Прелюдия, или мера необходимой самообороны



(Из письма Доктора к молодому мужчине)

"...Вы спрашиваете, как же совместить внутреннюю свободу с внешней необходимостью? Подонок оскорбляет женщину, издевается над ребенком, нападает на Вас - какой же аутотренинг, о какой переоценке ценностей может идти речь?..

Вы верно заметили, что в подобных ситуациях каждый ориентируется исключительно сам, своим инстинктом и совестью, и никакие посторонние предписания не работают. Я тоже не собираюсь никому указывать, когда расслабляться и глубоко дышать, когда напрягаться и бить по физиономии, а когда бежать без оглядки -достаточно того, что я расписал себе такие ситуации сам и время от времени вношу в список уточнения и дополнения.

Было время, когда перед лицом внезапных, чрезвычайных положении я то и дело оказывался растерянным, неуклюжим и беспомощным - стоишь, что-то мямлишь, соображаешь, а в это время уже оскорбили, избили, ограбили... Или наоборот - кто-то вякнул, что-то звякнуло, а ты, не успев ничего сообразить, уже наломал дров - словом, был крепок, что называется, задним умом, и чем жесточе себя за это казнил, тем хуже обстояли дела.

Постепенно, однако, "задний ум" удалось перевести в быструю ориентировку и достаточно точные реакции - и только благодаря тому, что я его не отбросил, этот "задний ум", и не превратил в тома высокобесполезных, трактатов, а начал с его учетом заранее действовать.

Темой моего исследования стало-как человека, бьют?

Как?.. Очень просто: подходят и бьют. Просто так бьют. Вас много били? Меня не очень, но мне было достаточно, и поэтому я долгое время старательно избегал людей, которые бьют. Избегание, однако, не давало творческого удовлетворения, главным образом потому, что вышеупомянутые персоны обычно появляются в ситуациях, когда их не ждешь и не избежишь.

Сообразив, что это дело не сдвинется, я решил изменить политику. Слегка подстраховавшись боксом и каратэ, я пошел навстречу битью. Конечно, не с целью быть битым (этого, повторяю, было достаточно), и не чтобы бить самому (тоже более или менее насытился), а исключительно ради исследования процесса. Ради этой цели я не только не избегал людей, которые бьют, но искал их, как охотник дичь, и вступал с дичью в исследовательское взаимодействие. Я пробовал разные варианты общения, я изучал людей, которые бьют, и какие при этом были побочные эффекты, научного интереса не представляет.

Главное - оказалось, что человека никогда не бьют просто так, а всегда с некоторой подготовкой (есть еще термин "предварительная игра", прелюдия, но это из несколько иной области), К человеку подходят и просят: "Дай закурить", а если при этом хотят снять часы, то сперва интересуются, сколько времени. Его могут спросить, какая погода нынче в Антарктиде, и как он относится к президенту Абабуа, могут также заметить, что он напрасно надел очки, все равно темно, можно и просто нечаянно толкнуть, потом еще раз нечаянно толкнуть, а потом бить. Короче, сперва создается сценарий битья, а потом бьют. Избиваемого сперва обязательно вводят в роль (разумеется, избиваемого), а потом бьют. И себя непременно, обязательно вводят в роль (разумеется, бьющего), а потом бьют. Помните? "Волк и ягненок" - вот-вот, без сценария и без роли никак нельзя, без прелюдии бить не полагается, просто так бить неудобно, просто так бьют только психи, которых за это бьют.

А деловые вопросы и всевозможные философские замечания представляют собой не что иное, как способы вызова на роль. Человеку дают приглашение на избиение, на которое он должен как-то ответить и которое еще не очень правильно называется провокацией-какая там провокация, человека бьют. Сценарий же всегда многовариантный и гибкий, как мозг гения, творческая фантазия бьет опять же ключом.

Вот только пять вариантов из исследованных двухсот с лишком. Серия "Дай закурить".

Вариант № 10:

- Дай закурить.

- Не дам.

- Не дашь?! А ты... (Бьют.)

Вариант № 13.

- Дай закурить.

- У меня нет.

- Врешь.

- Не вру.

- Покажь карман.

- Не подумаю.

- Не подумаешь?! (Бьют.)

Вариант № 17.

- Дай закурить.

- Пожалуйста.

- Ты чего рваную даешь, ты...

- Вот целая.

- Сырая, давай посуше.

- Пожалуйста.

- Да это же... Тьфу..., - это же блевотина. Это..., а не сигарета.

- Да что вы, бог с вами, какая блевотина?

- Такая же, как и ты!.. (Бьют.)

