Неэкспериментальные психологические методы.



1. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д. Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века - в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней" валидности.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования.

Различают "сплошное" и выборочное наблюдение. В первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а, следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании "закрытых групп" (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения. наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки). наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т.д.).

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, "разоблачение" исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя. Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана", когда его цели скрываются от исследуемых людей и\или когда испытуемые не знают, что они - объекты наблюдения или экпериментальных манипуляций.

Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является "трудовой метод", который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века. Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п. Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей. Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

Недостатки метода наблюдения: все ошибки, допущенные наблюдателем. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения. А. Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий. Б. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему. В. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению. Г. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглост


3. Развитие психики в филогенезе. Психика животных и психика
человека.

Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) – это процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).

Существуют различные подходы к пониманию того, кому может быть присуща психика:

1) панпсихизм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);

2) биопсихизм (Т. Гоббс и др.) понимает психику как свойство живой природы (т.е. она присуща и растениям);

3) нейропсихизм (Ч. Дарвин и др.) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;

4) мозгопсихизм (К.К. Платонов и др.) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга);

5) антропопсихизм (Р. Декарт и др.) полагает, что психика присуща только человеку.

Согласно А.Н.Леонтьеву,критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Подчувствительностью понимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т,п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности выступает способность образовыватьусловные рефлексы – закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать.

Выделяют три основныестадии развития психики в филогенезе (см. табл. 1.5):

1.Стадия элементарной чувствительности. На данной стадии животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически.Инстинкт – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

2.Перцептивная стадии психики. На данной стадии у животных (птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3.Стадия интеллектуальной психики (как наивысший уровень развития перцептивной психики) характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Ее главная отличительная особенность – наличие сознания. Согласно А. Н. Леонтьеву, сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык.Сознание иличность – качества, которые отличают человека от животных. Но возникают сознание и личность на определенной стадии культурной эволюции человека, вот почему их нет у животных. Сознание, разум человека развивались в процессетрудовой деятельности, которая появляется в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

(по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

Стадия психического отражения

Уровни психического отражения и его характеристика Виды живых существ, достигших этого уровня развития

1. Стадия элементарной

сенсорной психики

Низший уровень Примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость. Простейшие. Многие низшие многоклеточные, живущие в водной среде.
Высший уровень Наличие ощущений, появление важнейшего органа манипулирования - челюстей, способность к формированию элементарных условных рефлексов. Некоторые беспозвоночные, напр. высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки).

2. Стадия

перцептивной психики

Низший уровень Низкий уровень: отражение внешней действительности в форме образов предметов, интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Некоторые высшие беспозвоночные: головоногие моллюски, членистоногие (насекомые и др.). Некоторые низшие позвоночные, напр. рыбы.
Высший уровень Элементарные формы мышления (решение задач); складывание определенной картины мира. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
Наивысший уровень Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы; способность решать одну и ту же задачу разными методами; перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия; создание и использование деятельности примитивных орудий; способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей; непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями и в практических действиях (инсайт). Некоторые высшие позвоночные, напр. обезьяны, собаки, дельфины.

В процессе эволюции общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции ввысшие психические функцииспецифически человеческие общественно обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образуетсознание человека. Таким образом, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, социальной и культурной эволюции человечества.Материальная, духовная культура человечестваэто объективная форма воплощения достижений психического развития человека.


4. Представление о психике в культурно-исторической концепции
Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.).

Л.С. Выготский создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека, в которой, опираясь на марксистское понимание социально-исторической природы деятельности и сознания человека, рассмотрел процесс онтогенетического развития психики.  

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интерпсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интрапсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация - вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.

Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".

Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" - это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность "не врожденна, но возникает в результате культурного развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций".

Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.

И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого - воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.

Главные положения этой теории:

● основа психического развития человека - качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности;

● всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание;

● исходная форма жизнедеятельности - её развёрнутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане;

● психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности;

● существенную роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам;

● важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

Содержание сознания человека, возникающее в процессе интериоризации его социальной (внешней) деятельности, всегда имеет знаковую форму. Осознать что-либо - значит приписать объекту значение, обозначить его знаком (например, словом).

Благодаря сознанию мир предстаёт перед человеком в знаковой форме, которую Выготский называл своеобразным "психологическим орудием". "Знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделён от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством" (там же, с. 146). Кроме того, знак - это средство связи между людьми: "Всякий знак, если взять его реальное происхождение, есть средство связи, и мы могли бы сказать шире - средство связи известных психических функций социального характера. Перенесённый на себя, он является тем же средством соединения функций в самом себе". Взгляды Выготского имели важное значение для психологии и педагогики воспитания и обучения.

В концепции Выготского можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый – тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.

Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами.

Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?»

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И, наконец, ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Исторической концепция называлась потому, что невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, то есть качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию. Выготский пытался рассматривать психическое развитие по всех видах генезов. Однако в центре его внимания находились онтогенетические исследования становления и развития ВПФ у ребенка.

