О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -



Послания апостола Иоанна

Апостол Иоанн.

 

           Во главе Ефесского центра стоял в конце I века ап. Иоанн. Свидетельство Предания о происхождении Иоанновских писаний может быть выражено в следующей формуле. Ученик, которого любил Иисус, свидетель и писатель Четвертого Евангелия (ср. Ин. 13: 23 и слл., 19:26-27,20:2-10,21:7, 20-24), старец малых посланий (ср. 2: Ин. 1; 3: Ин. 1) и Иоанн, Тайнозритель Апк. (ср. 1:4, 9 и др.) представляют собою одно лицо. Суждение Предания заключается в отожествлении этого Иоанна с ап. Иоанном Зеведеевым, упоминаемым в Синоптических Евангелиях, Деян. и Гал.

       Евангельские сведения об ап. Иоанне Зеведееве общеизвестны. Вместе со своим братом Иаковом, который был, вероятно, старше его, он принадлежал к той первой четверице учеников, которые были прежде всех других призваны к апостольскому служению (ср. Мф. 4:18-22 и паралл.). Среди апостолов Христовых он был один из трех ближайших и, как таковой, свидетель важнейших событий евангельской истории (ср. Мк. 5:37, 9:2, 14:33 и паралл.). В списках Двенадцати имя Иоанна стоит неизменно одним из первых (Мф. 10:2, Мк. 3:17, Лк. 6:14, Деян. 1:13). Синоптики рассказывают ряд случаев из его жизни, свидетельствующих о его пламенной — подчас даже неумеренной — ревности нечуждой, в эти молодые его годы, и честолюбия. По сведениям Луки (ср. 9:54-56), Иоанн, как и брат его Иаков, готовы были свести огонь с неба на враждебное Иисусу Самарянское селение. Господь осудил их движение. В другом случае, Иоанн поведал Господу о том, что ученики запретили человеку, не входившему в их среду, изгонять бесов именем Христовым (Мк. 9:38 и слл., Лк. 9:49-50). Господь и на этот раз не одобрил поведения учеников. В запрещении сказалась, опять-таки, ревность, та огненная ревность, которая побудила, должно быть, и Господа наречь Иакова и Иоанна именем “Воанергес”: Сыны Громовы (ср. Мк. 3:17). Но в том, что Иоанн рассказал о происшедшем Господу, проявилась и его искренность и его любовь. Благословение детей, за которым этот эпизод следует и в Мк. и Лк., заставило его усомниться в правильности его поведения. Дети, ведь, ничем не проявили своей приверженности ко Христу и, тем не менее, удостоились Его благословения. Заклинатель, хотя бы и посторонний, но именем Христовым, не имел ли тем большее право на Его благоволение? Усомнившись, Иоанн принес свое поведение на суд Учителя. Последний случай: на пути в Иерусалим Иаков и Иоанн просят о почетных местах в Царстве (Мк.10:85-45, ср. Мф. 20:20-28). Они и на этот раз не правы. На просьбу о славе Господь им отвечает обещанием страдания и возмущенным десяти говорит о служении в умалении. Но значение момента они оценили, может быть, лучше, чем другие члены Апостольской Дванадесятерицы. Они поняли, что последний путь Христов — хотя бы и чрез Страсти — но ведет Его к Славе.

       Если мы принимаем свидетельство предания, то рядом с этими сведениями, почерпаемыми из Синоптических Евангелий, должно быть поставлено и то, что рассказывается о Возлюбленном Ученике в Четвертом Евангелии. К тем текстам, которые были перечислены выше, надо прибавить Ин. 18:15-16 и, должно быть, 1:35-42. В свое время было показано (ср. ч. I, История Евангельская, стр. 104), что мы имеем все основания видеть в ''другом ученике” Ин. 18:15-16 ученика, которого любил Иисус. Что же касается гл. I, то весьма вероятно, что товарищ Андрея, одновременно с ним призванный и тоже имевший брата среди Двенадцати[i], был Иоанн Зеведеев. При таком понимании Ин. 1:35-42, Иоанн был учеником Предтечи, и его первая встреча с Господом имела место на берегах Иордана до начала общественного служения Христова.

