Экспликации к экспонатам постоянной экспозиции «Калининград-Кёнигсберг: Мост над временем»

Методические материалы к экскурсии по постоянной экспозиции «Калининград-Кёнигсберг: Мост над временем»

О музее Приветствуем вас в Калининградском музее изобразительных искусств – одном из самых молодых и динамично развивающихся художественных музеев России. Впервые он открыл двери для посетителей 24 ноября 1988 года. С тех самых пор Калининградский музей изобразительных искусств стал инициатором проведения и организатором нескольких международных проектов. С 1990 года в музее проводится «Биеннале графики «Калининград - Кенигсберг», с 2003 — ежегодный международный фестиваль творчества молодых художников «Арт-сессия». Музей является постоянным участником Всероссийских акций «Музейная ночь» и «Ночь искусств». В залах музея постоянно проходят выставки из крупнейших российских музеев (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музея, Государственная Третьяковская галерея и др.) Фондовое собрание музея насчитывает более 15000 произведений живописи, графики, скульптуры, фотографии, декоративно-прикладного искусства: • произведения официального и альтернативного искусства российских художников 50–90х гг. XX в., • современная графика художников России и стран Балтийского региона, • произведения калининградских художников, • стекло и керамика России 60–90 годов XX века, • народные промыслы России, • произведения изобразительного искусства Восточной Пруссии. Собрание специализированной музейной библиотеки насчитывает более 8500 изданий по искусству и культуре. В лекционных залах музея, оснащенных современным мультимедийным оборудованием, регулярно проходят творческие встречи, тематические лекции, в том числе онлайн-лекции Виртуального филиала Русского музея. В музее также действуют Ресурсный центр творческого развития детей и подростков (под патронажем Русского музея) и художественные студии для детей и взрослых.
Искусство Восточной Пруссии Вы находитесь в зале, где представлена выставка «Калининград-Кёнигсберг: Мост над временем». Первый раздел экспозиции посвящён искусству Восточной Пруссии и представлен именами живописцев, графиков и скульпторов, так или иначе связанных с Кёнигсбергской академией художеств. История Академии начинается с основания первого городского музея – Кёнигсбергского кунстхалле, предназначенного для экспонирования живописи и гипсовых слепков с античной скульптуры. Кунстхалле должен был стать местом обучения будущих художников. Инициатива и главная роль на этапе создания музея и Академии принадлежала историку искусств Эрнсту Августу Хагену. В 1841 году в специально построенном здании на Кёнигштрассе были размещены 60 картин, доставленных из Берлина, а также коллекция бургомистра Кёнигсберга Теодора фон Гиппеля. Академия художеств начала функционировать в 1845 году и уже очень скоро приобрела известность во всей Европе.
«750 лет Кенигсберга-Калининграда: становление и рост города» Раздел, открывающий экспозицию, посвящен выставке «750 лет Кенигсберга-Калининграда: становление и рост города», которая состоялась в Калининградском областном музее изобразительных искусств в 2005 году. Она была подготовлена и передана в дар нашему музею Музеем Кенигсберга в Дуйсбурге. Серия планшетов содержит репродукции произведений немецких художников, в которых столица Восточной Пруссии предстает красивейшим европейским городом. Здесь представлены редкие фотодокументы, среди них фотографии старинной архитектуры, а также планы города и его окрестностей в хронологическом порядке.
Фотографии довоенного Кёнигсберга В данном разделе экспозиции представлены виды довоенного Кенигсберга – работы известных немецких фотохудожников Рихарда Детлефсена, Адольфа Бёттихера, Карла Вюнша, Оскара Биттриха, Антона Ульбриха и других. Фотографии относятся к концу XIX — первой трети ХХ века. На них изображены виды и предметы интерьера Королевского замка и Кафедрального собора, панорамы Альтштадта с причалом у рыбного рынка и Кнайпхофа со старым зданием университета, парусные лодки в гавани Преголи, фахверки пакгаузов на берегу и знаменитые мосты Кенигсберга – Деревянный, Кузнечный, Зеленый мост, Лавочный, и другие, не сохранившиеся до наших дней уголки потерянного во времени города. Фотографии переданы в дар нашему музею немецким фондом «Zeit» («Цайт») Эбелин и Герды Буцериусов. Эти снимки принадлежали кенигсбергскому Обществу по уходу за памятниками, после войны они были вывезены из Восточной Пруссии и попали в Варшавский институт искусствознания, у которого их и приобрела общественная организация «Цайт».
Кёнигсбергская академия художеств Кенигсбергская академия художеств была открыта в 1845 году благодаря усилиям обер-президента Восточной Пруссии Теодора фон Шона и профессора истории искусств Кенигсбергского университета Эрнста Августа фон Хагена. Теодор фон Шон написал специальное посвящение «Сооруженное искусством для людей, которые это искусство создают», размещенное впоследствии на фасаде здания. На должности преподавателей приглашались немецкие мастера-академисты. Они взрастили художников, которые впоследствии развивали новые направления в европейском искусстве. С Академией художеств связаны имена немецких графиков Генриха Вольфа, Хелены Нойманн, Кете Кольвиц, Норберта Долециха, архитектора Фридриха Ларса, скульптора Станислауса Кауэра, живописцев Ловиса Коринта, Артура Дегнера, Юргиса Прейса, чьи произведения сейчас представлены в экспозиции музея. В 1916 году Академия переехала в новое здание, выстроенное по проекту архитектора Фридриха Ларса и украшенное скульптурными изображениями парящих фигур с лавровым венком и рогом изобилия в руках работы скульптора Станислауса Кауэра. Здание сохранилось, сейчас в нем размещается школа № 21. В 30-х годах ХХ века из-за режима жесткой экономии в Германии количество студентов Кенигсбергской Академии художеств сократилось с 83-х летом 1930-го года до 28-ми летом 1933-го. Последнее заседание академического совета состоялось в январе 1945 года, после чего Академия художеств закрылась. Всего она просуществовала 100 лет.
Имение Кляйн Байнунен Коллекция произведений искусства семейства фон Фаренгейтов в усадьбе Байнунен – наиболее известное частное собрание произведений искусства в Восточной Пруссии. Усадьба находилась недалеко от Даркемена (ныне – Озерск, Калининградская область). Основателем коллекции был Фриц фон Фаренгейт. По его поручению архитектор Альберт Вольф в середине ХIХ века перестроил родовое имение коллекционера во дворец в стиле классицизма. Владелец любил античное искусство и собрал коллекцию, которая включала античные мраморы, картины периода итальянского ренессанса и барокко в оригинале и копиях, современные скульптуры. Во дворце располагалась большая библиотека, парк площадью 163 га с прудом и широкими аллеями, украшенными мраморными статуями Дианы, Зевса, Аполлона, Ниобы, Лаокоона. Произведения искусства были доступны всем желающим, так как каждое лето парк и залы дворца открывались для всеобщего обозрения. В завещании Фриц фон Фаренгейт оставил указание, чтобы его дом, собрание скульптур, живописная коллекция, парк и зоосад были доступными для людей всех сословий. Собрание искусств Фаренгейтов в 1888 году вошло в перечень достопримечательностей провинции, а затем и всей Пруссии. Усадьба была разрушена во время Второй Мировой войны, ряд сохранившихся построек по сей день находится в руинированном состоянии, а судьба коллекции неизвестна. После окончания второй мировой войны были найдены отдельные произведения, в числе которых «Церера» скульптора Иозефа фон Копфа, «Венера на корточках» и статуя Геркуланки, которые сегодня находятся в экспозиции музея.
