Задание 3. Проблемы человеческого существования

Человек как философская проблема

1. Поиск сущности человека.

2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в философии.

3. Смысл жизни и проблема существования человека в философии.

 

Литература

 

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

2. Иминитов Н.С. Объективные смыслы жизни и существования. // Вопросы философии. 2006. № 7.

3. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. 2007. № 4.

4. Лобковиц Н. Что такое "личность".//ВФ. 1998.№2.

5. О смерти и бессмертии. М., 1991.

6. О человеческом в человеке. М., 1991.

7. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

8. Рикер П. Человек как предмет философии. //ВФ. 1989.№2.

9. Смысл жизни: Антология. М., 1994.

10. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и биосфера. // Вопросы философии. 2006. № 2.

11. Фромм Э. Быть или иметь. (любое издание)

12. Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991.

Методические рекомендации

Исследованием человека занимается целый комплекс различных наук, таких как психология, социология, биология, медицина, биофизика, биохимия и т.п. Каждая конкретная наука изучает человека свойственным ей традиционно-аналитическими методами и в своей области часто достигает значительных, практически ценных результатов. Однако ни одна из этих наук не смогла создать единую, целостную концепцию человека, поскольку деятели конкретных наук пользуются своими специфическими методами и языками, не всегда понятными для представителей других областей знаний. Философская антропология (или философское учение о человеке) изучает человека как такового, ищет сущность человека, то, что делает человека человеком – исследует природу человека.

В первом вопросе следует осветить ряд проблем. Начните с исторического освещения этой проблемы.

Рассмотрите вопрос о биосоциальной природе человека. В чем смысл трактовки человека как субъекта предметно-практической деятельности? Расскажите о проблеме антропосоциогенеза. Какие Вы знаете концепции происхождения человека? Осветите проблему противоречия между бесконечностью духа и конечностью тела как главное сущностнообразующее противоречие человека. Каковы условия становления человеческой сущности? Можно осветить проблему свободы, творчества. Остановитесь на проблеме отчуждения человека. Что это такое? Как интерпретировали проблему отчуждения человека К.Маркс и Э.Фромм?

В третьем вопросе предполагается рассмотреть понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» в их философском смысле. Начните с понятий «индивид» и «личность». Обратите внимание, что в рамках философии личность рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Как соотносятся «индивид» и «личность»? Расскажите о трактовках личности человека в таких философских направлениях, как экзистенциализм, персонализм, марксизм. Объясните, что такое «индивидуальность» и как это понятие соотносится с двумя предыдущими?

Проблема смысла жизни человека – одна из центральных в философской антропологии. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Но несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно. Применительно к жизни конкретной личности этот вопрос имеет и реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным. Рассмотрите такие концепции смысла жизни, как гедонизм, эвдемонизм, прагматизм, аскетизм, этика долга. Историчен или нет смысл жизни? Дан ли человеку смысл жизни извне?

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Проблема человека в истории философии

Кому из философов/ к какому из философских направлений, перечисленных в первом столбце таблицы, принадлежат высказывания, приведенные во втором?

1. Буддизм А) Человек – не то, чем следует гордиться, но то, что необходимо превзойти
2. Софисты (Протагор) Б) Жизнь человека – арена борьбы между сознанием и бессознательным
3. И.Кант   В) Человек есть мера всех вещей
2. Марксизм Г) Человек – житель двух миров – свободы и необходимости (природы)
3. Неклассическая философия (Ф.Ницше) Д) Человек – продукт истории и ее творец
4. Психоанализ Е) Смысл человеческой жизни – преодоление жажды жизни, порождающей страдания
5. Экзистенциализм Ж) Выбирая себя, человек выбирает все человечество, так как несет ответственность за все происходящее в мире

 

Задание 2. Природа и сущность[1] человека

Прочитайте отрывок из сочинений французского философа 17 века Блеза Паскаля[2] и ответьте на следующие вопросы:

1. Как Вы понимаете философское определение человека через образ «мыслящего тростника»? Согласны ли Вы с данным утверждением?

2. Почему опасно внушить человеку, что он только велик или только ничтожен?

3. В чём, на Ваш взгляд, сущность человека? Возможно ли окончательное и исчерпывающее определение этой сущности?