       На страницах Деян., ап. Иоанн повторно упоминается рядом с Петром. Последнее упоминание относится к их пребыванию в Самарии для преподания дара Св. Духа Самарянам, крещенным Филиппом (8:14-15). Мы не имеем никакого основания сомневаться в точности тех сведений, которые сообщает Лука, но молчание Иоанна рядом с деятельным Петром, позволяет думать, что особою активностью Иоанн не отличался. Мы с ним встречаемся в последний раз в начале Третьего Периода Истории Апостольского Века на Иерусалимском Соборе, но его присутствие отмечает не Лука, а ап. Павел. В Гал. 2:9 он причисляет его, вместе с Иаковом, братом Господним, и Петром к “Столпам” Иерусалимской Церкви. Иоанн принадлежал к иудео-христианским кругам и занимал в этих кругах выдающееся положение.

       С начала пятидесятых годов жизнь ап. Иоанна окутана мраком. Пробел в наших сведениях об ап. Иоанне продолжается до девяностых годов. Он не восполняется даже сказаниями о том попечении, которое ап. Иоанн, несомненно, имел о Пресв. Богородице, будучи усыновлен Ей Господом на Голгофе (ср. Ин. 19:25-27). Дело в том, что, по одному преданию, Успение Пресв. Богородицы, пребывавшей на попечении ап. Иоанна, имело место в Гефсимании, т. е. в Иерусалиме, а по другому преданию — в Ефесе. Несовпадение двух линий предания оправдывает наше утверждение, что до девяностых годов жизнь апостола Иоанна теряется во мраке. Этот пробел в наших сведениях о нем оказывается еще более продолжительным, чем пробел в истории Ефесской Церкви, отмеченный выше. Единственным исключением — и для ап. Иоанна — является тот косвенный вывод, который вытекает из писаний Луки. Когда Лука писал свою историю — после 70 года и до девяностых годов, — ему уже было известно то влиятельное положение, которое занимал Иоанн, — вероятно, в Ефесе.

       В девяностые годы мы вновь встречаемся с Иоанном, как с великим Ефесским старцем. По Новому Завету мы знаем его, как предстоятеля Асийской Церкви и составителя тех пяти книг, которые ему приписывает предание. Как исповедник Христовой веры, он был сослан на остров Патмос (Апк. 1:9). О служении Иоанна в старости до нас дошли многочисленные сообщения древних церковных писателей. Они знали, уже во II веке, что Иоанн претерпел страдания в Риме, но, будучи опущен в кипящее масло, вышел из него невредимым. Когда это было, они не говорят, но последовавшая за этим ссылка, на остров связывается некоторыми писателями с гонением Домициана. По свидетельству Иринея, Иоанн получил откровение к концу его правления. В 96 г. Домициана сменил Нерва, и Иоанн мог поселиться в Ефесе. Было бы неосторожно настаивать на том, что это обозрение событий последних лет жизни Иоанна, сделанное на основании не одного, а нескольких источников разновременного происхождения, отличается необходимою точностью. Если оно обязывает нас к утверждению, что Иоанн до воцарения Нервы в Ефесе не был, мы окажемся в противоречии с тем выводом, к которому мы пришли от писаний Луки. Несомненно одно: большая часть тех сведений, которая сохранена преданием о деятельности Иоанна в Ефесе, относятся к самым последним годам I века.

       Эти рассказы часто отличаются большою красочностью и дают, в целом, живой и яркий образ. Вышеупомянутое свидетельство Иринея о борьбе Иоанна с Керинфом содержит характерный рассказ о том, как Иоанн, увидев Керинфа в бане, спешно оттуда вышел, чтобы не оказаться погребенным — вместе с еретиком — под развалинами здания. В этом рассказе мы узнаем в старце-апостоле огненную ревность юноши Иоанна, Сына Громова. Еще одно предание сообщает, что Иоанн носил на челе золотую дщицу Иудейского первосвященника. Если и другие предания о Иоанне не могут быть доказаны, то это, в буквальном понимании, конечно, не отвечает истине. Иоанн не был Иудейским первосвященником и не мог носить присвоенный этому сану дщицу, тем более, что древние писатели связывают этот образ и с другими деятелями первого христианского поколения. Но в символическом толковании, этот образ имеет глубокий смысл. Мы помним, что в Иерусалиме Иоанн был одним из столпов Иудеохристианства. С другой стороны, в Четвертом Евангелии нас поражают многочисленные цитаты из Ветхого Завета, а Апк. насыщен Ветхозаветными образами. Эти и другие сказания ясно говорят о том глубоком впечатлении, которое оставило по себе служение Иоанна в Ефесе. О том, что не могло быть иначе, свидетельствуют его писания, нашедшие место в Новозаветном Каноне: неисчерпаемая глубина Евангелия и исключительный диапазон учения, совмещающий отрешенность Евангелия и красочные образы Апк.