Культурной данная концепция называется потому, что Выготский считал, что сознание ребенка, специфические особенности его ВПФ формируются у ребенка в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) ПФ и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.


5. Понятие сознания. Сознание и бессознательное в психике человека.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Характеристики сознания человека. Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение,' расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он — единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания — наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. А.И. Герцен писал: «Каждый человек опирается на страшное генеалогическое дерево, корни которого чуть ли не идут до Адамова рая; за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана — всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу...» [1]. Язык — особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением. Функции сознания

1) познание (обобщенное отражение мира);

2) построение отношений к миру, людям;

3) переживание;

4) регулирование поведения, деятельности.

Свойства сознания

1. В структуре сознания как образа мира в данный момент времени выделяются поле собственно сознания (менее ясного и отчетливого сознания) и поле внимания (более ясного и отчетливого сознания).

2. Поле сознания и поле внимания имеют определенный объем; объем сознания — количество «элементов», которые могут вместиться в сознание за один акт восприятия; объем внимания определяется как количество «элементов», которые могут быть восприняты ясно.

3. В центре поля внимания выделяется фиксационная точка сознания (внимания), которая может не совпадать с точкой пересечения зрительных осей (если речь идет о сознательном образе, построенном с помощью зрения).

4. Существует большая изменчивость состояний сознания во времени — появление то одного, то другого на «поверхности» сознания, (поток сознания).

5. Поток сознания ощущается непрерывным во времени.

6. Процесс осознания обнаруживает свою избирательность — в данный момент времени осознаются вовсе не все содержания сознательного отражения мира, а те, которые значимы для человека в данный момент.

7. Сознание активно — это не только некая «картина мира», но и сам процесс ее построения (и изменения), вплетенный в соответствующую деятельность человека, которому необходим образ мира для адекватного осуществления этой деятельности.

8. «Двухсубъектность» сознания означает также то, что сознательное отражение мира может включать в себя разные взгляды на один и тот же предмет и поэтому носит более объективный характер, так как в нем представлен не только опыт действий самого носителя сознания, но и других.

9. Человек, обладающий сознанием, овладевает своими психическими процессами — он способен произвольно регулировать собственное запоминание, мышление, внимание и т.п. в соответствии с поставленными им целями.

10. Сознание не только отражает мир, но и творит его. Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру (при минимальном его изменении), то сознание может позволить человеку изменять мир, в котором он живет, и тем самым приспосабливать его к своим потребностям и устремлениям.

Определения бессознательного

Фрэйд.

По представлению Фрейда, бессознательное - огромно, а сознание - лишь маленькая верхушка этого айсберга.

Фрейд понимает человеческую психику как структуру, состоящую из трех слоев или компонентов: Оно (бессознательная часть психики), Я (эго), Сверх-Я (супер-эго). Он полагает, что человек, вернее, его личность формируется постепенно, с момента рождения последовательно проходя несколько этапов, с учетом природных способностей и его окружения – семьи, общества, школы и т.д.

Бессознательное Оно у Фрейда является самой глубинной, унаследованной частью человеческого разума, в недрах которого существуют тайные душевные движения, выражающие безотчетные влечения человека. Оно состоит из трех элементов: влечение эроса (либидо), влечение к смерти и вытесненные элементы, отделенные от Я посредством сопротивления. Эти побуждения руководствуются принципом удовольствия. Эта звено психики доступно непосредственному исследованию лишь через такие проявления как сновидения, симптомы болезни и ошибки поведения. Это темная и недоступная часть нашей психики, самая архаическая и древняя. Она изначально иррациональна и аморальна.

Юнг.

Бессознательное — это не просто приложение к осознающему разуму, место, в которое загоняются «забытые» воспоминания и неприятные ощущения, а бессознательное — это творящий источник всего, что превращается в осознающий разум и полную личность каждого индивидуума. Из сырого материала бессознательного рождается осознающий разум, который потом взрослеет и расширяется настолько, что включает в себя все качества, которые мы потенциально несем в себе. Это из сокровищницы бессознательного мы черпаем силу и качества, о возможности обладания которыми даже не подозреваем

По Юнгу, бессознательное выражает себя, прежде всего, в символах. Хотя ни один конкретный символ не может представить архетип (универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений), чем ближе символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем более он вызывает сильный ответ.

Современная психология.

В современной психологии выделяют понятия бессознательного, подсознательного и надсознательного.

Бессознательное – такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано.

Подсознательное – это те представления, желания, эмоции, воспоминания, которые в силу каких-либо обстоятельств перешли из сознания в бессознательное. Но при наличии определенных условий (например, под воздействием стресса)они могут опять переместиться на сознательный уровень.

Надсознательное – также область бессознательного. Это усвоение социального опыта, норм и ценностей данного общества или группы людей, культуры, идеологии, стереотипов поведения и пр. Происходит оно не только на уровне сознания.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 719; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!