Упражнение 201. «Высчитываем темпоритм»



 

Прочитайте отрывок, запишите себя на диктофон. Затем с помощью тататирования расставьте паузы в отрывке и прочитайте снова, высчитывая темпоритм. Прослушайте обе записи, при этом высчитывайте про себя темпоритм.

 

 

...

Он думал, что свободным быть так просто. Нужно только, чтобы ничто внешнее не приковывало душу обещаньем счастья. Нужно иметь силу не хотеть счастья. Тогда оно придет само, одно возможное сознание этой силы в себе.

(Гиппиус 3. Н. Златоцвет. Петербургская новелла)

 [30]

 

Необходимо помнить, что для разных произведений и ролей нужен разный темпоритм. «Среди артистов существуют такие, у которых однажды и навсегда для всех ролей, действий, речи, молчания установлен один‑единственный темпоритм… Есть актеры однообразные в своих скоростях и размеренностях. У лиц такого типа темпоритмы приноровлены к их амплуа. У “благородного отца” свой постоянный и благородный темпоритм. У “ingenue” – щебетушек – свой “молодой”, беспокойный, торопливый ритм. У комиков, героев и героинь – свой однажды и для всех ролей установленный темпоритм… Есть много артистов… которые увлекаются только самой внешней формой стихотворной речи, ее ритмом и рифмой, совершенно забывая о подтексте и о его внутреннем темпоритме чувства и переживания. Эти актеры выполняют все внешние требования стихотворной речи с точностью, доходящей до педантизма. Они старательно отчеканивают рифмы, скандируют стихи, механически отбивая сильные моменты, и очень боятся нарушить математически точную размеренность ритма. Они боятся и остановок, потому что чувствуют пустоту в линии подтекста. Да его у них и нет, а без него нельзя любить и самый текст, потому что не ожившее изнутри слово ничего не говорит душе. Можно только внешне интересоваться ритмами и рифмами произносимых звуков. Отсюда механическое “стихотворение”, которое не может быть признано стихотворной речью. То же происходит у артистов этого типа и с темпом. Приняв ту или другую скорость, они неизменно держатся ее все время чтения, не зная того, что темп должен все время, безостановочно жить, вибрировать, до известной степени меняться, а не застывать в одной скорости. Такое отношение к темпу и отсутствие в нем чувства мало отличаются от машинной игры шарманки или от механического отбивания ударов метронома». [1]

Упражнение 202. «Темпоритм и тататиpование»

С помощью тататирования расставьте паузы в отрывке и прочитайте его вслух, высчитывая темпоритм.

 

 

...

АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО.

ОДЕССА

Во всех других городах принято, чтобы граждане с утра садились за работу, кончали ее к заходу солнца и потом уже предавались отдыху, прогулкам и веселью. А в Одессе настоящий одессит начинает отдыхать, прогулки и веселье с утра – так, часов с девяти. К этому времени все главные одесские улицы уже полны праздным народом, который бредет по тротуарам ленивыми, заплетающимися шагами, останавливается у всякой витрины, у всякого окна и с каким‑то упорным равнодушием заинтересовывается каждой мелочью, каждым пустяковым случаем, на который петербуржец не обратил бы никакого внимания. [49]

 

 

Слово и движение

 

Произнося текст роли, актер на сцене не находится в статичном состоянии. Его тело постоянно в движении, и это тоже должно учитываться при занятии речевым тренингом. Главное в таком тренинге – добиться «свободного звучания голоса во время всевозможных по характеру физических действий. При неудобных для звучания положениях тела (говоришь с запрокинутой головой, скрючившись, сидя на корточках, передвигаясь по‑пластунски и т. д.), при сопровождении речи активными физическими движениями (пляской, фехтованием, дракой, борьбой, прыжками и т. д.) появляется мышечное напряжение в теле, одышка, которые отрицательно сказываются на качестве звучания речи, могут привести к болезням голосовых связок (несмыкание, дряблость, узелки). Необходимо владеть навыком снятия излишнего мышечного напряжения и не допускать одышки. Для этого надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распространение) мускульного напряжения на голосоречевой аппарат, значит владеть так называемым “изолированным сокращением мускулатуры”. 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное (речевое), чтобы они не конфликтовали, уживались, то есть чтобы не было кислородного голодания организма (одышки), а значит, владеть навыком “сбрасывания” неиспользованного в фонации воздуха. 3) научиться координировать речь и движения, чтобы они помогали друг другу, а не мешали передавать суть происходящего на сцене». [5]

Упражнение 203. «Движение на вдох‑выдох» Исходное положение: ноги прямо, пятки вместе, руки опущены. Совершайте следующие движения.

Наклон головы вниз – выдох, поднять голову вверх – вдох.

Повороты головы влево, вправо 10–15 раз.

Наклоны головы к левому плечу, исходное положение, наклоны к правому плечу 10–15 раз.

