Естественно-научная идеология

Тема: «Русская философия».

1. Ознакомиться с материалом видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=p129Bf-J0B8

2. Прочитать конспект

3. Выписать в тетрадь основные этапы развития русской философской мысли и её основных представителей.

4. Выполнить тестовые задания (см. ниже после конспекта)

 

С развитием народа складывается самобытная общность понятий о мире и места человека в нем. Если говорить кратко и самое главное о русской философии, то концепция представляет собой суммированное название идеологического наследия выдающихся мыслителей. В разные периоды взгляды на жизнь отличались и впитывали влияние византийских, античных, древнеболгарских тенденций, тесно переплетающихся с идеей христианизации.

Содержание:

· Общее понятие

· Периоды развития

· Постсоветская форма мышления

Общее понятие

Славянское идеологическое наследие является частью всемирного мировоззрения и культуры, особенностью русской философии считается национальная независимость и неповторимость. Концепция не опиралась в развитии на античные понятия, а только позаимствовала некоторые культурные элементы. Русичи не читали труды византийских мудрецов в оригинале из-за незнания греческого языка и латыни. В это же время Запад имел в распоряжении целые классические системы, готовые идеи, термины и понятия.

Характеристики философии:

  1. Русская идеология развивалась с учетом христианства. Это означает, что все мыслительные произведения создавались на религиозной почве, хотя цензором в России выступала не церковь, а государство.
  2. Ведущей идеей трудов проходила линия народа и его исторической судьбы. Тема подразумевала становление русской философии в истоке и оставалась актуальной во все этапы периодизации.
  3. Историческое значение приобрела философская мысль о судьбе человека и смысле бытия. Личность являлась тотальной основой жизни, несущей в себе решение загадок макрокосмоса. Отечественная идеология (мы, а не я) отличалась от западной специфики, где по традиции человек рассматривался в качестве индивидуальности.

Русское мировоззрение занималось темой постижения мира только по отношению к личности. Проблемы обоснования существования бога сводились к тому, что человеку это не нужно, так как достаточно веры. В философии уделялось внимание формированию нравственности, рассуждения приводились в направлении развития добродетельности и целомудрия. Самобытная идеология имела практическую ориентацию и тесно связывалась с культурой.

Характерными чертами русской философии можно считать феномены христианского сознания с особой духовностью, переживанием красоты окружающего мира, религиозным объяснением природных явлений. Список элементов русской этики продолжается милосердием, состраданием, готовностью к лишениям, послушанием и кротостью.

Периоды развития

 

Особенности идеологии проявлялись во все основные этапы развития русской философии от первого возникновения трудов мыслителей до современного толкования. Условия существования расценивались как неблагоприятные по сравнению с западноевропейскими странами. Когда в германских университетах читал лекции по материализму Кант или выступал приверженец трансцендентального идеализма Шеллинг, то в России обучение философии находилось под запретом.

Свободомыслие не допускалось по политическим причинам. Государственные деятели считали пользу от преподавания философии недоказанной, а вред наблюдали очевидный.

Основные периоды становления:

  • начало — этап с IΧ по XII век называется древнерусской философией, средневековой идеологией, учением допетровского времени;
  • вторая фаза развития наступила с ΧII по XVII век, период именуется философией Московской Руси, характеризуется зарождением материалистического учения;
  • третий этап относился к XVIII веку и являлся общей идеологией просвещения с введением крупных реформ царя Петра I;
  • четвертый промежуток наступил в XIX веке и представлял собой время подъема естественно-научных убеждений.

Дискуссии по вопросам возникали, когда были попытки определить путь развития российской философии как отсталый или отнести становление идеологии к индивидуальному направлению другого типа. Славянские народы в трактовке истории началом определяли православие и самобытное развитие. Западные мыслители придерживались европейского просвещения, превозносили прогресс и разум.

Раннее становление

Мировоззрение средневековых русичей в то время было близко к западноевропейскому учению с религиозной подоплекой. Характеристикой философии является отсутствие независимого статуса и вхождение в духовную идеологию. Наблюдается влияние Византии, так как оттуда пришло христианство.

В те дни философом считался образованный человек, который имел мудрость и писал труды. Из Византии привозились книги, переведенные с греческого языка. Первым древнерусским мыслителем считался Илларион, митрополит Киевский, являвшийся приближенным Ярослава Мудрого. Он написал произведение «Слово о законе и благодати», где отобразил распространение Божьего учения.

