Обряды связанные с рождением ребенка



Ткешев Али Ист-22

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КИТАЙЦЕВ

Свадебные обряды

Браки в КНР заключаются в соответствии с «Законом о браке» 1981 года, в котором закреплены основные принципы отношений между членами семьи: единобрачие, равенство мужчины и женщины, свободное вступление в брак. Законом установлен брачный возраст: 22 года для мужчин и 20 — для женщин. Буквально несколько десятков лет назад в Китае были очень распространены браки, организованные родителями. Молодые люди женились лишь по причине того, что так решили их родители. Случалось даже так, что молодожены видели друг друга в первый раз только на собственной свадьбе. Были крайне распространены браки по договоренности. Свадьбы организовывались еще до рождения ребенка по согласию родителей. Сегодня традиции китайского бракосочетания сильно изменились. Теперь молодые люди женятся на тех, кого они любят. Но для того, чтобы показать свое уважение к родителям, им необходимо заранее получить от них официальное разрешение на свадьбу. Подготовка к свадьбе Сначала молодые люди должны нанести официальный визит к родителям. При посещении родителей девушки, молодому человеку необходимо принести подарки. Когда девушка посещает дом жениха, его родители также должны подготовить для нее небольшой подарок. Одним из свадебных обычаев является подготовка приданного. Выбор дня для свадьбы Главным условием проведения свадьбы является удачно выбранный день, который должен символизировать добро и хорошую энергию. Выбор дня для свадьбы делается на основе китайского лунного календаря. Зачастую парам приходится ждать заветный день несколько лет. Оплакивание потери родных Китайская свадьба имеет необычную традицию — оплакивание потери родных. Прежде чем девушка вступит в брак, она должна оплакать потерю близких людей. Дело в том, что после свадьбы девушка становится частью семьи мужа, поэтому невесте дают время, чтобы она могла «попрощаться» с родителями и другими родственниками. В этом время наедине с родными она вспоминает детство и общается на семейные темы. Фотосессия С конца 1990-х годов в Китае стало крайне популярным создание свадебных альбомов. Альбом обычно состоит из множества фотографий жениха и невесты, сделанных в разных местах в различных нарядах. В отличие от западных свадебных фотографий, китайский свадебный альбом не будет содержать фотографий самой церемонии и свадьбы. На торжестве гостям предлагают просмотреть уже готовое портфолио. Церемония бракосочетания Жених приезжает к дому родителей невесты, приветствует их и оказывает им всяческое уважение. Затем пара направляется к дому родителей жениха, где молодые вместе приветствуют его родителей. Жениха и невесту сопровождают близкие и друзья. Супружеские клятвы Во время свадебной церемонии молодая пара три раза становится на колени, кланяясь небу, земле, родителям и фамильной дощечке, а после — друг другу. «Чайный»подарок В день свадьбы жених приносит к дому невесты подарки, завернутые в ткань красного цвета, где лежат золотые монеты, пара сережек и четыре браслета. Такой подарок символизирует плодородие и супружескую верность. В качестве выкупа жених дарит деньги и другие подарки, которые определяются заранее. После выкупа невесты жених становится перед родителями на колени и подает им чашу чая, чем просит у них разрешения заключить брак. Банкет Банкет проходит после свадьбы. На банкете молодожены должны выпить полстакана вина, перевязанного лентой. Затем молодожены меняют руку и выпивают оставшуюся половину. Согласно поверью, это поможет молодоженам любить друг друга крепко и долго. В некоторых провинциях Китая на банкетный стол подают рыбу, которая не должна быть съедена полностью. Голова, хвост и кости рыбы должны быть оставлены нетронутыми. Это символизирует счастливый брак от начала и до конца. Свадебный банкет в Китае длится совсем недолго — всего пару часов, а то и меньше. Никаких гуляний до утра с песнями, конкурсами, плясками, привычными для нашего соотечественника, вы здесь не увидите. Однако в наши дни многие молодые люди пытаются пропустить большую часть этих ритуалов и церемоний. Одни делают это потому, что они считают, что новые поколения не обязаны следовать старыми традициями, а другие отказываются о традиционного бракосочетания из-за экономии, стараясь сохранить побольше денег на дальнейшую семейную жизнь.

