Виртуальная реальность как информационная среда, созданная посредством творческой активности воображения
Однако и приверженцы последней из указанных позиций тоже замечают не все. Они не замечают того простого факта, что сознание и без каких-либо внешних воздействий само способно продуцировать виртуальность.
Сознание всегда трансцендирует. Это значит, что привычного, подчиненного раз и навсегда заданной логике мира сознанию всегда оказывается недостаточно. Творческая способность к воображению всегда рядом с действительным выстраивает альтернативные виртуальные миры. Миф, сказка, театр, литература, изобразительное искусство – это все ничто иное, как формы продуцирования виртуальных реальностей.
Наверно, самой простой формой естественной генерации виртуального является сновидение. Именно здесь человек без какого-либо постороннего воздействия и даже без каких-либо собственных усилий впервые сталкивается с иным. Возможно, именно сновидение является источником того, что сознание впредь никогда не успокаивается созерцанием привычного повседневного мира и стремится расширить свои границы. И. Бергман как-то сказал: «Человек не был бы человеком, если бы не видел снов».
Бесспорно, важнейшую роль в проявлении творческих способностей воображения человека играет язык – «дом бытия», по выражению М. Хайдеггера. Семантика языка такова, что она содержит такие значения слов, которые не имеют какого-либо референциального отношения к объектам действительного мира. Мы можем говорить о пегасах, о золотых горах и круглых квадратах. Эти выражения для нас – в данном случае, носителей русского языка – не бессмысленны, мы понимаем, о чем здесь идет речь. Однако никакой референциальной составляющей у этих выражений не наблюдается. В действительном мире нет ни пегасов, ни золотых гор, ни круглых квадратов. И синтаксис языка тоже оказывается очень подвижным, он также допускает построение таких предложений, которые не обозначают никаких событий в мире.
|
|
Итак, последнее, наиболее широкое определение виртуальной реальности будет таким:
Виртуальная реальность – это особая информационная среда, генерируемая творческой активностью воображения человеческого сознания.
Сейчас уже становится понятным, что чем больше каналов связи с нами имитирует виртуальный объект, тем больше он будет уподобляться действительному, и тем привлекательнее для нас он будет выглядеть.
Кино и телевидение представляют собой одни из самых мощных технических достижений в области продуцирования виртуальной реальности. Вместе со звуком и изображением здесь появляется еще один важнейший элемент – имитация движения в визуальном поле, что позволяет нам представить виртуальное как процесс взаимодействия объектов.
|
|
Логику взаимодействия объектов в виртуальном мире мы опять же можем соотнести с логикой взаимодействия действительных объектов, и снова результат будет в той степени впечатляющим, в какой разработчикам искусственной среды удастся сымитировать действительный мир (мы все помним легенду, повествующую о первом кинопоказе, когда люди в зрительном зале испытали настоящий шок, увидев надвигающийся на них поезд).
Список литературы:
1. Руднев В. Мифология сновидения // Исследования по философии современного понимания мира. – Вып. I. – М., 1995.
2. Кастанеда К. Отделенная реальность. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.library.nstu.ru, свободный.
3. Миллер Б. Может ли вымышленный персонаж существовать на самом деле? // Исследования по философии современного понимания мира. – Вып. I. – М., 1995.
4. Тарасенко В. Антропология интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. – №5.
5. Крюгер М. Искусственная реальность: прошлое и будущее // Исследования по философии современного понимания мира. – Вып. I. – М., 1995.
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!