Другим представителям русской философии того времени считался епископ Кирилл Туровский и митрополит Киевский Климент Смолятич. Кирилл написал «Притчу о слепце и хромце», при этом он оставил кафедру и стал жить уединенно. Он выпустил «Слова», с представлением круга Господских праздников. Его перу принадлежат:

  • исповеди-слова — 8 шт.;
  • наставления про ангельский облик и монашеский чин — 2 произведения;
  • послания к игумену Печерскому и Василию — 2 работы;
  • почти 30 исповедальных текстов.

До нашего времени дошло послание Климента Смолятича, в тексте которого он оспаривал упреки пресвитера Фомы в тщеславии и мнении себя философом. Во второй части мыслитель отстаивал право использовать библейские облики, притчи для широкого понимания народом.

Ценным сочинением считался текст «Поучение» князя Владимира Мономаха, где он говорил о достижении праведности методом слез, покаяний и милостыни. К памятникам выражения общественного сознания относилось «Слово о полку Игореве» и летописный свод «Повесть временных лет».

Зарождение материализма

Крупным философом тех веков считался А. Н. Радищев — российский поэт, прозаик, начальник Петербургской таможни, член комиссии при Александре I по назначению законов. Прославился основным трудом «Путешествие из Петербурга в Москву» в середине 1970 года. Он придерживался просветительской философии противления крепостничеству и самодержавию. Писатель начал получение знаний в России, конец обучения прошел в университете Лейпцига.

В его трудах рассматривались вопросы:

  • отображение и анализ общественных отношений в России, осуждение крепостного права и монархизма;
  • выбор средств и методов освобождения сельчан, доказательства необходимости революции на случай нестерпимого народного гнева в комплексе с тиранией властей;
  • критерии формирования общества с удовлетворяющими характеристиками для трудящихся.

Критика абсолютизма и крепостного уклада велась деятелем с моральной, политической и экономической точки зрения. Общественный порядок он считал несправедливым, но не видел революционной партии, способной повести за собой массы. Освобождение крестьянства Радищев представлял только с помощью изменений сверху.

Другой деятель вошел в прошлую историю как ученый во многих областях науки. Фамилия М. В. Ломоносова связывалась с направлением естественного научного материализма. Общефилософских проблем он касался поверхностно, так как они имели некоторое отношение к его исследованиям. Влияние его трудов положило начало объяснению природных явлений с точки зрения материализма, а не религиозности.

Одновременно наблюдалось несоответствие теории практицизма и веры в бога, которого ученый считал устроителем мира. Это не мешало ему бороться с попытками впутывания религии в научные исследования. Ломоносов озабочивался судьбой Отечества, народа, науки в этическом и социальном плане.

Философия просвещения

Новая идеологическая эпоха в России называлась временем реформ, начало совпадало с правлением Петра I. Держава активно включалась в общемировую торговлю, в России развивалась промышленность, была создана академия наук. В обществе появились социальные формирования в виде групп служилого дворянства, интеллигенции, разночинного сословия, люди обучались наукам на Западе.

Петровские реформы были необходимы России, но одновременно создавали противоречия, которые были видны в разных сферах общественного развития. Социальный раскол стал углубляться, максимально ущемились народные права. Столичный люд откололся от остального народа, повсюду вводился каторжный труд, который поддерживался идейным государственным аппаратом.

В эпоху происходило отделение светского обучения от религиозного образования, появилась обособленная от церкви культура, Россия больше уподоблялась Западу. Авангардная интеллигенция усвоила атеистическую и нигилистическую философию, а прежние духовные ценности перешли в категорию неприемлемых взглядов.

Мыслители того времени развивали утопические социальные теории, собирались в кружки для организации духовного наследия, в стране возникла масонская идеология. Философия формировалась в виде дифференцированной сферы, где сочетались традиционное христианство и светское мышление. Яркими представителями идеологического направления были Федор Прокопович и Григорий Сковорода.

Первый деятель прославлял неограниченную власть царя, остался в истории основателем практической и теоретической реформы церкви. Прокоповичу была близка идея философского деизма, в которой господь создал мир, но в природу при этом не вмешивался.

