Лазарева суббота и Вербное воскресенье

Великий пост – время духовного возрастания, покаяния и молитвы, когда можно изменить себя».

«Прииде пост – мати целомудрия»

 

О как верно называют священные песнопения пост матерью целомудрия, т. е. христианской добродетелью, духовной и телесной чистотой, непорочностью душевною. Целомудренный имеет неиспорченность и чистоту помыслов и поступков, которая не повреждается и  внешними факторами. Но современный человек живет, погружаясь в непрестанную суету, в его жизни занимают большое место если не постоянные земные удовольствия и увеселения то, по крайней мере, дела житейские, всегда сопряженные с рассеянием и хлопотами.  Святой праведный Иоанн Кронштадский пишет: «Ты читаешь романы, журналы, газеты, и в них прочитываешь немало пустых речей. С Богом ли ты бываешь в это время или нет? Конечно, не с Богом, ибо Бог не бывает в суете земной; значит, ты против Бога, а это грех. Собираешь ли ты благодать Божию, читая (или слушая) пустое разглагольствование? Нет, а расточаешь благодать, которую ты приобрел, если только приобрел, в молитве, в богомыслии или в чтении слова Божия и книг душеспасительных, или в благочестивой беседе, или в добрых делах. А это грех».  Вот поэтому в людских душах имеющих стремление к пустому и бесполезному в бестолковой беготне за тленным рождаются такие стихи:

«Когда изрядно пострадаешь,

И жизнь почти что прожита,

То без сомнений понимаешь,

Что всё – пустая суета.

 

Однако, в юности сомненье

Не появлялось и слегка,

Вело к успехам вдохновенье,

Душа стремилась в облака.

 

Доволен или нет судьбою,

Теперь минувшее вдали,

Всё оказалось суетою,

Нет счастья в дружбе и любви.

 

Наивность юного желанья

Не станет явью никогда.

К чему порывы и страданья?

Всё в жизни – только суета”.

Суета рождает в сознании человека забвение о своем истинном предназначение в этом мире, люди могут забыть не только об обязаннастях христианских, но даже об обязанностях семейных. Апостол Павел пишет о пагубности суеты: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели». Рим. 1.21-22. Вот поэтому чтобы человек оставался человеком, ему с первых дней жизни было заповедано воздержание, т.е. пост.  Бог установил его ещё в раю, для наших прародителей Адама и Евы, дав им повеление вкушать со всех древ плоды, кроме плодов древа познания добра и зла. Ветхозаветные праведники постились; Сам Спаситель постился в пустыне и его ученики апостолы тоже.

О посте преподобный авва Дорофей учил: « В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная это, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам для покаяния и очищения грехов всего года из трех сот шестидесяти пяти дней года семь недель святой Четыредесятницы».

Движущейся силою греха является лжеименный разум, который есть образ мыслей и суждений. Сперва в него входит помысел, а потом внимание.  Именно он влечет волю человека и его чувства на совершения греха. Он считает себя правителем мира, он предоставляет свободу грешить и поэтому отвергает Промысел Божий, если не всегда словами, то всегда самым делом. Святые отцы говорят что: « разум есть владычественное начало души, царь и владыка человеческого естества. Он призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу». Именно к уму святые отцы, прежде всего, относят Образ Божий в человеке. И особенно ум уже начинает поститься, т.е. питается на воскресном Богослужении,  на предуготовительных неделях начиная с Недели Мытаря и Фарисея. В ней нам раскрывается основание всех подвигов - смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. А гордость, мнение о своей праведности с  уничижением ближних, препятствует нашему покаянию и нашему спасению. Поэтому именно с этой притчи и начинается подготовка к Великому посту. В следующий воскресный день Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне. В ней говориться, что если  человек  осознал бездну своих грехов, он должен понять, как он ими оскорбил Господа  и при этом не впасти в отчаяние.  Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Отцу Небесному.

