Скзочное и реалистичное в изображении природы



Читательский дневник

План:

Название, автор

Время создания; краткая характеристика эпохи

Краткое сюжетно-композиционное содержание, идейное звучание

Система образов (возможные цитаты), главные герои

Художественные особенности, яркие метафоры

1) Одоевский Владимир Федорович. «Столяр»

2) Время создания — 1838;

Краткая характеристика эпохи:

Творчество Одоевского как писателя принадлежит к русской романтической прозе 30-х годов XIX века.

3) Краткое сюжетно-композиционное содержание

 

Идейное звучание:

- Сюжет

В рассказе «Столяр» создан образ талантливого архитектора, который упорством и трудолюбием развил свои природные способности, преодолел огромные препятствия на пути к заветной цели и стал знаменитым.

- Идея

Автор стремится вызвать в юном читателю «благородную жажду познания, непреодолимое желание учиться».

4)Характеристика героев

- Автор, который рассказываисторию одного мальчика

- Столяр (отец Андрея)

«Отец Андрея имел самое грубое понятие о своём ремесле; он работал, смотря, как другие работают, сам никогда не думая, как бы сделать лучше других.»

«...бедного, неискусного столяра...»

Поддерживал сына в его желании обучиться грамоте, но не стремился ему в этому помогать. И вообще считал, что учение — вздор

«Отец, как человек необразованный, не запретил ему учиться грамоте, но объявил, что денег на ученье ему не даст, да и не позволит ему терять на ученье то время, в которое работники бывают в мастерской; «ибо, — прибавил отец, — ты что ни говори, а грамота вздор; главное дело — сработать как-нибудь да продать».»

- Андрей

Очень умный мальчик

«Но мало-помалу Андрею пришло в голову, что можно и должно лучше работать.»

Андрей желал научиться грамоте  

«...в молодом Андрее родилось сильное желание выучиться грамоте, чтобы потом посмотреть в книжки, понять в них планы, а потом, что узнает, попробовать на деле. Работники стали смеяться, узнавши о намерении Андрея.»

Мальчик упорно шёл к мечте

«Андрей откладывал от этих денег больше половины и платил их учителю, который выучил его грамоте в промежутках между работою, когда другие обедали или отдыхали.»

- г. Блондель — профессор архитектуры, ученый член Академии Художеств. Его поразил умный вид мальчика

5) Художественныео собенности

- Эпитет: «...бедного, неискусного столяра...»

- Используются однородные члены предложения, чтобы показать с каким трудом Андрей шел к своей цели: «Несмотря на голод, на холод, на недостаток в свете, на недостаток книг...»

- Риторические восклицания используются, что привлечь наше внимание к проблеме : «...они ищут книжек, получают непреодолимое желание учиться!»

- Риторический вопрос используется для того, чтобы автор вместе с читателем смог порассуждать: «Он чувствовал это, но у кого научиться думать? Шутка – работать головою?»

1)Одоевский Владимир Федорович. «Бедный Гнедко»

2) Время создания — 1838 год

Краткая характеристика эпохи:

Творчество Одоевского как писателя принадлежит к русской романтической прозе 30-х годов XIX века.

3) Краткое сюжетно-композиционное содержание

Рассказ Владимира Одоевского "Бедный Гнедко" начинается с описания измученной хромающей лошади, перевозящей пассажиров по улицам Петербурга.

Извозчик не досмотрел, лошадка потеряла подковку, ей больно и бежать быстро она не может. Извозчик безжалостно стегает животное кнутом. Праздник, можно много заработать, и человек не жалеет лошадь.

А когда-то животное любили, холили и лелеяли, но потом продали.

В конце концов Гнедко падает и подняться уже не может. Нужно нанимать другого извозчика, грузить лошадь. За все надо платить...

Идейное звучание:

- Сюжет

Рассказчик становится случайным свидетелем того, как на набережной мальчик-извозчик гнал свою бричку, в которой сидел важный господин в очках. Мальчик, желая заработать больше денег в праздничный день, спешил, а потому не заметил, как его конь потерял подкову и сильно травмировал ногу. Гнедко стал хромать, но требовательный извозчик лишь еще больше подгонял его. Безразличным к судьбе несчастной лошади был и господин, который думал лишь об одном – как бы побыстрее попасть на званый обед.

Когда-то Гнедко был маленьким резвым жеребенком, который весело резвился возле своей матери – кобылы Серко. Его очень любили хозяйские ребятишки – Дашенька и Ванечка. Дети баловали своего любимца, всячески заботились о нем. Когда Гнедко вырос и стал сильным жеребцом, хозяин решил продать его, несмотря на мольбы брата и сестры. Смирившись с разлукой с любимым Гнедко, они лишь просили батюшку отдать коня в добрые руки.