Круговое движение головой слева направо и справа налево. Опуская голову – выдох, поднимая – вдох.

Упражнение 204. «Сложный танец» Исходное положение: руки опущены, ноги шире плеч.

Вдох. Выдыхая, наклониться к левой ноге, потянуться к ней руками, вернуться в исходное положение, то же к правой ноге.

Руки на поясе – вдох, повернуть туловище вправо – выдох, то же влево.

Руками взяться за сиденье стула, отвести туловище назад – вдох, вернуться в исходное положение – выдох.

Руки поднять вверх – вдох, наклониться вперед, стараясь коснуться руками пола, – выдох. Дыхание ритмичное, через нос. Упражнение выполняется сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми.

Руки на поясе, вращение туловища сначала вправо, затем влево, нагибая туловище вниз – выдох, выпрямляя – вдох.

Руки сжать в кулаки и согнуть в локтях. Выбросить правую руку с силой вперед и влево (голова и туловище при этом совершают полуоборот влево), когда правая рука возвращается в исходное положение, выбросить с силой левую руку.

Упражнение 205. «Повороты и счеты» Встаньте, положив руки на пояс и поставив ноги на ширину плеч. Дыхание свободное. На счет «раз» повернуть туловище и голову вправо; на счет «два» возвратиться в исходное положение; на счет «три» повернуть туловище и голову влево; на счет «четыре» возвратиться в исходное положение.

Упражнение 206. «Наклоны в стороны» Исходное положение прежнее. Дыхание произвольное. На счет «раз» наклонить голову к правому плечевому суставу; на счет «два» возвратиться в исходное положение; на счет «три» наклонить голову к левому плечевому суставу; на счет «четыре» возвратиться в исходное положение.

Совершить 5‑10 наклонов.

Упражнение 207. «Повороты головы со счетом» Исходное положение прежнее. На счет «раз» повернуть голову вправо; на счет «два» возвратиться в исходное положение; на счет «три» повернуть голову влево; на счет «четыре» возвратиться в исходное положение. Выполнить 5‑10 вращательных движений в каждую сторону.

Упражнение 208. «Наклоны головы со счетом» Исходное положение прежнее. На счет «раз» сильно наклонить голову вперед; на счет «два» возвратиться в исходное положение; на счет «три» наклонить голову назад; на счет «четыре» возвратиться в исходное положение. Наклониться вперед и назад 5‑10 раз.

Упражнение 209. «Дотянуться и присесть» Встать, расставив ноги на ширину плеч и опустив руки вниз. На счет «раз», поднимаясь на носки, поднять руки вверх и сделать вдох; на счет «два» руки опустить вниз, одновременно становясь на пятки, присесть, расслабляясь и выдыхая воздух.

Упражнение выполнить 5‑10 раз. Если при этом возникнет головокружение, следует прекратить выполнение упражнения.

Интересно, что развитие движений и формирование речевых навыков у детей тесно связаны между собой. Эту особенность могут использовать и актеры, занимающиеся речевым тренингом. Преподаватель сценической речи 3. В. Савкова считает, что сочетание работы над техникой речи с ритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженность, скованность. «При работе можно использовать ходьбу, движения рук и ног, производить жесты, помогающие пониманию содержания речи, – пишет она. – Рекомендуются задания следующего типа: – проговаривание скороговорок или считалок с дирижированием в такт речи (указательный палец правой руки движется вверх‑вниз, движение‑слово):

Папа тут, папа там,

Папа, папа тут и там.

Мама тут, мама там,

Мама, мама тут и там.

Папа тут, мама там,

Папа, мама тут и там.

– проговаривание считалки с движениями: Шли, шли, шли ( идти по кругу, шаг‑слово).

Мы ( широкий жест по кругу) пирог нашли ( слегка наклониться вперед, руки протянуты вниз).

Сели, поели (сесть на пол, имитирующий жест рукой) и дальше пошли ( встать, взмах рукой вперед).

Существует целый ряд упражнений, основанных на имитации звуков и движений различных естественных ситуаций, например: а) воображаемым насосом накачайте шину велосипеда, делая руками привычные движения и произнося С‑С‑С‑С, С‑С‑С‑С, С‑С‑С‑С….

б) короткими, отрывочными движениями сжимайте “грушу пульверизатора», сопровождая движения звуками Ф! Ф! Ф! Ф!….

в) изобразите, что вы рубанком стругаете доску: Ж‑Ж‑Ж‑Ж! Ж‑Ж‑Ж‑Ж!….

г) покажите, как вы косите траву: С‑С‑С‑С! С‑С‑С‑С!….