Развлечение. — Человек c самого детства только и слышит, что он должен печься о собственном благополучии, о добром имени, о своих друзьях, и вдобавок о благополучии и добром имени этих друзей. Его обременяют занятиями, изучением языков, телесными упражнениями, неустанно внушая, что не быть ему счастливым, если он и его друзья не сумеют сохранить в должном порядке здоровье, доброе имя, имущество, и что малейшая нужда в чем-нибудь сделает его несчастным. И на него обрушивают столько дел и обязанностей, что от зари до зари он в суете и заботах. «Что за диковинный способ вести человека к счастью, — скажете вы. — Вернейший, чтобы сделать его несчастным!» — Как, вернейший? Есть куда вернее: отнимите у него эти заботы, и он начнет думать, что он такое, откуда пришел, куда идет, — вот почему его необходимо c головой окунуть в дела, отвратив от мыслей. И потому же, придумав для него множество важных занятий, ему советуют каждый свободный час посвящать играм, забавам, не давать себе ни минуты передышки. <…>

Человек, несомненно, сотворен для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни <…>. И начать ему следует c размышлений о себе самом, о своем создателе и о своем конце.

Но о чем думают люди? Вовсе не об этом, а о том, чтобы поплясать, побряцать на лютне, спеть песню, сочинить стихи, поиграть в кольцо и т.д., повоевать, добиться королевского престола, и ни на минуту не задумываться над тем, что это такое: быть королем, быть человеком...

Величие человека — в его способности мыслить.

Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается c жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает.

Итак, все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом — основа нравственности... <…>

Величие человека. — Величие человека так несомненно, что подтверждается даже его ничтожеством. Ибо ничтожеством мы именуем в человеке то, что в животных считается естеством, тем самым подтверждая, что если теперь его натура мало чем отличается от животной, то некогда, пока он не пал, она была непорочна...

Человеческую натуру можно рассматривать двояко: исходя из конечной цели, и тогда человек возвышен и ни c чем не сравним, или исходя из обычных свойств, как рассматривают лошадь или собаку, исходя из их обычных свойств — способности к бегу, — и тогда человек низок и отвратителен. Вот два пути, которые привели к стольким разногласиям и философским спорам.

Потому что одни оспаривают других, утверждая: «Человек не рожден для этой цели, ибо все его поступки ей противоречат», — а те, в свою очередь, твердят: «Эти низменные поступки лишь удаляют его от конечной цели».

Опасное дело — убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее — не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно — рассказать ему и о той его стороне, и о другой.

Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, каков он в действительности.

Паскаль Б. Из «Мыслей» // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI — XVIII веков Л., 1987.

Задание 3. Проблемы человеческого существования

Вопросы:

1. Какие пути смысложизненных поисков называет В.Франкл[3]?

2. Какова типология смысложизненных ценностей по В.Франклу?

3. Перед кем и в какой форме несет человек ответственность за реализацию своей смысложизненной программы?

 

...Человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Помимо этого, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он при известных условиях способен видеть смысл. Дело в позиции, в установке, с которой он встречает свою судьбу, которой он не в состоянии избежать или изменить. Лишь позиция и установка дают ему возможность продемонстрировать то, на что способен один лишь человек: превращение, преображение страдания в достижение на человеческом уровне ...

Первый (путь) - это то, что он дает миру в своих творениях; второй - это то, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий - это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу ... Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, мы будем называть «созидательными». Помимо созидательных, существуют ценности, реализуемые в переживаниях, - это «ценности переживания». Они проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира, например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства... Можно также определить и третью возможную категорию ценностей, поскольку жизнь остается осмысленной, даже когда она бесплодна в созидательных ценностей, и ценностей переживания, - все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода мы назовем «ценностями отношения». Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю... Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца - до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность... Инстанция, перед которой мы несем ответственность — это совесть.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1991.


[1] Сущность – основное качество, которое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» человека.

[2] Блез Паскаль (1623-1662) – французский математик, механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей, создатель первых образцов счетной техники.

[3] Виктор Франкл (1905-1997) – австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концлагеря. В. Франкл является создателем логотерапии – метода экзистенциального психоанализа. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 482; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!