Техника языка при игре на духовых инструментах и методы развития

Тема: ФУНКЦИИ ГУБ, ЯЗЫКА ПРИ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Губной аппарат - это система мышц губных и лицевых, слизистая оболочка губ и рта, слюнные железы. Губной аппарат иначе называют иногда амбушюр. Понятие амбушюр применяется в связи со всеми духовыми инструментами, но трактуется по разному: одни считают что это обозначает устье или мундштук, другие что это относиться к губной щели. Согласно энциклопедическому музыкальному словарю слово амбушюр французское и имеет два понятия: первое способ складывания губ и языка при игре на духовых инструментах. И второе определение в этом словаре: это то же самое что мундштук.

Амбушюр, равно как и дыхание – основа возникновения звука, а посему правильно сформированный амбушюр обеспечивает достижение высоких исполнительских результатов. Ошибки, допущенные в процессе формирования амбушюра (особенно в начальный период обучения игре на инструменте) в дальнейшем серьёзным образом будут влиять на все стороны исполнительской техники.

Правильно поставленный амбушюр нуждается в укреплении и развитии. Тренировка губного аппарата включает в себя два момента:

a ) развитие силы губ;

б) развитие подвижности губ.

Сила и выносливость лицевых мышц – это способность их выдерживать продолжительную, напряжённую, не свойственную им при нормальных физиологических условиях, работу. Это умение мышц принимать соответствующее положение при извлечении звуков определённой высоты, удерживать его при интонационных изменениях, при внезапном ослаблении или усилении звука, при различных динамических оттенках (<; >; p ; f ). От силы, развитости и укреплённости амбушюра зависят лёгкость и непринуждённость извлечения звука и игра в целом, ибо натренированный амбушюр, при правильно поставленном исполнительском дыхании, легко сдерживает напор воздуха, идущий из лёгких, мундштук меньше давит на губы, верхние ноты берутся увереннее, атака звука происходит естественнее, губы утомляются меньше. При слабо развитом амбушюре звучание становится более напряжённым, иногда резким и фальшивым, менее уверенно производится атака звука, чаще срываются звуки, быстрее утомляются губы. Испытываемое играющим, при этом, физическое напряжение очень часто сопровождается покраснением и неприятными гримасами лица, надуванием щёк, разбуханием вен и т.п. Это происходит от того, что слабо развитые губы играющего плохо смыкаются в углах рта, вследствие чего воздух просачивается через них наружу в виде шипения.

Укрепление губ достигается длительной и систематической тренировкой, одновременно с развитием и укреплением дыхательного аппарата и с выработкой звука.

Гибкость и подвижность губных и лицевых мышц проявляется в способности быстро менять свое напряжёние, т.е. мгновенно сокращаться и расслабляться, что позволяет свободно делать переходы с одного звука на другой, скачки на любые интервалы, как в staccato, так и в legato. Все эти сокращения и расслабления должны быть совершенно точными и строго соответствовать высоте и силе извлекаемых звуков. Эта способность (подвижность), также как и их выносливость, достигаются длительной систематической тренировкой. Материалом для этой цели могут служить гаммы, арпеджио и интервалы с постепенным ускорением темпа их исполнения, а также этюды и художественные произведения подвижного характера.

Возможность утомления и переутомления амбушюра необходимо постоянно учитывать. Для предотвращения травмирования амбушюра необходимо придерживаться следующих правил:

a ) никогда не начинать серьёзные занятия на инструменте без предварительного разыгрывания;

б) нагрузка, предлагаемая губному аппарату, должна равномерно распределяться во времени и быть посильной.

Бережное отношение к губному аппарату и целенаправленное его использование, являются залогом дальнейшего профессионального роста.

 

Роль языка при звукоизвлечении. Атака звука

       При игре на духовых инструментах функции языка осуществляется в непосредственной связи с дыханием. Выполняя роль своеобразного клапана, язык регулирует движение выдыхаемой струи воздуха в инструмент, обеспечивая четкое и ясное начало звука.

       Язык играющего на духовом инструменте должен обладать большой подвижностью, что обеспечивается сокращением ряда языковых мышц. Наибольшее значение для работы языка при извлечении звука имеют внутренние мышцы, к числе которых принято относить:

а) продольную мышцу

б) поперечную мышцу

в) вертикальную мышцу.

       Применительно к процессу игры на духовых инструментах их действие заключается в следующем. Сокращение продольной мышцы обеспечивает играющему активное движение языка (вперед и назад), которое при игре является основным. Действия поперечной и вертикальной мышц обеспечивают играющему частичное изменение конфигурации языка. Поперечная мышца помогает  уплотнить слишком широкий язык и обеспечивает ему более свободное движение в полости рта. Вертикальная мышца при сокращении делает язык более плоским и рыхлым, что способствует смягчению атаки звука.

       Разнообразные движения языка в сочетании с работой губ, дыхания и слуха помогают играющему на духовом инструменте овладеть различными приемами извлечения звука. При этом язык и дыхание вместе взятые выполняют функцию, аналогичную движению смычка при игре на струнных смычковых инструментах. Различные оттенки звукоизвлечения на духовых инструментах тесно связаны с так называемой «атакой звука».

Атакой звука при игре на духовых инструментах называется начальный момент звукоизвлечения. Начальный момент звукоизвлечения требует строгого согласования по времени между толчком языка и началом движения выдыхаемой струи воздуха. Только при соблюдении этого важного условия началу звука будет придана необходимая ясность и четкость.  Степень четкости и ясности начала звука  будет характеризовать качество атаки. Моменту атаки звука при игре на духовых инструментах придается особое значение, так как она во многом характеризует культуру звука у данного исполнителя.  

