Приговор 1550 г. об ограничении местничества



Хрестоматия по истории СССР. Том 1.

http://scibook.net/istoriya-rossii/prigovor-1550-ogranichenii-61232.html

Лета 7058-го, июля царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии приговорил со отцом своим с Макарием митрополитом, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичем, и со князем Вол о димером Андреевичем, и з ти своими бояры, да и в наряд служебный велел написати, где быти на Цареве и великого князя службе бояром и воеводам по полком: в болшом полку быти болшому воеводе, а передовому полку, и правые руки, и левые руки воеводам и сторожевому полку первым воеводам быти менше болшого полку первого воеводы. А хто будет другой в болшом полку воевода, и до того болшого полку другово воеводы правые руки болшому воеводе дела и счета нет: быти им без мест.

А которые воеводы будут в правой руке, и передовому полку да сторожевому полку воеводам первым быти правые руки не менши. А левые руки воеводам быти не менши передового полку и сторожевого полку первых воевод. А быти левые руки воеводам менши правые руки первого воеводы. А другому воеводе в левой руке быти менши другово ж воеводы правые руки.

А князем и дворяном болшим, и детем боярским на Цареве и великого князя службе з бояры и с воеводами или с легкими воеводами царева и великого князя для дела быти без мест. И в наряд служебной царь и великий князь велел записати, что боярским детем и дворяном болшим лучитца на Цареве и великого князя службе быти с воеводами не по их отечеству, и в том их отечеству порухи никоторые нет.

 

Отмена кормлений и Уложение по службе

А.Г. Кузьмин, С.В. Перевезенцев. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. 2004.

http://scibook.net/rossii-istoriya/hrestomatiya-istorii-rossii-drevneyshih-vremen.html

Приговор царской о кормлениях и о службе. Лета 7064- го приговорил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русин з братнею и з боляры о кормлениях и о службе всем людем, как им вперед служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по кормлением по городом и по волостем, для росправы людем и всякого устроенна землям и собе от служеб и покою и прекормления; на которых городех и волостех были в кои лета наместникы и волостели, и тем городом и волостем роз- справу и устрой делали и от всякого их лиха обращали на благое, а сами были доволны оброкы своими и пошлинами указными, что им государь уложил.

И вниде в слух благочестивому царю, что многие грады и волости пусты учинили наместникы и волостели, изо многих лет презрев страх Божий и государьскые уставы, и много злокозненных дел на них учиниша; не быша им пастыри и учители, но сътворишася им гонители и разорители. Такоже тех градов и волостей мужичья многие коварства содеяша и убийства их людем: и как едут с кормлений, и мужики многими искы отъис- кивают; и много в том кровопролития и осквернениа душам содеяша, их же не подобает в христианском законе не слыша- ти; и многие наместникы и волостели и старого своего стяже- ниа избыша, животов и вотчин.

О повелении царском. И повеле государь во градех и в волостях разчинити старосты, и сотцкые, и пятьдесятцкие, и десят- цкые и з страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтоб им разсужати промежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора вражда не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лжывое послушество; а кого промеж собою такова лиха найдут, таковых велел казнем предавати; а на грады и на волости положити оброкы по их промыслом и по землям, и те оброкы збирати к царьскым казнам своим диаком; бояр же и велмож и всех воинов устроил кормлением, праведными уро- кы, ему же достоит по отечеству и по дородству, а городовых в четвертой год, а иных в третей год денежьным жалованием.

О рассмотрении государьском. По сем же государь и сея рас- мотри: которые велможи и всякие воины многыми землями зав- ладали, службою оскудеша, — не против государева жалованья и своих вотчин служба их — государь же им уровнения творя- ше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в далной поход о дву конь; и хто послужит по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование; а хто землю держит, а службы с нее не платит, на тех на самех имати денги за люди; а хто дает в службу люди лишние перед землею, через уложеные земли, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложенными и полътретиа давати денгами.

 

Учреждение опричнины

А.Г. Кузьмин, С.В. Перевезенцев. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. 2004.

http://scibook.net/istoriya-rossii/uchrejdenie-oprichninyi-61249.html

Лета 7073-го (1564) lt;.. .gt; декабря в 3 день в неделю, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Руси с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми со царевичем Иваном и со царевичем Феодором поехал с Москвы в село Коломенское и праздник Николы Чюдотворца праздновал в Коломенском. Подъем же его не тако был, якоже преже того езживал по монастырем молится, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и камением драгим украшенные, и суды золотые и серебряные, и поставцы все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю казну повеле взяти с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и з детми, а дворяном и детем боярским выбором изо всех городов, которых прибрал государь быти с ним, велел тем всем ехати с собою с людми и с конми, со всем служебным нарядом.

