И пусть отныне гостьи наши добрые



             Приносят счастье жителям земли моей!

 

                        Участники шествия

 

                             Строфа 1

 

             В дом свой, о славные гостьи, грядите,

             Дочери Ночи! Ликуя, вослед мы идем.

             Благоговейте и песню хвалебную пойте!

 

                           Антистрофа 1

 

             В мрак пропастей, в сокровенные недра

             Слать не устанем почетные наши Дары.

        1040 Благоговейте и песню хвалебную пойте!

 

                             Строфа 2

 

             Кроткие, землю святую любя,

             С нами идите!

             Радуйтесь свету

             Ярких огней, озаряющих путь!

             Подпевайте, пляшите, кричите!

 

                           Антистрофа 2

 

Мир Эвменидам, богиням благим

             Края Паллады!

Так порешили

Вечная Мойра, всевидящий Зевс.

             Подпевайте, пляшите, кричите!

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

 

УСТРОЙСТВО ТЕАТРА И СТРОЕНИЕ ТРАГЕДИИ

 

 

Театральные представления в эпоху расцвета греческого общества были тесно связаны с культом Диониса и составляли часть сельских празднеств,посвященных этому богу, о чем напоминал алтарь Диониса, находившийся в

орхестре. _Орхестрой_ называлась центральная часть древнего театра, расположенная между местами для зрителей и скеной. _Скена_ ("сцена", то есть палатка) - это строение, первоначально служившее для переодевания и выхода

актеров. Затем она стала изображать фасад здания, храма или дворца, перед которым развертывалось действие, и служить декоративным фоном. Воздвигнутая

перед скеной колоннада называлась _проскений_. Места для зрителей (в V в. до

н. э. деревянные скамьи, которые позже были заменены каменными сиденьями)

располагались уступами, окаймляя подковой орхестру.

В Афинах театр был построен на юго-восточном  склоне Акрополя, где

находились два храма, посвященные Дионису. Он вмещал более пятнадцати тысяч

зрителей. Этот театр, представления в котором устраивались под открытым

небом при естественном освещении, послужил образцом для других греческих

театров.

Греческая трагедия возникла из импровизации и вела свое начало от

дифирамба - хвалебной песни в честь Диониса. Большое место в ней отводилось

хору, выступавшему как одно из ее действующих лиц. Из хора, состоящего из

двух полухорий, выделялось трое: предводитель всего хора - корифей и два

предводителя каждого полухория.

Почти все трагедии начинались с _пролога_, в котором обычно содержалась

завязка действия. В прологе выступал один актер, произносивший монолог, а

иногда два и даже три. Затем на орхестру через боковой открытый проход (то

есть _парод_) выходил хор и исполнял свою первую песню, называемую _парод_.

За пародом следовали _эписодии_ - диалогические части трагедии, в которых

главная роль отводилась актерам, а от хора выступали корифей или отдельные

хоревты. Эписодии отделялись друг от друга _стасимами_ - песнями, которые

исполнял хор, находясь на орхестре. Каждый стасим состоял из отдельных

частей: _строфы_ и _антистрофы_, написанных в одном и том же размере. За

ними шел _эпод_, отличный от них по структуре. Лирическая партия актера и

хора носила название _коммос_. Пение хора сопровождалось музыкой и танцами.

Заключительная часть трагедии, когда хор с песней удалялся с орхестры,

называлась _эксод_.

 

 

"ОРЕСТЕЯ"

 

 

"Агамемнон", "Жертва у гроба" ("Хоэфоры") и "Эвмениды" составляют

единственную дошедшую до нас полностью трилогию Эсхила "Орестея" (поставлена

в 458 г. до н. э.). Сюжет "Орестеи" заимствован из поэм троянского цикла. В

основу ее положен миф о потомках Атрея, над которыми тяготеет проклятие за

преступление их предка. Атрей, микенский царь, решив отомстить своему брату

Фиесту за козни, убил его детей и накормил Фиеста их мясом. В роде Атрея не

прекращались ужасные преступления. Так, сын Атрея Агамемнон принес в жертву

богам свою дочь Ифигению; жена Агамемнона Клитемнестра с помощью своего

любовника Эгиста (оставшегося в живых сына Фиеста) убила мужа; сын

Агамемнона Орест, мстя за отца, убил мать и Эгиста.

Разрабатывая этот миф, Эсхил принимает более позднюю его версию,согласно которой убийство Агамемнона приписывается всецело Клитемнестре.

Таким образом, главным действующим лицом трагедии становится  Клитемнестра,

замыслившая преступное убийство и хладнокровно совершающая его. Образ Клитемнестры приобретает необыкновенную силу  и яркость.

 Хотя в начале трагедии огни, зажженные на горных вершинах в Греции, возвещают о падении вражеской Трои, поэт различными приемами создает ощущение надвигающейся

беды , неотвратимости рока.

 В последней сцене хор отказывается признать Клитемнестру и Эгиста, захвативших после убийства царя власть в Аргосе. Он

грозит им мщением Ореста.

 

"ЭВМЕНИДЫ"

В заключительной части "Орестеи", "Эвменидах", главное действующее лицо - Орест. Он спасается от преследования Эриний, составляющих хор в этой трагедии, в дельфийском святилище Аполлона. Но бог своим заступничеством не

может защитить его. Орест, сопровождаемый Гермесом, бежит в Афины, чтобы искать тал покровительства у богини Афины. К ней обращаются также Эринии,требуя возмездия за убийство сыном родной матери. Афина из лучших граждан

города составляет судилище, Ареопаг, и устраивает настоящее судебное разбирательство. Эринии выступают как обвинительницы Ореста, Аполлон берет

на себя роль защитника. Спор между ними Эсхил изображает как борьбу принципов отцовского и материнского права.