Г. Сковорода бо́льшую часть аскетической жизни странствовал, написал множество мировоззренческих диалогов, поэм. В трудах описывал соединение богопознания с самосознанием человека. Деятель рассматривал сердце в качестве средоточия телесного и духовного бытия личности. Г. Сковорода уделял внимание моральным принципам в своей теории.

Естественно-научная идеология

В этот период мыслящие умы России были захвачены перспективами развития общества, мечтали о скорых переменах. Наступающий мировой кризис оказывал влияние на философские взгляды, которые все чаще рассматривали пути дальнейшего развития страны. Классический период в истории развития философии поддался влиянию универсализма, радикализма, социализма, демократии, ортодоксальных религиозных реформ.

Стало понятно, что философия стала развиваться в синтезе с художественной литературой, это привело к зарождению духовной традиционной культуры. В таблице периодичности перемен философия того времени стояла на основах предупреждения. Идеология не воспринимала прогресс, если в нем просматривалось насилие над человеком или принуждение.

Учение XIX века содержит направления:

  • область познания (вера противостоит знанию);
  • поле действия (аполитичность контрастирует с революционным настроением);
  • сфера нравственности (альтруизм противоборствует эгоизму).

В России появилось два мощных направления: религиозный ренессанс и марксизм. Они возникли в результате конфронтации философии коллективности и индивидуальности. Марксизм выделился из распавшегося народничества, и его принимали представители разных слоев.

Г. В. Плеханов сделал значительный вклад в развитие ортодоксального марксизма. Он посвятил много трудов философскому, социологическому аспекту материалистического восприятия истории. В его записях предпринимались попытки научного предвидения сдвигов в обществе.

Постсоветская форма мышления

В годы социализма идеология развивалась на основе сочетания сознания и материи, а практическим методом признавалась диалектика. Структура философии делилась на концепцию природы и материализм. Природа в виде объективной реальности рассматривалась как вечное проявление во времени и пространстве. Сознание воспринималось в форме элемента высокоорганизованной материи.

Философия в постсоветский период угодила в ситуацию неясности после снятия идейных запретов коммунистического строя. Получила развитие та часть наследия, которая в результате изоляции советской философией искусственно подавлялась. Стала формироваться и прогрессировать культурология, политология, антропология, религиоведение.

Тестовые задания.

 

1. Первым русским философом считается:

а) игумен Троице-Сергиевского монастыря Сергий Радонежский (1321–1392), благословивший московского князя Дмитрия Донского на Куликово сражение с татарами;

б) Андрей Рублев (1360–1430), иконы которого предстают перед нами как «философия в красках»;

в) киевский митрополит Илларион (XI в.), создавший проповедь-молитву «Слово о законе и благодати»;

г) Григорий Сковорода (1722–1794), критиковавший официальную религию за её догматизм и схоластику.

 

2. … создал патриотическую идеологическую систему, которая утверждала принципы соборного единения народа, морально-этические нормы и ценности русского человека, национального миросозерцания, идеал Отечества («Святая Русь»):

а) Григорий Сковорода;

б) Андрей Рублев;

в) Сергий Радонежский;

г) Владимир I Святой.

 

3. Религиозно-философское обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром – Москвой (идеи «Москва – Третий Рим») содержится:

а) в сочинении Иосифа Волоцкого «Просветитель или Обличение ереси жидовствующих»;

б) в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея;

в) в «Соборном Уложении» Ивана III;

г) в сочинениях афонского учёного монаха Максима Грека, прибывшего на Русь для участия в переводах и сверке богослужебных книг.

 

4. Идеи исихазма (религиозно-этического учения о превосходстве духовных начал над материальными) высказывались в XVI веке:

а) представителем нестяжателей – Нилом Сорским;

б) представителем иосифлян – Иосифом Волоцким;

в) представителем Избранной Рады – Андреем Курбским;

г) представителем «ближнего круга» Ивана IV – монахом Сильвестром.

 

5. Заложив основу русской философской антропологии (трактат «О человеке, его смерти и бессмертии»), … попытался применить материалистическую методологию к анализу явлений психики и духовности, но пришел к идеям, схожим с идеями Платона (о вечности души и переходе ее от одного тела к другому):

а) М.В. Ломоносов (1711–1765);

б) А.С. Хомяков (1804–1860);

в) К.С. Аксаков (1817–1860);

г) А.Н. Радищев (1749–1802).

 

6. Этапы становления русского материализма связаны с именами:

а) Максима Грека и Филофея;

б) М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева;

в) А.С. Хомякова и К.С. Аксакова;

г) Нила Сорского и П.Я. Чаадаева.

