присущая многотональному китайскому языку. Не случайно древнекитайская поэзия неотделима от музыки.

Наиболее древние образцы китайской поэзии дошли до нас в относящейся к XI—VI вв. до н.э. «Книге песен» («Ши-цзин»), где был закреплен исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт китайской культуры, приобретенный за предшествующие тысячелетия ее развития. Эта книга наряду с другими, в совокупности составившими «Пятикнижие» и «Четырехкнижие», стала канонической и была обязательной для изучения вплоть до начала XX в. Она вобрала в себя классическую конфуцианскую мудрость и оказала громадное влияние на китайскую культуру.

«Ши -цзин» является частью «Пятикнижия», куда также входят «Книга ритуала» («Ли-цзи»), составившая основу китайских церемоний, «Книга истории» («Шу-цзин»), где ритмической прозой излагается история Китая от легендарного правителя Яо до первых правителей эпохи Чжоу, а также приводятся беседы мудрецов о сущности государственного управления; «Книга перемен» («И-цзин»), которая содержит знаменитые гадательные триграммы, необходимые оракулам и предсказателям судьбы; «Книга весны и осени» («Чунь-цю»), содержащая летопись событий на родине Конфуция с VIII по V в. до н.э.

«Четырехкнижие» содержит канонические книги: «Лунь-юй» («Рассуждения и беседы»), где изложены взгляды Конфуция по вопросам этики, морали и управления государством; «Да-сюэ» («Великое учение»), где сформулированы идеи Конфуция о самосовершенствовании человека, необходимом для правильных взаимоотношений в государстве и семье; «Чжун-юн» («Соблюдение середины»), излагающая учение Конфуция о золотой середине; «Мэн-цзы» (название дано по имени философа, последователя Конфуция, жившего в IV—III вв. до н.э.), где представлено развитие конфуцианства и систематизировано это учение, которое стало официальной идеологией Китая.

Несмотря на то что эти книги были трудны для понимания и усвоения, изложенные в них нормы поведения, принципы этики, морали, нравственности широко распространились в народе. Взгляды конфуцианцев возникли не на голом месте: народные верования, обычаи и традиции существовали задолго до Конфуция, а Конфуций и его последователи привели в систему и зафиксировали эти нормы в канонах, сделав их достоянием последующих поколений через литературу, театр, искусство, народные былины. Только усвоив эти книги, китаец мог ознакомиться с другими произведениями литературы, базирующимися на конфуцианских, даосских и буддийских идеях.

Монгольское нашествие в конце XIII в. принесло Китаю огромные бедствия и разрушения. Сгорели многие прекрасные дворцы и храмы, были разграблены или уничтожены художественные ценности. Крупнейшие художники разбрелись по стране, нашли прибежище в южных провинциях. Оглядываясь на достижения великих мастеров прошлого, они культивировали старину, но вносили новые чувства и переживания в свои произведения. Многие картины того времени носили иносказательный смысл. Через привычные образы природы художники говорили о злободневных проблемах. Особое значение приобрели каллиграфические надписи, украшавшие свитки, которые зачастую были символами, понятными только посвященным. Сами изображения были тоже символичны. Чаще всего изображался бамбук, гнущийся под напором ветра. Он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного выдержать натиск судьбы.

После изгнания монголов в XV—XVI вв. Китай вновь переживает пору экономического и духовного расцвета. Но этот период оказался кратковременным, так как уже к XVII в. страна приходит в упадок, а в 1644 г. Китай захватили маньчжуры, правившие здесь до 1911 г. В связи с этими историческими событиями развитие культуры в позднее Средневековье было сложным и противоречивым.

Особенно остро противоречие времени проявилось в живописи. Официальные круги ориентировали художников на подражание прошлому. Открывшаяся Академия живописи пыталась насильственно возродить блеск искусства ранних периодов. Художники были скованы предписаниями, определявшими темы, сюжеты, методы. Непокорные подвергались наказаниям. Однако на юге страны, где мастера испытывали меньше давления официальной власти, складывались различные художественные школы. В творчестве большинства художников ощущается стремление нарушить созерцательную гармонию традиционной живописи.

В их произведениях линии кажутся нарочито грубыми и резкими. Однако за этой небрежностью чувствуется умение уловить характерные и тонкие черты природы.

