Человек и природа в детской прозе К. Паустовского.

М. Пришвин «Кладовая солнца».

«Кладовая солнца" — одно из лучших произведений русской литературы для детей. Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. “Сказка-быль” — это жанровое определение произведения. Сказка — это повествование, основанное на вымысле. Быль — это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Возможно, автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились, но и в более широком смысле.

 

Характеристика героев.

Главные герои «Кладовой солнца», Настя и Митраша, отправляются в лес за клюквой. Героям повести предстоит пережить немало испытаний, прежде чем они вновь встретятся друг с другом. «Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком». «Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

Мужичок в мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком». Настоящее имя Митраши – Дмитрий Павлович. Каждый из детей выполнял свои обязанности по дому и помогал друг другу. Настя и ее брат Митраша являются сиротами. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне: "...осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне..." "...деревенские сироты знали хорошо, что такое осенняя клюква...". Детишки были умными: "...очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо..."
"...И какие это были умные детишки!.." Настя является ласковой девочкой. Когда ее брат сердится, она гладит его по затылку и тот успокаивается:
"...Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку..."
"...Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился..." Митраша является маленьким хозяином в своем доме. Он выполняет все обязанности, которые обычно выполняют мужчины в хозяйстве:
"...на нем лежит и все мужское хозяйство..."
"...отцовский задор покидает хозяина..."

Также маленький Митраша умеет делать деревянную посуду - бочонки и проч.:
"...Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок*, ладило** длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами..." (*фуганок - инструмент для обработки дерева,
**ладило - бондарный инструмент для изготовления бочек)

Он изготавливает деревянные изделия также и для жителей своего села:
"...Сделает, и потом ему тоже отплатят добром..."
Маленький Митраша ходит на сельские собрания как взрослый мужчина:
"...Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает..." Он является смелым мальчиком:
"...как будто хочет смельчака палкой ударить по голове..."
"...Митраша все это слышал, но ничуть не струсил, - что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шел такой же человек, как и он..."

Травка является гончей, охотничьей собакой:
"...про гончую собаку охотники говорят..."
"...его гончая собака Травка..."
"...Она гоняла зверей для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя..."
"... Травка - гончая собака, и дело ее - гонять.."
О внешности собаки Травки известно следующее:
"...В хату вошла большая рыжая собака с черным ремешком по всей спине. У нее под глазами были черные полоски с загибом вроде очков. И от этого глаза казались очень большими..."
"...смотрела на нее большая рыжая собака с черным ремешком на спине. Собака эта была Травка..."
"...легла на спину и повернула вверх светлый живот..."
Кличка "Травка" происходит от слова "Затравка":
"...Антипыч... <...> назвал свою Собаку вначале, конечно, по-охотничьи - от слова травить, и наша Травка вначале у него называлась Затравка; но после охотничья кличка на языке оболталась, и вышло прекрасное имя Травка..."
"...Затравушка, милая Затравушка! - ласкал он ее сладким голосом..."
"...Иди же теперь ко мне, моя Затравка!.."
Когда-то хозяином Травки был лесник Антипыч. Он умер 2 года назад:
"...Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч..."

После смерти хозяина Травка живет в лесу, как дикое животное:
"...И вот умер Антипыч. Вскоре после этого началась Великая Отечественная война. Другого сторожа на место Антипыча не назначили, и сторожку его бросили <...> А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь..."
"...А теперь, когда умер Антипыч, ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя..."
Травка грустит о своем покойном хозяине Антипыче:
"...деревья животному напоминали о его собственном горе..."
"...иногда, услыхав стон деревьев, взбиралась на холм, бывший когда-то избушкой, и выла и выла..."
"...И волк, услыхав эту ненавистную ему собачью "молитву" о человеке..."
"..."помолившись" Антипычу, она почувствовала сильный голод, она перестала звать Антипыча и пошла для себя искать заячий след..."
Собака Травка обожала своего хозяина Антипыча:
"...обожаемый ею лесник..."
"...она как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок и чмок его: и в нос, и в щеки, и в самые губы..."
Антипыч тоже любил свою Травку:
"...хозяин любил ее, кормил и берег от волков..."

Травка понимала своего хозяина Антипыча без слов:
"...Антипыч как-то особенно поглядел на нее, и собака сразу поняла человека: он звал ее по приятельству, по дружбе, ни для чего, а просто так, пошутить, поиграть..."
"...То-то, ребята, - сказал Антипыч. - Вот Травка, собака гончая, с одного слова все понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете..."