Монографические коллекции музея (Коринт, Кауэр, Кольвиц, Шмидт-Кестнер) Гордость Калининградского музея изобразительных искусств – крупнейшие в России монографические коллекции Ловиса Коринта, Станислауса Кауэра, Кэте Кольвиц. Кроме того, в музее начала формироваться коллекция произведений Эриха Шмидта-Кестнера. Ловис Коринт – один из крупнейших представителей экспрессионизма и самый известный прусский художник. Его творческое наследие составляет особую главу в истории искусства Восточной Пруссии. За всю жизнь он создал более 1000 картин и столько же графических произведений, также написал целый ряд книг и статей по искусству. Многие произведения Коринта были утеряны во время Второй мировой войны. Некоторое количество его работ в настоящее время находится в различных музеях Европы, но основная часть хранится в частных коллекциях. Калининградский музей изобразительных искусств обладает крупнейшим в России собранием графических произведений Ловиса Коринта — в наших фондах находится более 100 графических листов. Станислаус Кауэр – известнейший скульптор Кёнигсберга. Творческое наследие этого мастера поистине огромно: оно насчитывает около 100 рельефов и памятников, украшавших улицы и дома города и области. Когда Кауэр в 1907 году переехал в Кёнигсберг, чтобы возглавить класс скульптуры в здешней Академии художеств, он привёз с собой несколько работ. Среди них – мраморная скульптура «Купальщица», которая является истинной жемчужиной коллекции Станислауса Кауэра в нашем музее. В коллекции музея представлены и более поздние работы мастера – «Юная Венера (Ева со стрижкой)», «Весенний Ветер», «Портрет Бритты Брунс». Выдающихся женщин в истории изобразительного искусства очень немного. График и скульптор Кэте Кольвиц — одна из них. Она родилась в Кёнигсберге, здесь получила и начальное художественное образование. Затем Кэте обучалась Берлине, Мюнхене и Париже. Одним из ее духовных наставников стал Огюст Роден. В основе творчества художницы – остросоциальные темы: нищета, голод, болезнь, смерть. Главной героиней произведений Кольвиц всегда является женщина, и часто в этих образах отражается собственная судьба художницы. В коллекции музея представлены ее самые известные графические серии – «Восстание ткачей», «Крестьянская война», «Война», альбом «21 рисунок последних лет». Эрих Шмидт–Кестнер учился сначала в Берлинской, а затем в Дюссельдорфской Академиях художеств. В 1926-1927 годах Э. Шмидт–Кестнер преподавал в классе скульптуры в Школе искусств и ремесел в Кёнигсберге. В 1930 году Кенигсбергскому зоопарку Э. Шмидт-Кестнер подарил скульптурную группу «Две играющие борзые собаки». Долгое время она находилась на главной аллее зоопарка. Скульптура счастливо пережила ожесточенные бои за взятие зоопарка во время Второй Мировой войны, и не пострадала. Но затем ее следы потерялись, и только в конце 1980-х годов она обнаружилась у вдовы генерала Соммера и была приобретена в коллекцию Калининградского музея изобразительных искусств. Сегодня она является основой для комплектования монографической коллекции автора. В музее хранится уже 5 произведений автора.
Нидденская колония В начале ХХ века все чаще художники стремятся уехать из городов на лоно природы и писать с натуры, все большую популярность в Восточной Пруссии приобретает пленэрная живопись. Немецкий меценат Герман Блоде построил гостиницу в уникальном природном заповеднике, в поселке Нидден (сегодня это Куршская коса), куда к нему приезжало множество художников, в том числе и тех, кто был связан с известным художественным объединением – группой «Мост» («Die Brucke»). Дело отца продолжила Герда Блоде, вышедшая замуж за молодого художника-экспрессиониста Эрнста Молленхауэра. В семье Блоде сформировалась внушительная коллекция произведений искусства, большая часть которой погибла во время войны. Сохранившиеся произведения ныне находятся в Музее Восточной Пруссии в Люнебурге. Выставка произведений художников колонии Нидден из этого музея экспонировалась в Калининградском музее изобразительных искусств. Традиции знаменитой Нидденской колонии, представленные в экспозиции нашего музея работами Артура Дегнера и Фридриха Берендта, сегодня продолжаются современными авторами: начиная с 1995 года в Ниде проходят международные пленэры. В них участвовали калининградские художники Петр Торопов, Александр Назаров, Евгений Печерский, Олег Мелехов – работы которых также есть в собрании музея.
Калининградское искусство с 1950-х годов до наших дней Этот раздел экспозиции посвящён творчеству калининградских художников. Хронологически он охватывает весь период истории Калининградской области с первых лет её основания и до наших дней. Калининградское искусство складывалось под воздействием разных художественных традиций. В послевоенное время город создавал свою культуру практически с нуля. Художественный язык соцреализма и тема труда определили главный вектор развития изобразительного искусства в Калининградском регионе в 1940–1970-е годы. Главной темой произведений часто становился нелегкий труд моряков и рыбаков, а также морские пейзажи. В том, что область прославилась как край рыбаков, есть немалый вклад местных мастеров изобразительного искусства. Одним из ведущих живописцев, отдававших предпочтение этой тематике, является Александр Балабаев. Своеобразная красота местной природы всегда привлекала внимание художников. Например, пейзажный жанр занимал заметное место в творчестве Александра Карякина. Следуя традиции русской национальной школы живописи, тщательно изучая опыт своих предшественников, мастер никогда не ограничивал себя рамками «чистого пейзажа». В лучших своих произведениях он пытался раскрыть единство человека и природы, связь рукотворной и первозданной красоты родной земли. В коллекции музея представлено большое количество работ признанного классика калининградского искусства, Народного художника России, Михаила Пясковского. Он заявил о себе как о создателе масштабных тематических картин, пейзажей, портретов, натюрмортов. Михаил Пясковский создал галерею образов своих современников, навсегда вошедшую в историю изобразительного искусства. Созидательный пафос эпохи пронизывает и графические произведения тех лет, в том числе самую демократичную технику — линогравюру. Местные ландшафты и романтика морских будней стали темами произведений Адольфа Шевченко. На становление творческой манеры этого художника оказали влияние традиции российской и литовской художественных школ. Скульптура калининградских авторов представлена в фондах музея портретами, жанровыми композициями, анималистикой. Особым явлением калининградской художественной жизни можно считать творчество Людмилы Пономарёвой, которая возвратила скульптуре монументальность и глубину содержания.

