Культовая деятельность в буддизме осуществляется монашествующими, которые бреют голову и носят специфическую одежду желтого цвета, имитирующую рубище нищего.



Буддизм в современном мире

Буддистское учение получило широкое распространение на Востоке. Оно подвергалось изменениям, начиная со времен древних цивилизаций Индии, Китая, Японии вплоть до наших дней. Существует много разных модификаций и форм буддистских идей. Они и в наше время обладают большой жизненной силой и притягивают к себе многочисленных сторонников. Существенная роль в их распространении и пропаганде всегда отводилась буддистским учителям мудрости, или гуру, выступавшим в качестве наставников. Гуру обладал не только знанием священных текстов, но и воспитанными на его основе качествами бескорыстия, мудрости, милосердия.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм распространился во многих азиатских странах: во Вьетнаме, Индонезии, Китае, Корее, Непале, Сингапуре, Таиланде, Японии и др. Он оказывает там сильное влияние на все стороны личной, общественой и государственной жизни.

В странах, где буддизм занимает прочные позиции, много монашествующих, а монастыри содержат свои школы и университеты.

В середине ХХ века в странах Юго-Восточной Азии усилилось движение за модернизацию буддизма: устраняются устаревшие положения, углубляется философское осмысление его идей, усиливается внимание к религиозно-нравственным проблемам.

В прошлом веке, благодаря наставнической миссии гуру, буддистские идеи вызвали огромный интерес в странах Запада. Одним из известных на Западе гуру был Кришнамурти (1895-1986). Он требовал от своих слушателей соучастия и учил внимать внутреннему голосу сердца, преодолевая страх смерти и комплексы негативных желаний.

Особой популярностью на Западе пользуется дзен-буддизм, число приверженцев которого растет во всем мире.

Дзен ("сосредоточенное созерцание") -- течение в буддизме, возникшее в VI веке в Китае на основе махаяны. Его создателем верующие считают самого Будду. Но, согласно традиции, дзен-буддизм (в Китае -- чань-буддизм) принес в Китай легендарный буддистский проповедник Бодхидхарма. Из Китая дзен проник в Корею, Вьетнам и Японию, в которой он получил наибольшее распространение.

Вероучение и культ буддизма

Основные положения догматики раннего буддизма и его важнейшие культовые предписания изложены в Трипитаке (Типитаке) -– многотомном своде книг буддистского священного писания, воспринимаемого как откровение Будды в изложении его учеников. Трипитака, оформленная в I в. до н. э., включает в себя три блока книг, каждый из которых имеет собственное название.

Блок первый -– Виная–питака: 5 книг, содержащих характеристику принципов организации монашеских общин, историю буддистского монашества и фрагменты биографии Будды-Гаутамы-Шакьямуни.

Блок второй -- Сутта-питака: 5 сборников, содержащих в форме афоризмов, притч и поэм учение Будды, а также повествующих о последних днях жизни основателя этой религии.

Блок третий -- Абхидхарма-питака: 7 книг, истолковывающих основные идеи буддизма, в том числе и буддистскую картину мира, философское обоснование догматов этой религии.

Согласно буддизму, мир находится в постоянном круговороте изменений и перерождений. Следует различать, во-первых, пребывание в мире проявленного бытия -- состояние "сансары", сопряженное со страданиями и стремлением освободиться от них через познание мира; во-вторых, пребывание в мире непроявленного бытия – состояние "нирваны", в котором человек освобождается от страданий. Буддистское учение о "четырех благородных истинах" воплощает в себе модель достижения нирваны. Первая истина утверждает, что жизнь — это процесс бесконечных страданий: рождение, любовь, старость, болезнь, разлука, смерть и т. д. "Жить -- значит страдать". Вторая определяет, что корень страданий людей в жажде удовольствий, страстей, наслаждений, в любви к жизни, в усилиях по ее сохранению и продлению. "Причина страданий -- желание". Третья касается познаваемости причин страданий и возможности избавления от них в вечном успокоении. "Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний".Четвертая истина "содержит" рецепт избавления от страданий, согласно которому все энергии, порождающие и поддерживающие жизнь, постепенно приходят к угасанию. "Путь избавления от желаний -- следование учению Будды". Жажда жизни преодолевается нелегко и достигается соблюдением ряда предписаний, составляющих так называемый "восьмиричный путь к спасению". На этом пути человек должен достичь следующих состояний: праведное воззрение (знание и принятие четырех истин), праведное стремление (решимость действовать в соответствии с этими истинами), праведная речь (освобождение от лжи, грубости, клеветы), праведное действие (отказ от дурных поступков), праведная жизнь (честный способ добывания средств к существованию), праведное усилие (преодоление дурных помыслов), праведное созерцание (закрепление уже достигнутых успехов в деле спасения) и праведное размышление (достижение отрешенности от всего земного).

