НЕАНДЕРТАЛЕЦ И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК



 

В настоящее время нам известно, что неандертальцы, в самом широком смысле этого слова, жили в Европе уже во вторую (миндель‑рисскую) межледниковую эпоху, или даже в третью рисс‑вюрмскую) и в начале четвертой (вюрмской) ледниковой эпохи. То есть они существовали в течение долгого времени. По новейшим находкам нам известно также, что они расселились в те времена на гораздо большей территории, чем предполагалось раньше. Оба эти факта имеют сейчас большую важность и для оценки эволюционного значения неандертальцев.

В прежнее время был известен только Pithecanthropus erectus с Явы, из западной Европы только несколько остатков раннепалеолитических неандертальцев (Homo neanderthalensis) и несколько больше находок позднепалеолитического человека (Homo sapiens fossilis), то есть человека нашего типа строения. Но и тогда уже предполагали, что развитие человека протекало от питекантропа через неандертальца к человеку современного типа. Эта простая схема трех стадий развития человека в настоящее время немного усложнилась, о чем мы скажем несколько слов в дальнейшем.

В более древние времена, когда еще не было найдено достаточное количество черепов и костей скелета неандертальцев и местом находок была прежде всего западная Европа с центром во Франции, Германии и Бельгии, казалось, что эти древние люди образуют очень сплоченную и своеобразную цельную группу. Поэтому уже тогда некоторые исследователи предполагали, что неандерталец представляется слишком односторонне специализированным типом, который не был способен к дальнейшему развитию. С их точки зрения, неандерталец всегда шел только по тому пути развития, который вел его к формированию тяжелого массивного скелета. А этот уже при своем дальнейшем развитии не был в состоянии измениться и превратиться в менее массивный скелет позднепалеолитического человека – нашего прямого предка. Отсюда следует, что такие исследователи исключали неандертальца из прямого ряда предков позднепалеолитического человека, и, тем самым, современного; неандертальца же считали какой‑то второстепенной ветвью развития, зашедшей в тупик развития и вымершей.

Открытия последнего времени, сделанные в Центральной и Юго‑восточной Европе, в Палестине, Крыму, Узбекистане, на Яве и в других местах, опровергли прежнюю точку зрения о единстве группы неандертальцев, причем одновременно указывали на их большое географическое и временное распространение во всевозможных вариантах, в которых можно найти и такие формы, которые по многим особенностям заметно приближаются к типу человека Номо sapiens. Тогда узнали, что на некоторых костных остатках неандертальцев проявляются так называемые сапиентные признаки, то есть характерные для позднепалеолитического человека и для современного. К таким наиболее значительным открытиям относятся два черепа: из Штейнгейма (Германия) и Фонтешевад (Франция). Было также установлено, что часть таких находок относится к очень древним геологическим временам. Отсюда некоторыеисследователи предполагают, что неандертальцы с сапиентными признаками вообще относятся к настоящим, можно сказать, классическим неандертальцам, а образуют особую, так называемую пресапиентную группу, которая по своему развитию является совершенно самостоятельной и ведет прямо к возникновению Номо sapiens fosselis без предшествующей неандертальской стадии. Если придерживаться этой точки зрения, то настоящим (классическим) неандертальцам отводится место на параллельной ветви развития, которая к возникновению другого, более высоко организованного человеческого типа не имеет никакого отношения. При этом все‑таки не исключается возможность скрещивания неандертальских и прасапиентных форм между собой. Однако другие исследователи, с которыми соглашаемся и мы, включают неандертальца с сапиентными признаками и настоящих классических неандертальцев в одну группу так называемых древних людей (Palaeanthropini). Так как неандертальцы по современным представлениям действительно не представляют однородного типа, было бы правильно также не употреблять старое название неандертальцы, а лучше говорить о неандертальской группе. Мы не смотрим на неандертальцев как на ветвь, не имеющую эволюционного значения и слепо заканчивающуюся, но предполагаем, что от них могли произойти и произошли позднепалеолитические люди нашего типа, так называемые разумные или сапиентные люди, неантропы (Neanthropini), тем более, что неандертальцы, жившие в последнюю межледниковую эпоху и в начале последней ледниковой, также отличаются друг от друга некоторыми особенностями. Например неандертальцы из областей вокруг Средиземноморья не имеют на своих скелетах таких исключительных признаков, как вюрмские неандертальцы Западной Европы, которые были распространены также в Средней и Восточной Европе. Последних и сейчас иногда называют неандертальцами в боле узком смысле слова, или неандертальцами западноевропейскими, „классическими“. С полным правом их не считают предками позднепалеолитического человека.

