ГЛАВА 10. РАЗРЯД ЛЕЧЕБНЫХ ЧАН
Затем великий риши Видьяджняна молвил такие слова: О великий риши, слушай! Расскажу о приготовлении лекарств из разряда лечебных чан. Медовый чан бывает чистый, с добавлениями и полный. Медовый чан чистый. Одно брэ меда смешать с шестью брэ воды, вскипятить, процедить через волосяное сито, выпарить до двух брэ, долить одно брэ воды и мешать, пока не исчезнет пар, остудить до теплоты парного молока. Настрогать горсть закваски и, завернув в волосяную рогожку, вместе с грузилом из шпата подвесить на веревочке к палке, перекинутой через горло посуды, прибавить один тхун толченого кардамона настоящего, прикрыть тряпкой и три дня продержать в теплом месте. Когда чан забродит, появятся кислый запах, пена и шипение. Если к этому чан прибавить «три горячих» и пить утром и вечером по полной пригоршне, он излечит увеличение ветра и чху-сер в суставах, жар костей и почек, вытянет чху-сер, возбужденный ветром. Медовый чан с добавлениями. При возбуждении чху-сер, вызванном ветром, добавить патоку. Полный медовый чан. При жаре чху-сер добавить акацию. А если какие-либо цветы, в особенности первоцвет, дня, получится цветочный чан, такой же, как и медовый.
костей. И еще: если к ячменному чан прибавить патоку, получится паточный чан, который подавит любой ветер. Масляный чан. В чан (ячменный) положить патоку, мед, масло топленое, тмин, перец длинный, закрыть и три дня выдержать в тепле. Оп излечивает холод ветра, вытягивает его избыток, ударивший в голову и глаза. Чан из якорцов. Заквасить якорцы и ячмень, залить сгущенным отваром якорцов и дать забродить. Он побеждает ветер и чху-сер костей, суставов, почек, особенно хорошо вытягивает лишний ветер из почек. Приготовление чан из костей. Копчиковую кость или любую целую кость трехгодовалого барана мелко истолочь, залить чан, добавить раствор патоки с закваской. Он излечивает болезни ветра, вытягивает его избыток из костей. Чан из термопсиса. Термопсис замочить в воде и залить пшеничным чан. Этот чан излечивает жар легких, осложненный ветром. Чан из сверции. Белый ячмень поджарить до желтизны, заквасить и, когда начнется брожение, залить отваром сверции и миробалана хебула. Он излечивает застарелый жар, осложненный ветром.
Если залить ячменный чан настоем горечавки крупнолистной, то получится чан, понижающий жар. При болезнях сердца залить (отваром) мускатного ореха и костей. При болезнях легких делают чан из винограда и патоки. При слизи — чан из зерен черного перца. При холоде мочевого пузыря — «горячий» чан с нашатырем. При болезнях чху-сер — прозрачный чан из акации. При болезнях от яда и при истощении сил тела — чан из «шести главных». Короче говоря, (закваску) заливают водой, (настоянной) на лекарствах, подходящих для данной болезни, или же лекарства в порошках смешивают с чан и выдерживают. Все чан порождают тепло и огонь желудка, подавляют ветер и излечивают болезни. Приготовление чан из муки. Купену, горичник, якорцы, алтей смешать с жареным зерном, размолоть в муку, заквасить, когда забродит, залить (готовым) чан, выдержать, размешать, добавить патоку, имбирь и масло, вскипятить. Он без остатка излечивает ветер, помогает при коликах почек и поясницы, когда ноют руки, ноги, опухают суставы, при да-рган, глухоте, задержке мочи от холода, оберегает тепло в нижней части тела, удаляет гнойники, появившиеся из-за холода. Экстракт амриты — тантра тайных устных наставлений.