Важную роль в XVI—XVIII вв. стали играть бытовая живопись, книжная гравюра, непосредственно связанные с расцветом новых литературных жанров — романа и драмы. В них отразился возросший интерес к частной жизни человека, его интимным переживаниям. Особое внимание при этом уделялось гармонии поз и жестов, так как именно через них передавались оттенки разнообразных настроений.

Прикладное искусство в Китае было связано со всеми сферами жизни — с религиозными обрядами и торжествами, со сложным церемониалом придворной жизни и с нуждами простых людей. На протяжении всего Средневековья были разработаны различные виды ремесел. Мировую славу китайской культуре принесли изделия из фарфора, резного камня, дерева и кости. Мастера Китая научились выявлять и обыгрывать природные качества самого материала, использовать в художественных целях его вязкость и твердость, гладкость или шероховатость поверхности, расположение пятен и игру цветов.

Из всех предметов ремесел более всего ценились изделия из китайского фарфора. Особого расцвета искусство фарфора достигло в XV—XVIII вв., когда вместе с ростом городов резко увеличились потребности городского населения в предметах прикладного искусства. Мастера позднего Средневековья научились изготовлять многоцветный фарфор. Белоснежная поверхность изделий использовалась как фон, на котором располагались растительные узоры, пейзажи, жанровые композиции. На смену изысканной простоте пришли яркость и декоративная нарядность. Ремесленники изобрели и новые красители. Важным открытием стал сине-белый фарфор, расписанный кобальтом и покрытый свинцовыми глазурями, трехцветными и шестицветными. С середины XV в. роспись кобальтом стала сочетаться с яркими надгла- зурными красками — зеленой, желтой, красной, что дало название особой росписи «доу-цай» («борьба цветов»).

Глубина, тонкость и изящество китайской культуры, основные черты которой сохранились без особых изменений до наших дней, сделали ее ведущей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вьетнамская, корейская, японская культуры прилежно учились у нее. В Новое время с китайской культурой познакомилась Европа, которая высоко оценила как философские идеи, так и всю культуру Китая в целом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

/. Какова мифологическая картина мира древнего китайца?

· 2. В чем суть понятия «дао»?

· 3. Отражением какой черты духовной культуры является знак «Инь — ян»?

· 4. Каково значение этикоправовой системы Конфуция для китайской культуры?

· 5. Поясните, какие важнейшие понятия китайской натурфилософии отразились в китайском названии пейзажа «горы-воды»?

· 6. Как требование отражения единства и гармонии мира, взаимопроникновения естественного и искусственного проявилось в китайской архитектуре и живописи?

 

Япония в Средние века

Японии В зрелом Средневековье начинают строиться новые города, укрепляются связи с Китаем, развиваются ремесла и расширяется торговля. Появляются совершенно другие эстетические предпочтения, основанные на народных мотивах. Япония постепенно приобретает самобытные черты, переходит на другой уровень развития. В художественной культуре средневековой Японии акцент делается на человеческое восприятие мира, драматическую подоплеку совершаемых поступков. Стали появляться драматические произведения для постановок в театре.

В живописи и скульптуре в самостоятельный жанр выделяется пейзаж и портрет. На изобразительное искусство средневековой Японии влияют суровые будни эпохи, наполненной конфликтами.

Искусство пронизано налетом буддизма, особенно процветает секта Дзэн. Прежде приходилось осуществлять непонятные сложные религиозные обряды, но секта Дзэн перевела служение в более простую и понятную форму. Отрицается любая буддийская литература и множественные обряды, на место которым приходит только стремление к познанию своей духовной сущности. Каждый мог стать на путь истины посредством созерцания и углубления в себя.

Воспевание самураев

 В то время самураи еще не стремились к роскоши и изнеженности дворцов. Им приходилось часто вступать в схватки в междоусобицах, отбивать атаки чужестранных племен, поэтому главным для них были воинская доблесть, отвага и честь. Воинскому сословию понятия дзэн-буддизма пришлись по душе, ведь рая можно достигнуть дисциплиной и одной простой молитвой. О воинах слагают повести-гунки, передающие ощущение тревоги, но лишенные пышности интерьеров и напыщенности. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и брони, возводятся статуи Будды, исполненные со всей строгостью. Сочиняли стихи, как самураи отправляются на охоту, стреляют и упражняются в верховой езде.