Если мы так смотрим на неандертальцев, то можно об их эволюционном значении сказать что в развитии самих неандертальцев большую роль играли условия их жизни. Находясь в областях близ ледников, в тяжелых жизненных условиях, неандертальцы развились в такие типичные формы, которые называют „классическими“. В этих областях развитие неандертальцев происходило очень медленно и шло вперед с большим трудом, причем постоянно в том направлении, которое все время усиливалось и подчеркивало признаки настоящих (классических) неандертальцев. Эта группа сильно и односторонне специализированных классических неандертальцев в своей главной массе была действительно второстепенной эволюционной ветвью, которая, в конце концов, отмерла, не оставив потомков. Зато менее типичные, сапиентные неандертальцы, которые жили далеко от ледников в гораздо более благоприятных жизненных условиях, например в Южной Европе, Палестине, в Крыму и других местах, могли развиваться и развивались более прямолинейно и целесообразно, и главное, быстрее, превращаясь в более высокоорганизованный тип человека, более тонкого по своей телесной организации и более развитого в умственном отношении. Менее массивные скелеты многих сапиентных неандертальцев, их более выпуклый лоб и другие признаки являются хорошим доказательством превращения сапиентных неандертальцев в ископаемых людей современного типа (Homo sapiens fossilis).

Это превращение (так называемая сапиентация) не могло протекать и не протекало одновременно и равномерно в различных частях света. Но оно наступило всюду, где для него были благоприятные условия. А одновременно с ним происходило и смешивание окраинных групп между собой, причем наиболее полезные и целесообразные сапиентные признаки в процессе наследственности все более укреплялись. Первый, кто так объяснял эволюционное значение неандертальцев, был итальянский антрополог С. Серджи. К нему позднее присоединились многие другие.

Серджи был первым, кто и в настоящее время в определенной степени стоит за признание так называемой неандертальской фазы в развитии человека. А ее провозгласил уже упоминавшийся ранее Алеш Грдличка, известный североамериканский исследователь чешского происхождения. Впервые Грдличка высказал эту мысль в 1927 году на торжествах в честь Томаса Гексли, который в свое время остро, непреклонно и бесстрашно боролся за признание эволюционной теории развития человека и за признание существования неандертальцев. Грдличка указывал на большую вариабильность неандертальских людей и уже тогда установил, что между раннепалеолитическими неандертальцами и их позднепалеолитическми преемниками нет существенных и принципиальных различий в образе жизни и в культуре, что у первых все было, но еще в примитивной форме. Он был первым, кто развивал и защищал мысль о том, что все типичные человеческие черты, то есть способность умственного общения, мышление, понимание друг друга при помощи речи, производство орудии и общественная жизнь являются характерными для всех людей всего мира и что это само по себе доказывает однородность происхождения всего человечества.

Новые открытия или переоценка некоторых старых находок вызвали и новые мнения об эволюционном значении неандертальцев. Так, например, Г. Хеберер высказал так называемую гипотезу расхождения, по которой исходную точку возникновения позднепалеолитического человечества нельзя искать ни среди неандертальцев, ни среди их прасапиентных форм, названных в его гипотезе пранеандертальцами. По этой гипотезе находки, прежде всего в Южной Африке, свидетельствуют о том, что в конце третичного периода наступил распад какой‑то группы австралопитековых человекообразных обезьян на многочисленные формы, из которых часть стала исходным пунктом для возникновения предшественников людей (Pithecanthropus sinanthropus), неандертальцев (Homo neanderthalensis) и ископаемого человека современного типа (Homo sapiens fossilis). Будто бы развитие этих групп протекало относительно самостоятельно и независимо. По мнению Хеберера, единственным представителем того исходного пункта развития оказывается только современный человек (Homo sapiens regens), как прямой потомок позднепалеолитического человека (Homo sapiens fossilis).