Дополнительная тантра. Глава десятая. Разряд лечебных чан. |
ГЛАВА 11. РАЗРЯД СОСТАВОВ ИЗ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ
Затем риши Видьяджняна сказал такие слова: О великий риши, слушай! Расскажу о составах из драгоценностей, об этих царях успокаивающих средств. Отвары, порошки, дегу, лечебные масла и прочее при частом применении перестают справляться с болезнями, и тогда прибегают к лекарствам из драгоценностей, которые подавляют отклонения в действии успокаивающих, лечат все 404 болезни крови, желчи, слизи и ветра, язвы, раны головы, туловища и конечностей, дму, ор, мдзе, чирьи, гаг, лхог и болезни гнйан, насланные демонами гнйан, ргйал-по и другими. Нет болезни, которая не излечивается ими. А здоровому человеку эти лекарства служат как эликсир. Они бывают горячительные и холодящие. Горячительные составы из драгоценностей. Золото, серебро, медь и железо раскатать толщиной с крыло мухи, разломать, засыпать в крепкий тигель, сверху залить ртутью, добавить буру, чистую серу, горло тигля замазать золой из кизяка, сверху залепить глиной и жечь па каменном угле. Полученную золу, серу, смолу ватики, семена конопли, аир, красный перец, «три горячих»,
шалфей, акацию, толченую золу ракушек каури и ртути пол-шо, разбитой в одном шо облепихи, смешать с кханда, приготовленной из настоя миробалана хебула на вине с коровьей мочой, и скатать в пилюли величиной с горошину. Принимать их на заре, увеличивая дозу от пяти пилюль до девяти, запивать вином. Так лечат дрег, грум-бу, чирьи, сур-йа, мдзе, болезни сосудов, скраны жара, ор, холодный гной. Холодящие составы: применение, приготовление и предотвращение осложнений. В применении девять правил: удалить ржавчину, обезвредить от яда, смягчить, направить, разбить, раскрыть устье сосудов, дать посуду, сделать охрану снаружи, подкрепить силы (больного). «Три горячих» и ртуть завернуть в кабарожью замшу и тереть, пока не сойдет ржавчина, потом ржавчину отмыть в коровьей моче. Для вытягивания ядов шпат и прочее варить в моче до тех пор, пока моча не испарится. Для смягчения добавить перец длинный, п. черный, шпат, железный купорос и соду, взятые в дозах, исходя из рода самой болезни. Проводниками служат сургуч, княжик и лекарства, являющиеся врагами жара и холода. Чтобы ртуть разбить — положить две части облепихи и растереть с коровьей мочой, пока не исчезнут крупинки. Для раскрытия сосудов накануне дать перец Бунге. Посуда: чтоб удержать ртуть в теле больного, надо обязательно добавить золу меди и несколько дней заранее есть топленое масло. Для защиты снаружи смазать тело маслами, подходящими для жара или для холода72. Для поддержания сил пилюли вином запивать. Пусть больной питается мясом и вином и время от времени потеет. Если не соблюдать этих правил, составы становятся ядом. Они будут как молоко белой львицы в плохой посуде73. Готовят два вида составов: чхиг-тхуб и кун-ргйуг. Первые. Серу, золу раковин каури, миробалан хебула, кардамон настоящий, золотой порошок, две бодичитты74 и облепиху в дозе, равной сумме всех, смешать с медом. Он сушит гной, чху-сер и дму-чху, останавливает истечение мозга, лечит болезни и повреждения сосудов. «Шесть хороших», сандал белый и красный, «три плода», смола садового дерева, кассия тора, конопля, сосудов. Борец ядовитый, миробалан хебула, сера, мускус, аир болотный, костус, смола ватики, «шесть хороших», смола садового дерева, кассия тора и конопля, смешанные с медом, в пилюлях, лечат мдзе, "брас, гаг, лхог, дму, ор и скйа-рбаб, а также и скрангс. «Шесть хороших», мускус, сандал белый, рог носорога, безоар, чхос-сман75, миробалан