- Идея

Побудить в сердце ребенка любовь к животным; заключая гуманную мысль в рамки рассказа о судьбе изнуренной лошади, когда-то бывшей веселым жеребенком.

4) Характеристика героев

- Автор, от лица которого и ведётся рассказ. Автор прогуливается по набережной и становится свидетелем жестокого обращения с животным.

Автору очень жалко лошадь:

«Бедный Гнедко! Как мне жаль его!»

Писатель призывает всех не мучить животных

«Вообще, друзья мои, грешно мучить бедных животных, которые нам служат для пользы или для удовольствия. Кто мучит животных без всякой нужды, тот дурной человек.»

- Конь Гнедко — главный герой, который когда-то, будучи жеребцом, был окружен любовью и вниманием.

- Извозчик - управляющий лошадью мальчик, нанятый владельцем жеребца Гнедко.

Извозчик равнодушен к лошади:

«— Что нужды, — отвечает извозчик. — Уж или мне, или ей умереть! Нынче праздник.»

Безразличный к судьбе коня мальчик начинает осознавать, что принес ему вред только после того, как животное падает на землю.

«Сам извозчик теперь плачет навзрыд. «Поделом ему», — вы скажете; нет, не говорите этого: он уже сам видит свою вину и уже довольно наказан.»

- Толстый господин в очках, сидящий в бричке, которую везёт жеребец Гнедко.

Он безразличен к происходящему, хотя все происходит на его глазах.

«Этот толстый господин завернулся в шубу, нахлобучил на глаза шляпу и сидит сиднем, как ни в чём не бывало.

— А мне что за дело, — бормочет про себя толстый господин, — я спешу на обед. Пусть извозчик убьёт свою лошадь; не моя лошадь, мне что за дело.»

- Ванюша и Даша - дети первого хозяина Гнедко, которые помнят его ещё жеребёнком и очень любили.

«Уж как Ванюша с Дашею любили своего жеребёночка!»

5) Художественныео собенности

- Эпитеты: «Бедный Гнедко!», «злой извозчик», «маленькая, смирная собачка»

- Риторические восклицания используются, по моему мнению, как крик души автора : «Бедный Гнедко! Как мне жаль его!», «...весёлая тогда была его жизнь!»

- Риторический вопрос создает ощущение присутствия автора, а также использование этого средства выразительности дает возможность самим порассуждать: «Как вы думаете об этом, мои друзья? Будто оттого, что это не его лошадь, так и надобно ему смотреть равнодушно на её мученье?

III. В счет практических занятий по теме «Природоведческая литература»( 4 ч.) письменно подготовиться по плану :

1)«Кладовая солнца» М. Пришвина как сказка-быль;

Сказка - быль Пришвина "Кладовая солнца" является произведением ,в котором вымысел переплетается с событиями, произошедшими в действительности.

"Кладовая солнца" называется сказкой-былью потому, что сказка и быль у
Пришвина связаны неразрывно, они дополняют друг друга. Быль – это то,
что есть, что происходит, а сказка – это мечта людей: о дружбе, о любви,
о знании, которое можешь передать людям, о правде. Пришвин написал
сказку быль о том и для того, чтобы мечты становились былью. Все у писателя — мир, природа, человек — в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль "Кладовая солнца".

 

Характеристики героев;

Настя – героиня сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца», сирота, сестра Митраши. Ей двенадцать лет и она очень мила. Автор ласково называет ее «золотой Курочкой на высоких ножках», ведь у нее личико усыпанное крупными золотыми веснушками, а носик такой чистенький и смотрит вверх. В описании этой девочки фигурирует много уменьшительно-ласкательных слов, чтобы подчеркнуть ее сказочную прелесть.

Она является умной девочкой, трудолюбивой:
"...очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо..."
"...И какие это были умные детишки!.."

"...Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах…"

Трудолюбивая Настя рано встает и поздно ложится, потому что много работает:
"...Еще до свету Настя задала корм всем своим животным..."
"...Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи..."

Настя - осторожная девочка:
"...Нет, - ответила Настя, - мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место..."
Она является благоразумной девочкой:
"...И благоразумная Настя предупреждала его..."
"...все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы…"

В конце произведения она корит себя за жадность к ягоде и отдает всю корзину эвакуированным детям из Ленинграда.

 

Митраша — главный герой сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца», сирота, брат Насти. Это мальчик лет десяти с хвостиком, небольшого роста, но очень плотный, за что был прозван «мужичком в мешочке». У него, как и у сестры, лицо в золотых веснушках и чистенький носик смотрящий вверх. Окружающие очень любили Настю с Митрашей, так как они были милыми и умными детками. Митраша, например, ходил на все собрания, чтобы ничего не упустить и понять общественное мнение. В описании этого персонажа автор использует много ласковых слов, так как хорошо к нему относится.