Вариант № 18 ("Мини").

- Дай закурить.

- Сейчас. (Жертва лезет в карман за пачкой, в это время бьют.)

Вариант № 19.

- Дай закурить.

- А ведь вы меня хотите побить.

- Какой догадливый. (Бьют.)

Вы уже поняли, в чем дело? Просто так не бьют, нет, просто так только убивают, а приглашение на битье требует вежливого ответа, то есть творческого соучастия в битье самого избиваемого. Когда человека бьют, его сперва включают в поле взаимодействия, в поле ожидания, а потом бьют. (Включение в поле ожидания происходит и во всех иных ситуациях общения, женское кокетство, например, тоже типичный вызов на роль.)

Поведение избиваемого, равно как и бьющего, запрограммировано границами этого поля, и запрограммировано, надо сказать, с большой душевной щедростью: извинением ли, робким согласием, протестом или попыткой оттянуть время видимостью непонимания, избиваемый так или иначе сам ведет дело к тому, что его бьют.

Человеку сперва внушают, что он должен быть бит, а потом бьют. От него перед битьем что-то ожидается.

И вот в этом вся соль битья - в процессе ожидания и обратной связи.

А вот некоторые варианты защиты, испробованные в том же исследовании и зарекомендовавшие себя как довольно надежные. Я говорю сейчас о защите психологической - физическая само собой, и здесь мне нечего добавить к тому, что уже разработано в таких превосходных системах, как самбо или каратэ. Но овладение приемами, о которых я сейчас Вам расскажу, снижает необходимость защиты физической в среднем процентов на пятьдесят, да и к тому же здорово ее облегчает, давая выигрыш во времени и в боевом духе.

Главная задача - сорвать сценарий, разрушить роли, сбить с толку, перехватить инициативу, навязать свой сценарий. Проще всего это достигается переключением внимания избивающего на собственную персону.

Все та же серия "Дай закурить".

Вариант А ("врачебный").

- Эй, стой. Ну-ка, дай закурить. (Вежливость обращения для "диагноза" уже вполне достаточна - приготовиться.)

- (Останавливаетесь сразу.) Не курю.

- Покажь карман. (При подобной репризе все ясно окончательно, наступайте.)

- Что у вас с ухом? (носом, глазом и т. п. Словно не слыша предыдущей реплики, со сдержанным интересом).

- Чего?

- Вот-вот. (Указывая на левое ухо, которое, как и правое, без зеркала не увидишь.)

- Чего?

- Что такое рак, знаешь?

- Ну.

- (Продолжая внимательно вглядываться в ухо, одновременно пружинит ударная нога.) Да, кажется, оно самое... Да не щупай, не прощупаешь, глубоко, в проходе... Операцию придется делать.

- Иди на .. Ты ЧТО, врач?

- Вот именно. Курить вредно. От курева рак.

Далее по ситуации, но сценарий практически сорван, инициатива перехвачена. Самое главное, конечно, мгновенный "диагноз" ситуации, а далее сразу включение заранее отработанного варианта, с поправкой на импровизацию. Вы должны опередить "партнера" в любом случае.

Но как же это сделать при малом опыте и большом "мандраже"?

Быть Мужчиной - не избегать трудных ситуаций!

Быть Ребенком - тренироваться, играть! И лучше всего, конечно, с игровыми партнерами. На наших ГИПовских играх мы применяем среди прочих и такой метод (его вполне можно отработать и дома с любым товарищем).

Товарищ-Под-Вопросом подходит к Гражданину-Имярек все с тем же "Дай закурить", но цель подхода ("бить или не бить") известна лишь ему самому. (Скажем, "бить" - в кармане черная карточка, "не бить" - белая.) Цель Гражданина-Имярек-почувствовать настроение Товарища-Под-Вопросом и соответственно себя повести. Правильный диагноз вознаграждается игровым преимуществом.

Вариант Б ("оперативный").

- Дай закурить.

- Не курю. (Останавливаясь, твердо глядя в глаза.)

- Покажь карман.

- (Решительно.) Документы.

- Какие еще документы?..

- Ваши документы (не повышая голоса, готовясь применить силовой прием).

Инициатива уже Ваша. При ответе типа "А ты покажь свои". Вам показывать нечего, кроме быстроты реакции, и заменить документ может хороший аперкот или удар каратэ, далее-по ситуации.

Вариант В ("сумасшедший").

- Дай закурить.

- "Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог". Как пройти на Семеновскую? (При максимальной беззаботности тона поза пружинной готовности.)

- Закурить дай, говорю...

- "Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил, выпил рюмку, выпил две, зашумело в голове".