хебула, мумие, борец разнолистный, три разных пхйа-цхан76, ункария, куркума ароматная, медвежья желчь, сверция, девясил высокий, костус и луб барбариса, смешанные с сахаром в пилюли, подавляют жар от ядов. «Три прохладных», безоар, мускус, борец разнолистный, костус, мумие, момордика кохинхинская, дондостемон и кханда из репы, лежавшей под дождем, смешанные в пилюли, излечивают отравление мясным ядом. «Три прохладных», сандал белый и красный, адатода, шлемник и эмблика в пилюлях побеждают жар "кхругс. Безоар, борец разнолистный, миробалан хебула, момордика кохинхинская, «три прохладных» и сверция, приготовленные в пилюлях, излечивают жар римс. Вулканический шлак, окись железа, мрамор, шпат, бура и мускус в пилюлях излечивают "брум-наг. Борец ядовитый, мускус, смола ватики, миробалан хебула, калужница и аир в пилюлях без остатка излечивают болезни лхог. Борец ядовитый, нашатырь, молочай Палласа, миробалан хебула, костус и клыки черной собаки излечивают гаг-ба. Соссюрея костус, шалфей, бадан, пустырник, ластовник, медвежья желчь и мумие лечат кишечные колики. Многие лекарства — враги той или иной болезни — в соединении со ртутью вылечивают трудноизлечимые случаи. Золото, рог сайгака, шеллак, нашатырь, тушь, мясо змеи и тигра, сода, смешанные со спинным мозгом самцов хайныков и мулов, предупреждают зачатие. Составы кун-ргйуг. Ртуть, сера, облепиха и ятрышник — из этих четырех сделать дегу и смешать с купеной и спаржой — получится эликсир. Рога черной антилопы, рога оленя, шалфей, зола меди и свежее масло сушат гной с кровью в теле. Селитра, зола каури, «три горячих», рога дзерена, поташ и корица сушат дму-чху. Состав из борца ядовитого, смолы ватики и павлиньей желчи при втирании и приеме внутрь излечивает болезнь мдзе. Кассия тора, акация, конопля и смола салового дерева сушат все болезни чху-сер. Зола каури, мумие и софора лечат дрег. Смесь медвежьей желчи, смолы ватики и конопли при приеме внутрь и втирании излечивает "брас. Семекарпус, зола серебра и квасцы отторгают мертвое мясо. Лечение осложнений. При внедрении в глубь тела дать «шесть хороших», смешанных с сахаром. При поносе — дать «шесть хороших» с медной золой. При язвах во рту, коликах тонкой кишки, когда непереваренная пища в желудке сбивается в скраны, дать «шесть лекарств противодействия» в горячем отваре или же их порошок запить горячей водой. При рвоте медью дать облепиху с коровьей мочой. При головокружении, отеке лица, болезнях зубов и десен назначить мясо, чан, топленое масло и чеснок. Если появляется чувство, как будто суставы и кости разрываются, дать отвар перца длинного, нашатыря, каменной соли и облепихи в холодном виде. Если строго следовать девяти правилам применения, то осложнений не должно быть. Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений. Дополнительная тантра. Глава одиннадцатая Разряд составов из драгоценностей. |
Примечание:
72 При болезнях жара втирают в кожу топленое масло, при болезнях холода — кунжутное масло [1, т. 4, л. 1126].
73 Намек на миф о белой львице, молоко которой надо хранить в посуде из драгоценных металлов; если налить в недостойный сосуд, молоко разнесет его вдребезги.
74 Сперма и менструальная кровь. Заменителем их служат кальцит и «железное» мумие или же другие минералы белого и красного цвета.
75 Многокомпонентный состав сложного приготовления. По технологии относится к «разряду» масляных лекарств, имеет магические значение.
76 К трем пхйа-цханам относятся содержимое кишечника новорожденных ребенка, жеребенка и щенка [1, т. 4, л. 1126].
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!