Перенимание европейского опыта в музыкальном образовании, учителя-иностранцы, педагогические принципы обучения – эпоха Просвещения.



ТЕМА 3. Росское музыкальное образование XVII - XVIII в.в.

Музыкальное образование в России начиналось с церковного пения, а также с певческих хоров, возникших в 11 веке. В последующие века одновременно с музыкой духовной началось развитие народного музыкального творчества, появилась светская музыка, которая стала незаменимой частью жизни нашего народа.
Интересна история военных маршей. Возникновению в России многочисленных военных оркестров содействовала война со шведами 1708-1709 г.г. После Полтавского сражения в Россию привезли пленных шведов, среди которых было немало музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Многие из них впоследствии решили остаться в России.
В царствование Петра I выписывается большая группа музыкантов из-за границы, для военных духовых оркестров, а также для обучения талантливых молодых людей из народа. Впервые начинает появляться музыкальное сопровождение в похоронных процессиях.
Популярность музыки росла. В Россию приглашаются иностранные органисты и другие специалисты для обучения молодых людей и детей из простолюдинов и дворян игре на музыкальных инструментах, а также хоровому и акапельному пению. Значительную роль в музыкальной жизни царского двора играл хор государевых певчих дьяков. В начале 18 века этот хор будет перевезён из Москвы в С.-Петербург, а в 1763 г. переименован в Придворную певческую капеллу.
В 18 века наблюдается небывалый рост музыкальной отечественной культуры. Создаются музыкальные учреждения и коллективы (капелла, оперный театр, оркестр), появляются новые формы профессионального музыкального образования ,открываются «инструментальные школы» в Петербурге и певческие классы в Глухове ( 1741). В 1779году в Петербурге открылось первое в России Театральное училище. На закате 18 века начинают преподавать музыку в женских учебных пансионах и сиротских приютах.
Сегодня музыкальное образование в России можно считать всеобщим, ведь музыкой начинают заниматься с детьми еще в дошкольных учреждениях, обязателен этот предмет для изучения и в общеобразовательных школах. Профессиональное музыкальное обучение в России трехступенчатое: музыкальная школа – музучилище – ВУЗ (консерватория).

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной. На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки. В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов. В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки - стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века. Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей. В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер. Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.

Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова.

В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века.

Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением.

Последняя треть XVIII века занимает рубежное положение в истории русской музыки. В это время в России укладывается и созревает своя, национальная композиторская школа.

Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров. В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.

К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь.

Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.

Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности.

Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью. К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.

Перенимание европейского опыта в музыкальном образовании, учителя-иностранцы, педагогические принципы обучения – эпоха Просвещения.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!