В последующую Неделю о Страшном Суде мы убеждаемся, что Бог не только любящий Отец, но и Праведный Судия: что Он не только бесконечно человеколюбив и милосерд, но и столь же бесконечно правосуден и не оставит без наказания всех нераскаянных, ожесточенных и упорствующих во грехах своих грешников. Святые отцы установили в этот день воспоминать Страшный Суд, чтобы устрашить ленивых и возбудить их к доброделанию, чтобы никто не оправдывал свою леность надеждой на милосердие Божие. Мысль о Страшном Суде - свет в душе, прогоняющий тьму страстей.

Прощеное воскресение. Название этой недели действительно подводит итог всей подготовки  к Посту. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Последний воскресный день накануне Великого Поста именуется Неделей Сыропустной. Этот день - заговение на Великий пост, последний раз вкушается скоромная пища. В богослужении этого дня вспоминается грехопадение Адама и Евы, изгнание их из рая за непослушание и невоздержание, сокрушение Адама, оплакивающего свое падение. Первая заповедь человеку была заповедью о посте (запрет вкушения плодов от одного из деревьев рая). И эту заповедь Адам преступил, согрешив против любви Божией. И этим навлек наказание на весь человеческий род. Чрез это падение грех вошел в человеческую природу. А до грехопадения благодать была в душе Адама и делала его беспечальным, радостным, святым; делала его тело послушным орудием души.

Первая неделя поста — время особо усердной молитвы. С понедельника по четверг в храмах каждый вечер читают покаянный канон Андрея Критского. Первое воскресенье поста называется Неделей торжества православия. День этот связан с воспоминаниями о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством.

Следующую неделю именуют второй седмицей Великого поста. Суббота этой седмицы, а также второй и третьей Великого Поста являются днем поминовения усопших.

Во второе воскресенье Великого поста Церковь воспоминает жившего в XIV веке святителя Григория Паламу, автора учения о Фаворском свете, о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа и о путях к этому — молитве и праведной жизни, к чему верующих и призывает Церковь.

Суббота 2,3,4-й седмицы являются Вселенской родительской субботой. В эти дни совершается сугубое поминовение усопших.

Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная.

Поклонение Животворящему Кресту Господню начинается в субботу третьей седмицы выносом его на середину храма во время утрени. В этот момент в храмах звучит тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Напоминание о страданиях и смерти Христовой на Кресте призвано укрепить христиан и воодушевить их к продолжению поста. Поклонение Святому Кресту продолжается до пятницы, когда он перед начальным возгласом Литургии вносится обратно в алтарь.

Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.

Святой Иоанн Лествичник, игумен монастыря Синайской горы, являющийся автором «руководства для духовной жизни» – книги «Лествица» (VI–VII вв.), дает своей жизнью и творчеством высокий пример «царского пути» в духовной жизни христианина. Он был человеком строгой постнической жизни, но уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Святая Церковь не зря дает нам этот пример рассудительности в аскетическом делании. Часто бывает так, что христианин (особенно начинающий, неофит) берет на себя чрезвычайный подвиг, который не может понести, и это приводит к очень плохим, а иногда и к трагическим последствиям. Происходит это, как уже отмечалось, от скрытой от самого христианина тонкой гордости, определяющей подобные стремления. Преподобный Иоанн же с помощью своего смиренномудрия и рассудительности достиг высоты духовного совершенства. Кроме того, он оставил христианам руководство для их духовной жизни, описав в «Лествице» борьбу подвижника благочестия, т.е. нас с вами с такими пороками и страстями, как чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев и другими. Вместе с этим нам даются примеры, служащие воспитанию противоположных страстям добродетелей – кротости, целомудрия, терпения, смирения, молитвы и других. Именно поэтому память преподобного Иоанна Лествичника совершается в дни Великого поста, цели которого максимально соответствуют целям, поставленным в его книге.

Четверг пятой седмицы Великого поста посвящён памяти Святой Марии Египетской. Мариино стояние — так народ называет совершаемую накануне вечером в среду утреню, на которой читают житие Марии Египетской: как некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье

Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота и Вербное воскресенье или вход Господень в Иерусалим, после которого начинается Страстная седмица.

