ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Подготовительные материалы



Мировая история коммунистических и социалистических идей

 

1. Доплатоновские идеи и представления о золотом веке, равенстве и общности имущества.

2. Платон: идея общности имущества, предложение жить большими группами-коммунами

3. Некоторые христианские идеи: «блаженны нищие», осуждение богатства.

4. Раннехристианские общины с их коммунистическим принципом жизни («кто не работает, тот не ест»)

5. Средневековые движения за равенство и братство всех людей.

6. Томас Мор. Утопия

7. Томазо Кампанелла. Город Солнца

8. Ж.-Ж.Руссо и Вольтер

9. Гракх Бабеф

10. Сен-Симон

11. Р.Оуэн

12. Ш.Фурье

 

Некоторые христианские идеи

 

Осуждение богатства:

«Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное» — Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25.

Вадим Серов: Смысл выражения: имеется в виду, что богатый человек, прежде чем стать таковым, совершил для достижения этой цели немало грехов и даже преступлений. Поэтому ему трудно рассчитывать на воздаяние за «праведное поведение» в загробной жизни. Близкие по смыслу выражения широко известны в мировой литературе: «За каждым большим состоянием кроется преступление» (О. Бальзак), «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем» (И. Ильф и Е. Петров) и др.

Сюда можно добавить высказывание П. Прудона: собственность — это кража.

 

Теория классов

 

Вольтер: «На нашей несчастной планете невозможно, чтобы люди живя в обществе, не были бы разделены на два класса — один из угнетателей, другой из угнетенных. (…) Таким образом, равенство есть нечто наиболее естественное и в то же время наиболее химерическое» (Цит по кн.: Ж.Ж.Руссо. Трактаты. М., 1969. С. 507).

 

Коммунизм Руссо

 

По Руссо «из частной собственности выросло неравенство, оно породило богатства, которые произвели на свет роскошь и праздность, а те, в свою очередь, — искусства и науки. Итогом такого развития стали падение нравов и непримиримая вражда людей. Причина морального оскудения лежит, пишет Руссо, в частной собственности». (В.Коровин. Мудрец и поэт, с. 80)

«Люди были добры и не имели пороков до тех пор, пока не были изобретены эти ужасные слова твое и мое, прежде чем появился этот род людей жестоких и грубых, именуемых господами, прежде чем появились люди настолько мерзкие, что они осмеливались иметь излишек, в то время как другие умирали от голода» (Ж.Ж.Руссо. Трактаты. М., 1969. С. 510).

Призыв Руссо «Назад к природе» питается и этим представлением, что раньше, когда мы были ближе к природе, не было неравенства и частной собственности.

От призыва «Назад к природе» один шаг к кровавому лозунгу французской революции «Мир хижинам, война дворцам!». Хижина олицетворяет бедность, дворец — богатство». Значит, долой богатых, да здравствуют бедные?! И полились реки крови. Та же ситуация повторилась в России после октября 1917 года.

К предыстории коммунизма в России

  Песня про Стеньку Разина

 Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Эпиграф к книге: “Чудище обло, озорно, стозевно и лайяй” — это о государстве.

  В.Г. Белинский: «Отрицание — мой бог!»

  И.С. Тургенев: “Мы без России не можем обойтись, а Россия без нас может”.

  Лев Толстой. Война и мир. Роевое начало.

  Достоевский. Про Запад: дорогие всё покойнички

  Де, Европа себя исчерпала, очередь за Россией

Братья Карамазовы, рассуждения Ивана Карамазова

5. Чехов. Моя жизнь. — Обличение богатых и восхваление бедных. Одноименный фильм.

6. Чехов. Дом с мезонином. Критика теории “малых дел”

7. Л.Толстой. Проповедь опрощения, критика достижений цивилизации-культуры, антиживотность, проповедь альтруизма.

8. В.С.Соловьев: идея всеединства, проповедь альтруизма.

9. Н.Г.Чернышевский. Идея коммун-артелей в “Что делать?”

Идея профессиональных революционеров (рахметовщина), проповедь революционной жертвенности, самоотречения.

10. Предостережение Ивана Франко — против энгельсовского народного государства

11. Салтыков-Щедрин. Сказка “Как мужик двух генералов прокормил”.

12. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

13. Обличительное, гиперкритическое направление художественной литературы

14. Базаров в “Отцах и детях” Тургенева: сначала расчистим, а строить будут другие. Нигилизм. “Природа — не храм, а мастерская и человек в ней работник”.

Утопические идеи

Вера в крестьянскую общину, гиперколлективизм

Пренебрежительное отношение к Европе, к ценностям европейской демократии

Максимализм в мыслях, оценках, действиях

Юношеское нетерпение

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!