Некоторые последователи относят к прасапиентной группе помимо скелетных остатков также и черепную крышку из Веймара‑Эрингсдорфа, которая принадлежит женщине и, по‑видимому, относится к концу последней межледниковой, то есть рисс‑вюрмской эпохи. Наряду с неандертальскими признаками эта крышка другими чертами, например более выпуклым лбом, напоминает сапиентный тип человека. Поэтому некоторые исследователи, которые принимают во внимание и палестинскую находку с горы Кармел, считают, что веймарско‑эрингсдорфские человеческие остатки принадлежат какому‑то смешанному населению, чему‑то среднему между неандертальцами и ранними сапиентными формами восточного и юго‑восточного происхождения.

Новые находки, однако, внесут ясность в проблему эволюционного значения неандертальцев, в котором даже сейчас уже нельзя сомневаться.

 

VII. Люди позднего палеолита

 

С первой эпохой позднего палеолита, то есть с ориньякской культурной эпохой, связаны скелетные остатки человека, которые сильно отличаются по физическому типу от неандертальца тем, что представляют более высокий уровень развития, более тонко сформированный. Череп характеризуется большой, красиво моделированной черепной коробкой, лоб высокий, достаточно прямой, широкий, не наклонен назад; лицо уже не имеет ничего звериного, челюсти не выдаются вперед, подбородок хорошо развит и выступает вперед, черты лица тонкие. Фигура совершенно выпрямлена, постановка туловища такая же, как у современного человека, длинные кости конечностей имеют те же размеры.

Таким образом, с ориньяка начинается новая стадия в истории развития человека, знаменующаяся появлением современного человека, которого мы обозначаем как Номо sapiens fossilis (иначе, diluvialis). Эти сапиентные или разумные люди, называемые также новыми людьми или неантропами (neanthropini), были гораздо шире распространены по Земле, чем неандертальцы, и оставили после себя многочисленные свидетельства высокого экономического, общественного и культурного развития.

 

НА СЦЕНУ ВЫХОДЯТ КРОМАНЬОНЦЫ

 

Находка костных остатков трех мужчин, женщины и ребенка в 1886 году около деревни Лез‑Эйзи (департамент Дордонь, Франция), под навесом скалы в местности Кро‑Маньон, стала знаменита тем, что она дала науке первых представителей позднепалеолитической кроманьонской расы. Особенно известен скелет старого мужчины: его обычно называют „стариком из Кро‑Маньон“. Он имеет все признаки этой расы. В течение некоторого времени было найдено также много других остатков людей подобного типа в самых различных странах.

 

КРОМАНЬОНЦЫ БЫЛИ НЕ ОДНИ

 

Помимо скелетов кроманьонцев были найдены и костные остатки людей, которые от них физически заметно отличались. Одни были найдены в гроте около Ментоны; здесь на глубине 8,5 метров были найдены скелеты юноши и пожилой женщины в скорченном положении. По признакам строения оба скелета могут быть определены как негроидные. Их обладателей мы считаем принадлежащими к так называемой гримальдийской расе, которая, по‑видимому, уже в начале позднего палеолита проникла из Африки в Южную Францию и Италию.

