Забавная история в двух частях 2 страница



Долин встал, собираясь уйти. Байков резко вскочил и рывком швырнул Долина на место.

Долин. Ладно, давайте. (Бросается на Байкова. Возня.) Давай.

Байков. Я тебе шею сверну.

Танов (разнимая). Кончайте.

Долин. Пусти. Вот как ты?

Байков. Я т‑тебе шею сверну.

Танов. Озверели. (Оттолкнув Байкова, держит Долина.) Все! Подыши.

Пауза.

Долин. Отпусти! (Рванувшись.) Отпусти, я сказал!

Танов. Старик, я против кровопусканий, даже для разрядки.

Долин (спокойнее). Отпусти.

Танов отпускает Долина. Все трое тяжело дышат.

Танов. Есть повод еще разок сделать баню.

Байков. Ольгу… (Смеясь.) Ох, гад! Долин, ты жуткий мальчик.

Танов (Байкову). Подожди.

Долин. Правильно, Паша. (Байкову.) Дослушай, наберись терпения. Есть еще повод, и не один (усмехнувшись) разгневаться. Паш, глянь какие выразительные, сверкающие глаза. На студии я буду для тебя глицерином. Или альбуцидом? (Танову.) Что там в глаза закапывают кинозвезды, чтобы не тускнели? (Байкову.) Если ты, конечно, не откажешь мне в благодетельстве.

Байков (Танову). Давай его утопим?

Долин. Лучше опарышам на съедение. Братцы, какие у вас опарыши будут! Что там короля, владыку моря хапнете… на желтую удочку. (Преувеличенно успокаивая Байкова.) Не пойду‑у я на студию. Не пойду‑у. И не надо не‑ервничать. (Танову.) Соломатину скажу, не наше‑ел я вас. Словом – отдыхайте. (Направляется к выходу.)

Танов. Куда?

Долин (остановившись, Байкову). Я не просто гад, а гад «в законе». Смежная специальность. Не пропаду, выгадаю. (Танову.) Во сколько первый катер?

Танов. Утром. В пять тридцать.

Долин смотрит на часы.

Еще не скоро.

Долин уходит.

Танов (кричит). Маэстро!

Долин вернулся.

Держите тон! Вы интеллигентный человек.

Долин. А? Ну да‑а. Мое последнее слово.

Танов. Нет, так у нас ничего не получится.

Долин. Когда говорили вы, я вас слушал. Нервно, но слушал. Вы же, как всегда, предпочитаете только судить.

Танов, Байков ждут.

Ффу. (Со слезами в голосе, смеясь.) Довели. Спасибо, Паша. Надо же… Думаешь я не замечал, как ты стал избегать меня? Сегодня немного прояснилось, в связи с чем, но раньше, клянусь, понять было трудно. А почему? Обидеть, оскорбить боялся? Или у самого рыльце… Берег камешек для лучших дней? Как удобно дать в лоб, ничем не рискуя, когда от тебя и не ждут, да еще попутно в праведности своей укрепиться. А пока нет случая – ходи, молчи, никуда не ввязывайся?

Танов. Интересно.

Долин (яростно, вот‑вот заплачет). Вспомни, кто начал хлестаться с нашими зубрами, как только пришли из университета? Кто вступился за Пикуляса, когда отдел образования на него петицию в обком состряпал? Парня чуть ли не с дисквалификацией вышвырнули из редакции за статью о девятой школе. Знаешь, что Сахненко мне сказал? Если я не брошу это дело, я буду догонять Пикуляса. Ты меня поддержал, когда я тебе все выложил? Сказал: да, дела – и все. Опять отмолчался. Молчать ты, Паша, умеешь, честное слово. А это, как я, в конце концов, заметил, выгодней. Сейчас я, по сравнению с вами, мелкая сошка и, в общем‑то, несостоявшийся ни в чем! Ни в карьере, ни в литературе. (Кричит.) Что я, бездарнее всех или глупее?!

Небольшая пауза. Выходит Люба.

Люба. Вы до утра решили просидеть?

Все молчат.

О господи, все разбираетесь. (Села в кресло.) Пошли ты их, Андрюша, подальше. Нашел, кому довериться.

Байков. Люба, что с тобой?

Люба. Знаю я вашу братию. Пока водку глушете да по бабам шляетесь – друзья, а коснись до дела…

Долин быстро уходит.

