Справа - круглое желтое здание - Большой Санкт-Петербургский государственный цирк.



Справа здание красного цвета с выделенными белыми элементами -это Кикины палаты.

Шпалерная улица сейчас кажется современной, а раньше здесь была Конная и Артиллерийская слобода. С двух сторон располагались одноэтажные протяженные казармы и на базе казарм находилась офицерская школа для кавалеристов.

Петроград(Ленинград) - город колыбель революции, где как не здесь устанавливать памятник революционеру- Дзержинскому Феликсу Эдмундовичу. Справа памятник Дзержинскому- Политическому деятелю, основателю и главе ВЧК(Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем)при спец.органе безопасности Советского государства. ,соратнику Ленина. Дзержинский изображен в фуражке и накинутой шинели на плече. Место выбрано не случайно рядом Смольный-штаб революции, а за спиной здание – Пограничное Управление Федеральной службы безопасности(ФСБ) по Спб и Ло.

Но город помнит и героев первой мировой войны.

Слева памятник герою первой мировой войны , русскому и советскому военноначальнику,командующему юго-западного фронта- Брусилову Алексею Алексеевичу. Всем нам известен Брусиловский прорыв.

Скульпторы монумента изобразили полфигуры, склонившуюся над картами, возможно именно сейчас он и разрабатывает свою операцию-«Брусиловский прорыв». Место выбрано не случайно. Недалеко находились казармы, где он жил и кавалерийская школа где учился и преподавал Алексей Алексеевич Брусилов.

Еще эта слобода внесла вклад в благоустройство города.

Именно здесь появилась первая водонапорная башня. До середины 19 века воду доставляли водовозы. Справа первая водонапорная башня, главная водокачка города, которая долговое время обеспечивала водой левый берег города.. В настоящее время на территории этого комплекса находится музей- Мир воды, где можно ознакомиться с историей (посвящённый истории) водоснабжения города.

Слева Таврический дворец. О котором мы уже говорили, в центе дворца  купольный корпус наверху купола синий флаг, говорит нам о том что сейчас в здании межпарламентская ассамблея государств участников СНГ, т.е заседают депутаты из бывших союзных республик.

с 1906 по 1917 гг. здесь заседала первая Государственная дума, созданная Николаем 2 после первой русской революции.

А во времена Павла 1 во дворце располагался конногвардейский полк, но пробыл он там не долго, его быстро расформировали и воссоздали на регулярной основе Кавалергардский полк.

 

Слева на пересечении улицы Потемкинской и Шпалерной одноэтажное здание украшенное белоснежными колоннами, поддерживающими портик - это манеж кавалергардского полка.

 

Павел 1 приказал построить казармы для кавалергардского полка. Архитектор Руска строит казарменный комплекс, в строгом классическом стиле, который занимает целый квартал. В комплекс входили офицерские и солдатские казармы, конюшни, манеж для выгула и тренировки лошадей, административные здания. Слева 2-х этажные и продолговатое одноэтажное здание-это конюшни и кузница для лошадей и сразу примыкает к ним офицерский корпус. центральная часть его выделена белоснежными колоннами. В казармах проживали офицеры со своими семьями, здесь же располагалась школа для солдатских детей.

В настоящее время здесь находится военно-инженерно-техническая академия

 

Напротив, казарм – справа памятник Анне Ахматовой. Утонченная фигурка женщины с надеждой смотрит на здание на другом берегу Невы. Посмотрите на комплекс зданий из красного кирпича, по форме напоминающие крест. Постройка конца 19 века. …Это была одиночная тюрьма- кресты Следственный изолятор №1. Там содержали не только преступников но и политзаключенных. Туда на протяжении двух лет Ахматова носила передачки своему мужу и сыну, стоя в огромных очередях.