 

обряды связанные с рождением ребенка

 

Главная тема традиционной китайской мысли - это не просто символика ритуала, но природа ритуала как символического действия, то есть такого действия, которое указывает на присутствие в одном чего-то другого и даже противоположного, в конечном же счете на сообщительность - связь всего сущего.

Как видно из приведенных выше мифов, основным понятием зарождения жизни является понятие «метаморфоза» как способ движения мира и существования в целом. И поскольку рождение ребенка традиционно понималось в Китае как перерождение души, обряды первых лет жизни ребенка до некоторой степени представляют параллель погребальным.

В старом Китае рождение потомства, причем именно мужского потомства, было главным предназначением женщины. Бесплодная жена рисковала окончить свои дни одинокой и всеми отвергнутой. Потребность исполнить этот семейный долг породила множество суеверных обрядов. Обычно женщины молили о даровании детей божественных покровительниц чадородия, каковыми слыли богини, носившие имя няннян - «матушка» и Бодхисаттва Гуаньинь. В южных провинциях женщины нередко просили шаманок вознестись на Небо, осмотреть растущее там древо их жизни и определить, растут ли на нем цветы и какого они цвета: красные цветы предвещали рождение девочки, белые - мальчика. Многие женщины держали в доме цветы в вазе, считавшиеся земным дубликатом небесных цветов. В Северном Китае о ниспослании детей молили «хозяйку горы Тайшань» или «святых лис». Если мольбы женщины были услышаны, она повязывала красный шнурок на шее глиняной статуэтки ребенка, стоявшей в храме няннян. Существовал обычай тайком брать одну из детских туфелек, лежавших перед алтарем «матушки». Если просительнице давалось родить, она возвращала богине две или три таких туфельки. Обычай красть туфельки в храме чадоподательницы объясняли тем, что слово туфелька было созвучно слову кровь -символу жизни и родства. Считалось также, что рождению детей способствует свежая зелень, сорванная в Праздник Фонарей, или таким же образом сорванный арбуз в праздник Середины Осени.

Во время беременности женщина сравнительно рано прекращала половую жизнь. Разумеется, ей следовало соблюдать множество запретов: не посещать места увеселений и даже не ходить в гости, не влезать на лестницу, не ходить без зонта, не есть курятину и т.п. Особые меры предосторожности следовало принимать для того, чтобы не повредить душу еще не родившегося младенца. Будущей матери, во всяком случае, не следовало шить, производить уборку или ремонт в доме, не справившись о местонахождении «утробной души». Самыми популярными талисманами, обеспечивавшими легкие роды, были отточенный нож или магический меч, составленный из старинных монет. В Фуцзяни незадолго до родов женщины старались умилостивить демонов, принося им в жертву восемь или десять блюд, пучки трав и бумажные фигурки крабов. Одновременно в доме устанавливали алтари богинь, помогавших при родах.

Поскольку рожавшая женщина считалась особенно подверженной козням нечистой силы, на время родом принимались чрезвычайные меры защиты от злых духов: двери комнаты, где находилась роженица, держали закрытыми, в комнате зажигали свечу и вывешивали бумажные фигурки укротителей нечисти. У постели роженицы клали раскрытый зонт, зеркало и другие обереги.

В северных провинциях женщина обычно рожала на канне, устланном соломой, в Южном Китае - на отдельной кровати. Все члены семьи роженицы выходили во двор, причем ее мужу, пока продолжались роды, не полагалось разговаривать. Послед клали в кувшин, который обматывали красной тряпицей и зарывали поглубже в землю, или топили в реке. Чтобы отогнать нечисть, стучали в гонги, били посуду и даже клали рядом с роженицей буддистские сутры и конфуцианские каноны. Широко распространен был обычай зажигать факел, причем роженицу переносили через него в качестве очистительного обряда.

В момент рождения ребенка гадали о его судьбе. Если в это время шел дождь, то считалось, что новорожденному будет трудно в жизни, а если снег - что он будет богатым и т.п. О рождении ребенка немедленно извещали родителей роженицы. На Севере им посылали по этому случаю манты и лапшу, на Юге в случае рождения мальчика высылали петуха, а если рождалась девочка - курицу. В Хэнани знаком рождения девочки служил цветок. В приморских провинциях было принято присылать похлебку из пяти «счастливых» компонентов, в число которых входили лапша, куриное яйцо, персики, сахар, вяленая рыба. В Северном Китае по случаю рождения мальчика на воротах дома вешали красное полотнище и лук с тремя стрелами из персикового дерева.