Другой скелет, отличающийся от кроманьонских, был найден в 1888 году под навесом скалы у Раймондена в сельской общине Шанселяд, близ г. Перигё на юге Франции. Здесь был обнаружен скелет мужчины с отличиями от кроманьонской и гримальдийской расы. Люди, относящиеся к шанселядской расе, были очень небольшого роста, в среднем около 150 см. Для них была характерна очень длинная и высокая голова с весьма широким и высоким лицом, на котором сильно выступали скулы, глазные впадины были большие, четырехгранной формы. Кости рук были сравнительно длинные и массивные, что свидетельствует об очень сильном развитии мускулов. Профессор Лионского университета Леон Тестю в 1889 году обратил внимание на то, что шанселядский скелет имеет заметное сходство со скелетом современных эскимосов: найденный в культурном мадленском слое скелет он считает принадлежащим к так называемой шанселядской расе. Однако, ныне ближайшее сродство между шанселядскнм скелетом и эскимосскими отвергается.

 

ОХОТА НА ЖИВОТНЫХ

 

Люди позднего палеолита были уже прекрасными охотниками, имели большой опыт и знали разные хитрые уловки. По сравнению с неандертальцами они обладали уже более совершенным оружием. Это были прежде всего хорошие копья и дротики с острыми каменными или костяными наконечниками, позже появились и стрелы.

Позднепалеолитические люди пользовались и боласами в виде камней, ядер или вырезанных из мамонтовой кости валиков, укрепленных на конце длинного ремня. Для охоты они применяли и каменные метательные диски. Были у них также острые кинжалы, которые они изготовляли из костей убитых пойманных животных. В инвентарь охотничьего оружия, надо полагать, входили и суковатые дубины.

Первобытным охотникам в охоте помогало не только более совершенное оружие, но и новые охотничьи уловки. На звериных тропах, ведущих к источникам питья, люди выкапывали глубокие ямы, которые замаскировывались ветвями и дерном. Иногда они загоняли зверей в болота и топи, часто в тупики ущелий, где убивали их нередко в больших количествах.

Но изобретательность шла еще дальше: охотники ставили различные ловушки, изображения которых сохранились до настоящего времени на стенах различных пещер. Одной из наиболее примитивных ловушек была загородка с одним входом, который можно было легко забаррикадировать, если в нее удалось загнать зверя. Из пещерных рисунков известны и гораздо более сложные ловушки.

Другой охотничьей хитростью было надевание на себя звериной шкуры. Замаскированные таким образом люди ползли на четвереньках к намеченной добыче; иногда им было достаточно только пучка веток, который они несли перед собой и который их прикрывал. Они двигались против ветра и, приблизившись на достаточное расстояние, вскакивали с земли: прежде чем удивленное животное могло прийти в себя и пуститься наутек, в его тело уже вонзались острые стрелы или дротики.

Имеются материалы и о массовых охотах. Одним из лучших источников сведений здесь служат находки у скалы Солютре к северу от Лиона (Франция). Первобытные охотники использовали скалу для охоты на диких лошадей, которых гнали на нее с помощью огня и оцепления. А так как слой под скалой полон их костей, то полагают, что количество особей достигало чуть ли не ста тысяч и что, следовательно, охота шла здесь очень долго.

Также и в Чехословакии известно одно место, представляющее собой одно из самых больших кладбищ мамонтов. Это Пршедмости около Пршерова в Моравии, где было найдено около тысячи костей мамонтов, большинство которых было убито ориньякскими охотниками.

Охотники позднего палеолита охотились на всех животных, которые жили около стоянок. Но они уклонялись от охоты на таких хищников, как например пещерный лев, с которым намеренно не вступали в битву. Но они следили за хищниками самым внимательным образом, так как те сильно ограничивали районы охоты. Охотники убивали зверей не только из‑за мяса, но и ради шкур, которыми укрывались, покрывали свои палатки или хижины, пользовались для отдыха и сна. Сухожилия некоторых животных тоже употреблялись для различных целей. Кости, зубы и рога использовались для изготовления орудий, оружия, украшений и для других надобностей. Мадленские охотники усовершенствовали один тип оружия, которое себя оправдало во время охоты на северных оленей. Так, они изготовляли костяные наконечники с желобком для крови, которые способствовали потере животным большого количества крови. Охотники делали также зазубренные гарпуны и в особенности специальные приспособления в виде метательных дощечек, которые придавали копьям и дротикам большую скорость и пробивную силу.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!