Мы продолжаем движение по улице Шпалерная. В середине 18 века сюда переехали Мастерские Императорской шпалерной Мануфактуры. Отсюда и произошло название улицы. Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (арх. Л. Руска, 1818 г.) Шпалерная ул., д. 35-а

Обратите внимание, с левой стороны виден храм розового цвета с белыми колоннами. Это церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», один самых старых приходов Петербурга.

 

В начале 18 века на этом месте стояли палаты любимой сестры Петра Первого - Натальи Алексеевны. В этих палатах была открыта домовая церковь, ставшее позднее приходской. В церкви находилась копия чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», которую Наталья Алексеевна привезла из Москвы.

Конечно, та церковь, которую мы видели, не первая на этом месте, ведь ее не раз ремонтировали и перестраивали. Последняя перестройка в духе классицизма относится к первой трети 19 века, ее автор - архитектор Луиджи Руска.

Можно сказать, что храму повезло. В советские годы церковь находилась под охраной государства и не была разрушена. В 90-е годы храм вернули верующим. Сейчас здесь регулярно проводятся богослужения.

С левой стороны мы видим здание песочного цвета с красным контрастом. Это первая в России следственная тюрьма. Официальное название - Дом предварительного заключения. В народе была известна как «Шпалерка».

До революции 1917 года в «Шпалерке» сидели представители разных партий: от социал-демократа Владимира Ильича Ленина до кадета Павла Николаевича Милюкова. А при большевиках – великие князья, писатели, философы.

Вместе с примыкающим зданием так называемого «Большого дома», «Шпалерка» связана с периодом репрессий в истории России.

Восьмиэтажный здание строгого вида с левой стороны было построено в 30е годы новой властью России. В советский период здесь находилось НКВД - организация, получившая множество нелестных прозвищ: «Жандармерия", "Малая Лубянка", "Большой дом" и другие.

Это здание овеяно множеством мрачных историй. Например, говорят, что первоначально его подвалы были разделены на три отсека, в одном из которых производились расстрелы. Сейчас этот отсек замурован. Согласно другой легенде, в кабинетах следователей стояли книжные шкафы, которые были пустыми внутри и использовались для пыток заключённых.

Сложно сказать, что из этого правда, а что нет. Однако доподлинно известно, что через камеры «Большого дома» и тюрьмы «Шпалерки» прошли сотни тысяч человек. Это были и рядовые граждане, и известные деятели науки и искусства. Например: Ольга Берггольц, Николай Гумилёв, Николай Заболоцкий, будущий маршал Рокоссовский и многие другие.

По сей день здание не изменяет своему профилю. Здесь находится Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Лен.области.

Со Шпалерной мы поворачиваем на Гагаринскую улицу и сразу после поворота, с правой стороны, видим розовое за здание на сером основании - Малый мраморный дворец. Это Особняк графа Н.А. Кушелева-Безбородко (арх. Г. Боссе, 1840-е гг.) Он отличается роскошным фасадом, потрясающим внутренним убранством и интересной историей. Это второе строение Северной столицы, которое полностью облицовано мрамором. Особняк был построен в середине 19 века по заказу графа Кушелева-Безбородко. Дворец обошелся в огромную по тем временам сумму - 500 тысяч рублей.

В 1873 году владельцем особняка стал великий князь Николай Константинович – знаменитый петербургский щеголь и красавец. Дворец быстро стал одним из центров ночной жизни Петербурга. Здесь гремели балы, устраивали шумные празднества на сотни гостей. Именно в это время особняк стали называть Мраморным дворцом.

Стены особняка стали свидетелями семейного скандала. Мать Николая Константиновича, обнаружила, что несколько крупных бриллиантов были выломаны из оклада её старинной иконы. Полиция выяснила, что ценности украл ее её сын, Николай Константинович. Великий князь некоторое время находился под домашним арестом в своём же особняке, а затем был выслан из Петербурга. Больше в свой дом он никогда не возвращался.

Сейчас здание находится на реставрации, которую планируют закончить к 2022 году. А затем здесь разместиться одно из учебных заведений.