"Офелия, о нимфа, помяни меня в своих молитвах".

"Бить знаменитых некрасиво, не это поднимает ввысь..." - и так далее (не забывая следить за движениями рук "партнера").

Вариант Д ("глухой").

- Эй! Погоди-ка!.. Слышь?!

Вы не слышите. Вы глухой. Вы идете дальше. Вас догоняют, хватают за рукав..

- Ты что, глухой, туды-растуды?..

Несуетливо останавливаетесь. Указываете на ухо - на этот раз на свое. Да, вы глухой. Глухонемой, если угодно. Глухота, однако, не мешает, а помогает вам быть четко - внимательным. В следующую секунду вам могут указать знаками же: "Дай закурить", или начать бить сразу (с глухонемым-то чего особенно церемониться), но сценарий уже сбит, и на вашей стороне фактор неожиданности. Чаще всего при такой встрече все-таки отстают.

Молодой Мужчина, Добрый Мужчина, Высокочтимый Рыцарь! Вы сами прекрасно понимаете, что и при всеобъемлющем опыте нельзя дать рецептов на все случаи жизни уже потому, что каждый по-разному способен их понять и применить. Разумеется, есть и ситуации, в которых все вышесказанное неприменимо, есть положения, в которых сопротивление насилию невозможно, даже каратисту высшего класса предписывается при грабеже под дулом пистолета отказаться от борьбы и отдать деньги. (Если "кошелек или жизнь", то жизнь, если "жизнь или честь", то честь.) Но даже в безнадежных, казалось бы, случаях может выручить психологическая изобретательность.

Специальный вариант (для женщин и физически слабых)

В любом охот- или спортмагазине покупается свисток, издающий звук, близкий к звуку свистка милицейского. Свисток всегда иметь при себе. В случае угрозы хулиганского нападения немедленно свистеть: даже если за километр поблизости нет никого, хулиган, как правило, немедленно исчезает.

Внимание, Благородный Джентльмен, Мягкий Человек с твердой волей!

Очень важно помнить о взаиморазличии и взаимосвязи двух сторон агрессивности: внешней и внутренней.

Внешняя - агрессивное поведение, агрессивная маска, манера обращения, словарь, тон - все это не требует описаний. Но это одно, а внутренняя агрессивность - другое. Под маской агрессивности может скрываться и трусость, и равнодушие, и добродушие, это обычнейшая защита от предполагаемой агрессивности другого и просто стиль общения определенных кругов. Конечно, и маска (как агрессивности, так и доброжелательности)

как-то воздействует на душу-прирастает, въедается, - но глубинный импульс все-таки живет своей независимой жизнью.

Для вас сейчас важно:

1) У других: научиться различать агрессивную маску и агрессивный импульс, в поведении детей и подростков они различимы особенно отчетливо, ибо еще не вросли друг в друга. Наблюдая за подростками и вспоминая эпизоды собственной жизни, вы легко поймете, где зарыта собака.

2) У себя:

а) сознательно подавить агрессивный импульс,

б) иметь при этом в запасе сознательно отработанную агрессивную маску как шаблон для определенных ситуаций, как один из печально необходимых, крайне нежелательных языков общения.

Это работа не одного дня и не одного года. Особенно трудна, конечно, вторая ее половина, касающаяся самого себя. Подавление агрессивного импульса... Кем ты себя считаешь, какую роль, какую миссию берешь на себя в мире? Кто ты на земле - носитель духовности или представитель местной флоры и фауны? Вопрос "верхний" - упирающийся в весь твой "низ": темперамент, привычки, наследственность биологическую и душевную.

Если ты выбрал духовность, то агрессивности вынужден объявить беспощадную войну- не на смерть, а на жизнь. Да, вот ты выбрал духовность, ты выбрал Добро и Свет, и первое чувство, в тебе закипающее, - это ярость, это ненависть, это злоба! Да, ты ненавидишь злобу и ярость, ты ненавидишь ненависть! И тебе приходится действовать.

Если ты действительно выбрал духовность, то в первую очередь ты ненавидишь агрессора ближайшего из ближайших. Ты воюешь с ним на его территории. Ты ненавидишь ненависть - свою собственную, самоличную. А как же иначе?.. Если не так, то ты неизбежно сравниваешься с теми, от кого хочешь избавить мир, ты их просто-напросто копируешь и подменяешь: зверь, победивший зверя, останется зверем. Если же первый твой враг-агрессор: ты сам, зверь в тебе, то ты входишь в новое качество духовного человека, и все внешние твои действия, направленные на очищение мира от зверства, обретают чистую правоту.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!