Экспликации к экспонатам постоянной экспозиции «Калининград-Кёнигсберг: Мост над временем»

Эдуард Андерсен (1873 – 1947) Индустриальный порт. Начало ХХ века Эдуард Вильгельм Франц Андерсен – известный восточно-прусский художник и директор Музея истории города в Кенигсберге. С 1893 по 1903 гг. Андерсон обучался в Кенигсбергской академии художеств. Основным направлением его творчества был пейзаж, а темой своих произведений он избрал Восточную Пруссию, главным образом Кенигсберг и Куршскую косу. Будучи руководителем «Союза выставочного искусства» именно он в 1913 году инициировал строительство нового выставочного зала Кенигсберга. Затем под его руководством в 1924 году в Королевском замке была открыта Картинная галерея и музей общества по изучению древностей под названием «Пруссия». Так же Андерсен инициировал создание Музея истории города в Кнайпхофской ратуше, директором которого он стал в 1927 году. Представленная картина изображает вид на Кёнигсберг с одного из карманов Кенигсбергского порта, который в то время носил название Индустриальный. На дальнем плане вид на железнодорожный мост через Прегель и Новоросгартенскую кирху.  
Эдуард Бишофф (1890—1974) Мужской портрет. 1913 Эдуард Бишофф признан самым значительным представителем восточно-прусской живописи XX в. В 1920-е гг. он был известен как портретист. Но его разносторонние художественные дарования проявлялись также в графике, скульптуре, мозаике, витражах. Будучи мастером монументальной живописи, Бишофф, одержав победу на конкурсе в 1934 г., выполнил художественное оформление актового зала Высшей торговой школы «Максимус»; Также занимался росписью в Доме грузчиков кенигсбергского порта. В Инстербурге по мотивам местной истории выполнил росписи концертного зала. В 1936 г. он стал профессором живописи Академии художеств в Кенигсберге. Представленная картина является погрудным портретом неизвестного. Мужчина средних лет одет во фрак с галстуком, ворот рубашки поднят по моде начала XX века. Картина написана Бишоффом в 1913 году. Данное произведение является ранней работой художника, на тот момент находящегося на предпоследнем курсе обучения в Академии художеств Кенигсберга.
Планшеты. Самый старый вид Кёнигсберга. 1557 Данный планшет представляет особый интерес. На нем представлен самый первый вид города Кенигсберга (1557), внизу - эпитафия Иоганну фон Нимицу от Генриха Кенигсвизера, и старейшая печать Кёнигсберга. Печать посвящена чешскому королю Пржемыслу Отакару II, который по предложению Папы римского в 1254 году предпринял крестовый поход на язычников Пруссии. В 1255 году Отакар и Великий магистр Тевтонского ордена Поппо фон Остерна заложили орденскую крепость Кёнигсберг в нижнем течении реки Преголи. Сейчас можно увидеть скульптурное изображение Отакара II на Королевских воротах.
Герман Брахерт (1890 – 1972). Об авторе Герман Брахерт родился в Штутгарте в 1890 году. После окончания реальной школы учился в художественном училище в Вайсенхофе и в родном Штутгарте изучал архитектуру. С 1919 по 1933 год Брахерт был преподавателем Кёнигсбергской школы искусств и ремесел, вёл классы скульптуры, основ интерьера и ювелирного дела. Выполнил ряд монументальных скульптур для украшения зданий и скверов города. Кроме того, Герман Брахерт много работал с янтарем и металлом, был художественным консультантом Государственной янтарной мануфактуры в Кёнигсберге. В 1933 году Брахерту, не разделявшему взгляды нацистов, было запрещено преподавать и заниматься профессиональной деятельностью, и он уехал с семьей в Георгенсвальде (Отрадное), где сейчас в его доме открыт музей. В 1944 году он был вынужден уехать из Восточной Пруссии на родину в Штутгарт. Там Брахерт продолжал заниматься скульптурой, и в 1970 году выполнил свою последнюю работу, которую назвал «Воспоминание о Восточной Пруссии».
Отто Эдмунд Гюнтер. (1838 – 1884). Аристократ. Вторая половина XIX века Одним из преподавателей Кёнигсбергской Академии художеств был Отто Эдмунд Гюнтер. Выпускник Дюссельдорфской академии и Веймарской высшей школы изобразительных искусств Отто Гюнтер в качестве военного художника участвовал в нескольких кампаниях прусской армии. Во второй половине 70-х годов XIX этот мастер исторической и жанровой картины занял профессорскую должность на факультете живописи в Кёнигсбергской академии художеств. Он был первым учителем Ловиса Коринта. Картина Гюнтера в нашей коллекции — типичное произведение бытового жанра: на пороге сарая, завернувшись в плед, стоит старик-аристократ с младенцем на руках и курит трубку. Эта почти миниатюрная живопись выполнена маслом на деревянной доске и оформлена в раму. Такой тип резного орнамента характерен для югендстиля популярного в конце XIX – начале XX века.
Эрих Шмидт-Кестнер. (1877-1940 гг.) Две играющие борзые собаки. 1930   Эрих Шмидт–Кестнер учился сначала в Берлинской, а затем в Дюссельдорфской Академиях художеств. В 1904 году был награжден золотой медалью Берлинской художественной выставки, а в 1905 – золотой медалью Международной художественной выставке в Мюнхене. После окончания учебы получил право пенсионерской поездки в Италию на два года, где совершенствовал свое искусство. В 1926-27 годах Э. Шмидт–Кестнер преподавал в классе скульптуры в Школе искусств и ремесел в Кёнигсберге. В 1930 году Кенигсбергскому зоопарку Э. Шмидт-Кестнер подарил скульптурную группу «Две играющие борзые собаки». Долгое время она находилась на главной аллее зоопарка. Композиция выполнена в натуральную величину, играющие собаки даны в живых естественных позах. Натуралистическое наблюдение повадок животных, точное детальное изображение фактуры шерсти делают скульптурную группу достоверной и убедительной. Композиция счастливо пережила ожесточенные бои, и не пострадала во время Второй мировой войны. Но затем ее следы потерялись, и только в конце 1980-х годов она обнаружилась у вдовы генерала Соммера и была приобретена в коллекцию Калининградского музея изобразительных искусств.