В течение месяца после родов комната, где находилась роженица с новорожденным, считалась нечистой, ее двери всегда держали закрытыми, а окна заклеивали бумагой. Остальным членам семьи запрещалось прикасаться к постели роженицы. Обычно посторонним не разрешали смотреть на младенца из опасения, что его сглазят.

В приморских провинциях новорожденного первым делом укладывали на собачью подстилку, желая ему, чтоб он был «здоров как собака». Нередко его заворачивали в пеленки, сшитые из старых отцовских штанов, поскольку в китайском языке слово штаны является омонимом слова «горести», и этот обряд, как верили, прививал младенцу терпение и стойкость. С той же целью воспитать способность терпеть «горечь жизни» ребенку накануне первого кормления вливали в рот отвар горечавки, приговаривая: «Сегодня ешь горький отвар, потом каждый день будешь есть сахар». Губы младенца смачивали мясным бульоном, сладкой водой, рисовым отваром и рыбной похлебкой, желая ему здоровья, богатства, долголетия и прочих благ.

На третий день после родов совершали обряд купания ребенка. С утра отец по этому случаю приносил жертвы богам и предкам. Когда кипятили воду для младенца, в нее опускали лук и имбирь. Широкое употребление лука в родильных обрядах объясняется тем, что слово «лук» является в китайском языке омонимом слова «ум». Имбирь же символизировал здоровье. После купания повитуха, принимавшая роды, трижды прикладывала луковицу к голове младенца, приговаривая: «Первый раз - будь сметлив, второй раз - будь мудр, третий раз - будь хитер». Потом она дотрагивалась замком или засовом до рта, рук и ног младенца, желая, чтобы новорожденный «был тих». Наконец она ставила на грудь младенца весы, желая, чтобы он «много весил» в этой жизни. К щекам новорожденного прикладывали «на счастье» вареные яйца. В южных провинциях в этот день запястье младенца повязывали красным шнурком, к которому нередко подвешивали старинные монеты или серебряные вещицы. У колыбели вешали штаны отца, которые, как считалось, вбирали в себя вредные поветрия. На Севере в день купания новорожденного часто зажигали в доме семь лампадок, которые горели в течение семи суток. Купали же новорожденного обычно в присутствии гостей, которые приносили подарки.

Обряд купания новорожденного кажется своеобразной параллелью обряда прощания с покойником, который обычно устраивали на третий день после смерти. Недаром замок, использовавшийся в этом обряде, закрывали, чтобы «замкнуть» новорожденного в этом мире.

Спустя одну-две недели после родов роженица и ее родители вновь обменивались подарками. По прошествии месяца после родов совершали обряды «полной луны». С утра младенцу брили голову, оставляя особую детскую прическу - пряди волос на висках и затылке. Волосы ребенка сохраняли как талисман. Тогда же младенцу давали имя, которое, как правило, выбирал старейший член семьи. Чтобы защитить ребенка от нечистой силы, над ним держали зонт, на шею вешали собачью кость, а вокруг производили шум. Родственники и друзья дарили родителям ребенка деньги в красном конверте, детскую одежду, продукты. На Севере особенно часто преподносили манты, украшенные сдвоенным иероглифом «радость», на Юге - свинину, рыбу, фрукты, раскрашенные яйца. Новорожденного чествовали еще спустя сто дней после появления на свет.

Погребальные обряды

Китайские похоронные ритуалы и традиции уходят корнями глубоко в историю и тесно связаны с религией и верованиями. В разных регионах Поднебесной существуют свои особенности погребения покойников, хотя сам процесс существенно отличается от российских или западных обычаев. Похоронная процессия в Китае может повергнуть в шок человека из Запада.

Немного истории

Большинство традиций и ритуалов похорон имеют давнюю историю. Сейчас существует традиция класть любимые вещи и предметы в гроб умершему и устраивать пышные и громкие проводы. Всем известна терракотовая армия, которая находится в гробнице китайского императора на протяжении 2,5 тысяч лет, является доказательство давности этой традиции. Это был знак могущества правителя, которые желал продолжить свое правление в загробном мире.

