Вопрос 4. Можно ли говорить о том, что всякая коммуникационная система порождает свой стандарт моральных норм и отношений? Возможно ли моральное единство социума?



Маричев А.А.

Сетевая эстетика

Вопрос 1. Дайте определение понятия «сетевая культура». Какие предпосылки, по Вашему мнению, существуют для формирования собственных нормативных стандартов в сетевой коммуникационной среде?

Понятия «сеть», «сетевые структуры» используются в современном научном знании для обозначения взаимодействующей совокупности объектов, связанных друг с другом линиями связи.

Повсеместное использование информационно-коммуникационных сетей актуализировало исследовательский интерес к изучению сетей, сетевых принципов, сетевых структур. В научный оборот вошли понятия «сетевая структура», «социальная сеть», «сетевые сообщества», «сетевое общество», «сетевая культура», характеризующие происходящие в последние десятилетия социокультурные трансформации.


Понятие «сетевая культура», утвердившееся в англоязычной литературе, робко пробивает себе дорогу в русскоязычном социально-гуманитарном знании. Понятие привлекает внимание к тому, что единое пространство современной культуры поддерживается благодаря развитию коммуникационных сетей и включает множество сетевых структур. Базовые принципы сетевой культуры - асинхронность, нелинейность, децентрализация.

Исследования сетевой культуры в настоящее время активно ведутся в странах Запада, одна-ко они практически не освещены в русскоязычной литературе. Так, в университете Копенгагена действует Центр сетевой культуры (Center for Network Culture), объединяющий исследователей различных научных специальностей, считающих, что сетевая культура является одной из определяющих ха-рактеристик современного мира.

С 2004 г. в Нидерландах при Амстердамском университете прикладных наук существует Институт сетевых культур (Institute of Network Cultures), возглавляемый Г. Ловинком, сотрудники которого ведут междисциплинарные исследования с целью всестороннего осве-щения специфики формирующейся сетевой культуры в ее многообразных проявлениях

Исследованию сетевой культуры посвящена монография итальянского ученого Т. Терранова. Понимание специфики сетевой культуры необходимо для выявления характерных особенностей персональной идентичности в современных условиях.

Вопрос 2. Покажите различие этических и эстетических норм социальной регуляции. Приведите примеры их действия.

Эстетическая деятельность имеет предметно-духовный характер. Ее предметом может стать любой объект действительности, доступный непосредственному восприятию или представлению. Это могут быть художественные произведения, содержащие специально заложенную в них эстетическую информацию; продукты целесообразной деятельности, утилитарному назначению которых сопутствует их эстетическая ценность; природные явления, выделенные из естественного ряда благодаря тому, что к их упорядочению коснулась рука человека, и уже вошедшие в контекст эстетической культуры. Предметом эстетической деятельности могут стать и явления эстетически нейтральные, ценность которых актуализируется или утверждаются в процессе самой деятельности. Сферой особого интереса эстетической деятельности всегда был и остается мир человека: общественно-исторический процесс, общественная жизнь людей, их поведение и внутренний, духовный мир.

Особое значение имеет эстетическое начало в труде как основной форме деятельности людей. Хорошо организованный, чередующийся в своих видах, а также с отдыхом свободный труд становится основной формой проявления и развития творческих, духовных и физических сил человека. С эстетическим началом в труде связано превращение его в первую жизненную потребность. Труд, направленный на удовлетворение материальных и духовных потребностей, становится истинно человеческим, когда он сам превращается в потребность, свободное удовлетворение которой доставляет человеку наслаждение, подобное тому, какое испытывает художник, создавая произведение искусства.

В научной деятельности эстетические компоненты играют существенную роль. Для настоящего ученого занятия наукой доставляет огромное эстетическое наслаждение. Наверное, не меньшее, чем в деятельности художника, артиста. Но отношении результатов научной и художественной деятельности есть принципиальное отличие.

Как правило, различие науки и искусства объясняется тем, что наука дает понятийное, логически аргументированное, свободное от личных пристрастий знание, а искусство - эмоционально, наглядно, чувственно, конкретно и т.п. Но ведь личные симпатии ученых зачастую примешиваются к научным спорам, а эмоции нередко столь же сильны среди людей науки, как и среди художников. Можно указать на различие места эмоций в процессах художественного и научного поиска, а также в восприятии художественных произведений и продуктов научного труда. Это различие состоит в том, что в науке, в ее результатах, эмоциональный момент не учитывается, хотя он и присутствует фактически. Источником эмоций является реальная личность исследователя; но, поскольку изложение научного текста, то есть итога и конечного результата исследования, ведется как бы «от лица» абстрактного субъекта науки, то эмоции либо устраняются, либо не должны рассматриваться как собственный, значимый компонент научного труда. В искусстве же, как правило, эмоционален не только сам художник, но также сопереживающий ему читатель, слушатель, зритель; эмоциональный момент является характеристикой субъекта искусства вообще. Искусство являет собой личностное отражение действительности, в то время как наука - ее отстраненно-объективное отражение.

Таким образом, эстетика имеет непосредственное отношение к методологии науки как учения об организации научной деятельности, являясь одним из ее оснований. Нам осталось рассмотреть последнее основание методологии - этику.

Этические основания методологии. Поскольку любая человеческая деятельность осуществляется в обществе, естественно, она основывается (точнее, должна всегда основываться) на морали и, соответственно, организовывается в соответствии с нравственными нормами.

Как известно, нравственная культура общества характеризуется уровнем освоения членами общества моральных требований - нравственных норм, принципов, идеалов и т.д., степень овладения ими личностью и практического претворения в поступки, в каждодневное поведение, проявляющееся в отношении человека к другим людям, обществу в целом, в его целях, жизненных планах, ценностных ориентациях, установках и т.д.