Генрих Вольф (1875-1940). Об авторе Генрих Вольфф – знаменитый восточно-прусский график, виртуозно владевший различными графическими техниками, особое предпочтение отдавал глубокой печати – офорту и акватинте. Генрих Вольфф работал в разных жанрах – рисовал портреты, пейзажи, жанровые сцены. Он считался одним из лучших графиков Германии того времени. Его офорты были представлены на выставках в Париже, Мюнхене, Берлине и Вене, а в 1900 году мастер получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Выпускник берлинской Академии художеств Генрих Вольфф 1902 году был приглашен в Кенигсбергскую Академию художеств в качестве преподавателя класса гравюры на меди и элементарного класса на место почившего Г.Закса. Преподавательская деятельность Вольффа началась 1 апреля 1902 года и продолжалась более 30 лет до 1935 года, он стал профессором Академии художеств. Герман Вольфф преподавал также в студии для обучения графике женщин, созданной им в Кёнигсбергской Академии художеств в 1902 году. По словам Агнес Мигель, он «проложил путь целому поколению художников-графиков, большинство из которых были его учениками». Среди наиболее известных студентов Вольффа - Эрнст Грюн, Эрнст Норберт Долецих, Мария Зеек, Ганс Зимоляйт, Даниэль Сташус, Отто Эвель.
Генрих Вольфф (1875-1940) . Кнайпховская ратуша. 1928 Перед вами графический лист «Кнайпхофская ратуша» 1929 года, переданный в дар Калининградскому музею изобразительных искусств Катариной Эсслингер, дочерью архитектора Фридриха Ларса. Здесь запечатлен уголок старого Кёнигсберга и известное историческое здание, построенное в конце 16 века, а сто лет спустя перестроенное в роскошное сооружение, призванное представлять величие и богатство города. Городской совет, состоявший из зажиточных ремесленников и торговцев, стремился продемонстрировать благополучие. У входа в ратушу располагались медведи со щитами, которые сохранились и сейчас находятся в Кафедральном соборе. После объединения в 1724 году городов Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф, городские власти нового образования Кёнигсберг разместились в Кнайпхофской ратуше. С 1927 года там располагался музей истории города. Точная детально продуманная композиция листа рассказывает о жизни кёнигсбержцев и том архитектурном ландшафте, который они видели ежедневно. Графический лист создан в техниках офорта и акватинты. Это наиболее распространенные способы глубокой печати, в которых изображение на металле, покрытом кислотоупорным лаком или кристалликами канифоли, процарапывается офортной иглой и травится кислотой. При этом открытые участки металла превращаются в углубления, в которые затем набивают краску. После проката покрытой бумагой пластины на специальном офортном станке лист принимает на себя краску. Акватинта создает эффект акварельных растеков, а офорт – легкие, тонкие и изящные штрихи. Офорт и акватинта часто используются вместе в одном листе. Гравюра на металле может иметь большой тираж.
Генрих Вольф (1875-1940) . Портрет Девушки. 1897 Большое место в творчестве Г. Вольффа занимали портреты. В экспозиции музея представлен очаровательный «Портрет девушки» 1897 года. Легким изящным штрихом нарисована юная головка, которой любуется художник. Портретное сходство, милая простота незатейливого мотива и искренность в передаче образа привлекали в его работах. Он создал большую портретную галерею представителей среднего класса Кенигсберга, портретироваться у него стало престижным. Г.Вольфф сумел сделать графику популярной среди просвещенной буржуазии.
Генрих Вольф (1875-1940) . Хундегатт. 1908 Графический лист «Хундегатт», созданный Генрихом Вольфом в 1908 году, является, пожалуй, самым значительным в творчестве графика. Пейзаж представляет вид на Королевский замок из района порта. Графический лист выполнен в технике офорта, в сочетании с акватинтой, что позволило добиться большого тонового разнообразия и эффекта акварельной живописи. В работе Вольфф использует различную штриховку, которой подчеркивает какие-либо детали. С помощью же акватинты он создает большие плоскости теней, а также легкую рябь воды на переднем плане. Очень натуралистично изображены отражения огней в воде на дальнем плане, дым, идущий из трубы небольшого торгового или рыболовного пароходика слева у причала, тонко прописаны детали стен, крыш, строгими, тонкими штрихами акцентировано внимание на Королевском замке. Этот городской пейзаж в числе прочих прославил Вольфа в Кёнигсберге, а графика больше не воспринималась как подготовительный этап к живописи, а стала отдельным самостоятельным видом творчества.
Байнунен. Купальщица (Афродита на корточках. Копия с антика). XIX век   Одним из интереснейших экспонатов на выставке является скульптура Купальщицы или Афродиты на корточках, работы неизвестного автора, выполненная в 19 веке с римских копий скульптуры греческого скульптора Дойдалса (жил примерно в середине 3 в. до н. э.). Оригинальной скульптуры не сохранилось, представление о ней можно составить лишь по римским копиям. Самой близкой к оригиналу считается скульптура, найденная в 1920-х годах при раскопках виллы императора Адриана в Тиволи. В 19 же веке, во времена расцвета неоклассицизма, эта скульптура вновь стала одной из самых популярных для создания копий, которые сейчас можно встретить в собраниях ведущих музеев и в интерьерах многих всемирно известных дворцов.
Байнунен. Церера. Копия древнеримской скульптуры. XIX век     Автор «Цереры» - немецкий скульптор Йозеф фон Копф. Первые опыты рисования скульптор получил в начальной школе, затем обучался мастерству каменотеса и скульптора в Равенсбурге, с 1851 – у Ансельма Зикингера в Мюнхене, Филиппа Гофмана в Висбадене, Йозефа Алоиза Книттеля во Фрайбурге. В 1852 совершил поездку в Рим. Его творчество складывалось под большим влиянием античной пластики, скульптуры Древней Греции, Древнего Рима, итальянского Ренессанса. В 1897 Йозефу фон Копфу был присвоен дворянский титул. Скульптура «Церера» - яркое произведение классицизма, органичное для искусства Копфа. Церера – богиня плодородия в Древнем Риме, поэтому ее изображали с фруктами в руках. В греческой мифологии ей соответствует Деметра. В середине апреля в ее честь земледельцы устраивали 8-дневный праздник – цереалии, нарядные плебеи в белых одеяниях с венками на головах торжественно приносили дары Церере – плоды, мед, затем устраивали пышные трапезы с богатым застольем и угощением прохожих. Единственную дочь Цереры Прозерпину, родившуюся от Юпитера, похитил бог подземного мира Плутон. Безутешная мать в поисках дочери бродила по свету и забросила все свои обязанности о благоденствии людей. Мир стал холодным и пустынным без ее тепла. Так на Землю пришла зима. Тогда обеспокоенный Юпитер приказал Плутону возвращать свою молодую жену к матери хотя бы на какую-то часть года. Когда Прозерпина возвращается, Церера радуется, оживает и наступает весна, а затем лето. Осенью, когда отведавшая зернышек граната дочь возвращается к мужу в царство мертвых, Церера скорбит, осыпаются листья и вновь наступает зима. С культом Цереры также связаны представления о смене времен года.