Люба. Андрей, ты куда? А вы чего сидите? Что случилось, Байков?!

Байков. Что, Люба? Не вовремя ты влезла и неумно.

Люба. Да?

Байков. Да.

Пауза.

Танов. Саня, посмотри, куда он.

Байков ушел.

Танов. Иногда мне хочется задрать тебе юбку, снять штаны и выдрать, как рыбаки дерут на пирсе изменивших жен.

Люба. Не обольщайся. То же самое и с большим правом я могла бы проделать с тобой.

Танов. У тебя нет желания перебраться к матери?

Люба. Нет. Квартира у меня есть… Переезжай ты.

Танов. Куда?

Люба. Твоей голове болеть. Можешь хоть всю жизнь здесь проторчать. Любуйся природой, пока не налюбуешься.

Танов. Глупее, чем привезти тебя сюда, я придумать не мог.

Люба. Да уж. Спасибо, отдохнула.

Танов. Теперь молчи и слушай, моя ненаглядная. В город я сейчас не поеду, лечу в Братск. Дома буду одиннадцатого. Ключ у меня есть. Пока ты будешь на работе, соберу свои вещи. Ума у тебя, надеюсь, хватит не бегать по начальству?

Люба молчит.

Настене ничего не говори, сам объяснюсь.

Люба (показав фигу, сразу). Вот ты ее увидишь.

Пауза.

Всю жизнь мне перековеркал, а теперь улизнуть хочешь?

Танов молчит.

Я не для того замуж выходила, чтобы смотреть, как ты со своими охламонами в загулы ходишь да гонорары пропиваешь. (Передразнивая.) Хорошие ребята, не везет, духовные ценности… Дура, уши развесила. Лучше бы подумал, как жене твоей живется, чем эту пьянь кормить да поить.

Танов. Мадам, мои представления о жене не совпадают с вашими.

Люба. Правильно, жена плохая. Тебе собачку надо, чтоб от радости визжала, Пашеньку увидев.

Танов. Все, уймись.

Люба. Чтоб кроме горшков и работы ничего не знала… Вот тогда хорошей будешь. А муж пусть на гитаре бренчит, нервные напряжения сбрасывает, соплюшек покоряет.

Танов. Завидуешь, что ли?

Люба. Ты меня еще не знаешь.

Танов. Да, девочка нам себя еще покажет.

Люба. Посмотрим, будут ли тебя читать года через три?

Танов. Оставь эту заботу мне. Полторы сотни в месяц тебя устроит?

Пауза. Люба заплакала.

Люба. Ты не должен так делать. Не должен. У меня совсем нет сил. Не жизнь, а каторга. За что? Поверь, не такое уж удовольствие быть твоей женой.

Танов. Есть перспектива пожить в довольстве.

Люба. Ну зачем ты так говоришь? С тобой правда очень трудно. Очень. То со своей компанией шатаешься, то неделю как сыч дома сидишь молчком… И есть ты и нет тебя. Так ведь тоже нельзя. Все на меня свалил: дом на мне, с Настеной замоталась, на работу иду как на голгофу…. Чем я хуже других? Мне тоже пожить хочется, благо не старуха.

Танов. Живи.

Люба. Я не дам развода. Если надо будет – скандал подниму. Насте осенью уже в школу. Через этот ад я одна не пойду.

Пауза. Танов подошел к Любе, присел на корточки и внимательно стал ее разглядывать.

Танов. Удивительно.

Люба склонила голову ему на плечо.

Танов (отстраняясь). Иди‑ка спать.

Люба. Ну перестань, Паша, ну не сердись. Ну, дурра я, гусыня, баба – все что хочешь. (Пытаясь обнять.) Посмотри на меня. Нет, ты посмотри. Я все равно люблю тебя…

Танов (высвобождаясь из объятий, смеясь). Люба, не подличай.

Люба. Я не подличаю. Я правда. Как мы без тебя будем? Настенька тебя так любит, и я не смогу. Пашенька, ну не убегай, подожди. Я больше ни во что не буду вмешиваться. Честное слово. Прости, пожалуйста. Поцелуй меня, не отворачивайся. Пашенька, родной мой. Мы ведь родные люди. Разве можно нам быть отдельно? Ну подожди, ну прости.

Танов. Остынь, Люба.

