А) Дмитрий Трубецкой; б) митрополит Филарет; в) патриарх Гермоген; г) монах-келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын.
Расставьте в хронологической последовательности имена московских царей и правителей в соответствии с годами их правления.
а) Василий Шуйский; б) Борис Годунов; в) Федор Иоанович; г) Лжедмитрий I; д) «Семибоярщина»; е) Михаил Романов.
4. Выберите правильно. Неурожай и голод в России во время правления Бориса Годунова:
а) 1604-1605; б) 1601-1603; в) 1605-1606.
5. Выберите правильно. Общепринято считать, что за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I) выдавал себя:
а) Иван Болотников; б) Григорий Отрепьев; в) Иван Заруцкий; г) Степан Разин.
6. Выберите правильно два ответа. Лжедмитрий не удержался на московском престоле, так как:
а) не оправдал боярских ожиданий; б) пытался ввести католическую веру в русском государстве; в) нарушал заветные обычаи русской старины; г) осуществил раздачу русских земель польским магнатам.
7. Выберите правильно. «Боярским царем» называли:
а) Борис Годунов; б) Василий Шуйский; в) Михаил Романов; г) Лжедмитрий I.
8. Выберите правильно. Кого называли «тушинским вором»:
а) Василий Шуйский; б) Лжедмитрий I; в) Лжедмитрий II; г) Хлопок;
9. Выберите правильно. Двадцатимесячную осаду в начале XVII в. выдержал русский город:
а) Смоленск; б) Новгород; в) Псков.
10. Движение И. Болотникова было:
а) 1607-1609 гг.; б) 1606-1607 г.; в) 1609-1610 гг.
11. Василий Шуйский попросил военной помощи у шведов в:
а) 1608 г.; б) 1610г.; в) 1609 г.
12. Прочитайте текст договора от 17 августа 1610 г. о призвании королевича Владислава на русский престол и выберите три правильных ответа. Приглашение королевича на московский престол означало:
|
|
а) предательство национальных интересов;
б) попытка ограничить самодержавную власть;
в) попытка преодолеть кризис власти; г) потеря национальной независимости, за которой стояло вхождение московского государства в состав Речи Посполитой;
д) попытка юридически закрепить личные права правящей элиты Московского государства.
«…А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божии по всем городам и селам чтити и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитатися, костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити…; а христианские наши православные веры греческого закона ничем не нарушати и не бесчестети и иных никаких вер не вводити, чтоб в Москве наша святая православная вера греческого закона имела целость и красоту по-прежнему. А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам, и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по-прежнему; а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и приказных людях не быти. Прежних обычаев и чинов не переменяти и в московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто имел, тому быти по-прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, а будет похотят в чем исполнити для укрепления судов, и государю на то поволити с думою бояр и всей земли. А кто винен будет, того по вине его казнити, осудивши наперед с бояры и с думными людьми; а жены, дети, братья, которые того дела не делали, тех не казнити и вотчин у них не отъимати; а сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не поговорив с бояры, ни в чем не прибавляти. А которые города от война запустели, и в те городы и уезды послати государю описати и дозирати, много ль чего убыло, и доходы велети имати по описи и дозору; а на запустошенные вотчины и поместья дати льготы, поговоря с бояры. Купцам торговать по-прежнему. А про вора, что называется царевичем Дмитрием Ивановичем, гетману промышляти с нами, бояры, как бы того вора изымати или убити; а как вор изыман или убит будет, и гетману со всеми королевским войском от Москвы отойти…И во всем королевичу Владиславу Жигимонтовичу делати по нашему прошению, и по договору послов с великим государем Жигимонтом королем , и по сей утвержденной записи. А о крещении, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститеся в нашу православную христианскую веру и быти в нашей православной христианской греческой вере; и о иных иных недоговорных статьях о всяких делах как бы меж государьми и их государствы о всем договор и докончание учинилось. А для утверждения, к сей записи мы бояре печати свои приложили, а дьяки руки свои приписали».
|
|
|
|
Соотнесите правильно.
а) Василий Шуйский; | а) « Пусть всякий верит по своей совести»; |
б) «Семибоярщина»; | б) «…Без согласия всей земли сам себя поставил царем, и все люди были смущены этим скорым его помазанием (на царство); этим он возбудил к себе ненависть всех городов государства…»; |
в) Лжедмитрий I; | в) «…о чем святейший Гермоген патриарх Московский и всея Руси, и весь освященный собор Бога молят, и Владислава королевича на Российское государство хотят с радостию…»; |
г) Борис Годунов; | г) «…- Кто принес такую грамоту? Кто, откуда? В это время выходит донской атаман и также подает письменное мнение. -Что это ты подал, атаман? – спросил его князь Дмитрий Пожарский. -О природном царе…- отвечал атаман». |
д) Михаил Романов | д) «не было подозрений и нарекания, которого народная молва не была бы готова повесить на его имя». |
14. Прочитайте описание одного из современников Смутного времени. О каком историческом деятеле идет речь? Выберите правильно:
|
|
а) Дмитрий Трубецкой; б) митрополит Филарет; в) патриарх Гермоген; г) монах-келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын.
· в 1589 г. он был поставлен в сан казанского митрополита и проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев;
· по восшествии на московский престол Лжедмитрия I был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем сенате, но не мог ужиться с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами;
· при Василии Шуйском он не играл видной роли из-за возникших между ним и царем несогласий по государственным делам;
· во время выступления Болотникова рассылал грамоты, убеждая население стоять за Шуйского, и наложил даже проклятие на Болотникова и его сторонников;
· когда выставлена была кандидатура королевича Владислава, он согласился на нее лишь при условии принятия Владиславом православной веры;
· узнав, что у польского короля Сигизмунда имеются планы самому занять московский престол, держал себя очень враждебно по отношению к полякам, стал их открытым противником; путем устной проповеди и рассылаемых грамот убеждал народ стоять за православную веру против иноземцев;
· за такое поведение он был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре;
· когда поляки узнали, что идет образование ополчения Минина и Пожарского они стали требовать, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными Владиславу и не участвовать в ополчении. Наш герой ответил решительным отказом. «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и в будущем»;
· он умер 17 февраля 1612 г., по словам современников его уморили голодной смертью.
15. Соотнесите правильно: имена, события и даты, которые относятся:
первому народному ополчению и ко второму народному ополчению:
1) 1611 г. | А) Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский |
2) 1612 г | Б) Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий, Дмитрий Трубецкой; |
В) формирование ополчения на нижегородской земле; | |
Г) формирование ополчения на рязанской земле; | |
Д) ополчение распалось из-за противоречий, возникших между дворянами и казаками; | |
Е) создание в Ярославле временного правительства «Совет всея земли». |
16. Избрание Михаила Романова на Земском соборе:
а) 1613 г.; б) 1614 г.; в) 1612 г.
17. Какую кандидатуру на московский престол не рассматривал Земский собор 1613 года:
а) шведский королевич Карл-Филипп; б) Михаил Романов; в) К. Минин; г) Д. Пожарский; е) польский королевич Владислав.
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!