ВЫПРЯМИТЕЛИ ДРЕВКОВ И ДРУГИЕ КОСТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ



 

Мадленские охотники обрабатывали кости и рога животных, превращая их в различное оружие, орудия и другие предметы первой необходимости. По сравнению с предшествующей эпохой они многое изобрели и усовершенствовали.

Характерны здесь так называемые жезлы начальников или выпрямители древков, в виде костяных предметов с просверленным отверстием на одном конце, иногда очень красиво украшенных резьбой. Действительно ли они были знаками вождя орды, трудно сказать, так как могли быть и отличительным знаком колдуна или служить при его магических обрядах. Существуют и другие взгляды на эти „жезлы“.

Дудка и флейта встречаются в больших количествах среди предметов имущества мадленских охотников, но позднеориньякские охотники, например вестоницкие, применяли их реже. Дудки изготовлялись из костей различных животных, обычно птиц, оленей. Появляются новые виды оружия – костяные наконечники с желобком для вытекания крови из раненого животного, гарпуны, снабженные, как правило, двумя рядами зубцов. Большим открытием были и специальные метательные дощечки, при помощи которых охотники метали копья, придавая им гораздо большую скорость и пробойность. Наконечники стрел изготовлялись из кости.

На рисунке показано несколько костяных изделий мадленских охотников из пещеры Пекарна около Мокрой в окрестностях г. Брно в Моравии (Чехословакия): 1 – „жезл начальника“, или выпрямитель древков, не украшенный; 2 – „жезл начальника“, украшенный резными изображениями животных; 3 – дудки из пальцевых фаланг оленей; 4 – бокалы из оленьего черепа; 5 – наконечники и иглы; 6 – костяной предмет с расщеплением (спереди и сбоку); 7 – гарпун (с лицевой и обратной стороны).

 

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОЖЕРЕЛИЙ

 

Человеческое стремление украсить свое тело наблюдалось уже в очень давние времена. На некоторых стоянках позднепалеолитических людей, например, около костра вестоницких охотников на мамонтов, найдено много куч цветной глины. Они, наверное, служили для раскрашивания тела, что является самым древним способом украшения вообще. Позднепалеолитические охотники, конечно, таким раскрашиванием занимались при подготовке к различным празднествам и магическим обрядам.

Но уже у ориньякских охотников встречаются и другие способы украшения тела, прежде всего различными ожерельями, которые изготовлялись, главным образом, из раковин различных современных и ископаемых моллюсков, в том числе улиток, из зубов хищников либо из бус и валиков, вырезанных из бивня мамонта. Все части ожерелий, независимо от того, раковины это или зубы, имеют просверленные отверстия, чтобы их можно было нанизывать. Некоторые ожерелья составлялись из сходных частей, например, из однородных раковинок, а для других ожерелий применялись различные предметы, например раковины и зубы. В немецком ориньяке около Могуча была найдена целая мастерская по изготовлению ожерелий; около сложенных валунов, служивших, по‑видимому, рабочими столами, среди множества кремневых орудий было найдено и много раковин морских моллюсков рода перптиум (Cerithium), причем у многих из них уже была отрезана верхушка.

Ожерелья служили не только для украшения. Многие из них носились, скорее, как амулеты, которые должны были охранять его владельца от любой опасности и болезни. Некоторые из них имели, вероятно, и близкое отношение к какому‑нибудь культу. Таким ожерельем могло быть как раз то, изготовление которого заканчивает охотник, изображенный на нашем рисунке. Если бы нам не была известна схематизированная Венера из этого же места раскопок (см. рисунок 34, изображение 3), то мы бы не знали, что все ожерелье изготовлено из частиц, представляющих собой груди этой статуэтки. А так как мы знаем, что венеры были предметом культа матери‑прародительницы и плодородия, то, очевидно, и это ожерелье было волшебным талисманом для обеспечения плодородности женщины, а тем самым и роста орды, потому что постоянно требовалось появление на свет новых здоровых детей. Отсюда и заинтересованность в плодородности женщин, которым нужно было помочь хотя бы при помощи волшебных талисманов и амулетов.

 

 

ТИПЫ ОЖЕРЕЛИЙ

 

Ожерелья позднепалеолитических охотников не всегда складывались из однотипных частиц, например из раковинок одного и того же вида улиток, хотя и разных размеров. Так, ожерелье, найденное в Гундштейге (Австрия), состояло из скорлупок современных и вымерших улиток, происходивших совершенно из разных местностей. Из современных улиток древними мастерами использовались раковинки от циклонассы, а из вымерших – от меланопсис (плиоцен венского бассейна), живородки или вивипары (плиоцен окрестностей озера Балатон) и литоглифуса (венгерский плейстоцен). Очень интересное ожерелье происходит из Арси‑сюр‑Кур (Франция): наряду с множеством просверленных раковинок улиток Фикатье нашел здесь и трилобита, в котором были просверлены два отверстия. Возможно, что это ожерелье считалось за сильный талисман. Самые близкие местонахождения трилобитов находятся оттуда очень далеко, в Бретани и даже в Нормандии. Дувилье, однако, предполагает, что данный трилобит вообще не французского, а чехословацкого происхождения. Оба ожерелья (как и другие) свидетельствуют о том, что позднепалеолитические охотники‑художники во время кочевок орды обращали внимание на окаменелости, которые они собирали и использовали впоследствии при изготовлении ожерелий. Не исключено, что между некоторыми ордами происходил обмен. Одни ожерелья были составлены из малого количества звеньев, а другие, наоборот, из большого. Например ожерелье, найденное в могиле ориньякского охотника на мамонтов в г. Брно (Чехословакия), было составлено из 600 раковинок вымершего вида улиток денталиум.