Улица Чайковского одна из старейших в Санкт-Петербурге. Возникла в первое десятилетие 18 века после основания Литейного двора на берегу Невы. Улица неоднократно переименовывалась. После постройки здесь в 1731 году собора Святого Сергия Всей Артиллерии (дом 17) она носила название Сергиевская. К сожалению, Собор не сохранился.

6 октября 1923 года Петроградский губернский исполком издал постановление о присвоении группе городских улиц имён в честь революционных деятелей, а также деятелей искусства. В названии указывалась также и область деятельности: канал Писателя Грибоедова, улица Декабриста Пестеля, улица Зодчего Росси. Бывшая Сергиевская улица получила имя Композитора Чайковского.

Мы поворачиваем на набережную реки Фонтанки. Первоначально река называлась Ериком и Безымянным Ериком и была обычной болотной речкой. Ериком называют небольшую протоку, вытекающую и втекающую в реку. Во время строительства фонтанов в Летнем саду для снабжения их водой был прорыт многокилометровый Лиговский канал и построен водовод в виде моста через Фонтанку - акведук. Реку стали называть Фонтанной, а позже Фонтанкой.

Справа от нас - Летний сад. Он практически ровесник города - заложен в 1704 году. Тогда же определилась и система прямых перпендикулярных аллей, которая дошла до наших дней. Летний сад, который изначально именовался Царским огородом, был создан в регулярном (архитектурном) стиле, на манер существовавших в то время в Европе парков. Некоторые исследователи полагают, что Петр I сам наметил направление аллей, положение цветников и фонтанов. Над осуществлением задуманного под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники, огородники.  

 Справа желтое с белым одноэтажное здание - "Кофейный домик" Павильон возник в результате перестройки в 1826 г. петровского грота, находившегося на этом месте.

К. И. Росси сохранил стены Грота, пострадавшего во время наводнения 1777 г., но уничтожил купол над средней частью и пышный барочный декор фасадов.

Скульптурные маски на пилонах, гирлянды и венки на аттике, лепной фриз выполнены скульптором В. И. Демут-Малиновским.

Стены зала завершены фризом с растительным орнаментом и гладким карнизом.

В Кофейном домике итальянец Пияцци открыл кондитерскую, которая просуществовала 30 лет. Сейчас здесь тоже кофейня.

 В течение нескольких лет в Летний сад завозили землю. Деревья самых разных пород по указу Петра привозили со всей России и из-за границы, сажали их и летом, и зимой. В саду росло много елей, которые любил Петр. В первой четверти XVIII в. в саду росли дубы, липы, вязы, клены, рябина, ели, а также самшит, ильм, каштан и др. В Летнем саду росли и фруктовые деревья: яблони, вишни, груши, кусты смородины. Между деревьями на грядках сажали "поваренные травы": петрушку, морковь, свеклу, пастернак, горох, бобы, душистые травы. В летнее время на аллеях и площадках парадного сада выставлялись кадки с тропическими растениями. В саду был зверовой двор. Здесь жили птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны) и редкие животные (дикобраз, синяя лисица, большой еж, соболи).

По замыслу Петра I Летний сад должны украшать аллегорические скульптуры. Они привозились из Италии. Среди них были как античные, так и скульптуры конца 17- начала 18 века. К 1725 году в саду было более 100 бюстов и статуй, к 1736 - более 200. Уже в это время Летний сад обладал самой крупной в России коллекцией садовых скульптур.

1721 г., когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией. Сад предназначался не только для прогулок, но и как место для развлечений, церемоний, дипломатических встреч. В саду на открытом воздухе постоянно устраивались празденства, проводились знаменитые петровские ассамблеи, приемы иностранных послов. О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости. Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. В летнее время придворные праздники проводились на аллеях сада и в крытых галереях у Невы. В средней галерее ставили стол с угощениями, в боковых галереях находились столы с закусками для офицеров и незнатных лиц. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином. После обеда и танцев в аллеях появлялись гвардейцы-гренадеры, они несли на жердях большие ушаты хлебной водки. Каждый из гостей должен был выпить чарку. Во время гуляний в саду играл оркестр. Как правило, праздник заканчивался фейерверком.