Энгельс пишет об этой трагедии: "Весь предмет спора сжато  выражен в дебатах, происходящих между Орестом и Эриниями. Орест ссылается на то, что Клитемнестра совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с тем его отца. Почему же Эринии преследуют его, а не преследуют ее, гораздо более

виновную? Ответ поразителен: "С мужем, ею убитым, она _в кровном родстве не была_". Убийство человека, не состоящего в кровном родстве, даже когда он муж убившей его женщины, может быть искуплено, Эриний оно нисколько не касается; их дело - преследовать убийство лишь среди родственников по крови,

и тут согласно материнскому праву, тягчайшим и ничем не искупимым является убийство матери" {Энгельс Ф. К истории первобытной семьи. - Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 22, с. 216-217.}.

Аполлон, в противовес Эриниям, настаивает на важности родства по отцу. Голоса судей делятся поровну, и Афина  подает свой голос за оправдание Ореста. Чтобы успокоить гневных Эриний, в их честь устанавливается в Афинах новый культ. Отныне они должны почитаться как "милостивые" богини - Эвмениды. Отсюда и название трагедии.

 

1-2 ...первопророчицу... Землю. - Гея, богиня земли, считалась первой

владелицей Дельфийского оракула.

3 Фемида - Здесь Эсхил представляет ее как дочь Земли.

9 Делос - остров в Эгейском море, считавшийся родиной Аполлона.

13 Сыны Гефеста - афиняне. Так называет их Эсхил, потому что они прокладывают дорогу для бога, прорубая железными топорами лесные чащи, и потому что афиняне возводили свой род к Эрехтею, сыну Гефеста.

15 Дельф - мифический царь, по имени которого были названы Дельфы.

22 ...в пещере Корикийской дом... - Пещера, находившаяся северней

Дельф, была посвящена богам Пану, Дионису и нимфам.

24 Бромий - то есть "Шумный", одно из прозвищ Диониса.

26 Пенфей - фиванский царь, восставший против культа Диониса и в наказание за это растерзанный вакханками.

27 Плист - небольшая речушка близ Дельф.

50 Гарпии - мифические существа, полуженщины-полуптицы.

51 Финей - фракийский царь, наказанный богами: гарпии вырывали у него изо рта пищу.

69 ...седые дети Ночи. - Эсхил называет Эриний дочерьми богини Ночи. По Софоклу, они дети Земли и Мрака. По Гесиоду, они дочери Земли,

оплодотворенной кровью Урана, оскопленного его сыном Кроном.

79 Паллады город - Афины.

107-108 ...я влагой трезвою вас ублажала... - Эриниям, в отличие от других богов, приносили в жертву чистую воду и воду, смешанную с медом, но

не с вином.

150 Бог молодой, ты старых в грязь втоптал богинь. - Эриний считали древнейшими божествами, правившими задолго до Зевса и его сына Аполлона, "новых богов".

269-271 ...кто оскорбил богов... - В словах Эринии содержится напоминание об основных заповедях древнегреческой морали, так называемых "заповедях Хирона".

292-293 В Ливийском ли краю, вблизи Тритоновых родимых струй... - то есть в Северной Африке, у озера Тритонида. По одной из мифологических версий, это место считалось родиной Афины.

295 Флегреиский дол - находится в Италии. Согласно мифу, там происходила битва богов с гигантами, во время которой особо отличилась Афина.

325 Сын Лето - Аполлон.

405 Сыновья Тезеевы - афиняне, названные так по имени мифического царя Тезея.

432 Не даст он клятвы, клятвы не потребует. - Здесь имеется в виду принятая в афинском суде процедура "предложение клятвы", при которой одна сторона предлагала другой решить дело клятвой той или иной стороны.

   443 Иксион - царь лапидов, убивший своего тестя. Зевс простил Иксиона,очистив его от пролитой крови, и ввел таким образом обряд очищения.

570 Труба тирренская - то есть этрусская. Этрусков считали изобретателями медных труб.

668 Она явилась не из чрева темного... - Афина, согласно мифу,появилась на свет из головы Зевса.

686 У сынов Эгеевых... - у афинян. Эгей - мифический царь Афин, отец Тезея.

688-689 Амазонки некогда здесь лагерем стояли... - По одному из мифов, амазонки, мстя за похищение своей царицы царю Тезею, пошли против него волной и вторглись в Аттику.

696-697 Пусть не будет новшеством устав мой осквернен... - За четыре года до постановки "Орестеи", в 462 г. до н. э., была проведена реформа Ареопага, лишившая его прежнего значения.

706 Пелоповы земли - Пелопоннес.

726-727 ...в дому Феретовом заставил Мойр... - Когда Аполлон служил пастухом у фессалийского царя Адмета, сына Ферета, чтобы очиститься от крови убитых им киклопов, он спас от смерти Адмета, выпытав у Мойр тайну угрожающей ему опасности.

768-769 ...ни один аргосский вождь на эту землю не придет с оружием. - Эсхил напоминает здесь о недавнем союзе, заключенном Афинами с Аргосом.

836 Со мною рядом будешь ты в почете жить. - Алтари Эриний находились

на холме Ареса вблизи Акрополя, считавшегося местопребыванием Афины.

856 Эрехтеев дом - Эрехтейон, храм в афинском Акрополе.

1011 Дети Краная - афиняне. Кранай - древний герой Аттики.

 

                                                          Н. Подземская

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!