Байнунен. Геркуланка. Копия древнеримской скульптуры из Геркуланума. Конец XIX века   Статуя Большой Геркуланки, созданная в XIX веке для усадьбы Байнунен и являющаяся копией римской мраморной реплики I века н. э. – одно из редких произведений из коллекции Фрица фон Фаренгейта, чудом уцелевшее после Второй мировой войны. В описательном каталоге собирателя коллекции усадьбы Байнунен Фрица фон Фаренхайда «Геркуланка» называется «самой великолепно одетой статуей, дошедшей до нас из старины». Аутентичная «Большая Геркуланка» относится к самым известным историческим экспонатам в Дрезденской галерее. В истории искусства рассматривается как Деметра, богиня плодородия из древнегреческой мифологии. Бытует мнение, что статуя приносит счастье влюблённым и исполняет желания. Геркуланки — два типа женской статуи в одеяниях, большая и малая. Названы по найденным экземплярам в засыпанном при извержении Везувия античном городе Геркуланум в 79 году н. э.
Ловис Коринт (1858-1925).  Об авторе   Творческое наследие Ловиса Коринта составляет особую главу в истории искусства Восточной Пруссии. В Кёнигсбергской Академии художеств Коринт учился с 1876 по 1880 годы. За всю жизнь он создал более 1000 картин и столько же графических произведений. Многие из них были утеряны во время Второй мировой войны. Некоторое количество его работ в настоящее время находится в различных музеях Европы, но основная часть хранится в частных коллекциях. Калининградский музей изобразительных искусств обладает крупнейшим в России собранием графических произведений Ловиса Коринта — более 100 графических листов. Своеобразным даром художника было удивительное умение видеть человека, тонко его чувствовать и понимать. Коринт чаще писал и рисовал близких ему людей. Об этом свидетельствует галерея портретов, выполненных в начале XX века. Это, прежде всего, многочисленные портреты его жены, Шарлотты Берендт-Коринт. «Автопортрет с женой» был создан в 1904 году, предположительно, по случаю первой годовщины свадьбы. Шарлотта стоит позади Коринта с розой в руке, выступая в роли музы художника. В литографии «Спящая» Коринт создаёт портрет уснувшей жены во время летнего отдыха в Грёднертале в 1911 году. Вид умиротворенно покоящегося на руках лица молодой женщины напоминает аллегорические изображения сна. Мягкие свободные линии подчеркивают нежный и ранимый характер спящей.
Кэте Кольвиц (1858-1925) . Об авторе График и скульптор Кэте Кольвиц родилась в Кёнигсберге, здесь получила и начальное художественное образование. Детство и юность Кэте Кольвиц прошли в семье, которая сочувствовала идеям социализма. Её брат Конрад в молодости дружил с Фридрихом Энгельсом. Её муж, врач Карл Кольвиц был социал-демократом. Кэте обучалась искусству в Берлине, Мюнхене и Париже. Одним из ее духовных наставников стал Огюст Роден. Кэте Кольвиц – первая в истории женщина, которая была избрана членом и профессором Прусской академии художеств. По иронии судьбы именно ее знаменитые офорты копировал возжелавший стать художником молодой человек по имени Адольф Шикльгрубер, будущий фюрер Германии Гитлер.
Работы Кэте Кольвиц (1858-1925) Тема семьи и материнства проходит красной нитью через всё творчество Кэте Кольвиц, на некоторых этапах отражая эпизоды личной жизни художницы. В литографии «Семья» отец держит на руках младенца, который тянется в материнские объятья. Лицо женщины озаряет счастливая улыбка. Крепость семейных уз передана в сплетении рук персонажей: руки отца нежно, но уверенно и крепко поддерживают ребёнка, а руки матери перекрещиваются с ручонками младенца. Кэте Кольвиц встретила день начала Первой мировой войны в Кёнигсберге, а спустя два месяца во Фландрии был убит её сын, рядовой Петер Кольвиц. Несовершеннолетний, не подлежавший мобилизации, он пошел добровольцем. Отец был против, тогда как мать взяла сторону сына. Много лет художницу преследовало чувство вины, она не могла взять в руки ни карандаш, ни резец. Только работа в «Союзе женщин искусств», который Кольвиц основала ещё до войны, спасла ее от сумасшествия. Несколько листов изданного в 1948 году по инициативе наследников Кольвиц альбома литографий также посвящены теме семьи. Оригиналы охватывают поздний период творчества художницы. В этом альбоме представлены также портреты. Среди них есть и посмертное посвящение Барлаху. Выдающийся мастер Эрнст Барлах, с которым она подружилась, резал гравюры на дереве. Они открыли Кэте новое сильное средство художественной выразительности, под их впечатлением появилась в той же технике серия ее гравюр «Война».
Кете Кольвиц (1858-1925) . Карманьола. 1901   После завершения своей первой графической серии «Ткачи», Кольвиц создает несколько самостоятельных работ, среди которых особенно выделяется «Карманьола», написанная в 1901 году. Название гравюры отсылает к боевой революционной песне, возникшей в 1792 году при взятии города Карманьолы. Куплеты песни заканчивались припевом: «Станцуем Карманьолу под грохот пушек!». От танцующих около гильотины парижанок, которых изображает в своей работе Кольвиц, веет не праздником, но трагедией целого поколения простого народа, вовлеченного в кровопролитную борьбу. Вероятнее всего, «Карманьола» была создана под впечатлением от книги Диккенса «Повесть о двух городах». Техника выполнения работы отличается невероятной сложностью, в ней сочетаются акватинта и офорт, композиция же строится на основе объединения отдельных фигур в некое общее целое.
Станислаус Кауэр (1867-1943). Об авторе Станислаус Кауэр — крупнейший скульптор из всех, когда-либо работавших в Кёнигсберге. Творческое наследие этого мастера поистине огромно: оно насчитывает около 100 рельефов и памятников, украшавших улицы и дома города и области. Многие из них погибли во время Великой отечественной войны. Среди уцелевших его работ наиболее известен бронзовый памятник Фридриху Шиллеру напротив Областного драматического театра. Станислаус Кауэр обучался в Италии, в римской мастерской своего отца, скульптора Роберта Кауэра. Формирование художественного вкуса и индивидуального стиля Станислауса происходило в окружении шедевров античного искусства. Когда Кауэр в 1907 году переехал в Кёнигсберг, чтобы возглавить класс скульптуры в Кёнигсбергской академии художеств, он привёз с собой некоторые свои работы. Среди них – мраморная скульптура «Купальщица», которая теперь украшает вестибюль нашего музея, и мраморный горельеф «Гениус». Он был выполнен Станислаусом Кауэром в 1903 году Риме. Ге́нии в римской мифологии – это духи-хранители людей, предмета или местности. Кауэр в своей работе изображает гения в виде сидящей на ступени женской фигуры. Дугообразный силуэт вписан в прямоугольную нишу с арочным завершением. Красота мягких округлых форм и строгих пропорций обнажённого тела показана в естественной позе. Тонко и деликатно проработаны волнистые пряди волос, собранных в пучок на затылке. Они мягко обрамляют лицо. Изящный идеализированный профиль апеллирует к классическим канонам. В 1912 году горельеф «Гениус» был установлен на парадной лестнице здания Кенигсбергского университета. Произведение сильно пострадало во время бомбардировок города английской авиацией в конце августа 1944 года и долгое время считалась утерянным, а в 1960-е годы было случайно найдено местной жительницей на развалинах медицинского факультета Кёнигсбергского университета Альбертина. В конце 1980-х горельеф был очищен и передан для экспонирования в наш музей.