д) натрите пол щеткой: Ш‑Ш‑Ш‑Ш! Ш‑Ш‑Ш‑Ш! Ш‑Ш‑Ш‑Ш!». [5]

Вот несколько упражнений, предложенных 3. В. Савковой:

Упражнение 210. «Семь отчаянных пиратов» Подберите движения к следующей долгоговорке:

Шли из Африки в Саратов

Семь отчаянных пиратов.

видят надпись на столбе.

Продолжай: и те де, и те пе.

Шли из Африки в Саратов… [5]

Упражнение 211. «Поиск движения» Прочитайте отрывок и отметьте, какие движения должен делать актер, произнося этот текст. Прочитайте отрывок с движениями.

 

 

...

Я прилагал все усилия. Я бегал вперед и назад. Я извивался. Я перепробовал все формы, чтобы не быть убийцей. Я пробовал быть собакой, кошкой, тигром, столом, камнем! Я, между прочим, тоже пытался быть розой! Не смейтесь. Я сделал, что мог. Я сам себе строил рожи. Люди говорили, что меня било в конвульсиях. А я хотел пойти против течения времени, отменить то, что сделал, заново пережить время до преступления. Пойти против течения с легкостью – но мое тело не проходило. Я пробовал еще – невозможно. Всем вокруг было на меня наплевать. Они не подозревали об опасности, пока не начали волноваться. А мой танец! Стоило видеть мой танец! Как я танцевал, парни, как я танцевал!

(Жан Жене. Высокий надзор)

 [50]

 

Упражнение 212. «Хоровод»

Выполняйте движения в соответствии со словами народных песен:

СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ

Со вьюном я хожу,

С золотым я хожу.

Я не знаю, куда вьюн положить,

Я не знаю, куда вьюн положить.

Положу я вьюн на правое плечо,

А со правого на левое,

Я ко девушке иду, иду, иду,

Ко хорошенькой поближе подойду,

Рассчитаюся, рассчитаюся, рассчитаюся –

Назад пойду.

МЫ СЕЯЛИ, СЕЯЛИ ЛЕНОК

Мы сеяли, сеяли ленок, а

Мы сеяли, приговаривали, да

Чеботами приколачивали, да

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок,

Лен, мой лен,

Белый лен.

А мы пололи, пололи ленок, а

Мы пололи, приговаривали, да

Чеботами приколачивали, да

Ты удайся, удайся, ленок, да

Ты удайся, мой беленький ленок,

Лен, мой лен,

Белый лен.

А мы катали, катали ленок, а

Мы катали, приговаривали, да

Чеботами приколачивали,

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок,

Лен, мой лен,

Белый лен.

А мы вязали, вязали ленок, да

Мы вязали, приговаривали, да

Чеботами приколачивали, а

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок,

Лен, мой лен,

Белый лен.

Вот мы клали, мы клали ленок, а

Вот мы клали, приговаривали, да

Чеботами приколачивали, да

Ты удайся, удайся, ленок, а

Ты удайся, мой беленький ленок,

Лен, мой лен,

Белый лен.

А мы снимали, снимали ленок,

Мы снимали, приговаривали,

Чеботами приколачивали, да

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок,

Лен, мой лен,

Белый лен.

Уж мы мяли, мы мяли ленок,

Уж мы мяли, приговаривали,

Чеботами приколачивали,

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок,

Лен, мой лен,

Белый лен.

ЗАПЛЕТИСЯ, ПЛЕТЕНЬ

Заплетися, плетень, заплетися,

Ты завейся, труба золотая,

Завертись, камка хрущатая!

Ах, свет сера утица!

Потопила малых детушек

И в меду, и в патоке,

И в явстве сахарном!

Расплетися, плетень, расплетися,

Ты развейся, труба золотая,

Развернись, камка хрущатая!

Ах, свет сера утица,

Выкупай малых детушек

Из меду, из патоки,

Из явства сахарного!

Упражнение 213. «Танго» Прочитайте отрывок и подумайте, какие движения ассоциируются у вас с этим текстом:

 

 

...

Танцор танго напоминает собою туго натянутую тетиву, мечущую стрелы нового экстаза, первое и главное значение которого состоит в том, что этот экстаз есть экстаз бурнопламенного льда, есть экстаз, скованный внешней сосредоточенностью ласкающего и как бы печального ритма, есть экстаз потенциальный, за которым видятся неизмеримые возможности, но который никогда не перейдет в непосредственную бурность.

Танцор танго символизирует нам подземные раскаты, содрогающие поверхность обширной равнины нашей будничной жизни, отрывающее от обычного, зовущее нас в прекрасные и неведомые дали. Но все обаяние танго и состоит именно в том, что никогда не прорвется эта кора, никогда психическая острота переживаемого момента не выльется в разгульном жесте или непристойном движении. И в этом – несомненное и главное откровение нового танца, ставящего его в одну плоскость с современной психологией, в этом – несомненное преображение нашей действительности, в этом – сказка XX века.

(М. М. Бонч‑Томашевский)

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!