       Иные сказания могли возникнуть, как толкование Иоанновских писаний. Это касается, прежде всего, предания о Иоанне, как об апостоле любви. Дошедшие до нас рассказы могут быть своеобразным преломлением в устном предании учения Евангелия и посланий, хотя, по существу, вполне правдоподобно утверждение, что проповедь старца-апостола ограничивалась призывом к любви, и нет ничего невероятного в том, чтобы он — тоже в преклонном возрасте — предпринял изнурительное путешествие в горы для обращения ученика, ставшего разбойником. Таким же толкованием Евангелия могут быть и сказания о смерти Иоанна: передавали, что он лег в могилу живым, и что могила поднималась от его дыхания. Другая легенда утверждала, что могила по проверке оказалась пустою. Возможно и даже вероятно, что эти предания восходят к молве, вызванной загадочным словом Иисуса, и Иоанном не подтвержденной, но и не опровергнутой: “будто ученик сей не умрет” (ср. Ин. 21:20-23). Это предание нашло отражение даже в богослужении Православной Церкви. Совершая 26 Сентября память преставления Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Церковь ублажает, в стихирах на “Господи воззвах,” “Иоанна приснопамятного, от земли переселяющегося и земли не оставляющего, но живуща и ждуща страшное Владыки второе пришествие.”

В двух первых посланиях нет указания на авторство, если не считать указания второго и третьего послания на то, что они написаны неким старцем «пресвитером» (это не указание иерархической степени, а скорее, слово, которое употреблялось в малоазийских церквях, о чем свидетельствуют Папий и Ириней Лионский, обозначает либо учеников Христовых, либо тех, кто знал учеников Христовых). В первом послании автор свидетельствует о себе, как об очевидце и о свидетеле жизни Господа Иисуса Христа ( первые три стиха первой главы и IV, 14 стих). « Мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителя».

Автор:

 

Внешние свидетельства для авторстват 1 Ин. говорят нам, что от начала оно было приянто всеобще без споров, как авторитетное. Оно использолвалось Поликарпом (который знал Иоанна в своей юности) и Папием в раннем втором веке и позже в  этом Иаонну. Все греческие и латинские отцы приняли это послание как Иоанна.

Внутренние свидетельства поддерживают эту общую традицию, потому что «мы» (апостлы) «вы» (читатели) «они» (ложные учителя) фразеология помещающая автора в сферу апостольских свидетелей (1:1— 3; 4:14)_. Имя Иоанна было хорошо известно читателям и оно было необязательным для упоминания. Стиль и словарный состав 1 Ин. очень похож на четвертое евангелие так что большинство ученых признают эти книги, чтобы они были написаны одной рукой (см. «Автор» в Иоанна). Есть много схожих определенных фраз Иоанн, и характеристики ограниченого словаря и частый контраст противоположностей часто общи в них. Даже так, некоторые критики атаковали это заключение по разным причинам, но теологические и стилистически отличаи не существуют в достаточном количетсе, чтобы превозмочь обильные схожести.

Традиционный взгляд являетя также отвергнутым теми, кто придерживаются того, что четрверое евангелие и эти три послания были написаны Иоанном «старцем» или «пресвитером», кто является не тем Иоанном апостолом. Но основание для этого отличая в интерпритации Евевием в его церковной истории (323) утверждениея Папия. Евсевий понимал место относящееся к двум разным Иоаннам, но формулировка не требовала этого; старейшина Иоанн и апостло Иоанн могли быть одним и темже. Даже если они были разными, нет свидетельств для противоречий для согласования признания ранней церковью, что этоа книга была написана апостлом Иоанном.

 

Относительно времени написания, можно косвенно судить, конец I века, возможно после Евангелия от Иоанна, потому что некоторые темы параллельны, и в послании получают развитие и продолжение.

Дата и обстановка:

В деяния 8:14 иоанн ассоциируется с «апостлом, который был в Иерусалими» и Павел называет его одним из «стлпов» Иерусалмиской церкви в Гал 2:9. Кроме Откровения 1 , НЗ молчит о поздних годах, но ранняя христианскмя традиция неформально говорит, что он оставил Иерусалми (возможно не за долго до его разрушения с 70 г.) и что он служил в и возле Ефеса. Семь цервей в Римской провинии Азия, упоминаетмы в Откровении (20,3)были очевидно частью его служения. Хотя нет адреса в 1 Ин, возможно, что апостол направил это письмо в Азийские церкви, которые были внутри его обозрения.