Станислаус Кауэр (1867-1943). Весенний ветер. 1933 В своём творчестве Кауэр часто апеллирует к аллегории. «Весенний ветер» — символ грядущих перемен — представлен в образе обнажённого юноши, который движется, словно по воздуху. Его поступь легка и пружиниста, как танцевальный шаг. Движение воздуха передано за счёт развевающихся на ветру волос. Кауэр здесь не использует атрибутов. Юношеская фигура в лёгком, парящем движении сама по себе ассоциируется с весенним ветром. Произведение относится к позднему периоду творчества Станислауса Кауэра. В трактовке образа заметно влияние стиля арт-деко, ориентированность на греческую архаику с её нарочитой условностью.
Станислаус Кауэр (1867-1943). Юная Венера. 1926   В начале XX века в Кёнигсберге насчитывалось более 100 общественных фонтанов, в том числе и питьевых. Практически все они были утрачены во время и после Второй Мировой войны. Бронзовая статуэтка «Юная Венера» является скульптурной частью питьевого фонтана с бассейном из ракушечника. Обнажённая девушка изображена фронтально в классическом контрапосте с опорой на правую ногу. Её сложенные «лодочкой» ладони подставлены под расположенные по бокам чуть ниже талии отверстия для воды. Стилистика арт-деко проявляется прежде всего в трактовке стрижки Венеры под «египетское каре». Лапидарность силуэта и ощутимая упругость форм характерны для произведений мастера 1920-1930-х годов.
Станислаус Кауэр (1867-1943). Смущающаяся. 1894-1905   Одно из самых трогательных произведений Станислауса Кауэра — бронзовая статуэтка «Смущающаяся» или «Перед скульптором». Она продолжает галерею созданных им женских образов и относится к раннему «римскому» периоду творчества скульптора, когда он работал в неоклассической стилистике. Мастер пытается запечатлеть в пластике тела эмоцию натурщицы, которая впервые позирует перед скульптором обнажённой. В её правой руке — накидка. Голова опущена, глаза закрыты. Высоко поднятой левой рукой, она стыдливо прикрывает лицо. Изящный изгиб фигуры, её плавные очертания способствуют мягкому перетеканию света по поверхности формы.
Станислаус Кауэр (1867-1943). Портрет Бритты Брунс. 1932 Помимо аллегорических произведений, Кауэр хорошо известен своими портретами. В экспозиции музея представлен бронзовый бюст Бритты Брунс. Это точная копия созданного Кауэром в 1930-е годы мраморного портрета, изображающего дочь профессора Оскара Брунса, директора медицинской амбулатории в Кёнигсберге. Портрет был создан незадолго до замужества Бритты, когда ей было 19 лет. Известный скульптор часто гостил в доме семьи Брунс и был не единственным именитым гостем. Долгое время в семье Брунс жила близкая подруга Ницше и Фрейда – Лу Андреас-Саломе, которая проводила для 12-летней Бритты Брунс сеансы детского психоанализа и специально для неё написала книгу «Час без бога и другие детские истории». Отметим, что в Калининграде сохранилась улица, где жила семья запечатлённой скульптором девушки, это бывшая улица Эрнста Вихерта, дом № 11, ныне улица Гоголя. Копия Бюста Бритты Брунс работы Станисласа Кауэра, была преподнесена в дар музею обществом Друзей Канта и Кёнигсберга в Берлине. Мраморный оригинал бюста находится в семье потомков Бритты Брунс.
Пауль Герман (1861-1923(?). Ночной порт. 1880-е   В картине немецкого художника Пауля Германа представлен городской пейзаж в лунном свете с видом на портовую гавань со стороны акватории. Силуэты городских зданий в глубине картины напоминают архитектуру старого Кёнигсберга. Известно, что автор картины бывал в Восточной Пруссии. Сохранились несколько произведений Пауля Германа с видами Гданьска, а также пейзаж «Вид на портовую гавань и на Альтштадт в Кёнигсберге в лунном свете», датируемый концом 90-х годов XIX века.
Артур Дегнер (1888-1972). Пейзаж Ниды. 1910-1920   Нида (или по-немецки Нидден) – небольшой городок на Куршской косе. Со второй половины XIX века стал центром колонии художников, которые приезжали сюда со всей Германии на этюды. Нида расположена на холмах и с тех времён пейзаж её не сильно изменился. На картине Артура Дегнера мы видим красные четырёхскатные крыши коричневых и синих домов, высокие тополя с красно-жёлтой листвой. За городом возвышаются поросшие лесом дюны. Живопись пастозная, яркий колорит построен на сочетании контрастирующих холодных оттенках синего, красного и зеленовато-оливкового. Это характерно для работ Дегнера раннего периода. Артур Дегнер – уроженец Гумбинена (ныне город Гусев). Он учился в Кёнигсбергской Академии художеств в 1906–1909 годах, затем там же преподавал. Среди профессоров он был единственный экспрессионист. Одним из учеником Дегнера стал Юргис Прейсс.
Юргис Прейсс (1904-1984). Об авторе   «Я хочу, чтобы вокруг меня были яркие радостные цвета» — писал прусско-советский художник Юргис Прейсс в своих дневниках. Жизнь и творческая биография этого советского художника из Кёнигсберга сложилась причудливым образом. Его настоящее имя Ганс Рихард Прейсс. Он учился у экспрессиониста Артура Дегнера в Кёнигсбергской академии художеств. Женитьба Прейсса на Гертруде Геннис, коммунистке и коминтерновке, перевернула судьбу художника. Гертруда была разведчицей, он стал удобным прикрытием для ее деятельности, а позднее и полноценным шпионом в пользу Советского Союза. Маршруты бесконечных путешествий супругов по Европе таинственным образом пролегали по тем странам, где нарастала борьба политических систем. На «Автопортрете с Геней» словно в тумане всплывают лица. Краски на холсте движутся вне четкого контура, порождая ощущение неуловимости, миража. Недолговечно и зыбко земное счастье. С началом Великой Отечественной войны супруги эмигрировали в СССР. Как и все проживавшие в то время в Москве немцы, они были высланы в Сибирь. Вскоре Геня умерла там от туберкулёза.