Цветовая светлая палитра, строгий запрет на красное и иные традиции были сформированы много столетий и даже тысячелетий тому назад. В период правления Коммунистической Партии похоронные традиции были немного утеряны. Сейчас в стране процветает свобода, поэтому дань старым верованиям, связанными с миром умерших, воскресает.

Традиции

Захоронение усопших в Китае сопровождается многими давними традициями. В Поднебесной траурным цветом считается белый. Ранее все на похоронах облачались в белые одежды, сейчас такую традицию чаще соблюдают только в небольших деревеньках. Люди на похороны могут одевать любую одежду сдержанных цветов. Им обязательно на руку надевают белую повязку. Если умер мужчина, повязка повязывается на левую руку, а если женщина, то на правую. Родственники чаще облачаются в белые одежды и повязывают голову белой повязкой.

 

Ранее покойника также одевали в белые одежды. Сейчас чаще отдают предпочтение национальным костюмам. Важно, чтобы количество предметов одежды было нечетным. А вот красному на похоронах не место, так как он символизирует жизнь. Запрещено одевать на усопшего красную одежду, так как его дух может застрять между миром живых и мертвых. В доме убирают все красные предметы, даже снимают иероглифы со стены.

Процесс прощания с покойником часто проходит в большом арендованном зале или ином месте. Важно, чтобы как можно больше людей пришло на похороны, поэтому организаторы (обычно близкие родные) рассылают приглашения родственникам, знакомым и друзьям. Приглашения пишутся на белой бумаге. Если покойнику исполнилось более 80 лет, используется розовая бумага. На таких похоронах люди радуются, поскольку считают, что человек прожил долгую жизнь. Люди, которые приходят на похороны, приносят с собой белые цветы (чаще всего ирисы, реже орхидеи или другие соцветия)и конверт с деньгами.

В Китае используют погребение или кремацию. Последнее пользуется большей популярностью, особенно в крупных городах, из-за их густонаселенности. Урны с прахом обычно помещают в колумбарии или в семейных склепах. Вся семья обычно хоронится в одном месте, а на каменной табличке или памятнике наносятся все имена членов семьи. Имена умерших пишут белым, серым или черным цветов, а живых – красным. При захоронении имя перекрашивают. Во многих провинциях во время похорон женщинам и детям нельзя ходить на кладбище, так как они могут под влияние злых духов. День похорон выбирают по лунному календарю, а поэтому тело может лежать от нескольких дней до нескольких недель. В современном Китае также имеется место для морских похорон. Правда, такой способ погребения популярен только в прибережных провинциях.

Память об усопших китайцы проявляют так:

1. Устраивают пышные поминки или скромный ужин в кругу близких родственников. Обязательно подается нечетное количество блюд.

2. В период траура (7 недель после похорон) близкие родственники в знак скорби не стригут и не причесывают волосы. Категорически запрещено в этот период женится.

3. В день Цинмин (в апреле) родственники приезжают на могилы, чтобы убрать территорию. Также они жгут специальные деньги и свечи.

Традиция запускать огненные фонари в последний день китайского Нового года также связана с почтением умерших. Запущенные фонари освещают дорогу душам к небесам, чтобы они не заблудились в мире теней. Красивое, но в тоже время трогательное зрелище.

Похоронные обряды и ритуалы

Похороны в Поднебесной сопровождаются многочисленными необычными ритуалами и обрядами. Каждый из них имеет свой смысл, обычно связанный с религией и верованиями.

Освещение пути покойника

Китайцы считают, что душа умершего может легко заблудиться в мраке мира теней, поэтому в ногах покойника обязательно зажигают свечу, чтобы он видел, куда идти. Свеча должна гореть с момента смерти до погребения или кремации.Чтобы усопший не потерялся, в давние времена покойникам в рот клали серебряную или золотую монету. Считалось, что блеск благородного металла поможет найти правильную дорогу. Реже для этих целей использовался жемчуг. Его клали в виде ожерелья у изголовья или на лоб.