Люба. Нет. Нет. Приходи ко мне спать. Скорее только, ладно? Придешь? Пусть они на веранде, а мы с тобой. Хорошо? Ну скажи, хорошо!

Танов. Плохо.

Люба. Хулиган мой. (Шепотом.) Я правда больше не буду. Придешь?

Танов молчит.

А? (Целует Танова.) Приходи, пожалуйста. (Уходит в дом.)

Вбегает Байков.

Байков. Я не знаю, где он. Как в воду провалился.

Танов. А на пристани?

Байков. Нигде нет.

Танов. Фонарь возьму. (Убегает в дом.)

Байков (один). Ох, чучело, ну чучело.

Возвращается Танов.

Это надо же быть таким чучелом.

Танов. Все мы с одного огорода. Идем скорее. (Убегает.)

Байков. Куда?

Танов. К обрыву!

Затемнение

 

 

Картина вторая

 

Эпизод первый

 

Телестудия. На сцене друг против друга кресла. В центре на высокой подставке пепельница. Чуть глубже стол. В одном из кресел сидит Людмила, в другом Ширяев.

Ширяев (помечая что‑то в бумагах). Так… Ясненько… Вот здесь сократить. На седьмой.

Людмила. У меня там помечено.

Ширяев. В общем, пойдет. (Расписывается.) Ну, как жизнь?

Людмила. Лучше не придумаешь.

Ширяев. А думала?

Людмила. Голова болит.

Ширяев. Стой, это воскресный? Тю‑тю‑тю‑тю… (Решив.) Пойдет. Значит, голова. Хочешь средство?

Людмила (смеясь). Не поможет, Роман Дмитриевич.

Ширяев. Ты ведь не знаешь?

Людмила. Знаю, не поможет.

Ширяев. Ну а вдруг? Обаятельной, симпатичной, о‑дино‑кой женщине…

Людмила. Что вы говорите, Роман Дмитриевич? Я старуха, какой из меня толк.

Ширяев. У, лиса. Уволю.

Людмила. Старая лиса, ста‑ра‑я.

Ширяев. Я тоже лис, но не такой старый, как ты думаешь. Все вижу.

Людмила. Я и не думаю.

Ширяев (склонившись к Людмиле). Ну что, будем лечиться?

Людмила (смеясь через силу). Не надо, Роман Дмитриевич, не надо.

Ширяев. Люда, подумай.

Людмила (уткнувшись в бумаги). А где вставка?

Ширяев. Вставка?

Людмила. Нет, действительно. Ах, вот. Склеилась.

Ширяев. Видишь, склеилась.

Входит Себаков.

Себаков. Здравствуй.

Людмила. Витя, есть сигарета?

Себаков. Минуточку. (Достает сигареты.)

Пауза.

Людмила (показывая листы). Андрюшина передача прошла.

Себаков (потирая руки). Попался. Роман Дмитриевич, вас директор спрашивал.

Ширяев. Где он?

Себаков. Сейчас у себя.

Ширяев. Ему нужен я, вот пусть и приходит ко мне.

Пауза.

(Людмиле.) Значит, это воскресный?

Людмила. Да.

Ширяев (встал). Понятно. (Уходит.)

Людмила. Ой, Витька, спасибо.

Себаков. Подожди. (Идет к столу, набирает номер телефона.) Виталий Семенович? Себаков. Я по поводу машины на первое октября. Дело в том, что ее заказал Роман Дмитриевич… Да, тоже на первое, я вам говорил. Он пошел к вам. Я сказал ему, что он вам нужен. Да вот… Вы обещали поговорить с ним. В Селезневку. Японский. Нам хватит, но можно упустить. Спасибо. На первое. Спасибо. (Кладет трубку.) Сейчас сцепятся.

Людмила. Я было пятый угол начала искать. Его не поймешь, где он шутит, а где нет.

Себаков. Пошутить мы любим.

Людмила. Спасибо, выручил.

Себаков. Теперь ты моя должница.

Входит Долин.

Людмила. Андрюша, поздравь.

Долин. Прошла?

Людмила. Разумеется.

Долин. За мной долг.

Людмила. Боже мой! Все в долгах, как в шелках.

Долин. Видимо, без этого не проживешь, а хочется.

Людмила. Ох, хочется.

Себаков (Людмиле). Не крутить.

Людмила (Долину). Но я тебе прощаю. Для хорошего человека ничего не жалко.

