Гуманитарная и естественнонаучная парадигма в психологии



Брунер - наука о психике служит примером раздвоения между гуманитарной фразеологией и ЕН стандартами. Т.е. психолог действует в двух когнитивных режимах. Это раздвоение нашей умственной природы приводит к двум способам познания: 1.парадигматический (логико-сциентистский) - стремление к идеалу формальной математической системы. Выражается в номотетическом подходе - много частных данных, из которых выводится закономерность. 2.нарративное (повествование) - работает воображение, возникают свободные образы - создается правдоподобное описание. Выражается в идеографическом подходе (индивидуализирующий) - психоанализ.

Естественнонаучная традиция в психологии состоит в том, что человек рассматривается неотъемлемой частью мироздания. Это предполагает в свою очередь, что методы естественных наук (которые изучают мироздание) должны использоваться также при изучении психики и поведения человека. Естественнонаучная психология подчиняет мышление опыту и сверяет свои концепции с эмпирической реальностью. Поэтому здесь теоретическое мышление является объективным, беспристрастным, или, по меньшей мере, стремится быть таковым. Естественнонаучная традиция утверждается в ряде направлений психологии: гештальтпсихологии, поведенческой и когнитивной психологии, социальной психологии, психофизиологии, ряде других направлений. В отечественной психологии естественнонаучная традиция наиболее последовательно обнаруживается в психофизиологии и психофизике, дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии, инженерной психологии и психологии труда, в исследованиях стилей деятельности и когнитивных стилей, установок, индивидуальности, способностей, интеллекта, творчества, познавательных и эмоциональных процессов, психосемантики, других психических феноменов. Психология заимствовала от естественных наук ряд фундаментальных идей об устройстве мира и способах его познания.

Признаки естественнонаучной традиции в психологии. Главные признаки естественнонаучной традиции в психологии обнаруживались в том, по каким естественнонаучным "лекалам" строилась психология как наука.

Во-первых, естественнонаучная психология исходит из следующих безусловно принимаемых посылок:

(1) пространство и время есть реальность; (2) материя, природа, вещи, предметы, люди, есть реальность; (3) все, что существует, существует как некоторая величина и количе-ство; (4) универсум есть некий порядок;

(5) все события чем-то обусловлены; (6) люди способны понимать их универсум. Во-вторых, естественнонаучная психология добывает знания с позиций систематического эмпирицизма. Термин "эмпирицизм" обозначает практику наблюдения, на которое полагаются и которому доверяют. Ее основными методами являются наблюдение и эксперимент. С их помощью добываются научные факты, по которым судят о природе тех или иных фрагментов реальности. В-третьих, естественнонаучной психологии присущ элементаризм - в том смысле, что в изучаемом явлении необходимо выделять его отдельные признаки (переменные), выражать качественные особенности явления, как правило, в количественном виде. В-четвертых, в естественнонаучной психологии наблюдатель не может вмешиваться в наблюдаемые феномены. Этим достигается независимость наблюдаемых феноменов от наблюдателя, их объективность и, следователь-но, устранение почвы для субъективизма и произвола наблюдателя. С другой стороны, это означает, что результаты научных исследований должны быть обезличены: факты свидетельствуют о природе явлений, субъективное мнение автора - искажает их природу. В-пятых, естественнонаучная психология изучает не только наблюдаемые, но и ненаблюдаемые феномены, применяя в последнем случае приборы и косвенные методы измерения. В-шестых, естественнонаучная психология исходит из того, что природа феноменов носит некий упорядоченный характер. Естественнонаучная психология видит свое главное предназначение в том, чтобы описывать, синтезировать, объяснять и предсказывать факты, в которых проявляются те или иные фрагменты реальности. Естественнонаучная психология опирается также на логику и математику. В-седьмых, естественнонаучная психология проводит количественные и качественные исследования. Как правило, количественные исследования рассматриваются более значимыми, чем качественные, поскольку первые, в отличие от вторых, позволяют распространять полученные результаты на генеральную совокупность, определять надежность и валидность измерений, измерять эффекты воздействий одних феноменов на другие, силу, характер и направление их связей, предсказывать по одним феноменам другие.

Особенности ЕН познания. Основная цель, функция ЕН познания - объяснение. Состоит в том, чтобы раскрыть сущность познаваемого объекта, проникнуть, вскрыть причину, которая превращает неизвестное в известное. Способы объяснения: 1.постичь закон, которому подчиняется данный объект; 2.установить те связи и отношения, которые определяют существенные черты объекта. Объяснение - это включение знаний об объекте в более широкий контекст знаний. Для ЕН было характерно использование математических количественных приемов анализа данных - математизация наук.