Последняя неделя Великого поста — Страстная, так эта неделя названа, ибо посвящена воспоминаниям о последних днях Его земной жизни: страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.

В эти дни, в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад, а именно: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении.

В Страстную неделю православные усугубляют пост.

В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «...к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26. 8–9).. Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26. 12).

Великий Четверг насыщен событиями: прежде чем взойти на Голгофу, Христос показал ученикам пример кротости, омыв им ноги, установил Таинство Евхаристии, до кровавого пота молился в Гефсиманском саду и там же был предан Иудой.

Великая Пятница — самый скорбный день Церковного года — день распятия и смерти Христа. Великая Пятница для христиан всегда была днём самого строгого поста и печали. В Великую Пятницу совершают воспоминание добровольных и страшных страданий Иисуса Христа, которые Он претерпел за людей. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, неправедный суд, издевательства легионеров, бичевание, крестный путь, уксус с желчью вместо воды и смерть на кресте — всё это было в пятницу.

Службы Великой Субботы начинаются в пятницу во второй половине дня. Плащаницу — большое полотно с шитым образом Господа после снятия Его со креста — выносят на середину храма. Вечером того же дня совершается служба, на которой совершают Крестный ход с Плащаницей вокруг храма при печальном колокольном звоне. После Крестного хода читают Священное Писание, в том числе место из Евангелия от Матфея — как фарисеи поставили у погребальной пещеры стражу, чтобы ученики не украли  тело.

В Великую субботу вспоминается о пребывании Иисуса Христа во гробе. В Иерусалиме в этот день в храме Воскресения сходит Благодатный огонь. В храмах совершают литургию Василия Великого, перед вынесенной накануне плащаницей читают библейские пророчества о Спасителе. Евангелие, которое священник читает уже в белом облачении, повествует о приходе Марии Магдалины к опустевшему гробу, о встрече с Ангелом, возвестившим Воскресение. Скорбь заканчивается... После богослужения священник читает особую молитву и, окропляя святой водой, освящает принесённые прихожанами куличи, пасхи и пасхальный яйца.

И после этого нас будет ждать самый трепетный день в году, торжество из торжеств — Пасха. Или Воскресение Христово — самый большой праздник христианского мира, знаменующий победу над смертью и грехами всего человечества: переход от смерти — к жизни и от земли — к небу, открытие для людей пути возвращения от рабства — к сыновству.

И вот поэтому чтобы понять, почувствовать этот праздник, необходимо отвлечься по возможности от житейского, дать духу, душе, хотя бы в какой - то мере освободиться от давления плоти.  К этому духовному торжеству необходимо подготовиться. И такой подготовкой становиться пост - время воздержания в пище и иных сторонах жизни, время покаянного очищения себя. Благодаря посту тело смиряется, и в воспрянувшей душе высвобождаются силы для общения с Богом. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он поститься. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. И конечно связующим звеном с Богом является молитва.  Молитва, по словам преподобного Иоанна Лествичника: «есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение брани лукавого, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева».

Молитва - это пища для души. Она необходима для нее также, как воздух и пища для тела.

Именно ее дал нам Христос, сказав: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Мк.14.38. Господь предостерегает нас от искушения и средство дает - это молитву. Искушение следует понимать как стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Такие искушения приходят от плоти нашей, от мира, или от других людей, и от диавола.
Через все Священное Писание Нового Завета проходит заповедь непрестанной молитвы. "Непрестанно молитесь" (1 Фесс. 5, 17). "Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом" (Еф. 6, 18). – говорит нам апостол Павел.  Истинная христианская молитва - не обязанность, а свидетельство христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом.

Бытовая жизнь наших предков исторически с давних времен свидетельствовала об этом. Все говели в Великий пост бояре и князья, дети и воины. Все стремились в эти дни в храм, никто никого не задерживал на работах, в воскресные дни рынки пустовали. Так осознавал    себя русский человек.

Вот поэтому Великий пост –это время духовного возрастания, покаяния и молитвы, путь возвращения падшего Адама в потерянный рай.

 

 

иерей Олег Захаров, г. Заводоуковск

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!