Ожерелья из резцов хищных зверей были тоже великолепны; для них были использованы резцы различных хищников. Одно ожерелье было совершенно уникальное: оно составлено из 42 просверленных лисьих резцов, расположенных крест‑накрест. Оно было найдено в Дольних Вестоницах в Моравии (Чехословакия).

Ожерелья на рисунке: наверху слева – из украшенных цилиндриков (бивень мамонта); внизу слева – из просверленных раковинок церитиума; наверху справа – из резцов медведей и волков; внизу справа – из резцов волков и лисиц. Все ожерелья относятся к граветтской (позднеориньякской) фазе из Дольних Вестониц, южная Моравия (Чехословакия).

 

 

РЕЗНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

 

В позднепалеолитическом искусстве очень часто встречаются резные изображения животных.

Это не удивительно, потому что люди тогда были прежде всего охотниками, а от успеха их охоты зависело благополучие орды. Поэтому чаще всего изображались животные, на которых охотились; это прежде всего мамонты, северные олени, дикие лошади, древние быки, бизоны, реже дикие кабаны, олени, козлы, пещерные и бурые медведи, в исключительных случаях шерстистые носороги, серны, зайцы‑беляки и другие животные. Изображения хищников встречаются довольно редко: известны изображения пещерного льва, волка, росомахи, выдры, песца. То же относится и к птицам, пресмыкающимся и рыбам. Очень редко встречаются изображения растений.

Известно большое количество резных изображений животных на бивнях мамонта, на рогах и костях животных, на камнях, сталактитах на стенах пещер. По ним видно, что их создатели подробно знали животных, которых они изображали. Многих животных они сумели изобразить в типичной позе или во время ходьбы, причем изображения сделаны с таким совершенством, что можно различить различные типы животных, например, виды диких лошадей. В редких случаях встречаются резные изображения издыхающего животного. Таково, например, резное изображение погибающего северного оленя, сделанное на поверхности камня из Гурдана (Франция). Прекрасная резьба из пещеры Трех Братьев (Франция) представляет молодого бурого медведя, убитого стрелами и камнями, с ручьями крови, текущими из пасти.

Не все резные изображения удачны и имеют одинаковую художественную ценность. Многие из них следует считать только эскизами или произведениями тех людей, которые делали только попытки изображать животных, но им не хватало еще легкости в руках и острого глаза, то есть способностей. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что на малой поверхности плоского камня выгравировано одно на другом такое количество изображений животных без всякого порядка, что получается настоящая загадка. То же самое, только в больших масштабах, находили в пещерах, где часть стен покрыта бесчисленными рисунками, которые на первый взгляд образуют хаотичную смесь различных линий, так что разгадка требовала много опыта, знаний и времени.

Каменные резцы были единственными орудиями, которыми работали первобытные художники. Несмотря на примитивность рабочего инструмента, некоторые из их произведений поистине удивительны и имеют высокую художественную ценность, прежде всего те, где были достаточно умело использованы при гравировке пещерные стены и неровности скалистого основания.

На рисунке приведены резные изображения мамонтов из пещеры Фон‑де‑Гом и Комбарелль (Франция); оленя из пещеры Альтамира (Испания); диких лошадей из пещеры Комбарелль; убитого бурого медведя из пещеры Трех Братьев (Франция) и древних туров (быка и коровы) из Тейят (Франция). По Г. Брейлю, Капитану и Пейрони.

 

 

РЕЗНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КОСТЯХ

 

Позднепалеолитический охотник‑художник вырезал рисунки и на костях. Наряду с простыми выгравированными линиями, какие, например, находят на обломках костей мамонта из стоянки Авдеево близ Курска в СССР, встречаются и прекрасные геометрические орнаменты (браслет из Мезина в СССР). Прекрасны изображения животных в типичных позах: нападающий мамонт на куске бивня мамонта из Ла‑Мадлен (Франция), пасущийся олень на обломке оленьего рога из Кесслерлоха (Швейцария). Иногда встречаются рисунки, где находящиеся на заднем плане животные изображены менее крупными (как на кости с выгравированными лошадиными головами из Истурица и Тейята (Франция). Изображалось и стадо животных; так, на лучевой кости орла импрессионистически нарисовано стадо оленей, скачущих через тундру.

Известны, однако, и гравюры, изображающие какое‑то действие. Такой редкой картиной является бой бизонов, вырезанный на ребре лошади, из пещеры Пекарна близ Мокрой в окрестностях г. Брно (Чехословакия): два бизона со склоненными головами нападают друг на друга, а третий (со стрелами в теле) направляется к ним.

Резные изображения на костях и на камнях возникли не от стремления охотников‑художников выразить свои переживания в художественной форме. Причины их возникновения были совершенно иные, прежде всего это была охотничья магия. По сравнению с резьбой и живописью на стенах пещер, мелкие гравюры на костях и камнях имели большое преимущество, заключавшееся в том, что их можно было легко переносить. Охотники могли иметь их всегда и везде под рукой, когда бы им ни потребовалось для колдовства и заклинаний, и были, вероятно, убеждены, что это должно было помочь в преодолении трудности жизни.

На рисунке приведены резные изображения из пещеры Пекарна близ Мокрой в окрестностях г. Брно: 1 – голова животного на обломке оленьего рога; 2 – ряды простых штрихов на кости; 3 – бой бизонов на ребре лошади; 4 – лопатообразный предмет с животными. Масштаб неодинаковый. Эпоха – Мадлен.

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!