Ю. Прейсс (1904-1984). Портрет Альфаро Сикейроса. 1962   Образ человека-легенды Альфаро Сикейроса возникает в творчестве Прейсса не случайно. Они были знакомы лично, и, вероятно, сотрудничали по линии Коминтерна. Мексиканский художник Сикейрос тоже был активистом коммунистического движения. Он участвовал в Гражданской войне в Испании. По заданию НКВД Сикейрос принимал участие в группе боевиков под кодовым названием «Конь», которая была сформированной для ликвидации Троцкого. Неоднократно этот художник приезжал в Москву. Портрет Сикейроса заметно отличается от ранних работ Прейсса. Автор словно намеренно подражает искусству самого Сикейроса – энергичному и дерзкому. На холсте предстаёт пылкий, харизматичный образ, контрастный и импульсивный. В больших тёмных глазах Сикейроса читается бескомпромиссность и отвага. Зелёный и красный цвета фона символизируют два цвета мексиканского флага. За политическую деятельность Сикейроса неоднократно арестовывали. Портрет датирован 1962 годом, в это время Сикейрос находился в тюрьме в Мексике, власти освободили его лишь через два года под давлением международного общественного мнения.
Иммануил Кант (1724-1864) Кенигсберг – родина великого немецкого философа Иммануила Канта, который родился в несохранившемся сегодня доме на Форштадте в год объединения Альштадта, Лебенихта и Кнайпхофа в Кенигсберг. Последние двадцать лет своей жизни он прожил в собственном доме на Принцессинштрассе, рядом с Королевским замком. Образ жизни Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся после покупки им в 1784 собственного дома, стали легендарными. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лампе. Иммануил вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ежедневную прогулку по городу. Известно, что мыслитель не выезжал из Кенигсберга дальше 120 км, был точен, говорили, что по нему можно сверять часы. Иммануил Кант был последним из профессоров Альбертины, которого, в соответствии с завещанием герцога Альбрехта похоронили у стены Кафедрального собора. В 1924 году архитектор Фридрих Ларс возвел портик над могилой философа, который сохранился до наших дней. На фотографии, представленной в данном разделе, изображен бронзовый памятник Иммануилу Канту работы скульптора Христиана Даниэля Рауха, созданный в 1857 году, а установленный лишь в 1864 году. Памятник возводили на средства горожан, но их оказалось недостаточно. Необходимую сумму покрыл Карл Розенкранц, перечисливший свой гонорар за книгу «Кёнигсберг и современное градостроительство». Памятник поставили на улице Принцессинштрассе, а в 1884 году перенесли на Парадеплатц перед зданием Кёнигсбергского университета. Во время Второй Мировой войны он был утрачен, но постамент сохранился. По инициативе немецкой журналистки, уроженки Восточной Пруссии графини Марион Дёнхофф памятник Иммануилу Канту был воссоздан скульптором Харальдом Хааке по сохранившейся модели и фотографиям, и открыт 27 июня 1992 в сквере перед зданием Калининградского университета, почти там же, где стоял до войны. «Две вещи наполняют мою душу все новым благоговением и удивлением, чем дольше я размышляю над ними: звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня», - писал Кант. Эта мысль стала средоточием его философии и предметом размышлений художников. К образу великого земляка обращались и немецкие, и калининградские художники в разные времена. В экспозиции представлено несколько работ, изображающих мыслителя. Это скульптуры современного автора Людмилы Ивановны Богатовой «И. Кант» (2009, бронза, литье) и «Критика чистого разума. Опять никто ничего не понял» (2002, медь, гальванопластика), а также графическая работа.
Арсений Максимов (1902 – 2003) В 1946 году после пожара войны город лежал в руинах. Таким его увидел первый приехавший сюда архитектор А.В. Максимов, чьи акварели наряду с художественными фотографиями разрушенного и поднимающегося города стали молчаливыми артефактами того времени. Арсений Владимирович Максимов прошел боевой путь от Калинина до Кёнигсберга офицером по маскировке оборонительного строительства при Инженерном управлении 1-го Прибалтийского фронта. Руководил авторским коллективом по созданию макета города-крепости Кёнигсберг накануне его штурма, за что был награжден Орденом Отечественной войны 1-ой степени из рук маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна. Сразу же после штурма Кёнигсберга А.В. Максимов, имея высшее архитектурное образование, включился в работу по восстановлению разрушенного города. Он был первым российским офицером, который в 1945 году соприкоснулся с тайнами Янтарной комнаты и других культурных ценностей, вывезенных из оккупированных городов СССР. Участвовал в работе первых экспедиций и комиссий по поискам музейных ценностей, встречался с доктором Альфредом Роде, директором художественных собраний Кёнигсберга и хранителем Янтарной комнаты в Королевском замке. В первые послевоенные годы А.В. Максимов передал в Калининградский краеведческий музей десятки культурных ценностей, найденных при поисковых исследованиях. Им также был разработан большой научный труд, связанный с анализом сложившейся веками планировки Кёнигсберга, этапами его развития градостроительной структурой, географией, геологией и гидрогеологией. 20 лет он работал в «Облкоммунпроекте», а в свободное время написал десятки акварелей, запечатлевших руины Кёнигсберга. Это увлечение не приветствовалось по идеологическим соображениям, ведь ненависть ко всему немецкому тогда была велика. Поэтому при написании акварелей с натуры Максимову приходилось всячески маскироваться и скрываться от прохожих. Большие неприятности он имел и за смелые высказывания о необходимости сохранения Королевского замка. По художественным произведениям выставки «Руины Кёнигсберга», являющейся частью нашей постоянной экспозиции, мы можем судить о былом архитектурном величии поверженного города и грустить о том, что красота, созданная веками, утрачена войной навсегда.
Александр Карякин (1923-1994). Дорожники. 1958 Удивительно плодотворным в творческой биографии Александра Карякина выдался год 1958-й, когда исполнилось ровно десять лет со времени окончания им Горьковского художественного училища. Он родился на Волге, оттуда ушел на фронт, а, вернувшись с Победой, с орденами и медалями, именно там начал осуществление самой большой в жизни мечты – быть художником. И хотя стремление учиться дальше привело его в Москву, в Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, но именно в Горьком он утвердился в верности своего выбора и призвания. В Калининграде же автор создал лучшие свои произведения. Александр Карякин приехал в Калининград в 1956 году, а два года спустя создал свою самую масштабную жанровую композицию «Дорожники». Радость мирного труда, преображающего разрушенный войной край, безграничные возможности народа, победившего фашизм, духовная и физическая сила людей, которым самая тяжелая работа «по плечу» – именно такие эмоции и черты доминируют в образе молодого рабочего, представленного на первом плане композиции. Традиции реализма здесь явно усилены элементами экспрессии, которая позволяет более ярко выразить отношение автора к своим героям. Изображение крупным планом яркого характерного образа человека, не позирующего, а в действии, в привычной жизненной ситуации, проявило в Александре Карякине и талант портретиста, а не только пейзажиста.
