Нетрадиционные методы проведения экскурсий



Виртуальная экскурсия

В музее приоритетно зрительное восприятие, поэтому экскурсия не должна превращаться в лекцию, а экскурсоводу следует уметь правильно соотносить показ и рассказ. В ходе рассказа необходимо делать паузы, во время которых внимание посетителя сосредотачивается на предмете, и тогда человек становится не слушателем, а зрителем. Несмотря на первичность зрительного восприятия, речь экскурсовода играет огромное значение при оценке его мастерства. В ней не должны присутствовать назидательность, нравоучительные и агрессивные интонации; она должна быть не только грамотной, но и эмоциональной. Книжный текст, произнесенный в экскурсии, на слух не воспринимается, вызывает скуку и ослабляет внимание слушателей. Эмоционально насыщенная речь обладает большей степенью убедительности и обостряет интерес к материалу. Однако «не следует весь рассказ, даже по самой интересной, волнующей аудиторию теме превращать в декламацию. При проведении экскурсии важно избегать неоправданных эмоций, ложного пафоса, крикливости. Надо иметь в виду, что основным источником эмоций у экскурсантов является глубина материала, факты, способные взволновать, умело построенный показ и рассказ» [10].

В контексте музейной деятельности применение современных информационных технологий приобретает особый смысл.

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов.

Поскольку концепция гипертекста за три с половиной десятилетия существования претерпела трансформацию, мы хотели бы для начала подчеркнуть, что в контексте данной методики понимаем под гипертекстом информационно-программный продукт, основанный на применении языка гипертекстовой разметки HTML. Собранную информацию можно представить в компьютере по-разному. Для ее упорядочения пригодны системы управления базами данных, табличные процессоры. Даже простая фиксация информации в текстовом редакторе позволяет упростить доступ к данным за счет расширения возможностей поиска. Однако для построения виртуальной экскурсии удобно воспользоваться именно гипертекстовой формой.

Гипертекст - привычная форма представления информации. Благодаря Интернету, гипертекст стал обычным и понятным для миллионов людей. Во многих школах ученики изучают Интернет и HTML на уроках информатики, а среди старшеклассников немало тех, кто способен применить свои знания на практике, разрабатывая персональные или школьные Интернет-сайты. Таким образом, гипертекст отнюдь не является чем-то новым для школьников и специальной подготовки почти не потребуется.

Гипертекст удобен для объединения разных форм информации. Основа гипертекста - текстовая информация, но HTML позволяет легко включать в текст иллюстрации, звуковые и видеофрагменты. В нашем случае это исключительно важно, так как при комплексном исследовании фиксируется информация, различная по структуре, виду, форме представления [22].

Гипертекст удобен для моделирования экскурсии. В общем виде гипертекст состоит из информационных фрагментов, связанных между собой направленными переходами - ссылками. Пользователь движется по этим переходам от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту и узнает о них нечто новое.

Мы видим, что для организации виртуальной экскурсии так же, как и для экскурсии реальной, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.

Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации - прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов.

Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними и возможное размещение в Интернете. Поэтому мы рекомендуем опираться на материал в текстовой форме.

Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация, особенно для фольклорного песенного материала. Видеоинформация может также оживить экскурсию, однако работа с ней в высшей степени сложна и требует наличия специальных технических компонентов, отсутствующих в стандартном наборе компьютера.

Сказанное позволяет нам сформировать требования к техническому обеспечению работы над виртуальной экскурсией. Но прежде нужно определить, будет ли работа над экскурсией в основном выполняться в ходе экспедиции или же после нее.

«Виртуальные экскурсии» - один дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие (порой лишь только виртуальное), например, экскурсию по фондам [22].

В большинстве случаев такие экскурсии по форме напоминают слайд показы. Но наиболее состоятельные музеи уже могут позволить себе использование новейших технологических возможностей Интернета, как, например, Эрмитаж, в создание сайта которого спонсор музея - компания IBM вложила миллионы долларов. В ходе реализации проекта Государственного Эрмитажа и корпорации IBM были сделаны «103 панорамные изображения залов и зданий музея, а также видов исторического центра Санкт-Петербурга

В результате пользователь получил замечательную возможность совершить виртуальную экскурсию по 85 залам Зимнего дворца, Малого, Большого и Нового Эрмитажей, а так же 7 интерьерам Эрмитажного театра и Зимнего дворца Петра I. Уникальная экскурсия по крышам Эрмитажа предлагает полюбоваться 5 великолепными видами, открывающимися с высоты на знаменитые архитектурные памятники СПб. Новый подраздел «Внешние виды» представляет 11 панорам исторического центра Санкт-Петербурга». Особый интерес представляет виртуальная прогулка по залам вновь открывшегося Фондохранилища музея.