       Правильная атака звука является важнейшим выразительным средством. В то же время неправильная атака самым серьезным образом сказывается на исполнительской свободе музыканта, ограничивает амбушюрные и технические возможности музыканта. Отдаленно атаку звука музыканта - духовика можно сравнивать с дикцией вокалиста, при этом функции языка могут быть самыми разнообразными. Наличие в языке большого числа мышц положительно сказывается на его подвижности, вследствие чего и возможны различные типы движения и толчки языка, благодаря которым удаются самые разнообразные приемы звукоизвлечения на всех духовых инструментах.

Существует несколько видов атаки: твердая (простая), мягкая, фрикативная, комбинированная.

Твердая (простая) атака осуществляется энергичным отталкиванием языка от звукообразователя. ( Как бы произнося слоги ту – та – ти)

Мягкая атака осуществляется более спокойным отталкиванием языка от звукообразователя. ( Как бы произнося слоги ду – да – ди)

Комбинированная (вспомогательная) атака, когда роль клапана выполняет не кончик языка, а его спинка (корень). Это делается с помощью «произношения» слогов ку – ка – ки или слогов гу – га – ги.

Фрикативная атака осуществляется с помощью слогов, начинающихся с согласных «ф», «к», «х», «т» в сочетании с «р» или гласными «у», «а», «и».

Произношение (артикуляция) различных слогов носит условный характер, так как произносить тот или иной слог при исполнении практически невозможно – мешает мундштук, звукообразователь, напор воздуха и т. д. Но условность эта в какой-то мере нужна. Она ориентирует исполнителя и помогает ему в правильном оформлении звука.

При атаке звука важны координация и синхронность в действиях трех элементов исполнительского аппарата: губ, языка, дыхания. Нарушение согласованности хотя бы в одном звене ведет к плохой атаке.

Какой бы не была атака (твердой, мягкой и т.д.), она всегда должна быть определенной, четкой и ясной, но ни в коем случае не грубой. В противном случае возможны «киксы», «подъезды», «кваканье». Особое внимание следует обратить на воспроизведение первого звука, он часто бывает, неудачен из-за отсутствия необходимой настройки, подготовленности губ, языка, дыхания и т. д.

Встречается дефект атаки «заикание», «затык» - когда исполнитель не может оторвать кончик языка и совершить атаку. Это происходит из-за отсутствия координации мышц языка, зажатия его, коря и всей гортани. Для устранения дефекта необходимо исключить на длительное время язык из работы и играть с помощью толчков диафрагмы, это обеспечит устранение дефекта.

Хорошее качество звука определяется во многом и качеством атаки, которая должна быть точной, четкой и твердой, но не грубой. В зависимости от характера исполняемой музыки (а также отдельной фразы или ноты) способы звукоизвлечения могут видоизменяться либо в сторону большей мягкости, либо в сторону наибольшей четкости и конкретности. Но несмотря на различные оттенки атаки, точное попадание на ноту – является основным требованием для музыканта - духовика.

 

Техника языка при игре на духовых инструментах и методы развития

       Овладение рациональной техникой языка в практике игры на духовых инструментах во многом определяет уровень исполнительской культуры музыканта. Известно, что неправильные навыки звукоизвлечения (нечеткая атака, наличие шипа, неустойчивость звука, «раздувание» звука и тому подобные недостатки) являются первыми признаками плохой манеры игры на духовых инструментах. Они с большим трудом поддаются исправлению, что обязывает музыкантов и педагогов уделять особое внимание развитию правильной техники звукоизвлечения.

       Основой для развития техники языка и овладения различными приемами извлечения звука должно стать умелое выполнение играющими обычной атаки (на слог ту). При этом главное внимание необходимо обращать на то, чтобы толчок языка и начало выдоха происходили строго одновременно. Существенное значение для выполнения такой атаки звука будет иметь также отсутствие напряжения языка. Для избежания этого на начальной стадии обучения не рекомендуется увлекаться достижением большей силы звука и игрой в крайних регистрах. При выполнении четкой и ясной атаки необходимо обращать внимание и на чистоту интонирования, что невозможно без развития слуховых навыков.

       Овладение правильной атакой звука является ключом к освоению штрихов. Навыки применения штрихов и совершенствования их исполнения необходимо прививать музыкантам уже в начальный период обучения. Порядок изучения штрихов должен быть следующим. Вначале осваиваются только те из них, которые требуют твердой атаки       (например - деташе, стаккато, мартле), а также один из основных штрихов - легато. К изучению штрихов, требующих смягченного толчка языка (нон легато, портаменто), нужно переходить лишь тогда, когда играющий хорошо овладевает четкой и ясной атакой звука. Особого внимания заслуживает способ овладения двойным стаккато. Поскольку техника выполнения этого приема игры значительно сложнее, чем у других штрихов, то приступать к изучению двойного стаккато рекомендуется лишь по истечении двух, трех лет обучения.

       Быстроту, четкость и легкость движений языка необходимо развивать постепенно, следя за точной координацией этих движений с действиями пальцев, губ и дыхания. Для развития техники языка и овладения различными штрихами целесообразно играть гаммы и этюды. Однако окончательное закрепление этот важный исполнительский навык должен найти в работе над художественными произведениями.

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!