Анна Иоанновна превратила Летний сад в звериный загон. Здесь устраивались травля медведей и охота на кабанов, которые носились среди мраморных статуй и фонтанов, губили деревья, цветники.

 Летний сад, утратив значение царской резиденции, постепенно превращался в прогулочный сад для знати и меняет свой облик на пейзажный, более естественный, была прекращена стрижка кустарников.

 Летний сад вошел в историю отечественной культуры. С ним связаны имена выдающихся деятелей литературы и искусства.

В 1833-1834 гг. А. С. Пушкин жил недалеко от сада (на Пантелеймоновской ул.). Поэт часто приходил сюда по утрам в домашних тапочках и халате. Пушкин с любовью называл Летний сад своим "огородом", как Петр I.

В 1791-794 гг. рядом с Летним садом жил И. А. Крылов. По утрам он часто купался в Лебяжьей канавке. В саду баснописец любил дремать, сидя на скамейке. 12.05.1855 г. состоялось открытие памятника И. А. Крылову.

 Во время Великой Отечественной войны из Летнего дворца были вывезены в тыл все ценности. Памятник Крылову укрыли мешками с песком и щитами. Мраморные статуи, завернуты в промасленную бумагу и упакованные в ящики, укрывали в вырытых траншеях. За время блокады ни одно дерево в Летнем саду не было срублено. Осколками снарядов были повреждены многие деревья и гранит ограды. Но сад пережил войну и по сей день остается одним из самых любимых мест для прогулок петербуржцев и гостей города.

Справа от нас снова Михайловский замок.

После убийства Павла в марте 1801 года царская семья оставила Михайловский замок, вернувшись в Зимний дворец.

Только в 1819 году опустевшее здание отдали Главному инженерному училищу, из-за чего замок стали называть Инженерным. Засыпали каналы, убрали мосты, а позднее провели и перепланировку. Самым известным выпускником училища был знаменитый русский писатель Федор Михайлович Достоевский. В ходе Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь, а до 1991 года сюда заселялись сразу несколько учреждений. После перестройки Михайловский дворец отдали Русскому музею, которому он принадлежит до сих пор.

Впрочем, согласно преданиям, призрак Павла I так и не смог покинуть место своей смерти, как и перед своей гибелью не смог отречься от престола. Впервые силуэт царя увидели в 1840-х годах. Его заметили солдаты из взвода военного гарнизона, перевозившие имущество. Позднее новые обитатели здания, а также случайные прохожие замечали фигуру, напоминавшую императора.

Однако не исключается, что образ призрака Павла I создали старшие кадеты Инженерного училища, чтобы запугивать новобранцев. Русский писатель Николай Лесков написал об этом в своей книге «Привидение в Инженерном замке» о дедовщине в училище. В ней призрак был демистифицирован.

Справа - круглое желтое здание - Большой Санкт-Петербургский государственный цирк.

Цирк в Санкт-Петербурге появился гораздо раньше оперы, балета и драмы. Уже во времена правления Петра I на улицах и площадях стали появляется временные деревянные здания для театральных и цирковых представлений.
А в 1736 на нынешней Манежной площади появляется слоновый двор, который простоит там довольно долго. Царица Анна любила зрелища и первая завезла сюда диковинного слона. Слону царицы Анны недолго предстояло оставаться в одиночестве – после воцарения Елизаветы Петровны в 1741 году Надир-Шах присылает в Петербург аж 14 слонов, для которых на Фонтанке у Симеоновского моста (ныне мост Белинского) строится три больших светлых амбара с обязательным отоплением, на что из казны была отпущена сумма в 5000 рублей серебром – по тем временам сумасшедшие деньги.