 

Сжигание бумажных денег и предметов

Необычный ритуал используют китайцы, чтобы умерший хорошо жил в потустороннем мире. Для этого сжигают бумажные деньги, правда, это не юани, а специальные деньги для похоронных ритуалов. На них может быть написано огромное количество нулей. Такие купюры сжигают при прощании с покойником, в момент хождения похоронной процессии, после погребения и даже на поминках.

Также сжигают бумажные копии того, что человеку может понадобиться на том свете или его любимые вещи. Это может быть:

 

автомобиль;

дом;

одежда;

техника и так далее.

Обязательно нужно спалить бумажную фигурку животного – символа гороскопа умершего по китайскому календарю.

Причитание и сопровождение

Китайцев относят к сдержанным людям, но во время похорон они дают волю эмоциям и не сдерживают слезы и крики. Когда человек умирает, его родственники начинают громко плакать и причитать. Делают это специально для того, чтобы соседи услышали о горе. Каждый, кто приходит в дом, где похороны, также начинает громко плакать и причитать. Так удается собрать всех людей с округи.

Во время хождения похоронной процессии оркестр громко играет музыку, причем обычно не траурную. Делается это для того, чтобы отогнать злых духов. Иностранцы сразу могут даже не догадаться о том, что идет похоронная процессия.

Защита от злых духов

В период похорон люди подвержены воздействию злых духов, поэтому проводят ряд ритуалов и обрядов для защиты. После похорон на кладбище родственники умершего раздают красные конверты, внутри которых находится монетка. Они способны обеспечить безопасный путь домой. Кусочек красной ткани после прихода с похорон повязывают на ручке двери, чтобы злые духи не могли проникнуть внутрь и навредить людям.

Финансовая составляющая похорон

Обычно на похороны требуется много денег, поскольку необходимо устраивать пышные проводы. Чем больше людей придет прощаться с покойником, тем лучше, поэтому родные созывают всех знакомых и соседей, а это требует немало финансовых затрат.В тоже время в Китае существует традиция, согласно которой все люди, которые приходят на похороны, приносят в белом конверте деньги. Каждый кладет ту сумму, которую может себе позволит. В некоторых провинциях один из родственников записывает на листик имена все пришедших и сумму, которую они принесли. Делается это не из меркантильных побуждений, а для того, чтобы если у этого человека умрет родственник или он сам, семья обязуется вернуть ему сумму, принесенную на похороны.

 

Статистика по рождаемости и смертности в Китае

До 50-60-х годов двадцатого столетия в Китае наблюдался большой коэффициент смертности. Со средины прошлого века резко увеличилась рождаемость и снизилась смертность. Такие перемены связаны со стремительным развитием страны и кардинальными переменами.В последние годы отмечается увеличение коэффициента смертности. Ныне он равен около 7%. А вот рождаемость из 30-35%, что была отмечена у 50-60-х годах, снизилась до 12%. Произошло это по нескольким причинам, в том числе из-за отступления от религии и старых традиций, изменения взглядов на семью и жизнь в целом, изменения роль женщины в семье и обществе. Количество младенческих смертей составляет около 16%, но это небольшой показатель по сравнению с давними временами. Развитие медицины все чаще позволяет спасти жизнь маленьким детям.

 

 

4) 2. Хозяйство и материальная культура:

Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной.

 

Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

Исследованиями археологов установлено, что территория Китая была населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые древние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными каменными орудиями. Благоприятные природные условия восточного Китая способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее притоках очень рано – уже с 3-го тысячелетия до н.э. – появилось земледелие. Затем здесь возникли государства, которые на ряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились наиболее ранними в истории человечества очагами культуры и искусства.

История культуры Древнего Китая охватывает длительный период, насчитывающий около 5 тысячелетий своего существования. В настоящее время еще не выработано единой точки зрения на ход социально-экономического развития древнекитайского общества. По мнению некоторых исследователей, рабовладельческие отношения, сложившиеся ко 2-ому тысячелетию до н.э. уже в середине 1-го тысячелетия до н.э. сменились отношениями феодальными. Другая часть исследователей весь древний период, включая Хань (3 век до н.э. – 3 век н.э.), относит к рабовладельческой формации. Во всяком случае для истории искусства Китая начиная с середины 1-го тысячелетия до н.э. появляются новые черты, которые получают отчетливое развитие в искусстве периода Хань, оно еще тесно связано с традициями всего предшествующего времени. Очень важной особенностью культуры Китая является то, что с древних времен, с самого своего возникновения, она развивалась непрерывно, сохранив многие древнейшие культурные центры на протяжении веков. Этим в значительной степени определялось устойчивость традиций в искусстве Китая. Своеобразный художественный стиль сложился в Китае очень рано, и, несмотря на изменения, происходившие в течение последующего времени, некоторые его характерные черты не меняются на протяжении всего развития искусства – от древнейших времен вплоть до наших дней.