По убеждению буддистов, строгое следование "восьмиричным путем" приведет верующего к главной цели его жизни - нирване, предполагающей последовательное прохождение четырех ступеней. На первой ступени чистый и невозмутимый ум концентрируется на осмыслении и истолковании истин. На второй вера в четыре благородные истины рассеивает все сомнения и вытесняет беспокойство, вызванное их изучением. После достижения душевного спокойствия наступает третья ступень, на которой происходит освобождение от чувства радости и ощущения своей телесности. Четвертая ступень связана непосредственно с погружением в нирвану как состояние полной невозмутимости и совершенного безразличия (само слово "нирвана" в переводе означает "угасание", "потухание"). Нирваны достичь нелегко, так как это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Ее нельзя воспринять чувствами: это состояние высшего и полного просветления сознания.

Согласно буддистскому учению, мир -– это поток нематериальных частиц (дхарм), комбинации которых образуют все существующее, в том числе и человека. Смерть любого живого существа означает распад данной комбинации, освобождающий дхармы для новых сочетаний. Какой будет комбинация дхарм в новорожденном -- определяется кармой, то есть совокупностью грехов и добродетелей, достигнутой в предыдущих сочетаниях (прошлых поколениях).

Поскольку положение человека в обществе тоже определяется характером предыдущих превращений (высокое положение -– это награда за добродетельную жизнь в предшествующих комбинациях, а тяжелые условия бытия -- возмездие за жизнь греховную), то он не должен выражать недовольств настоящим состоянием своего бытия и претендовать на лучшее по сравнению с тем, что ему досталось. Единственное, что он может и должен делать -– усваивать святые истины, идти предписанным ими путем и тем обеспечивать лучшую комбинацию последующих превращений, конечная цель которых -- достижение нирваны, прекращающей процесс перевоплощений.

В буддистском учении много места занимают нравственные проблемы. Оно требует от своих приверженцев целомудрия, правдивости, чистоты мыслей и поступков, уважения к чужой собственности, щедрости и благотворительности, запрещает убивать живые существа. Буддизм отсаивает религиозно-этический принцип непричинения боли и зла живым существам (ахинса).

Ранний буддизм отличался простотой обрядности, главными компонентами которой являются: культ Будды-Гаутамы, проповедь, почитание святых мест, связанных, согласно преданию, с рождением, просветлением, проповедью и кончиной основателя религии, а также поклонение ступам -– культовым сооружениям, в которых хранятся реликвии буддизма.

Махаяна пополнила обрядовость буддизма культом будд -- религиозных деятелей, тоже достигших нирваны и присоединившихся к Будде-Гаутаме. Добавилось также почитание бодисатв -- божеств, находящихся на пути превращения в будду, но не погрузившихся в нирвану только из желания указать путь к спасению другим людям.

В махаяне усложнилась и буддистская обрядность. Были введены в культовый обиход молитвы и магические заклинания, жертвоприношения, практика поклонения скульптурным изображениям будд. Возник пышный ритуал, в котором главная роль отводилась монашеству. Развернулось строительство храмов, отличающихся архитектурным своеобразием, изысканностью внешней и внутренней отделки.

Культовая деятельность в буддизме осуществляется монашествующими, которые бреют голову и носят специфическую одежду желтого цвета, имитирующую рубище нищего.