Себаков. Андрюша, ты явно пользуешься спросом у женщин. Что поделаешь, сейчас мода на толстых и лысых.

Людмила. Брось ты. Мода проходит…

Себаков. Значит, я могу надеяться?

Людмила. Пижон. Срочно женись, не то свихнешься на бабах.

Себаков. После свадьбы я себя чувствовал точно так же, как в школе, когда остался на второй год. Было‑было. Ощущение какой‑то неполноценности. Зачем? И тогда юный муж Виктор сказал: «Не хотел учиться, не хочу жениться». И знаешь, дышать стало легче, клянусь.

Людмила. Смотри, не лопни.

Долин. Люд, жени его на себе и отомсти за всех брошенных им женщин.

Людмила. Кастрировать, как кабанчика.

Себаков. Ну, вы скажете. Если бы не мой принцип: женщины для мужчины… (наставительно) мужчины. Секете? Я бы не сопротивлялся. Но кругом столько нашего брата шляется.

Людмила. Да… Да…

Себаков. Вахлаки! Куда они смотрят?

Людмила. А вот по сторонам и не видят. И хочется, чтоб заметили, а не видят, Витя.

Себаков. Ну, идиоты. Что на это скажешь?

Людмила. Бери ты.

Себаков (вздохнув). Людочка, у меня принцип…

Людмила. То‑то же. И идиоту бы рада, да нет его.

Звонит телефон. Долин берет трубку.

Долин. Слушаю. Нет. Долин. Здесь. (Себакову.) Директор.

Себаков (взяв трубку). Я, Виталий Семенович. На пульт, ваш кабинет, немного на холл – все пластик. А как же? В смету? Конечно уложимся, я ведь по дешевке достал. Хорошо. Сейчас зайду. Хорошо, прямо сейчас. (Положил трубку.) Моцакевич без меня жить не может. (Людмиле.) А все ты. Благослови хоть.

Людмила. С Богом.

Себаков. Тики‑так. (Уходит.)

Людмила. Как все надоело.

Долин. Может, и в самом деле выйти замуж?

Людмила. Андрюшенька, ведь и в самом деле не берут.

Долин. Время терпит. Возьмут.

Людмила. Где оно – время? В том то и дело, что чем дальше, тем хуже, хуже и хуже. С вашим братом надо уметь обращаться, а я, как молодая дура, все верю, надеюсь, а потом как вляпаюсь, и снова одна. И ничего не меняется, все по‑прежнему, только вчера тебе было двадцать, а сегодня уже сорок. Какая…

Входит Байков.

Байков. Андрей, вечером ты дежуришь.

Долин. Почему?

Байков. Дядю Колю на «скорой» увезли.

Людмила. Снова кровь?

Байков. Да. Из носа, из горла.

Людмила. Бедный старик. Пошла. До свидания.

Байков, Долин (вместе). До свидания.

Байков. Дневник искусств на конец октября твой. Сделаешь?

Долин. Руки не поднимаются.

Байков. Перестань.

Долин. Правда. Сил нет.

Байков (сел в кресло). Дай‑ка ноги вытяну.

Долин. Устал?

Байков. Мягко сказано.

Долин. Любопытную штуку вычитал. Оказывается, вакуум никакая не разряженность, а наоборот – сверхплотность… Представляешь?

Байков. Забавно.

Долин. Прихожу к выводу, что естественное состояние человеческой жизни не работа, а…

Байков. Отдых?

Долин. Совершенно верно.

Байков. Блудливая мысль. (Показывая шею сзади.) Андрей, посмотри.

Долин. Где это ты?

Байков. Что там?

Долин. Ссадина.

Байков. Черт, горит.

Долин. Хомут был слишком нов.

Байков. Но все‑таки я его одолел.

Долин. Кого?

Байков (уточняя). Что. Контейнер.

Долин. Кому‑то помогал?

Байков. Себе.

Долин. Уезжаешь?

Байков. Стариков к себе забрал. Отца трудно было сорвать. Почти не видит, воды в дом принести не может, а все хорохорится.

Долин. Разместились?

Байков. Проживем. Хоть на глазах будут, и на душе спокойнее. Анька умница. Ходит за ними, как за детьми малыми. Дети малые и есть. Твои пишут?

Пауза.

Долин (улыбаясь, со скрытой издевкой). Саня, ты меня опекаешь, да?

Байков (не сразу). Повтори.