Наибольшего рассвета культура Древнего Китая достигла в периоды Цынь и Хань, когда впервые произошло объединение разрозненных древнекитайских царств в единое целое китайское государство.

Древнейшие памятники искусства Китая восходят к 3 тысячелетию до н.э. – времени существования первобытно-общинного строя. В настоящие время по всей территории Китая обнаружено очень много неолитических стоянок. Археологические исследования, проводящиеся особенно интенсивно в наше время, обнаружили в погребениях и на местах древних жилищ много орудий и расписных мощеных сосудов, дающих представление о наивысшем этапе развития неолитической культуры. Расписные керамические сосуды самых разнообразных форм исполнялись вручную или на гончарном круге. Это либо остродонные сосуды с острыми донышками, либо чаши, расширяющиеся кверху; некоторые сосуды похожи по форме на греческие амфоры. Сосуды подвергались обжигу при высокой температуре; роспись на них обычно исполнялась по серому, коричневатому или красноватому фону глины фиолетовой, красной, черной, желтой и белой краской и лишь орнамент оставался светлым. Вазы, чаши и погребальные урны, сделанные на гончарном круге отличались правильностью форм, тонкостью и красотой узора, большим совершенством исполнения, тогда как сосуды, выполненные от руки, грубее и часто лишены росписи.Узор иногда покрывает почти всю поверхность сосуда и, обычно, состоит из геометрического орнамента, в котором преобладает ритмически повторяющиеся спиралевидные завитки, сетчатый и шахматный рисунок, часто заключенный в окружности, ромбы, треугольники и т.п. Орнамент имел логическое значение и был, вероятно, связан с представлениями древних китайцев о силах природы: предполагают, например, что зигзагообразные линии и серповидные знаки являлись условными изображениями луны и молний, перешедшие в дальнейшем в китайские иероглифы.К 3-му тысячелетию до н.э. относится и, так называемая, Луньшаньская культура, открытая при раскопках древних стоянок, главным образом в провинциях Шаньдун, Шаньси и Хэнань. Здесь было обнаружено много керамических изделий, отличающихся высоким качеством исполнения.

В результате современных раскопок можно сделать вывод о широком территориальном распространении и высоком уровне неолитических культур Китая.

Более подробно изучим следующий период, относящийся ко 2-ому тысячелетию до н.э., известный под названием Шан или Инь – по наименованию племен, населявших территорию Китая. Экономика была еще очень примитивной, но основным занятием населения стало уже земледелие, хотя рыболовство и охота играли еще большую роль. Возникло первое государство, во главе которого стояли «выны» – бывшие племенные вожди, постепенно превратившиеся в царей-деспотов. Появились города, в которых развилось ремесло; зародились примитивные формы обмена между племенами. В структуре общества сохранились многие черты родового строя; продолжали существовать сильные общины, имевшие свое родовое имя.

В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения. Раскопками близ Аньяна, проводившиеся в 1928-1937 гг., были обнаружены остатки большого города, возможно, столицы государства Шан (Инь). Город имел правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной земляной платформе.

В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых сооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, иногда применялся камень. Сохранились лишь фундаменты строений и остатки стен, которыми обносились дворы. О самих сооружениях и форме крыш можно судить лишь о дошедших для нас пиктограммам, изображающие дома и сторожевые башни. Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых, возможно, служила солома, так как ни остатков черепицы, ни деревянных покрытий не обнаружено. Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание довольно больших размеров (около 30м. в длину и 9 м. в ширину). Внутри здания было расположено 3 ряда колонн, базами которых служили врытые в земляную платформу каменные, обточенные глыбы и бронзовые диски. Таким образом, исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период Шан (Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные приемы и формы, которые легли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества.