У Травки тонкий нюх. Она находила хозяина по очень тонкому запаху:

"...тончайшие пахучие частицы табачного дыма из трубки Антипыча повисали в неподвижном воздухе с утра и до вечера. Поняв сразу, что по следам найти невозможно Антипыча, сделав круг с высоко поднятой головой, Травка вдруг попала на табачную струю воздуха и по табаку мало-помалу, то теряя воздушный след, то опять встречаясь с ним, добралась-таки до хозяина..."
У Травки тонкий слух:
"...Тонким слухом своим она услыхала недоступное человеческому слуху чвяканье заячьей лапы по лужицам..."
Травка - внимательная собака:
"...Поглядев еще раз внимательно в сторону прямого следа на Слепую елань,.."
Травка - воспитанная собака:
"...Сквозь клюкву Травка явственно чуяла хлеб, и ей ужасно хотелось есть, но позволить себе покопаться лапами в клюкве она никак не могла..."
Травка - чуткая собака. Она чувствует, когда с кем-то происходит беда:
"...В это время, почуяв беду человеческую, Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в соленую от слез щеку <...> Вместо этого, чуя беду человеческую, она подняла высоко голову и завыла..."

Когда мальчик Митраша тонет в болоте в лесу, ему на помощь приходит Травка. Собака спасает мальчика из болота. После этого Митраша становится ее новым хозяином:
"..Услыхав такой голос, такие слова, Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний, прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши..."

Антипыч является лесником и старым охотником:
"...лесник, старый охотник Антипыч..."
"...Антипыч, как большой, настоящий охотник..."

Возраст Антипыча - более 80 лет:
"...и старик, думается, сам позабыл, сколько ему было лет, все жил, жил в своей лесной сторожке, и казалось - он никогда не умрет.
- Сколько тебе лет, Антипыч? - спрашивали мы. - Восемьдесят?
- Мало, - отвечал он.
- Сто?
- Много..."

Антипыч жил в сторожке в лесу:
"...полуобвалившейся картофельной ямы возле сторожки Антипыча вылезла его гончая собака Травка..." Старик умер за 2 года до событий, описанных в произведении:
"...Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч..."
"...И вот умер Антипыч. Вскоре после этого началась Великая Отечественная война..."

Старик Антипыч был добрым человеком:
"...для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя..."
Он был мудрым стариком:
"...о загадочных словах нашего старого лесника Антипыча <...> Мы думаем, Антипыч <...> перешепнул своему другу - собаке какую-то свою большую человеческую правду, и мы думаем, эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь..."
Антипыч любил шутить:
"...Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде: сколько же тебе лет?.."
"...Дедушка прищурился по-своему, как он всегда щурился, когда хотел посмеяться и пошутить..."
"...А он то-то над нами покатывался. Так мы ничего и не понимали, чему смеялся старик..."

 

Изображение природы.

В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: “Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью”. Рассказывая о природе, автор описывает даже самые мелкие детали: травинку, кочку, ветерок, что создает у читателя эффект присутствия. Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша “Мы – разведчики болотных богатств, – говорит Пришвин. – И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!” Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях – мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

Однако природа выступает также в качестве отдельного образа.Наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо­минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать. — Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу. — Шварк-шварк! — дикий селезень в воздухе пролетел над речкой. — Кряк-кряк! — дикая утка кряква на озере. — Гу-гу-гу… — красивая птичка снегирь на березе». Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, — это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели. Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке! Вот интересное описание Блудова болота: “И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях – оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами”. Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина – словно живое существо: она “наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему”. Чудесен и удивителен рассвет: “И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей”. Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: “Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали”, заставляя стонать и рычать слышащих. их животных.

Вот история о нелегкой жизни грозы леса – волка по прозванию Серый, вот – хитрая лисица, вот – трусливый русак, вот – старушки елки, не пропускающие Митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. А вот еще ягоды – тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает Настя. А. вот добрый лось, который привык к людям: у людей “все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно… . Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц. Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли». Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».

 

Нравственная проблематика.

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается. Пришвин в своей сказке-были воспитывает в детях эстетическое чувство любования природой, т.к. в его произведении присутствует очень много описания природы. Ребенок, читая «Кладовую солнца», развивает в себе также доброту, потому что, сопоставляя с себя с героями этого произведения, он понимает, что все что не делается, должно быть во имя доброты, не только для себя, но и для других. Еще эта сказка-быль учит быть ребенка не жадным, т.к. качество «жадность» очень ярко осуждается в этом произведении. Кроме этого, «Кладовая солнца» воспитывает в детях то, что прислушиваться к чужому мнению просто необходимо, иначе можно наломать множество дров. Помимо всего, можно определить, что это произведение учит ребенка быть смелым и трудолюбивым. Проблема любви к природе и человеку, важно получать жизненный опыт, каждый человек должен видеть и ценить красоту. Автор доносит до нас понимание значения леса в жизни человека. Ягоды имеют целебные свойства, как нужно вести себя на торфяных болотах. Всё это рассказывается в данном произведении. Человек и природа — одно целое и неделимое, они навсегда неразрывно связаны между собой. Человеку нужно знать лесные приметы, чувствовать лес, все его прелести. И обязательно нужно помогать другим людям, чтобы достичь гармонии.