Он - сильный и упрямый мальчик:
"...Это был мальчик упрямый и сильный..."
"...помучив строптивого брата..."
"...Пусть ходят все люди, - решительно ответил упрямый "Мужичок в мешочке"…"

Митраша является маленьким хозяином в своем доме. Он выполняет все обязанности, которые обычно выполняют мужчины в хозяйстве:
"...на нем лежит и все мужское хозяйство..."
"...отцовский задор покидает хозяина..."
Также маленький Митраша умеет делать деревянную посуду - бочонки и проч.:
"...Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок*, ладило** длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами..."
(*фуганок - инструмент для обработки дерева,
**ладило - бондарный инструмент для изготовления бочек)

Он является смелым мальчиком:
"...как будто хочет смельчака палкой ударить по голове..."
"...Митраша все это слышал, но ничуть не струсил, - что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шел такой же человек, как и он…"

По натуре маленький Митраша оказался очень смелым и смекалистым. Попав в трясину, он смог долго продержаться, а потом выбраться с помощью собаки лесничего. Заметив волчью морду, не боясь, выстрелил. В деревне после этого он стал героем, так как Серый помещик был одним из самых опасных волков в округе.

 

Травка — охотничья собака сыграла немаловажную роль в сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Именно благодаря ей спасся десятилетний герой произведения, не утонув в болоте. Травка - умная и добрая собака, которая привыкла помогать на охоте своему хозяину старику Антипычу. Антипыч в ней души не чаял. Она жила в его лесной сторожке и всегда была рядом, как и положено лучшему другу.

Кличка "Травка" происходит от слова "Затравка":
"...Антипыч... <...> назвал свою Собаку вначале, конечно, по-охотничьи - от слова травить, и наша Травка вначале у него называлась Затравка; но после охотничья кличка на языке оболталась, и вышло прекрасное имя Травка..."
"...Затравушка, милая Затравушка! - ласкал он ее сладким голосом..."
"...Иди же теперь ко мне, моя Затравка!.."

После смерти хозяина Травка живет в лесу, как дикое животное:
"...И вот умер Антипыч. Вскоре после этого началась Великая Отечественная война. Другого сторожа на место Антипыча не назначили, и сторожку его бросили <...> А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь..."
"...А теперь, когда умер Антипыч, ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя..."

Травка грустит о своем покойном хозяине Антипыче:
"...деревья животному напоминали о его собственном горе..."
"...иногда, услыхав стон деревьев, взбиралась на холм, бывший когда-то избушкой, и выла и выла..."
"...И волк, услыхав эту ненавистную ему собачью "молитву" о человеке..."
"..."помолившись" Антипычу, она почувствовала сильный голод, она перестала звать Антипыча и пошла для себя искать заячий след..."

Травка - верная и преданная собака. Она верно служила хозяину Антипычу:
"...будет так же верно служить, как тому..."
"...Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Подмяв его под себя, она ложилась и ждала, когда Антипыч придет, и, часто вовсе голодная, не позволяла себе есть зайца..."
"...Так она и работала на Антипыча, но не на себя..."

Травка - умная собака:
"...хорошая, умная собака не подходит сразу к человеку..."
"...Травка точно так же, как и мы, охотники, поняла круг пробега зайца..."
"...Ну, ну! - сказал Антипыч. - Иди ко мне, умница!.."

Травка - добрая собака. Она любит помогать людям:

"...Если бы он мог пересказать ей понятно свой план, с какой радостью бросилась бы она его спасать..."
"...собака, своей чистой душой..."

У Травки тонкий нюх. Она находила хозяина по очень тонкому запаху:

"...тончайшие пахучие частицы табачного дыма из трубки Антипыча повисали в неподвижном воздухе с утра и до вечера. Поняв сразу, что по следам найти невозможно Антипыча, сделав круг с высоко поднятой головой, Травка вдруг попала на табачную струю воздуха и по табаку мало-помалу, то теряя воздушный след, то опять встречаясь с ним, добралась-таки до хозяина..."
У Травки тонкий слух:
"...Тонким слухом своим она услыхала недоступное человеческому слуху чвяканье заячьей лапы по лужицам..."
Травка - внимательная собака:
"...Поглядев еще раз внимательно в сторону прямого следа на Слепую елань,.."
Травка - воспитанная собака:
"...Сквозь клюкву Травка явственно чуяла хлеб, и ей ужасно хотелось есть, но позволить себе покопаться лапами в клюкве она никак не могла..."
Травка - чуткая собака. Она чувствует, когда с кем-то происходит беда:
"...В это время, почуяв беду человеческую, Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в соленую от слез щеку <...> Вместо этого, чуя беду человеческую, она подняла высоко голову и завыла..."