Это подтверждается и данными новых археологических изысканий, проведенных с 1959 г. в районе Аньяна. раскопками обнаружено большое число остатков жилищ, на окраинах города найдены поселения ремесленников, мастерские бронзолитейщиков и керамистов, посреди города обнаружено мощеная булыжниками дорога с остатками каменных фундаментов домов по краям.

Раскопками, также, было обнаружено большое количество гробниц людей из самых различных слоев общества. Отделка и инвентарь гробниц указывает на наличие классового расслоения. Царские гробницы содержат особенно большое количество различных предметов быта, бронзовых и керамических изделий, мраморных скульптур. В могилах людей незнатного происхождения помещались лишь глиняные сосуды и грубая утварь.

Гробницы знати были грандиозными по размерам. Одна из обнаруженных близ Аньяна гробниц занимает площадь 340 м2, а ее объем достигает 1615 м3. Внутри гробница выкладывалась бревнами, плотно пригнанными друг к другу. Помещение состояло из входов с лестницами, нижнего зала, куда ставился саркофаг, и верхнего, где размещались различные предметы, а также трупы людей и животных, сопровождавших умершего в загробное царство. При входах в гробницу зарывались убитые при погребении лошади и собаки. Считалось, что собаки должны охранять гробницу, лошади – везти колесницу в загробном мире. На поверхности не сооружалось ни мощеных храмов, ни построек. Стены и потолки богатых гробниц покрывались резьбой, инкрустацией и росписью. Роспись исполнялась, по всей видимости, красной краской (ее следы были обнаружены). Мотивами орнаментации гробниц являлись условные изображения животных, напоминающие узоры на бронзовых сосудах.

Все предметы, которые помещались в гробницах, были связаны с определенными религиозными представлениями и имели уже установленное традицией назначение. Это относится и к произведениям скульптуры. В Аньяне найдены мраморные фигуры фантастических существ: человека-тигра и хищного рогатого зверя «таоте» – символа сверхъестественной силы, традиционно изображавшегося в виде геометризированной симметрично построенной маски с круглыми глазами на плоской морде, с рогами и клыками в форме завитков. Статуя человека-тигра должна была отпугивать от гробницы злых демонов. В этом фантастическом образе подчеркнута свирепость и сила; оскаленная пасть с широкими массивными клыками, упершиеся в колени руки с тигровыми когтями, устойчивая неподвижная поза имеет явно устрашающих характер. Вся фигура «тигра», представляющая собой каменный блок с гладко обтесанными сторонами и слегка округленными углами, испещрена плоским магическим орнаментом, состоявшем из спиралевидных завитков.

 

Наиболее многочисленными среди произведений искусства периода Шан (Инь) являются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового и культового назначения, найденные в погребениях. По стилю они очень близки к скульптуре этого времени. Однако формы и узоры сосудов отличаются гораздо большим совершенством и виртуозными техническим мастерством, свидетельствующем об уже зрелой художественной традиции. Иногда рисунок на сосудах настолько тонок и сложен, что его можно рассматривать только в лупу. Инвентарь погребений Шан (Инь) характеризует зрелый этап эпохи бронзы в Китае. Переходный этап от каменных орудий к бронзе пока еще не известен. Удивительное мастерство и проработанность каждой детали на бронзовых изделий достигались совершенной для того времени техникой литья. Об уровне литейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, что некоторые сосуды достигали веса в 600 – 650 кг., для чего бронза плавилась сразу в нескольких котлах.