Словарик.

Ладило — бондарный инструмент Переславского района Ивановской области.

Палестинкой называют в народе какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.

Елань — топкое место в болоте, все равно что прорубь на льду.

Борины – песчаные холмы, покрытые высоким бором;

Взлобок –– возвышенное место, крутой пригорок;

Лежка – место, где скрывается зверь;

Лоханка – круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды;

Молодые переярки – перегодовалый волк;

Морить – губить;

Моросливый – погода, сопровождающаемая моросью;

Мурло – морда;

На гону – в погоне, быстром беге;

Хорохориться – храбриться, задирать;

Цапаться – хвататься когтями, царапаться;

Шайки – низкое ведёрко с двумя ручками по бокам

 

Человек и природа в детской прозе К. Паустовского.

Рассказ «Заячьи лапы» Паустовского, написанный в 1937 году, поднимает сразу несколько серьезных тем. Среди них – взаимосвязь человека и природы, доброта и сопереживание одних людей на фоне равнодушия других. Своей книгой писатель хотел показать, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки.

Главные герои:

Ваня Малявин – добрый, жалостливый мальчик.

Ларион Малявин – дедушка Вани, охотник.

Ветеринар – равнодушный мужчина, наотрез отказавшийся лечить больного зайца.

Анисья – старушка, участливая односельчанка Вани.

Аптекарь – нервный, раздражительный человек.

Карл Петрович – педиатр, который не отказался вылечить зайца.

Сюжет:

Однажды Ваня Малявин принес к ветеринару пострадавшего зайца, который «плакал и часто моргал красными от слез глазами». Тот отказался лечить больное животное, и даже посоветовал зажарить его с луком.Выйдя в сени, Ваня заплакал от собственного бессилия – если не вылечить зайца, пострадавшего при пожаре, он умрет. Его утешила «жалостливая бабка Анисья» и посоветовала нести питомца в «город к Карлу Петровичу». Поблагодарив за совет, Ваня что есть силы помчался к деду, Лариону Малявину. Дорога была неблизкой, и нужно было поскорее оказать помощь несчастному животному, который стонал от боли. На следующее утро Ваня с дедушкой отправился в город. Они зашли в аптеку, чтобы узнать, где живет Карл Петрович. Выяснилось, что это педиатр, который уже «три года как перестал принимать пациентов», и аптекарь нехотя дал адрес уважаемого доктора. Отыскав нужную улицу, дедушка обратился к доктору за помощью, на что тот возмущенно ответил, что он «всю жизнь лечил детей, а не зайцев». Но дедушка настаивал, ведь этому зайцу он был обязан жизнью. После его истории Карл Петрович без лишних слов оказал медицинскую помощь страдальцу. Ларион Малявин рассказал, как во время охоты наткнулся на зайчонка с «рваным левым ухом». Он выстрелил, но промахнулся. В ту пору «леса стояли сухие, как порох», и мужчина почувствовал, как с юга сильно потянуло гарью. Поднялся сильный ветер и удушливый дым приближался со стремительной скоростью.Дед сообразил, что начался лесной пожар, который наступал на него со всех сторон. Он был на волосок от смерти, когда заметил знакомого зайчонка. Будучи бывалым охотником, Ванин дед прекрасно знал, что во время пожара звери чутьем выбирают правильный путь. Он побежал вслед за зайцем, и спустя время оба оказались на безопасном расстоянии от разбушевавшегося пламени. Так заяц спас дедушку от верной смерти, а тот, в свою очередь, вылечил его обожженные лапки.

Тема:

В своем рассказе ” Заячьи лапы ” автор описал историю взаимодействия человека и природы, и показал, что эти два явления неразрывно взаимосвязаны между собой. Если страдает природа, то и человек страдает тоже. Это показано на примере погодных условий, неимоверной жары и пожаров, которые случались в результате данных погодных условий. И не только природа страдала от жары – горел лес, стог сена, но и люди изнывали от жары и раскаленного воздуха. Так же показано взаимопомощь и выручка человека и животного, – то как заяц спас деда от пожара, вывел его из горящего леса. И как дед, впоследствии, отблагодарил зайца, забрав его, с обожженными лапами и брюхом, домой и вылечив у доктора. О том, насколько автор любит природу и призывает нас любить мир, который окружает нас вокруг, говорит и тот факт, что автор назвал свой рассказ именно ” Заячьи лапы “, а не – случай в лесу, подвиг зайца, дед и заяц, или как люди зайца спасли и прочее. Именно и поэтому, в рассказе природа описывается как живое явление, сравнивается с человеком и его поведением – гром, как ленивый силач, потягивающийся и расправляющий плечи; молнии, как бесшумные стремительные стрелы. И именно описания природы и погоды в рассказе дополняет, приукрашивает и делает более интересными описания действий людей и событий, происходящих в рассказе.