А в перспективе, как сообщают представители музея, - «могут быть предложены: тематические виртуальные экскурсии по экспозициям музея, по парадным интерьерам Зимнего дворца и других зданий, по временным выставкам; экскурсии образовательного характера, знакомящие с отдельными коллекциями Эрмитажа и его экспонатами, посвященные эпохам и стилям в истории искусств, искусству разных стран, творчеству знаменитых мастеров; тематические экскурсии по истории Эрмитажа, его зданий и коллекций, например, рассказывающие об исторических событиях, происходивших здесь, представляющие виды зданий, интерьеров в прошлом и настоящем. Кроме того, существует проект создания виртуальных экскурсий по историческим местам СПб» [22].

Прогулки по залам музея в виртуальном пространстве превращаются в увлекательное путешествие. Круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную архитектурную среду. Виртуальное путешествие интригует, рождает желание проверить впечатления в живом общении с музеем.

Виртуальные экспозиции по-разному соотносятся с реальными музейными экспозициями. Музей может создавать свое виртуальное отражение, копируя существующие реалии, Электронная экспозиция может не совпадать с реальной, а дополнять ее - электронная экспозиция «Люди» в Музее ОАО «Татнефть», г. Альметьевск.

Виртуальные музеи перестают быть экзотикой. Уже несколько лет Государственный Русский музей успешно реализует программу создания центров «Виртуальный мир Русского музея». Программа «Виртуальный мир Русского музея»: дает возможность совершить захватывающие виртуальные туры по четырем дворцам, входящим в комплекс Русского музея, увидеть их уникальные интерьеры, познакомиться с экспозицией музея демонстрирует зрителям исторические реконструкции утраченных музейных интерьеров представляет возможности создания виртуальной экспозиции - не существующего в реальности выставочного зала позволяет совершить путешествие в виртуальную картину - переход из одной картины в другую, включающий специально сконструированное трехмерное пространство, основанное на сюжетах обеих картин. Путешествие в картину позволяет стать непосредственным «участником событий», развивает творческое воображение и рассчитано на детскую аудиторию [10].

Подготовка экскурсии -- сложный процесс, который требует от ее автора не только профессиональных знаний в той области, тематика которой будет представлена в экскурсии, но и владения экскурсионной методикой. Работа начинается с формулировки темы экскурсии, определения ее целей и задач; затем составляется библиография и собирается материал по теме, прорабатываются источники и литература, делаются необходимые выписки.

Далее тщательно изучается экспозиция, отбираются объекты показа (основные и дополнительные), разрабатываются структура и маршрут экскурсии, изучаются сведения о предмете, содержащиеся в фондовой документации, продумываются оптимальные приемы показа экспонатов и логические переходы от одного объекта к другому.

Проделанная автором экскурсии работа фиксируется в наиболее удобной для него форме, обычно в виде индивидуального текста экскурсии. Кроме того, составляется развернутый план экскурсии, в котором в сжатом виде излагаются цель экскурсии, краткое содержание тем и подтем, конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед, приводится структура экскурсии, ее маршрут, состав демонстрируемых экспонатов и продолжительность их показа. После апробации этого плана на практике, то есть проведения на его основе ряда экскурсий и учета их положительных сторон и недостатков, составляется итоговый документ -- методическая разработка экскурсии. Она строится по той же схеме, что и развернутый план экскурсии, но в отличие от него содержит подробный перечень используемых методических приемов.

В последние годы подобная документация, составленная по жесткой схеме, нередко заменяется свободно изложенным содержанием экскурсии и методики ее проведения. Но в любом случае по итогам работы автора над темой экскурсии составляется некий документ, который обсуждается и утверждается на методических советах и руководством музея [10].

Экскурсии кроме экскурсоводов проводят и научные сотрудники различных специальностей; особенно это характерно для небольших по штату музеев. Экскурсионной деятельностью профессионально занимаются и методисты. Они определяют экскурсионную тематику с учетом специфики музея и запросов аудитории, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсий научным сотрудникам и экскурсоводам, обобщают опыт экскурсионной работы, руководят подготовкой различных культурно-образовательных мероприятий.

