СИСТЕМА ВЕЩНЫХ ПРАВ В ДРЕВНЕМ РИМЕ.



Вещные права (iura in re) делятся на:

• Право собственности - IUS DOMINII - наиболее полное по объему правомочий вещное право. Право собственности в свою очередь делилось на 4 вида:

-цивильное (квиритское)

-преторское (бонитарное)

-перегринов

-провинциальное

• Права на чужие вещи - IURA IN RE ALIENA (ограниченные вещные права) - предоставляют их субъекту меньший объем юридического господства в отношении вещи.

 

Право собственности делилась на:

• Право публичной собственности (res publica) – публичные вещи.

• Право частной собственности (res private) - частные вещи.

 

Права на чужие вещи делятся на 4 вида:

• Сервитуты (канализационный, кладбищенский, право принимать ванную в доме соседа) – servitutes.

• Эмфитевзис (emphyteusis) – пожизненное наследуемое владение землей. 

• Суперфиций (superficies) – право застройки.

• Залог (2 вида):

o pignus – ручной заклад.

o ипотека.

o

Владение.

Особое место в системе римских вещных прав занимало владение. Римские юристы не успели разобрать до конца этот институт, оно находится где-то между правом собственности и правом на другие вещи.

ВИДЫ ВЕЩЕЙ.

       Почти все классификации существуют в современном праве.

           

Понятие вещи (re ) в Древнем Риме

Термин «вещь» имел в Древнем Риме 3 значения:

Узкий смысл. Это материальный предмет, или предмет материального мира, имеющий пространственные границы. (Бревно, раб, постройка, земельный участок, одежда, продукт питания, колесница и т.д.)

• Объединяет первое значение плюс имущественные права. Вещь включает в себя (1) телесные вещи и (2) имущественные права, неосязаемые, бестелесные вещи. Например, договор цессии (дал в займы должнику, потом эти обязательства продаю). Предметом договора является имущества в значении бестелесной вещи. Но вещь все равно сводится к активам.

Наиболее широкое. Вещь как имущественный комплекс. Сюда входит первых два значения: (1) предметы материального мира, плюс (2) права (активы в виде вещей и имущественных прав), плюс (3) пассивы – долги. В Риме слово вещь в таком значении употреблялось редко. (Два примера: hereditas – наследственная масса, наследство, которая включает физические вещи, его имущественные права и обязанности. Сейчас то же самое. Второй случай – patrimonium. Это имущество, которое находится в собственности императорского престола. Оно включает вещи, имущественные права и долги.)

 

От чего зависит конкретное значение вещи? От того, предметом какого конкретного гражданского правоотношения она является.

 

 

РАЗЛИЧНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ВЕЩЕЙ.

Классификация 1. Способ передачи права собственности на вещь другому лицу, отчуждения.

1. RES MANCIPI

К числу res mancipi относились вещи, которые издревле и еще ко времени законов XII таблиц рассматривались как наиболее ценные части римского земельного хозяйства. Глава семьи силою, хватая их рукой (manu сареге), заставлял рабов и крупный домашний скот ра- ботать на себя.

Манципируемые вещи требуют специального обряда – либо манципации, либо позже появившегося эквивалента in iure cessio – процесс с фикцией. Покупатель приходит в суд и заявляет виндикационный иск, ответчик молчит. Претор удовлетворяет виндикационный иск.

Например: рабы, крупный рогатый скот, исконная римская земля, сервитуты (впоследствии перестали рассматриваться как бестелесная вещь) -- если манципация нарушалась - право собственности не переходило.

 

Mancipatio. Манципация была древним способом квиритского права, представлявшим вначале реальную передачу вещи путем обмена ее на цену перед пятью свидетелями и при содействии весовщика (libripens). Это была одновременно и купля, и передача, но акт разыгрывался, как внесудебное истребование своей вещи. «Этот раб мой» — авторитарно заявлял приобретатель и передавал отчуждателю в уплату за вещь слиток металла, для взвешивания которого и привлекался весовщик. Этот способ применялся в отношении всех объектов, входивших в число res mancipi. Первоначально передававшийся продавцом металл взвешивался реально, но позднее, с появлением чеканной монеты и по мере развития оборота, взвешивание стало представляться символическим, и ко времени Гая манципация превратилась в фиктивную продажу — venditio imaginaria. Порядок со- вершения манципации сделал ее пригодной для продажи в кредит, для дарений, установления приданого, так как позволял передавать продавцу в момент совершения сделки незначительную сумму (nummo uno).