Нравственность в общем смысле представляет единое целое, включающее моральное сознание, нравственные отношения и моральную деятельность. Природа морали социальна, она всегда имеет конкретно-историческое основание, обусловленное определенными общественными отношениями.

Нравственная культура выступает как ценностное освоение человеком окружающего мира. Моральные ценности, являющиеся своеобразным регулятивным механизмом отношений общества и личности, пронизывают всю деятельность индивидов, всю систему взаимодействия между ними. В этих ценностях получают конкретное выражение такие категории морали, как добро, долг, честь, совесть и др.

Поскольку моральная регуляция направлена на достижение общественной, классовой, групповой согласованности деятельности людей, постольку моральные ценности становятся эталонами должного поведения. Они, как образец должного, составляют основу моральных оценок деятельности масс, групп и индивидов, фактов и событий. И в случае возникновения коллизий, актов отклоняющегося поведения посредством моральной оценки господствующее общественное мнение нацеливает индивидов, группы на образцы должного поведения.

Отметим, что моральные установки общества и личности различны. Как мораль общества не может быть сведена к механической сумме моральных установок индивидов, так и индивидуальная мораль не тождественна общественной морали. Между должным поведением, то есть отвечающим нравственным требованиям общества, и сущим, то есть практической нравственностью, поступками людей, отражающими достигнутый уровень их морального развития, существуют отношения противоречивого единства, которые могут выражаться в нравственных коллизиях.

Структурными эталонами нравственной культуры как целостной системы являются:

- культура этического мышления (умение пользоваться этическим знанием, применять нравственные нормы к особенностям той или иной жизненной ситуации и т.д.);

- культура чувств;

- культура поведения (умение строить свое поведение, совершать поступки соответственно усвоенным принципам и нормам морали);

- этикет, регламентирующий форму, манеру поведения.

Таким образом, нравственная культура есть существенная сторона всей деятельности каждого человека, народа, класса, социальной группы, коллектива, отражающая функционирование исторически-конкретной системы моральных ценностей.

Вопрос 3. Можно ли считать нормотворчество одним из креативных направлений в культуре, или же эта сфера деятельности людей поддерживает лишь формальные схемы межличностного или группового взаимодействия?

Нормотворчество (правотворчество) — это деятельность уполномоченных на это субъектов по разработке, рассмотрению, принятию, отмене нормативно-правовых актов, внесению в них изменений, которая осуществляется по определенной процедуре. Его достигают в рамках нормотворческого (правотворческого) процесса, который представляет собой форму выражения нормотворчества (правотворчества).

Нормотворчество обладает следующими признаками:

1) осуществляется уполномоченными субъектами: а) государством, ее органами (парламентом, правительством, министерствами, местными администрациями и тому подобное); б) гражданским обществом (народом), его организациями;

2) является формой властной волевой деятельности уполномоченных субъектов, которая включает в себя изучение, обобщение и систематизацию типичных конкретных правоотношений, возникающих в обществе; является не диктатом воли уполномоченных субъектов, а процедурой формулирования норм, которые присущи социальным отношениям, стали типичными действиями их участников;

3) выражается в санкционировании существующих или установлении новых, изменении или приостановлении действующих и отмене устаревших правовых норм на основаниях, предусмотренных законом;

4) приобретает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом (законом). Результат нормотворческой деятельности может иметь другие юридические (внешние) формы выражения - нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай;

5) осуществляется (в значительной части) согласно правового регламента, то есть с соблюдением процедуры подготовки и принятия акта.

Вопрос 4. Можно ли говорить о том, что всякая коммуникационная система порождает свой стандарт моральных норм и отношений? Возможно ли моральное единство социума?

Механизм моральной регуляции нашего поведения оказывается механизмом саморегуляции, механизмом «самопринуждения личности к добру». Мораль - это такой способ регуляции нашего поведения в обществе, который иными словами называется «моральный выбор». Именно сам человек и только он один должен определить, что в рассматриваемой им жизненной ситуации будет добром, а что - злом, и далее должен иметь достаточно «доброй воли», чтобы совершить нравственный поступок. Моральный выбор - это самопринуждение личности, но одновременно это и есть свобода человека. Такая свобода, с одной стороны, «оплачивается» ответственностью личности за все свои решения и поступки, а с другой - «вознаграждается» сознанием и чувством подлинного человеческого достоинства.

Поскольку моральные нормы - это только часть социальных норм, и выше мы уже рассмотрели различие моральных норм и обычаев, то теперь коротко осветим отличия моральных норм от норм религиозных и правовых. Как отмечал один из виднейших русских философов И.А.Ильин, нормы религии и морали функционально близки друг к другу, так как они регулируют преимущественно внутренний мир человека, определяют его душевные состояния. В то же время между религиозными и моральными нормами есть существенные различия. В религиозной вере Бог открывает человеку свою сущность и волю. Вступая в союз с Богом, человек делает Его волю нормами своей жизни. Религиозные нормы определяют как внутреннее душевное состояние, поведение человека, например, в молитве, так и его внешнее поведение, что проявляется в исполнении религиозных обрядов. Религиозные нормы имеют и свои санкции - это страх верующего человека перед Божьим гневом. В отличии от религиозных правил человек соблюдая мораль предоставлен исключительно себе.

Сравнивая моральные и правовые нормы, И.А.Ильин подчеркивал, что между ними еще больше различий. Нормы права устанавливаются внешним авторитетом, авторитетом государственной власти. Правовые нормы предписывают нам должное поведение независимо от нашего мнения. В правовых нормах всегда есть составная внешнего принуждения.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!