Театрализованная экскурсия

Для осознанного восприятия ценности культурного наследия каждой эпохи необходимо понять мир людей того времен: их быт, нравы, обычаи. Представляется, что одним из средств формирования знаний о быте является театрализованная экскурсия (обобщающая экскурсия). Этот прием позволяет лучше осознать изучаемую эпоху: от внешних примет времени (мода, манеры, этикет, музыка, танцы, архитектура, лексика) до особенностей нравов, мироощущения, миропонимания людей прошлого.

Особенностями экскурсий являются: использование приема персонификации: каждый ученик класса «вживается» в конкретный исторический образ и выбор места, где бы сохранялись подлинные интерьеры эпохи. Проведению театрализованной экскурсии предшествует большой подготовительный этап.

Подготовка к экскурсии начинается одновременно с изучением темы. Учитель выбирает исторических деятелей, наиболее активно участвующих в событиях данной эпохи. Между учениками распределяются роли. Ставится задача: войти в образ исторического деятеля. Школьники знакомятся с жизнью и деятельностью выбранных персонажей, изучают особенности быта, нравов того времени [8]. Для этого им необходимо подобрать литературу, прочитать и проанализировать ее, написать мини-реферат. Учитель оказывает помощь в выборе литературы, дифференцируя задания. Одни учащиеся знакомятся с научной литературой, другим - по силам популярная или художественная. Кроме того, для ребят источниками становятся музейные экспозиции. В музеи ученики приходят с конкретными целями, экскурсоводы удивляются заинтересованности ребят и осмысленности их вопросов. Второй этап подготовки - выбор места и времени проведения ассамблеи. Перед детьми ставится задача выбрать тот памятник архитектуры, который соответствует эпохе (понимание архитектурного стиля), письменно обосновать дату празднования (понимание важнейших событий истории столицы и России). Побеждает наиболее аргументированная позиция. Затем идет изучение выбранного объекта (внешний облик, интерьеры, создатели, жизнь обитателей дворца). Третий этап - создание сценария на основе самостоятельных работ каждого ученика. На этом этапе инициатива в большой степени принадлежит учителю. Предпоследний этап - непосредственная подготовка к театрализованной экскурсии. Изучается мода, танцы, этикет, развлечения. Дети учатся носить старинные наряды, танцевать непривычные им танцы, обращаться друг к другу соответствующим образом. Это позволяет намного глубже проникнуть в мир людей того времени. Последний этап - проведение театрализованной экскурсии - не является спектаклем. Там нет зрителей, все являются активными участниками.

Знакомство с городом и его обитателями, организованное предложенным способом, содействует не только формированию знаний, но и их глубокому осмыслению. При этом высок познавательный интерес детей к изучению города. А подготовка и проведение экскурсии создают неповторимую эмоциональную атмосферу [12].

2.2.3 Костюмированная экскурсия

Проведение экскурсий по старым методикам не удовлетворяет современным требованиям. Отдел настойчиво ищет новые формы работы с посетителями. И в первую очередь, с дошкольниками и школьниками.

Для детей дошкольного возраста и младших школьников разрабатывается театрализованная экскурсия "Про мохнатых..." (обзорная по млекопитающим зоопарка). Ведущие в костюмах БЕЛОЧКИ, ЛИСИЧКИ, ТИГРА, МЕДВЕДЯ, ЗАЙЦА в форме интересных диалогов и коротких рассказов знакомят детей с наиболее популярными обитателями зоопарка.

Для дошкольников целесообразнее готовить целую серию или цикл экскурсий, тематически и организационно связанных, например "Что мы знаем о животных?". Этот цикл экскурсий разработан по заявке детского сада с экологическим уклоном в соответствии с программой их занятий и потому предполагает абонементное посещение. В то же время, каждая экскурсия может быть проведена как самостоятельная (в том числе, и с младшими школьниками). Цикл состоит из 7 тематических костюмированных экскурсий:

ЗАЧЕМ ОНИ ЧИРИКАЮТ (Птицы наших лесов)

БОЛЬШОЙ ПЕЛИКАНИЙ СЕКРЕТ (Водоплавающие птицы)

ЧТО НАМ СКАЖЕТ ПОПУГАЙ (Экзотические птицы)

ЭТОТ ЗАЙЧИК - НАШ ЗЕМЛЯК (Млекопитающие наших лесов)

БОЛЬШЕ ВСЕХ НА СУШЕ - СЛОН (Млекопитающие разных стран)

МОРДОЧКА, ХВОСТ И ЧЕТЫРЕ НОГИ (Домашние животные)

ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ (Путешествие на экологическую тропу)

Для проведения последней экскурсии работник отдела по договоренности выезжает к детям и идет с ними в ближайший парк, на аллею или в лесопарк. Цель экскурсии: обратить внимание детей на красоту родной природы, на жизнь и поведение птиц, насекомых, домашних животных на улице; напомнить детям еще раз, что вся живая природа нуждается в бережном к ней отношении со стороны человека.