В особом почете нарское искусство, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинают реставрировать нарские храмы, разрушенные во время войны или те, что находятся в ветхом состоянии.

Архитектурные предпочтения

В 12 веке буддийские храмы стали возводить среди живописной природы. Природу считали божеством, поэтому архитектурные сооружения должны были гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Усадьбы и дворцы строились в виде прямоугольника, обращенного южной стороной к площади, обрамленной с двух сторон галереями с флигелями. С южной части здания всегда старались обустроить пейзажный сад, состоящий из озер, скал, мостов и островов. Сады должны навевать мысли об уединении, настраивать на тишину и спокойный лад. Вместо бурного потока водопада предпочитали сооружать пруды со стоячей водой, а на поверхности должны покачиваться утонченные цветы лотосов. Прелесть уединенного сада создавали в хэйанских парках, когда за каждым поворотом тропинки ожидала перемена пейзажа. Вместо воздушных мостов появились гладкие камни, которые создавали мозаичные картины. Пользуются успехом у знати сады, декоративные все четыре времени года. Наиболее излюбленными в то время становятся дворцы, замки и домики для проведения чайных церемоний. Наблюдается стремление к простым архитектурным линиям. Деревянные сооружения не всегда покрывались краской. Сучки на поверхности древесины обыгрывались в качестве декоративных элементов. Постройки возводились в виде прямоугольного павильона, окруженного галереей, а крыша должна иметь изогнутую форму. Строятся многоярусные пагоды, хотя и небольшого размера. Если здание окрашивается, то не используется больше одного-двух цветов. В Японии самыми первыми священными храмами считались кладовые, где хранились запасы риса. Кладовые возвышались на высоких столбах, чтобы влага не испортила рис. Первые храмы строились по типу кладовых для зерна. Климат в Японии достаточно влажный, но деревянные храмы сохранились до наших дней. Этим долголетием они обязаны обычаю японцев каждые 20 лет разбирать священные храмы, а на том месте возводить новые из другого материала.

Светское строительство

 С 16 века строились феодальные замки, способные за своими надежными стенами сдерживать атаки вражеских армий. Эти многоярусные сооружения возводили из дерева, а в основе закладывали каменные фундаменты. Вокруг дополнительно строили бастионы и низкие стены, а по периметру замок окружали рвы. Самым впечатляющим замком того времени является Химедзи близ Кобе, состоящий из 80 различного вида построек. Эпоха Эдо привнесла затишье после разрушительных междоусобных войн. Вместо замков разворачивается строительство дворцов. Они являются одноэтажными постройками, хотя самые первые еще имеют систему укреплений, но далее уже строят подобно садово-парковому ансамблю. По традиции дворцовые стены не обладают конструктивными функциями, поэтому заменяются проемами или съемными перегородками. Строители пытались достигнуть максимальной естественности и единства с природой.

Живопись

Начиная с 7 века, живопись средневековой Японии остается очень простой. Об уровне мастерства можно судить по росписи, украшающей ковчег Тамамуси из храма Хорюдзи. Автор разрисовал ковчег желтой, красной и зеленой краской по черному основанию. По мере распространения буддизма появляется все больше культовых сооружений, поэтому появился спрос на высококвалифицированных художников. Теперь мастера совокупно работали над одним рисунком соответственно своей специализации. Один художник только делал набросок, второй занимался раскрашиванием, а третий обводил контур готовой картины. На полотнищах эмакимоно в 8 веке рисунки имеют символический характер, здесь отсутствует динамика. Начинает развиваться пейзажная и жанровая живопись. Ярким примером служит раскрашенная ширма «Женщина с птичьими перьями», где линии уже становятся более плавными и легкими, создается выразительное изображение. С 9 века развивается буддийская живопись, для которой характерно изображать мандалу. Чтобы нарисовать мандалу, применяли более дорогие материалы, например, серебро и золото. В конце 16 века появляется ряд школ живописи: Тоса, Сога, Кано, Кайхо, Ункоку. В этот период создано много уникальных картин, принадлежащих не только известным мастерам, но и неизвестным художникам.