 

7. … поставил вопрос о «русском пути»: или для России не осталось иного пути, кроме западноевропейского, или она пойдет самобытным путем, отвечая на «важнейшие вопросы, какие занимают человечество»:

а) Т.Н. Грановский;

б) К.Д. Кавелин;

в) И.П. Кулибин;

г) П.Я. Чаадаев.

 

8. … поставили своей задачей создание самобытной национальной философии, полагая, что Россия – это особый тип цивилизации и культуры, отличный от западноевропейского:

а) Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин);

б) Нестяжатели (Н. Сорский, С. Радонежский, М. Грек);

в) Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков);

г) Народники (П. Лавров, П. Ткачёв, М. Бакунин).

 

9. В религиозно-философском учении А.С. Хомякова … – свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, своего рода «неформальный церковный коллективизм», общинность, противопоставленные жёстким иерархическим порядкам официальной церкви:

а) соборность;

б) общественное сознание;

в) индульгенция;

г) коммуна.

 

10. Основоположник теории «русского социализма» – А.И. Герцен (1812–1870) – критиковал … за то, что судьбу конкретной личности тот принес в жертву абсолютной идее (западная цивилизация богата внешними формами, но бедна человеческим содержанием – вот почему влияние европейской цивилизации опасно для всех народов):

а) материализм Маркса;

б) идеализм Гегеля;

в) агностицизм Беркли;

г) скептицизм Юма.

 

11. Суть теории «русского социализма», по Герцену, составляет соединение … и «русского быта», надежда на исторические особенности молодой русской нации, а также на социалистические элементы сельской общины и рабочей артели:

а) русского православия;

б) западной науки;

в) идеологии народничества;

г) идеи «Москва – Третий Рим».

 

12. В главном философском произведении Н.Г. Чернышевского – «Антропологический принцип в философии» (1860) обосновывается положение о:

а) неизменности сущего, пребывающего во всех своих изменчивых формах;

б) множественности миров, бесконечности мира в пространстве и времени;

в) обусловленности хода мирового развития движением абсолютной идеи;

г) материальном единстве мира и объективном характере законов природы.

 

13. Три главных направления народничества:

а) консерватизм (К.Н. Леонтьев), персонализм (Н.А. Бердяев), онтологизм (С.Л. Франк);

б) анархистское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.Л. Лавров), заговорщическое (П.Н. Ткачёв);

в) философия права (И.А. Ильин), философия культуры (Г.П. Федотов), философия истории (Н.Я. Данилевский);

г) марксистское (Г.В. Плеханов), диалектическое (А.М. Деборин), «механистическое» (И.И. Скворцов-Степанов).

 

14. Принцип единства Вселенной, всего сущего, высший принцип организации бытия в философии В.С. Соловьёва получил название:

а) триединства;

б) пантеизма;

в) космизма;

г) всеединства.

 

15. Н.А. Бердяев называет человека:

а) носителем разума;

б) «экзистенциальным центром», наделённым свободой;

в) идеальным центром «я»;

г) символическим существом.

 

16. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н. Толстого следует понимать как:

а) бездействие, подобное «недеянию» Лао-цзы;

б) сотворение добра;

в) непричинение зла другому;

г) середина между добром и злом.

 

17. Нравственным идеалом Ф.М. Достоевского была идея:

а) анархизма;

б) нигилизма;

в) национализма;

г) всечеловечности («Соборного всеединства во Христе»).

 

18. Истину П.А. Флоренский понимал как:

а) нечто очевидное, а потому не нуждающееся в доказательстве;

б) то, что приносит пользу, выгоду;

в) совокупность признанных в данный момент научным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование;

г) адекватное, подтверждённое практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

 

19. … утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков:

а) С.Н. Булгаков;

б) В.И. Вернадский;

в) К.Э. Циолковский;

г) Н.Ф. Фёдоров.

 

20. … явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства, считал космос живым и разумным, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи:

а) А.Л. Чижевский;

б) В.И. Вернадский;

в) К.Э. Циолковский;

г) Н.Ф. Фёдоров.

 

21. … развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу (сферу разума):

а) В.И. Вернадский;

б) А.Л. Чижевский;

в) К.Э. Циолковский;

г) Н.Ф. Фёдоров.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!