Сказка «Растрёпанный воробей» написана в 1948 году.

Главные герои:

Маша – добрая, отзывчивая, любопытная девочка.

Пашка – смелый, отчаянный, благодарный воробей.

Ворона – очень умная и хитрая, опытная воровка.

Мама Маши – балерина, добрая, красивая женщин.

Петровна – старая нянечка Маши.

Довольно часто в природе можно наблюдать картину ссоры, а порой даже и драки между воробьями, и всегда они какие-то неопрятные, с перышками торчком, задиристые и смелые. Если увидят где-то корм, то налетают прямо стаями, дружно, тогда и кошка им нестрашна. Образ воробушка любим писателями. Воробей — такой себе джентльмен, смельчак, готов прийти на помощь в любой ситуации, не дать в обиду, защитить слабого, несмотря на то, что сам маленький и порой беззащитный. В сказке «Растрепанный воробей» Константина Паустовского таким выступает воробей Пашка — центральный персонаж. Он очень смелый (не боится большую ворону, сражается с ней), хитрый (прикидывается мертвым, когда она его клюнула), хороший товарищ, лидер (собирает много воробьев-друзей и побеждают ворону), умный (прилетев к Маше и узнав о пропаже цветка, задумался, а потом полетел за уходящей на работу в театр мамой, таким образом узнал туда дорогу, чтобы вскоре принести пропажу). На добро отвечает добром (за то, что девочка Маша спасла его от смерти, находит и возвращает в семью украденные вороной-воровкой продукты, вещи). Воробей приносит радость и утешение Машиной семье, возвращая маме-балерине, подаренную мужем брошь, которая ей очень дорога, и благодаря этому сказка имеет счастливый конец. В образе воробья автор показывает человека с положительными чертами характера.

Сюжет:

Маша жила с мамой и любимой нянечкой Петровной. Во время войны отец девочки получил серьезное ранение, а когда он поправился и война закончилась, его отправили служить далеко от дома. Мама Маши работала балериной в театре, и днем девочка оставалась с няней Петровной. Девочка любила смотреть в окно и наблюдать, что там происходит. Неподалеку от дома стоял небольшой киоск. Летом в нем продавали мороженое, а зимой он стоял пустым. Ларек приглянулся одной вороне, которая устроила в нем жилище. Это была очень умная и хитрая птица, которая повадилась влетать в форточку Машиной квартиры, и забирать кусочки пищи и разные маленькие предметы. Ворона боялась, что ее убежище найдут воробьи, и растаскают ее запасы. Однажды в ларек проник маленький воробей Пашка, который сразу поплатился за свою наглость – ворона что есть силы ударила его клювом в голову и столкнула вниз. Увидев это, Маша подобрала несчастную птичку и выходила ее. Когда Пашка окреп, он часто прилетал к спасшей его девочке и приносил в клювике разные сувениры, которые находил в тайнике вороны. Однажды ворона стащила чудесную стеклянную брошь в виде букета, которой очень дорожила Машина мама. Для женщины это был ценный подарок от любимого мужа, и она долго плакала над пропажей. Она собиралась надеть брошь во время выступления в театре, где должна была танцевать партию Золушки. Неожиданно прямо посреди выступления на сцене появился крошечный воробей с брошью в клюве. Вместе со своими товарищами он разнес тайник вороны, и вернул женщине памятный подарок. Машина мама вновь плакала, но уже от счастья…

Тема:

Все произведение «Растрепанный воробей» пронизано любовью и добротой друг к другу и к окружающему миру. Царит любовь и уважение в семье, где живут мама-балерина с дочерью Машей и няней Петровной, и все домашние проникнуты глубоким уважением и любовью к отсутствующему папе-моряку, который воевал, потопил два вражеские корабли, был ранен, а в настоящее время служит родине на дальней Камчатке. Излучает доброту и внимательный милиционер, подобравший и отдавший девочке раненого воробья. Имея отзывчивое, любящее сердце, Маша бескорыстно лечила и ухаживала за птицей. Воробей-Пашка в свою очередь полюбил и привязался к девочке и, узнав о беде — пропаже стеклянного букетика, решается на отважный поступок, готов биться с вороной, жадной и хитрой, которая намного сильнее его. Пашку опекает и любит его дед, старый воробей Чичкин и дворовые воробьи-друзья, пришедшие ему на выручку в драке с вороной. Из этого напрашивается вывод: «Сделанное добро возвращается добром!» Не нужно забывать, что животные и птицы также нуждаются в нашей помощи. Сказка учит быть добрым, отзывчивым, заботиться о более слабых и беззащитных. Также учит любить животных, и никогда не обижать их.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!