 

Средневековая Япония. Особенности Японии и ее исторического развития отчетливо заметны и сегодня. Эта самобытная страна смогла сквозь века пронести практически в неизменном виде особую культуру, во многом отличную даже от зародившейся на территории ближайших соседей. Основные черты традиций, характерных для Японии, появились еще в раннем Средневековье. Уже тогда искусство развивающегося народа было ознаменовано стремлением приблизиться к природе, пониманием ее красоты и гармоничности. Условия Средневековая Япония, расположенная на островах, была защищена от вторжений самой природой. Влияние внешнего мира на страну в основном выражалось в процессе взаимодействия жителей с корейцами и китайцами. Причем с первыми японцы чаще воевали, тогда как у вторых многое переняли. Внутреннее развитие страны было неразрывно связано с природными условиями. На относительно небольших островах практически некуда деться от грозных тайфунов и землетрясений. Поэтому, с одной стороны, японцы стремились не обременять себя лишними вещами, чтобы в любой момент можно было легко собрать все самое необходимое и спастись от разбушевавшейся стихии. С другой стороны, именно благодаря таким условиям культура средневековой Японии приобрела свои особенности. Жители островов осознавали мощь стихии и свою неспособность что-либо ей противопоставить, они чувствовали силу и одновременно гармонию природы. И стремились не нарушать ее. Искусство средневековой Японии развивалось на фоне синтоизма, в основе которого находилось поклонение духам стихий, а затем буддизма, приветствующего созерцательное постижение внутреннего и внешнего мира. Первое государство На территории острова Хонсю в III-V вв. сформировалось племенная федерация Ямато. К IV веку на ее основе образовалось первое японское государство во главе с Тэнно (императором). Средневековая Япония того периода раскрывается перед учеными в процессе изучения содержимого курганных захоронений. В самом их устройстве чувствуется связь архитектуры страны с природой: курган напоминает остров, поросший деревьями, обнесенный рвом с водой. В захоронение помещались различные предметы быта, а покой почившего правителя охраняли полые керамические фигурки ханива, размещавшиеся на поверхности кургана. Эти небольшие статуэтки показывают, насколько наблюдательными были японские мастера: они изображали людей и животных, подмечая малейшие особенности, и умели передавать настроение и черты характера. Первая религия Японии, синтоизм, обожествляла всю природу, населяя духами каждое дерево или водоем. Храмы строились в гористой и лесистой местности из дерева («живого» материала). Архитектура была очень простой и максимально вписывалась в окружающую природу. Храмы не имели украшений, постройки словно плавно перетекали в ландшафт. Культура средневековой Японии стремилась объединить природу и рукотворные строения. И храмы наглядно это демонстрируют. Становление феодализма Япония в Средние века многое заимствовала в Китае и Корее: особенности законодательства и земельного управления, письменности и государственности. Через соседей в страну проник и буддизм, сыгравший большую роль в ее развитии. Он помог преодолеть внутреннюю разобщенность страны, объединить племена, на которые делилась Япония. Периоды Асука (552-645 гг.) и Нара (645-794 гг.) характеризовались становлением феодализма, развитием самобытной культуры на основе заимствованных элементов. Искусство того времени было неразрывно связано с возведением строений, имевших сакральное значение. Великолепный пример буддийского храма этого периода –Хорюдзи, монастырь, построенный около Нары, первой столицы Японии. В нем все поражает: великолепное внутреннее убранство, громада пятиярусной пагоды, массивная крыша главного сооружения, поддерживаемая затейливыми кронштейнами. В архитектуре комплекса заметно как влияние традиций китайского строительства, так и самобытные черты, которыми отличалась Япония в Средние века. Здесь нет размаха, характерного для святилищ, сооружавшихся на просторах Поднебесной. Японские храмы были более компактными, даже миниатюрными. Самые внушительные буддийские храмы стали возводиться в VIII веке, когда образовалось централизованное средневековое государство. Японии нужна была столица, и ей стала Нара, построенная по китайскому образцу. Храмы здесь возводили под стать масштабности города. Скульптура Изобразительное искусство развивалось так же, как и архитектура, – от подражания китайским мастерам в сторону приобретения все большей самобытности. Первоначально отрешенные от земного статуи божеств стали наполняться экспрессией и эмоциональностью, свойственными, скорее, простым