Травка - сильная собака:
"...присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась..."
"...схватил большую, сильную собаку за левую заднюю ногу..."
...вот почему хорошая, умная собака не подходит сразу к человеку, а остановится и узнает, ее это хозяин или враг его..."

Травка - доверчивая собака, но достаточно осторожная:
"...собака, своей чистой душой подозревая что-то не совсем чистое в ясных словах Антипыча, ползла с остановками..."
"...маленький человек звал ее и манил сейчас не совсем от чистого сердца, как думала, наверно, сама Травка. У маленького человека в словах не только дружба и радость была, как думала Травка, а тоже таился и хитрый план своего спасения..."

Травка - бойкая, "деловая" собака:
"...деловая Травка сейчас же вспомнила свой первый гон по зайцу..."

Когда мальчик Митраша тонет в болоте в лесу, ему на помощь приходит Травка. Собака спасает мальчика из болота. После этого Митраша становится ее новым хозяином:
"..Услыхав такой голос, такие слова, Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний, прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши..."

В Митраше она увидела нового Антипыча. Он также к ней добро и сердечно отнесся, как и прежний хозяин. С тех пор у Травки началась новая жизнь.

Антипыч — второстепенный, но очень важный персонаж в сказке М. М. Пришвина «Кладовая солнца». опытный лесник и охотник, который всю жизнь живет в лесной сторожке со своей верной гончей по имени Травка. Именно эта собака впоследствии спасает Митрашу, вытащив его из торфяного болота. На момент происходящих действий Антипыча уже не было в живых. Слишком уж старым был лесник. Никто точно не знал, сколько он прожил лет. Когда спрашивали, не восемьдесят ли ему случайно, он отвечал, что больше. Когда говорили, может сто, он говорил, что меньше.
Загадочный ореол Антипыча связан с тем, что он был необычайно мудрым. О смысле слов, которые он говорил, люди догадывались не сразу, но все они было обязательно глубокомысленными. Собеседники могли понять «загадки» Антипыча в лучшем случае через несколько лет. Этот персонаж был словно «хранитель правды». Он знал «правду жизни», даже обещал рассказать ее, но в то же время наказывал искать ее самим. В чем же была правда Антипыча? В борьбе за любовь.
"...о загадочных словах нашего старого лесника Антипыча <...> Мы думаем, Антипыч <...> перешепнул своему другу - собаке какую-то свою большую человеческую правду, и мы думаем, эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь..."
Антипыч любил шутить:
"...Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде: сколько же тебе лет?.."
"...Дедушка прищурился по-своему, как он всегда щурился, когда хотел посмеяться и пошутить..."
"...А он то-то над нами покатывался. Так мы ничего и не понимали, чему смеялся старик..."

Он считал, что при любых испытаниях человек должен оставаться человеком, стараться не озлобиться на другого и бескорыстно дарить доброту и тепло. Таким был сам Антипыч. Возможно, поэтому он и прожил столько долгих лет. После смерти Антипыча Травка продолжала жить в сторожке и лишь изредка выбегала, приметив зайца или почуяв еду. После спасения Митраши, она подружилась с детьми-сиротами, которые и стали ее новыми хозяевами.

 

Скзочное и реалистичное в изображении природы

Необыкновенно яркие и запоминающиеся пейзажные зарисовки сделал автор. Рассказывая о болоте, где Настя собирала клюкву, Пришвин, кажется, описывает каждую травинку, каждую ягодку, каждый кустик, каждую веточку, каждую кочку. Он знает названия растущих в той местности трав, кустарников и деревьев. Поэтому описания автора необычайно точные и детальные. Красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”, в этих картинах интересна и важна любая деталь. Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: “Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью”.

Но самой сладкой эта ягода бывает тогда, “когда она перележит зиму под снегом”. Вот отец рассказывает сыну Митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него.

Пришвин не просто рисует пейзажные картины, а одушевляет природу. Она не может не откликаться на события, происходящие с детьми. Когда Настя и Митраша не смогли выбрать дорогу и поссорились, погода сразу испортилась: небо потемнело, налетел ветер, деревья «зарычали, завыли, застонали» . В другом эпизоде «ёлочки-старушки» волновались за Митрашу, когда тот пробирался по топкому болоту. Пришвин использует приём олицетворения, подчёркивая, что природа — такое же живое существо, как и человек. Жизнь природы и человека должна находиться в гармонии. Только тогда, прислушиваясь к голосу природы, человек сможет выжить.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!