Долин молчит.

Когда на острове ты сиганул с обрыва, а мы с Пашей рыскали по лесу, я кое‑что понял про себя. Бога молил, чтобы с тобой ничего не случилось. Понимаешь? Бо‑га.

Долин. Сняли тему.

Байков. Оли я тебя никогда не прощу. Там вы были свиньей, мой мальчик, но у меня к тебе все в порядке. Запомни это.

Долин. Как вы меня нашли?

Байков. Не иголка. (Встал.) Дневник делаешь, договорились?

Звонит телефон.

Долин (взял трубку). Долин. Что‑о?! (Пауза.) Кто?! (Пауза.) Кто, когда? (Слушает, затем кладет трубку.)

Байков. Что такое? Андрей…

Долин. Саш… Они говорят… Пашу убили. На набережной.

Пауза.

Входят Себаков, Людмила, работники студии.

Людмила. Андрей, из газеты звонили… Знаете, что ли?

Байков отходит к столу, садится.

Первый работник. Мерзавцы, мерзавцы.

Себаков. Поймали хоть?

Второй работник. О чем вы говорите? Разве у нас ловят?

Первый работник. Собственными руками придушил бы мерзавцев.

Себаков. Сколько их было?

Второй работник. Говорят, двое. Пять ножевых ран.

Людмила. Дежурная с дебаркадера видела их. Пока в милицию звонила, убежали. Высокие, один, заметила, черный, оба в плащах.

Входит Ширяев.

Ширяев (второму работнику). Илья Григорьевич, организуйте телеграммы о соболезновании в редакцию, жене… Куда там еще? Сообразите.

Илья Григорьевич. Обязательно, обязательно.

Все негромко говорят, перебивая друг друга. Байков сильно, с размаху, бьет кулаком по столу и уходит. Все замерли. Долин проходит и садится на место Байкова. Закрыл голову руками.

Затемнение

 

Эпизод второй

 

Прошло несколько месяцев. Зима. Квартира Долина. Стол, телевизор, тахта, небольшой стеллаж, несколько стульев. На полу у тахты телефон. В комнате порядок, чистота, почти уютно. Входит Люба. Следом идет Барасенко, неся чемодан.

Барасенко. Смелее. Я думаю, Андрей меня не осудит.

Люба. Спасибо. Большое спасибо.

Барасенко. Минус двадцать восемь! В таком легком пальто. Вы с ума сошли. Никогда не видел подобной ткани.

Люба. Я и сама не знаю. Подарили.

Барасенко. Ключ вам оставить?

Люба. Нет, не надо. Я никуда не пойду, окоченела как бобик.

Барасенко. Давайте снимем пальто, быстрее согреетесь. Андрей придет, спускайтесь ко мне, я живу тремя этажами ниже, покажу вам ключ от городских ворот. Уникальная вещь, одиннадцатый век.

Люба. Коллекционируете?

Барасенко. Именно это обстоятельство вас спасло от холодной смерти.

Люба. Спасибо.

Барасенко. Вы не против познакомиться?

Люба. Танова Люба.

Барасенко. Геннадий Барасенко. Бактериолог.

Люба. Как это?

Барасенко. Занимаюсь чумой.

Люба. Фу, как страшно.

Барасенко. Как раз наоборот. Весной уезжаешь в поля, леса – и до самой осени. Что может быть полезней? Простите, а к Танову писателю какое‑нибудь имеете отношение?

Люба. Жена.

Барасенко. Что вы говорите? Очень приятно. (Горестно.) Бог мой, как все несуразно. В такие минуты острее ощущаешь все несовершенство мира. Какая досада. (Небольшая пауза.) Я вас, кстати, познакомлю со своей женой. Ее зовут Вика, но я ее в шутку прозвал Никой. Поразительный человечек. Ничего, что я так вот расхваливаю…

Люба. Глупости. Очень славно.

Барасенко. Сами виноваты. Быть такой красавицей и так расположить к себе…

Люба. Спасибо.

Барасенко. Уверен, что вы друг другу понравитесь. Ну, отдыхайте, а то я разболтался…

Входит Долин.

Хозяин пришел. Здравствуй, Андрей.

Долин. Здравствуй.

Барасенко. Представь себе, еще немного и твоя гостья превратилась бы в экспонат музея императрицы Анны.

Долин и Люба, не отрываясь, смотрят друг на друга.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!