людям, нежели небожителям. Своеобразный итог развития скульптуры этого времени – статуя Будды высотой в 16 метров, расположенная в монастыре Тодайдзи. Она представляет собой результат слияния многих техник, использовавшихся в период Нара: литье, тончайшая гравировка, чеканка, ковка. Огромная и яркая, она достойна звания чуда света. В то же время появляются и скульптурные портреты людей, в основном служителей храмов. Строения украшались росписью, изображавшей райские миры. Новый виток Изменения в культуре Японии, начавшиеся в IX веке, связаны с политическими процессами этого времени. Столица страны была перенесена в Хэйан, известный сегодня под именем Киото. К середине столетия сложилась политика изоляции, средневековая Япония отгородилась от соседей, перестала принимать послов. Культура стала все сильнее отдаляться от китайской. Период Хэйан (IX-XII века) – время расцвета знаменитой японской поэзии. Танка (пятистишья) сопровождали японцев постоянно. Неслучайно этот период называют золотым веком японской поэзии. В ней, пожалуй, наиболее полно выразилось отношение жителей Страны восходящего солнца к миру, его понимание глубокой связи человека с природой, умение подмечать красоту даже в незначительном. Психологизм и особая философия поэзии пронизывает все искусство периода Хэйан: архитектуру, живопись, прозу. Храмы и светские постройки Особенности Японии того времени во многом были связаны с появлением буддийских сект, объединявших в себе учение Будды и традиции синтоизма. Монастыри и храмы вновь стали размещаться за пределами городских стен – в лесах и на горах. Они не имели четкого плана, словно случайно возникали среди деревьев или холмов. Украшением служила сама природа, здания внешне были максимально простыми. Ландшафт казался продолжением архитектурных сооружений. Монастыри не противостояли природе, а гармонично вписывались в нее. По тому же принципу создавались и светские строения. Синдэн, парадный павильон усадьбы, представлял собой единое пространство, при необходимости разделявшееся ширмами. Каждую постройку обязательно сопровождал сад, часто совсем небольшой, а иногда, как во дворце императора, оснащенный водоемами, мостиками и беседками. Такими садами не могла похвастать вся средневековая Азия. Япония, переработав заимствованные у Китая стили и элементы, создала собственную архитектуру, неразрывно связанную с природой. Живопись Изменилась и скульптура: появились новые образы, пластика стала более утонченной и многоцветной. Однако заметнее всего национальные особенности проявились в живописи. В XI-XII веках сложился новый стиль – ямато-э. Для него использовались водяные краски. В первую очередь ямато-э применялся для иллюстраций различных текстов. В это время активно развивалась художественная проза, появились свитки-повести, или эмакимоно, в которых воплотилось поэтическое мировоззрение и почитание природы, характерные для средневековых японцев. Как правило, такие тексты сопровождались иллюстрациями. Мастера ямато-э умели передавать величие природы и душевные переживания людей, используя различные цвета, добиваясь эффекта мерцания и полупрозрачности. Поэтическое осмысление мира заметно и в лаковых изделиях того времени – буквально светящихся шкатулках и чашах, гладких музыкальных инструментах, позолоченных сундучках. Династия Минамото В конце XII века из-за феодальной войны столица Японии вновь была перенесена. Победивший клан Минамото сделал главным городом страны Камакуру. Новому правителю подчинялась вся средневековая Япония. Кратко период Камакура можно охарактеризовать как время сегуната – военного правления. Он продлился несколько веков. Управлять государством стали особые воины – самураи. В Японии с их приходом к власти стали складываться новые культурные особенности. На смену поэзии танка пришли гунки – героические эпопеи, воспевавшие мужество воинов. В религии весомую роль стал играть дзэн-буддизм, учивший достигать спасения на земле с помощью физических тренировок, волевых усилий и глубокого самопознания. Внешний лоск не имел значения, обрядовая сторона религии отходила на второй план. Самураи в Японии заложили особую культуру духа, чести и преданности. Мужественность и сила, свойственные им, пронизывали все искусство от архитектуры до живописи. Монастыри стали строиться без пагод, из них исчезла утонченность периода хэйан. Храмы напоминали простые хижины, отчего лишь усилилось их единение с природой. Появилось большое число скульптурных портретов. Мастера научились новым приемам, позволявшим создавать изображения, казавшиеся живыми. При этом в позах, формах и композиции сквозили