 

 

Особенности дзен-буддизма

 

Особенности дзен-буддизма состоят в признании возможности непосредственной (от сердца к сердцу) передачи учения Будды, в отказе от использования для такой передачи письменности. Сторонники этого направления верят в возможность прямого контакта со "всеобщей истинной мудростью Будды", постижения истин буддизма посредством обращения к внутреннему миру человека (метод "внезапного озарения"). Современные приверженцы дзен-буддизма рассматривают его как некую разновидность психоанализа и психотерапии, уделяя большое внимание аутотренингу. Кроме собственно медитации, активно используются дыхательные и гимнастические упражнения, физическая работа и др.

Буддисты всего мира имеют как региональные, так и международные объединения. Существует Всемирное братство буддистов, созданное в 1950 году по инициативе буддистских деятелей стран Юго-Восточной Азии, работой которого руководит исполком, избираемый на международных конференциях. Его штаб-квартира находится в Бангкоке (Таиланд). Братство имеет региональные центры в США, Англии, Франции и других странах. Много внимания оно уделяет не только религиозным проблемам, но и миротворческой деятельности.

 

 

Ламаизм

Во второй половине 14 века реформатором по имени Цзонхава была предпринята удачная попытка объединения разобщенных в то время различных буддистских школ. Следует сказать, что это стало возможным благодаря симбиозу с местными религиозными учениями, процветавшими в Тибете, в частности были заимствованы некоторые ритуалы древней религии Бон-па, имеющей стройную иерархическую структуру.

Подобные реформы способствовали превращению учения Будды в совершенно иной культ, получивший впоследствии название «ламаизм». Отличительной чертой его являются не только иные философские подходы, но и возникновение особого института лам, способствующего повышению авторитета монахов-просветителей, появление мистических обрядов, одним из которых является определение Далай-ламы.

Буддизм, проникший в Тибет еще в VII веке, к XIV веку трансформировался там в ламаизм, сложившийся на основе махаяны.

Основоположником ламаизма считают Цзонкабу (1357-1419), родившегося в семье бедняка-скотовода и ставшего монахом -- ламой ("высший, небесный"). Он создал в окрестностях Лхасы (Тибет) свой монастырь, окружив себя учениками и почитателями. Главное его сочинение, воспринимаемое как священное писание ламаизма, - Ламрим (Великий путь по ступеням мудрости), содержит обобщение буддизма, просуществовавшего два тысячелетия. В нем подчеркнута исключительная роль лам в деле спасения, определена их иерархия. Преемники Цзонкабы стали занимать высшие должности в ламаистской иерархии - далай-ламы ("лама великий, как океан") и панчен-ламы ("лама, воплощающий великое сокровище учения"). Первый считается воплощением бодисатвы, а второй - одного из будд.

До 1959 года далай лама находился в Тибете, осуществляя там не только религиозные, но и государственные функции. Сейчас по политическим обстоятельствам он находится в Индии.

В XVI веке ламаизм стал распространяться в Монголии, а в XVII-XVIII веках проник на территорию России - в Бурятию, Туву и Калмыкию, где существует и поныне.

Вероисповедательную основу ламаизма как модификации буддизма составляют два сборника священных текстов: Ганджур (Перевод откровений) и Данджур (Перевод толкований). Первый сборник содержит 108 томов изречений Будды и является тибетским вариантом Трипитаки. Во второй включены 225 томов, содержащих изложение основных положений буддизма, а также древние художественные произведения, в том числе и поэтические.

Буддистскую догматику ламаизм пополнил учением о хубилганах (перерожденцах) - живых божествах, воплощениях будд и бодисатв. К числу хубилганов обычно относят высших ламаистских иерархов -- прежде всего, далай-ламу и панчен-ламу.

Ламаистская обрядность включает в себя богослужения и прочие культовые церемонии. Основными центрами культовой деятельности в ламаизме являются монастыри (дацаны). В храмах дацанов ежедневно совершаются богослужения перед бурханами -– рисованными или скульптурными изображениями божеств. Во время богослужения верующие обходят помещение храма и оставляют на алтаре свои приношения: деньги, продукты, вещи. Выйдя из храма, они произносят молитвы, кладут земные поклоны, вращают молитвенные барабаны - полые цилиндры, куда закладываются бумажки с молитвами, и чем дольше вращается барабан, тем больше молитв засчитывается верующему.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!