А. Балабаев (04.09.1932-12.10.2012) М. Пясковский (24.07.1925- 16.03.2012) А. Шевченко (1930 г. р.) И. Гершбург (1933 г.р.)   В советское время художники работали в основном по госзаказу. Добывая материал для своих картин, они жили в рыболовецких колхозах, проводили дни в рыбном порту, отправлялись с рыбаками в Атлантику. Своеобразная красота калининградской природы и динамичные, индустриальные ритмы портов, строек, судоремонтных заводов представлены в пейзажах Александра Балабаева. Созидательный пафос советской эпохи пронизывает самую демократичную графическую технику – линогравюру. В нашей экспозиции она представлена работами Адольфа Шевченко. Природа края, романтика тяжёлых будней рыбаков стали основными темами его произведений. В коллекции музея представлено большое количество работ признанного классика калининградского искусства, Народного художника России, Михаила Пясковского. Это имя хорошо известно жителям региона. На протяжении многих лет являясь непременным участником выставок регионального, всероссийского и международного уровня, этот мастер давно заявил о себе как о создателе масштабных тематических картин, пейзажей, портретов, натюрмортов. В экспозиции представлена одна из интереснейших работ художника «В ремонте», являющаяся своеобразным символом нашего региона, который славится своими судоремонтными и судостроительными заводами. Некоторый символизм подчеркивается и названием корабля, стоящего в доке – «Балтика». Картина обращает на себя внимание и необычным ракурсом, избранным художников, который делает работу масштабной. В середине 1970-х годов скульптор Израил Гершбург экспериментирует с разнообразными техниками и материалами. Его триптих «Китобои» выполнен в шамоте. В его изобразительном языке присутствуют формальные признаки «сурового стиля». Рыхлость поверхности воспроизводит грубость кожи обветренных лиц морских охотников. Этим волевым людям в борьбе со стихией готовы преодолевать любые опасности.
Людмила Пономарёва (1949-2000). Об авторе   Людмила Пономарёва – особое явление в художественной жизни Калининграда. В нашем музее хранится большая монографическая коллекцией этого скульптора. Обладая исключительным пластическим даром, она считала поэзию и скульптуру во многом родственными искусствами. Образы Данте, Цветаевой, Маяковского, воплощённые скульптором в различных материалах, являют собой квинтэссенцию их творчества. Пономарёва тоже писала стихи. В её поэтических опытах угадывается характерная ритмика, строфика, метафорический и образный строй стихотворений Цветаевой. Чувство невероятной духовной близости с поэтессой отразилось в портрете Цветаевой неосознанным (или сознательным) замещением черт модели собственными чертами скульптора. Пономарева работала с разными материалами: камнем, глиной, деревом. Представления о деревянной скульптуре связано было у неё с народной пластикой и ассоциировалось с древними представлениями о природе. «Я питаюсь традициями, из них расту… и благодарна всему тому богатству, которое накоплено до моего появления на земле».
М. Дуниман (1927 – 1995) Девочка с янтарем. 1964 «Девочка с янтарём» Михаила Дунимана является своего рода аллегорией янтарного края. Фигурка выполнена в технике майолики. Характерные для этого вида керамики мягкость, округлость форм, замкнутость и плавная текучесть линии силуэта воплощают образ юности. Позировала скульптору его маленькая дочь, которая в будущем стала известным в городе поэтом и журналистом.
В. Морозко (1964 – 2008) Валерий Николаевич Морозко (1964, Калининград - 2008, Калининград) окончил художественное отделение Калининградского областного музыкального училища, затем факультет дизайна Лениградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Вся его жизнь и творчество были связаны с Калининградом и Кенигсбергом, которые в его понимании были едины, этот город он хорошо знал и любил. Художниками - выпускниками КОМУ в 1992 году была организована выставка «236000» (почтовый код Калининграда), ставящая вопросы самоидентификации молодых художников. В.Н. Морозко был одним из ее организаторов. Выставка состоялась одновременно в Областном историко-художественном музее и в Калининградском областном музее изобразительных искусств. Во всем творчестве художника тема города и соотношения в его культуре российского и немецкого начал прослеживается очень ярко. Морозко прекрасно знал немецкий язык и немецкую литературу. Его работы «Новейшая археология» (1993, холст, масло) и «Плоский натюрморт» (1997, холст, масло), представленные в экспозиции, рассказывают о Кенигсберге, раскрывая или, наоборот, усиливая тайну этого города. С натуралистичной точностью выполнены обманки – старинные ключи, стреляные гильзы, обгоревшие листы с текстами на немецком языке и видом Кафедрального собора Кенигсберга, поврежденные пуговицы старой одежды, погнутый циферблат часов, очки, лупа, ножницы, трубка и множество других предметов старины. Эти «натюрморты», могут поведать целую историю. Чем больше зритель вглядывается в картину, в предметы и их детали, тем больше видит тонких намеков. Но сам художник никогда не дает прямых ответов, призывая зрителей к сотворчеству. Сам Валерий Морозко писал об этом так: «Кто что увидит в картине, то и будет правильным».
А. Машихин (р. 1962) Андрей Анатольевич Машихин в 1983 году окончил художественно-оформительское отделение Калининградского областного музыкального училища. В 1993 году стал членом Союза художников России. В 1994-1995 гг. работал во Флоренции, Риме, Пизе (Италия). Мастер является лауреатом премии мэра города Калининграда «Вдохновение», обладателем почетной грамоты Правительства Калининградской области. Представленные в коллекции музея живописные произведения Андрея Анатольевича Машихина, написанные в технике «Алла прима», объединяет одно общее свойство – чуткое переживание современности: мажорное и лирическое одновременно.Для Машихина характерна внутренняя напряженность, динамичность и некоторый драматизм в изображении всего, к чему он обращается. В его пейзажах прежде всего обозначены архитектурные строения прошлых веков, как в картине «Светлогорская кирха». В своем желании острее выразить архитектурный объект, он часто доходит до деформации зданий, что проявляется в формально-композиционном строе картин. Это позволяет художнику воссоздать причудливые силуэты городского пейзажа в своих произведениях. Видовые пейзажи-картины художника исполнены экспрессивным, динамичным вибрирующим мазком, передающим непосредственность восприятия натуры. Что бы не изображал Андрей Анатольевич – городской или деревенский пейзаж, ландшафт, - во всем у него заметно размышление, и этому способствуют особенности композиции его картин, в которых очень часто совмещаются различные моменты времени, места действия. Мы видим разноцветное, точнее, красно-зеленое, синее с охристыми сполохами небо, яркие по краскам строения, крыши домов, улицы и дороги, ландшафты – всё насыщено в цвете до предела. В картине «Вид из окна» необходимый для художественного созерцания, красный фон, буквально пылает, придавая особое напряженное звучание действию.

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!