Верующие в этих собраниях были хорошо насталвены в христианскй истине и иоанн написал им не как новичкам, но как собратьям, утвреждая их в апостльской доктрине (2:7, 18017; 3:11). Апостол не упомиает его собственных дел, но его использование таких терминов аресата как «возлюбленные» и «мои дети» дает этому письму личное прикосновение, которое открывает его близкие взаимоотношения с первоначальными получателями. 1 Ин.было написано возможно в ефесе после Евангелия от Иоанна, но дата не может быть устнановлена точно. Не упоминаются гонения, предложение даты предпочтительно в 95, когда гонения прекритлисиь в конце Домициана правления (81— 96).

Придя в года, Иоанн написал его отцовское послание любви относительно его «детей» чья твердость в истине был под угрозой хитрости мира и соблазна ложныхъ учителей. гноситческая ересь учила, что материи присуще зло, и что божественная сущность, следовательно не имеет человеческой плоти. Это приводилок результату, в разделение между челвеком Иисусом и духовным Христом, которые сошел на Иисуса во время крещения, но ушел пред Его рапятием. Другй вариант это докетизм (от слова докео— казаться)_доктрина, что Хрисчтосч только кзался вимеющим человечкмое тело Результат в двух случаях был одинаков — полное отрицание воплощения.

Гностики также верили, что их понимание скрытого знание (гносис) делает из духовной элитой, которые выше нормальных определений праведности или нерпаведности. Это ведет в большинсвте случаев к прискрбному поведению и совершенному равнодушию Христианского образа жизни.

 

 Черты сходства есть, но есть и различия между I посланием и Евангелием от Иоанна, что свидетельствует об общности автора. Есть яркое формальное сходство, несмотря на то, что послание не имеет четкой структуры, пытаются выделить две или три части, но это не важно. В целом послание не имеет четкой структуры. Но в послании, как и в Евангелии, есть пролог и есть заключение, вплоть до текстологических аллюзий. Пролог Евангелия от Иоанна «вначале было Слово», а первое соборное послание начинается тем, что было от начала. ХХ глава Евангелия от Иоанна завершается указанием автора на цель, которую он преследовал. « Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божия, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( 21, XX). Та же мысль в Первом послании в V главе, 13 стих «Сие написал я вам, верующим, во Имя Сына Божия, дабы вы знали, что веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Кроме формальной схожести по стилю, есть ряд богословских параллелей, в частности, в первом Послании Иоанна, Бог называется источником тех даров духовных, которые в Евангелии от Иоанна Христос усвояет Себе, либо Отцу. В Евангелии от Иоанна Христос говорит «Азъ есмъ Светъ миру», а в послании мы прочитаем «Бог есть свет». В прощальной беседе Христос много говорит о любви « потому узнают, что вы ученики Мои, что имеете любовь между собою». И в первом послании мы прочитаем «Бог есть Любовь». Ряд параллельных богословских образов получает, благодаря I Посланию Иоанна, лучше прочтение в Евангелии от Иоанна. В прощальной беседе Христос говорит « умолю Отца и пошлет вам Иного Утешителя». Почему иного, ведь Христос не назван первым Утешителем в Евангелии, но зато назван так в Первом Послании.

 

Тема и цель:

 

Основная тема 1 И н. это взаимоотношения с Богом. Иоанн хочет, чтобы его читатели имели уверенность в пребывании Бог через их постоянные взаимоотноешния с ним (2:28; 5:13). Вера во Христа должна быть показана в практической праведности и любви среди братьев, которая с другой стороны производят радость и увереность в Боге. Иоанн написал это послание чтобы увещевть в таких взаимоотношения и делает акцент на важность сохранения апостольской доктрины

1 Ин. блоло написано чтобы опровернуть разрушительное учение гностиков сосредоточением на действиетлно воплощение и сделать ударение на исповдение без практики. Эти «антихристы» провлили три теста праведной жизни, любви к братьями и вере, что Иисус есть Христос воплотившийся Бого— человек.

 

Толкование послания.

Анализ I Ин. представляет почти непреодолимые трудности. I Ин. можно заучить наизусть, но пересказать его, строго говоря, невозможно. Послание состоит из отдельных афоризмов, часто необычайной глубины, соединение которых представляет собою, может быть, наиболее совершенный пример Иоанновской “цепи.” Всякое деление I Ин. на его составные части должно быть признано условным. Послание отмечено несомненным развитием его основных мыслей, но провести в нем четкие грани представляется невозможным. Нижеследующее деление I Ин. тоже отнюдь не притязает на значение последнего слова по вопросу о его построении. Оно является столь же условным, как и все остальные, и не исключает других.

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!