все те же мужественность и строгость. Эмакимоно этого времени характеризуются не эмоциональностью персонажей, а динамичностью сюжетов, рассказывающих о кровопролитных войнах между кланами. Сад — продолжение дома В 1333 году столица была возвращена в Хэйан. Новые правители стали покровительствовать искусству. Для архитектуры этого периода свойственно еще более тесное единение с природой. Строгость и простота стала соседствовать с поэзией и красотой. На первый план выдвинулись учения секты дзэн, которые воспевали духовное возвышение через созерцание природы, гармонизацию с ней. В этот период развивалось искусство икебаны, а дома стали строиться таким образом, чтобы в разных частях жилища можно было любоваться садом под несколько иным углом. Небольшой кусочек природы часто не отделялся от дома даже порогом, был его продолжением. Ярче всего это заметно в здании Гинкакудзи, где была сооружена веранда, плавно перетекающая в сад и нависающая над прудом. У человека, находившегося в доме, создавалась иллюзия, что границы между жилым помещением и водой и садом нет, что это две части единого целого. Чай как философия В XV-XVI веках в Японии стали появляться чайные дома. Неспешное наслаждение завезенным из Китая напитком стало целым ритуалом. Чайные дома напоминали хижины отшельников. Они обустраивались таким образом, чтобы участники церемонии могли чувствовать себя отделенными от внешнего мира. Небольшие размеры помещения и закрытые бумагой окна создавали особую атмосферу и настрой. Все – от мощеной грубым камнем тропинки, ведущей к двери, до простой глиняной посуды и звука закипающей воды – было наполнено поэзией и философией умиротворенности. Монохромная роспись Параллельно с искусством разведения садов и чайной церемонией развивалась и живопись. История средневековой Японии и ее культуры в XIV-XV вв. ознаменована появлением суйбоку-га – живописи тушью. Картины нового жанра представляли собой монохромные пейзажные зарисовки, размещавшиеся на свитках. Мастера суйбоку-га, переняв особенности росписи у китайцев, быстро привнесли в живопись японскую самобытность. Они научились передавать красоту природы, ее настроение, величавость и таинственность. В начале XVI века приемы суйбоку-га органично слились с техниками ямато-э, породив новый стиль в живописи. Позднее Средневековье Карта средневековой Японии к концу XVI века перестала представлять собой «лоскутное одеяло» из владений разных кланов. Началось объединение страны. Стали налаживаться контакты с западными государствами. Значительную роль теперь играла светская архитектура. Грозные замки сегунов в период мира стали дворцами с торжественно оформленными покоями. Залы разграничивались раздвижными перегородками, украшенными росписью и особым образом рассеивавшими свет, создавая праздничную атмосферу. Росписью мастеров школы Кано, развивавшейся в это время, покрыты были не только ширмы, но и стены дворцов. Живописные картины отличались сочными цветами, передающими пышность и торжественность природы. Появились новые сюжеты –изображения быта простого народа. Присутствовала во дворцах и монохромная живопись, приобретшая особую выразительность. Чаще всего монохромная роспись украшала чайные дома, где сохранилась атмосфера умиротворенности, чуждая торжественности замковых покоев. Соединение простоты и пышности пронизывает всю культуру периода Эдо (XVII-XIX вв.). В это время средневековая Япония вновь проводила политику изоляции. Появились новые виды искусства, выражавшие особое мироощущение японцев: театр кабуки, гравюра на дереве, новеллы. Период Эдо характеризуется соседством пышного убранства замков и скромных чайных домов, традиций ямато-э и приемов росписи конца XVI века. Соединение разных художественных течений и ремесел хорошо заметно в гравюрах. Мастера разных направлений часто работали вместе, более того, иногда один и тот же художник выполнял роспись как вееров и ширм, так и гравюр и шкатулок. Позднее Средневековье характеризуется повышенным вниманием к предметному наполнению быта: появляются новые ткани, используется фарфор, изменяется костюм. С последним связано возникновение нэцкэ, представляющих собой маленькие своеобразные пуговички или брелочки. Они стали определенным итогом развития скульптуры Страны восходящего солнца. Культуру Японии трудно перепутать с результатами работы творческой мысли других народов. Ее самобытность развивалась в особых природных условиях. Постоянное соседство с неумолимой стихией породило особую философию стремления к гармонии, которая проявилась во всех направлениях искусства и ремесла.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!