Экскурсии в виде игры пользуются большой популярностью как у детей, так и взрослых. Игра - путешествие "Страна зверей"- это игровая программа, рассчитанная на организованные группы посетителей в возрасте от 10 лет и старше (классы, коллективы, семейные группы). Ее цель - познавательный процесс в занимательной форме. Эта форма позволяет одновременно работать с группами в 300 человек и более.

Проведение массовых праздников - благодатный материал для популяризации экологии. Традиционно отмечаются в зоопарке День птиц, День Земли, День рождения животных зоопарка, Международный день защиты детей, Всемирный день охраны окружающей среды, День знаний, Всемирный день защиты животных, День рождения слона Джона, а также проводятся выставки и конкурсы. Все праздничные массовые мероприятия в зоопарке сопровождаются театрализованными представлениями или сюжетно - игровыми программами.

Проведение разнообразных конкурсов, игр во время экскурсий повышают активность экскурсантов(особенно детей), позволяет создать положительный эмоциональный фон, организовать смену деятельности.


Заключение

Все экскурсии построены на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.

Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.

Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа. В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств пропаганды; наблюдения, изучения и исследования объектов.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и к каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Экскурсионная методика неразрывно связана с такими понятиями, как показ и рассказ. Показ и рассказ являются основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. А методика показа и методика рассказа - два основных раздела экскурсионной методики.

Всякая экскурсия ставит своей задачей - продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно_просветительной работы.

Особенности рассказа на экскурсии состоят в том, что он, как правило, основан на зрительных восприятиях. Рассказ экскурсовода не может быть автономным, т.е. его речь не может абстрагироваться от объекта показа. Выводы экскурсантов строятся на основе не только услышанного, но и увиденного[7].

Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа. В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств пропаганды; наблюдения, изучения и исследования объектов.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и к каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной, массовой аудитории и для слушателей системы экономической и профессиональной учебы трудящихся, имеют свои особенности экскурсии пешеходные, автобусные и т.д.

Список использованной литературы

1. Андреев А.А. Психологические аспекты восприятия музейных экспозиций//Земля псковская. Древняя и социалистическая. - Псков, 1989.-С.7-9.

2. Бархаш Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий. - М., 1984

3. Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу.- М.: Профиздат, 1976

4. Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие.- М.: ЦРИБ «Турист», 1981._С. 30-33.

5. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие.- М.: ЦРИБ «Турист», 1986

6. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3_х частях.- М.: ЦРИБ «Турист», 1992

7. Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации.- М., 1983

8. Илюхин М. М. Особенности и средства показа в экскурсии: Метод. рекомендации.- М., 1980

9. Кононихин Н. Виртуальный музей современного искусства - новая реальность? //Русский журнал, 8 Ноября 1999

10. Кононихин Н. Реальный и виртуальный Арт-Питер.//Русский журнал, 3 мая 2000

11. Культурно_просветительская работа: Учеб. пособие.- М.: Профиздат, 1969

12. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. Пособие для вузов. Под ред. К.Г.Левыкина, В Хербста.-М., 1988.

13. Музейная коллекция и её смысл //Открытый музей. - №1-2. - 2003.

14. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления: Учеб. пособие.- М.: Политиздат, 1978.- С. 271-273.

15. Орловский Г. Н. Учитесь смотреть и видеть.- М.: Просвещение, 1989

16. Основы экскурсионного дела в музеях. - М., 1976

17. Положение в некоторых музеях современного искусства и их проблемы//Museum,24,№1,1972,с.32-41

18. Попова Е. Литвак М. Советы начинающим экскурсоводам. - М., 1999

19. Протанская Е.С. Профессиональная этика культпросветработника и ее формирование в вузе культуры.- Л., 1995

20. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории: Пособие для учителей.- М., 1974.- С. 16

21. Старая и новая Казань. Культурно_историческая экскурсия: Сборник / Под. ред. проф. С. П. Сингалевича.- Казань, 1987.- С. 22-23

22. Хан-Магомедов Д.Д. Рунет и виртуализация культуры www.rocit.ru

Размещено на Allbest.ru

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!