 

In iure cessio. Этот способ перенесения права собственности представлял собой мнимый судебный процесс: судебный процесс о собственности был приспособлен для цели перенесения права собственности.

В качестве мнимого судебного процесса этот способ был доступен только лицам, допускавшимся к участию в римском процессе. Приобретатель требовал вещь, которую он приобретал, утверждая, что она принадлежит ему, отчуждатель не защищался или признавал право истца. Претор, перед которым осуществлялась эта процедура, в производстве in iure констатировал право истца и выдавал акт, подтверждающий волю сторон.

 

2. RES NEC MANCIPI

Остальные вещи считались неманципируемыми (важно: провинциальная земля была неманципируемой); для их передачи нужно было осуществить простую передачу из рук в руки – традицио (traditio), или воображаемую традицию – квазитрадицию (передать ключи от дома, либо горсть земли вместо участка).

 

Traditio (передача). В качестве способа перенесения права собственности, традиция была усвоена правом народов — ius gentium — как составной частью римского права. Традиция состояла в передаче фактического владения вещью от отчуждателя приобретателю. Передача эта была выполнением предварительного соглашения обеих сторон о том, что собственность переносится одним лицом на другое. В классическом праве применение традиции к res mancipi приводило к приобретению не квиритской, а лишь преторской бонитарной собственности. Возможно, что в древности традиция требовала дополнительно еще истечения годового давностного срока для перенесения права собственности. В постклассическое время традиция вытеснила старые формальные способы и стала единственным способом передачи собственности.

Вероятно также, что первоначально традиция была реальной, торжественной сделкой. Отчуждатель — tradens, передающий — действительно и публично совершал передачу вещи приобретателю — accipiens. Введение в оборот недвижимых имуществ, а также тех способов передачи владения, которые ограничивались обозрением передаваемого участка, обменом заявлений сторон и передачей планов, — постепенно сгладили реальный характер передачи, как акта. В классическом праве были известны и несколько упрощенные формы традиции: traditio longa manu, traditio brevi manu, constitutum possessorium, которые были дополнены вручением документа в праве Юстиниана. Они приравнивались к традиции в собственном смысле слова.

Для перенесения права собственности при помощи traditio имело значение основание (iusta causa possessionis), по которому передача совершалась. Этим основанием должна была быть взаимная воля сторон отчудить и приобрести вещь. Она должна была предшествовать передаче вещи и последняя была лишь заключающим актом. Но для римлян этот предшествующий целевой акт согласования всегда представлялся в форме одной из существующих сделок: продажи, дарения, отказа и др., объясняющих и мотивирующих волю и цель сторон перенести собственность. Наличия одной из таких сделок было достаточно для юридического действия традиции. Такая сделка, лежащая в основании приобретения владения, носила название iustus titulus (законный титул).

 

Те случаи, когда прежний владелец, не передавая предмета, лишь указывает на него приобретателю (показывает участок земли с башни, но не передает кусок земли), получили название «передачи длинной рукой» (traditio longa manu). Право Юстиниана пошло дальше по пути облегчения передачи владения и стало пользоваться наличным материальным отношением к вещи, чтобы изменять его значение путем выражения соответствующих намерений сторон. Оно ввело traditio brevi manu — передачу короткой рукой (сокращенно). Прежний держатель с согласия прежнего владельца становился сам владельцем, что бывало, например, когда наниматель покупал вещь у наймодателя. (Т.е. Корпус у него уже есть, с согласия начинает относиться как к своей и становится владельцем). Иногда достаточно даже одной голой воли собственника, без передачи владения, чтобы перенести владение вещью например, если я продам тебе вещь, которую ссудил, или сдал тебе в наем, или положил у тебя на сохранение. Ведь хотя бы я и не передал ее тебе на новом основании [продажи], однако тем самым что я допускаю нахождение ее у тебя на основании покупки, я делаю ее твоею. [Дигесты]

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!