В 20е гг. стал меняться идеал знания. Критикуется ЕН подход. Было осознано, что долгое время для ЕН идеалом являлась классическая механика, и механистический идеал проник в другие науки. Анализ содержания ЕН показал, что в них существуют обширные метафизические включения, которые не очень хорошо обоснованы, но без них множество физических теорий рухнет. Таким образом, в XX в. стали меняться представления о науке, научности - снижаться статус ЕН и повышаться статус гуманитарных.

Бахтин - особенности гуманитарных наук: -Гуманитарное познание не процедурно. Нет иерархии уровней, методов. -В чистом виде гуманитарное познание встречается очень редко. Чаще гуманитарное исследование впитывает в себя некоторое напластование из смежных областей знания - социальные рассуждения, методология, математические выкладки. -Гуманитарное исследование тесно связано с саморазвитием субъекта познания. Чел познает нечто вне него находящееся, но при этом все больше познает себя. -Требование для гуманитарного познания - исследователь как личность должен быть достоин того, о чем или о ком он решил говорить.

Основная цель, функция гуманитарного познания - понимание. Это универсальная форма освоения действительности, сущность которой - постижение и реконструкция смыслового содержания явлений действительности (исторической, социально-культурный, природный). Понимание - осмысление, нахождение смысла.

Принципы гуманитарного познания: 1.терпимость, здоровый плюрализм, восприимчивость к аргументам; 2.принцип условности - результаты гуманитарного исследования условны и относительны 3.принцип аполитичнсти - запреты на использование идеологических клише. 4.принцип инактивизма (невмешательства) - не изменять мир, а описывать его. 5.принцип гуманизма - человек - цель, а не средство.

Главные особенности обнаруживаются в следующих ее положениях. Во-первых, сознание является краеугольным камнем объективного знания, поскольку, как они думают, оно обладает способностью к адекватной саморефлексии, с одной стороны, и отражению объектов такими, какими они есть в социальных отношениях, с другой. Во-вторых, принципиальным является вопрос о качестве психических феноменов. Изучаются качественные особенности феноменов, но отвергаются количественные измерения. В-третьих, объективность качественных исследований обеспечивается ориентацией на комплексные качества феноменов. Поскольку комплексность определенно присуща психическим феноменам, то и качественные исследования определенно являются объективными. В-четвертых, конструируют общие паттерны, опираясь на анализ индивидуальных случаев и метод индукции. Последний трактуется как творческая интуиция, позволяющая "схватить" общий паттерн, который неявно присутствует в индивидуальных случаях. Создание же общих паттернов есть процесс генерализации индивидуальных опытов или поведений в наиболее существенных общих особенностях феномена. В-пятых, наблюдатель и реальность не тождественны, т.е. наблюдения могут соответствовать, не соответствовать или неполно соответствовать реальности феномена. Следовательно, культурный психолог должен контролировать свои идеи на предмет их соответствия наблюдаемым феноменам. Такая процедура называется валидизацией, и она предполагает, что реальность известна не в полной мере, возможности получения как истины, так и ошибки вероятны. Руководствуясь этими соображениями культурные психологи различают три вида валидности: дескриптивную, интерпретативную и теоретическую (объяснительную). Дескриптивная валидность затрагивает вопросы точности описания фактов. Интерпретативная валидность контролирует умозаключения о значениях действий. Теоретическая (объяснительная) валидность направлена на идентификацию мотивов и причин как источников феноменов. В-шестых, изучает психологические феномены, многократно перепроверяя их через некоторое множество ситуаций, состояний, действий и поступков, учитывает характер предшествующих и последующих ответов респондентов, использует метод перекрестных оценок, получаемых от нескольких экспертов. В-седьмых, психологические, культурные и социальные феномены предлагается определять концептуально, не операционально.

Перспективы примирения естественнонаучной и культурно-исторической традиций в психологической науке. Ratner (1997) предлагает стандарты новой науки - все лучшее и от естественной науки, и от культурно-исторической психологии. От естественной науки объективность, упорядоченность, точность, доказательность, объяснительность, установление номотетических законов, характеризующих генеральную совокупность, эмпирическую фактуальность. От культурной психологии принципы связного концептуального понимания и интерпретации существенных качеств феноменов имеющие целостный, комплексный характер. Они являются конкретными, индивидуально-своеобразными и подчиняются идеографическим закономерностям.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!