 Цирк построен по заказу антрепренёра Г. Чинизелли в 1876-1877 гг. арх. В. А. Кенелем. Это первое в России каменное здание цирка, построенное с учетом специфики циркового зрелища.

Гаэтано Чинизелли к этому времени был весьма значительной фигурой в цирковом мире. Он был наездником, прекрасно чувствующим лошадь. Впервые Чинизелли с семьей появился в России в 1846 г. Затем уезжает и возвращается через 22 года, завоевав первоклассную репутацию в Европе и организовав собственную труппу.
В 1875 г. он добивается у городских властей разрешения на приобретение участка для строительства цирка. Возражения, что постройка цирка закроет фасад Инженерного замка, Гаэтано Чинизелли снимает обещанием устроить на свои деньги сквер на Михайловской площади (ныне Манежная). Этот сквер, раскинувшийся напротив главного фасада Манежа, существует и сейчас.

Первый каменный цирк России открылся в 1877 г. и поражал величием и изяществом, богатым декором, особенно нарядным со стороны главного подъезда. Одним из красивейших цирков Европы назвали это здание. Здание цирка стало на тот момент уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Эта система была использована и при постройке Эйфелевой башни.

Купол изнутри был обтянут холстом, расписанным изображениями из циркового мира, среди которых выделялся сам владелец цирка Чинизелли, сидящий верхом, и рядом дочь его, лихая наездница. Освещался цирк роскошными газовыми люстрами. Малиновый бархат, золото, зеркала украшали зрительный зал и единственное фойе на первом этаже. Конюшня, куда имела право заглянуть только привилегированная публика, содержалась в парадной чистоте и благоухала духами, была украшена зеркалами, фонтанами и аквариумами с золотыми рыбками, отделана путом и мрамором, имела асфальтовые полы.

Устройство зрительного зала предусматривало четкое разделение общества по классовой принадлежности. Ложи и места в партере предназначались для состоятельной публики. Для так называемого народа были отведены дешевые места во 2-ом ярусе и устроена террасированная галерея, рассчитанная на стоящего зрителя. И ярус, и галерея имели отдельный вход с улицы, а внутри зала были наглухо перекрыты барьерами, чтобы зрители верхних мест не могли спуститься вниз. Можно представить какое количество зрителей вмещала галерея, если сидячих мест в цирке было всего 1200, а общее наполнение зала доходило до 5000 человек.


Бесспорным украшением интерьера была царская ложа, в которую вела пятая слева дверь на фасаде ризалита. Ложа была декорирована малиновым бархатом, архитектурной лепкой, сверкала зеркалами. Ее архитектурные достоинства были отмечены контрольной комиссией при Министерстве Императорского Двора. По представлению этой комиссии В.А. Кенелю за устройство ложи был Всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень.

Своим внутренним устройством и внешним обликом цирк Чинизелли приближался к императорским театрам. Здание цирка Чинизелли очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Гаэтано и впоследствии его дети прилагали все возможные усилия, чтобы "представить уважаемой публике какие-либо выдающиеся новинки". Выдающейся новинкой могла быть и новая европейская цирковая звезда, и новое техническое достижение. В 1892 г. впервые в России цирк Чинизелли показал водяную пантомиму. В этом спектакле, под названием "Четыре стихии", вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Всевозможные технические новшества демонстрировались у Чинизелли как очередные номера программы. 4 января 1897 г. предлагался "Волшебный электрический фонтан".

При цирке существует уникальный музей, единственный в России - Музей циркового искусства. Артисты цирка передавали в дар музею свои семейные реликвии - фото, плакаты, костюмы, реквизит, в том числе и дореволюционный. Уникальна обширная библиотека книг о цирке на разных языках - более 5000 томов. В собрании музея имеются гравюры XVIII-XIX вв.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!