Сосуды в соответствии с их назначением имели определенные традиционные формы, многие из которых идут еще от неолита. Однако именно в шанское время начинает складываться тот орнаментальных художественный стиль, черты которого сохранились в дальнейшем на протяжении веков. Таковы «цзюэ» – сосуд на трех расходящихся книзу ножках, украшенный рельефным узором; «гу» – высокий, стройный, расширяющийся к низу и к верху, предназначавшийся для жертвенных возлияний; сосуд «дин» – в форме широкой чаши не трех ножках; «гуй» – котлы с двумя ручками, предназначавшиеся для варки пищи. Некоторые сосуды изготовлялись специально для захоронений. Их легко отличить: они делались либо без дна, либо с припаянной крышкой, изготовлялись из металла низкого качества и были бедны на узоры.Обычно бронзовые сосуды снаружи покрыты символическими изображениями, а внутри имеют иероглифические надписи – дарственные или указывающие на имя владельца. Содержание искусства периода Шан (Инь) еще мало известно, его символические образы далеки от реальности. Воплощенные в них представления переданы в абстрактной форме. Самыми распространенными узорами на сосудах являются условно изображенные в виде тонких спиралей гром и облака, а также мотивы фантастических и полуфантастических животных, в том числе драконов, помещенных на фоне облаков и символизирующих могущество сил природы.В узоре бронзовых сосудов периода Шан (Инь) на фоне очень мелких, тонких линий выделяется более выпуклый орнамент, из которого резко выступают сделанные в высоком рельефе фигуры и головы животных.В период Шан (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по камню и кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно твердого камня нефрита выделывались ритуальные предметы, предназначенные для культовых церемоний, и предметы роскоши.В шанских погребениях найдено много различных предметов из нефрита. Это оружие, серьги, украшения в форме рыб, птиц, зверей, искусно выточенные, покрытые характерным для того времени орнаментом и гладко отшлифованные.В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее развитие в последующий период истории Китая, получивший название Чжоу, по имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в 12 веке до нашей эры.Период Чжоу, охватывающий время с 12 по 3 в. до н.э., в экономическом и политическом отношениях не был единым и в свою очередь разделялся на ряд исторических этапов, наиболее значительными из которых были периоды Чуньцю (722-481 г.г. до н.э.) и Чжаньго (480-221 г.г. до н.э.). К началу первого тысячелетия до н.э. в Китае окончательно сложилась древневосточная деспотия, и образовалось большое и сильное царство. Вместе с дальнейшим развитием сельского хозяйства совершенствовались ремесла. Изделия ремесленных мастерских шли на рынок, велся обмен и между городами. Культура Чжоу восприняла и развила многое из культуры Шан (Инь) – письменность, архитектурные приемы, религиозные представления.

 

В период Чжоу выработалась городская планировка, которая в своей основе продолжала существовать в Китае и в дальнейшем, претерпев лишь небольшие изменения. Чжоуский город обносился четырехугольной стеной, сторона которой достигала 9 ли (ли = 576 м.) в длину. В центре столичного города помещался императорский дворец, также обнесенный стеной, на восток и на запад от которого располагались храмовые постройки для совершения обрядов в честь земледелия. С юга на север и с запада на восток. Дворцовые здания, как и в шанский период, возводились на высоких земляных утрамбованных платформах и имели широкие крыши на столбах. По такому принципу была построена столица Чжоуского государства, находившаяся западнее современного Лояна. Ранний этап развития культуры Чжоу до сих пор изучен недостаточно, но есть основания предполагать, что в самом начале периода Чжоу художественные традиции еще не претерпели больших изменений. От этого времени дошли сосуды, формы которых мало чем отличаются от шанских. Но уже начиная с 9-8 вв. до н.э. появились заметные изменения. В этот период наряду с большим ростом бронзолитейного мастерства произошла известная стабилизация и упрощение форм бронзовых сосудов по сравнению с шанскими. Некоторые из них, например «цзюэ», стали встречаться редко, некоторые сильно видоизменились. Появился ряд совершенно новых форм. Наряду с роскошными культовыми сосудами изготовлялись более дешевые, сделанные из свинца, встречавшиеся в период Шан (Инь) очень редко. Узоры стали менее крупными выпуклыми. Изображения животных, которые в шанский период выделялись на поверхности сосуда как самостоятельные орнаментальные детали, теперь получили более подчиненный характер. Орнамент, располагающийся поясами, теперь иногда почти отсутствует или заполняет собой небольшую часть поверхности сосуда. Почти исчезло изображение маски «таоте» и другие фантастические мотивы, характерные для символического орнамента. Изменился и характер подписей на сосудах. Шанские подписи обычно лаконичны по содержанию и строги по стилю исполнения. Среди чжоуских встречаются длинные надписи, довольно различные по стилю в зависимости от места изготовления бронзы. Это различие в стиле написания иероглифов указывает на большое развитие и широкое распространение письменности в это время. В подписях говорят, кому, за какие заслуги дарили сосуд, кто его изготовил, иногда сообщается и место изготовления.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!