А жил в Коломенском две недели для непогодия и безпуты, что были дожди и в реках была поводь велика, икры в реках прошли. И как реки стали, и царь и государь ис Коломенского поехал в село Танинское декабря в 17 день, в неделю, а из Тонинского к Троице... а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу. На Москве же тогда быша Афонасий митрополит всеа Русии, Пимин архиепископ Великого Новаграда и Пъскова, Никандр архиепископ Ростовский и Ярославский и ины епископы и архимандриты и игумены, и царевы и великого князя бояре и окол- ничие и все приказные люди. Все же о том в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычном подъему, и путнаго его шествия не ведамо, куды бяше.

А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офанасию митрополиту всеа Руси с Костянтином Дмитриевым сыном Поливанова с товарыщи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии[1276]. И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и конюшего, и на околничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его, блаженные памяти великого государя Василия, при его государьстве в его государьские несвершеные лета бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавливали, также бояре и воеводы земли его государьские себе розоимали, и другом своим, и племени его государьские земли раздавали. И держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования госу- дарьския кормленые емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном христианстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя християнства оборонити, наипаче же крестия- ном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против

Латын и Немец стояти не похотели. И в чем он государь бояр своих и всех приказных людей, также и служилых людей и детей боярских, похочет которых в их винах понаказати и посмотрити, архиепископы и епископы и архимандриты и игумены, сложася з бояры и з дворяны и з дьяки и со всеми приказными людми, почали по них же государю царю и великому князю покрывати, и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, иде же его государя Бог наставит. К гостем же и х купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту с Костянтином Поливановым, а велел перед гостьми и перед всеми людми ту грамоту прочести дьяком Путилу Михайлову да Ондрею Васильевву, а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет[1277].

Слышав же сия пресвященный Афонасий митрополит всеа Русии и архиепископы и епископы и весь освященный собор, что их для грехов сия сключишася, государь государьство оставил, зело о сем оскорбеша и в велице недоумении быша. Бояре же и околничии и дети боярские и все приказные люди и священнический и иноческий чин и множество народа, слышав таковая, что государь гнев свой и опалу на них положил и государство свое оставил, они же от многаго захлипания слезнаго перед Офонасием митрополитом всеа Русии и перед архиепископы и епископы и перед всем освященным собором с плачем глаголюще: “Увы, горе, како согрешихом перед Богом и про- гневахом государя своего многими перед ним согрешении и милость его велию превратихом на гнев и на ярость, ныне х кому прибегнем и кто нас помилует и кто нас избавит от нахожения иноплеменных, како могут быти овцы без пастыря, егда волки видят овцы без пастуха, и волки восхитят овца, кто изметца от них, такоже и нам как быти без государя”.

И иная многая словеса подобная сих нарекоша ко Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, и не токмо сия глаголюще, наипаче велием гласом молиша его со многими слезами, чтобы Афонасий митрополит всеа Русии с архиепископы и епископы и со освященным собором подвиг свой учинил и плачь их, и вопль утолил и блогаочестивого государя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отовратил, милость показал и опалу свою отдал, а государьства своего не оставлял и своими государьствы владел и правил, яко- же годно ему государю; а хто будет государьские лиходеи, которые изменные дела делали, и тех ведает Бог да он, государь, и в животе, и в казни его государьская воля: “А мы все своими головами едем за тобою государем святителем, своему государю царю и великому князю о его государьской милости бити челом и пла- катися”. Также и гости и купцы и все граждане града Москвы по тому же биша челом Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял и их на расхищение волком не давал, наипаче же от рук силных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят.[1278] lt;.. .gt;

Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, что ему своих изменников, которые измены ему государю делали и в чем ему государю были непослушны, на тех опала своя к ласти, а иных казнити и животы их и статки имати; а учинити ему на государстве себе опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной, а бояр и околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов учинити себе особно, и на дворцех на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном учинити клюшников и подклюшни- ков и сытников и поваров и хлебников, да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей и на всякий обиход, да и стрельцов приговорил учинити себе особно. А на свой обиход повелел государь царь и великий князь, да и на детей своих царевичев Иванов и царевичев Феодоров обиход, городы и волости: город Можаеск, город Вязм, город Козе леек, город Пере- мышль два жребья, город Белев, город Лихвин обе половины, город Ярославец и с Суходровью, город Медынь и с Товарковою, город Суздаль и с Шуею, город Галичь со всеми пригородки, с Чюхломою и с Унжею и с Коряковым и з Белогородьем, город Вологду, город Юрьевец Поволской, Балахну и с Узолою, Старую Русу, город Вышегород на Протве, город Устюг со всеми волостьми, город Двину, Каргополе, Вагу; а волости: Олешню, Хотунь, Гусь, Муромское селцо, Аргуново, Гвоздну, Опаков на Угре, Круг Клинской, Числяки, Ординские деревни и стан Пахрятинской в Московском уезде, Белгород в Кашине, да волости Вселун, Ошту, Порго Ладошской, Тотму, Прибужь. И иные волости государь поймал кормленым окупом, с которых волостей имати всякие доходы на его государьской обиход, жа- ловати бояр и дворян и всяких его государевых дворовых людей, которые будут у него в опришнине; а с которых городов и волостей доходу не достанет на его государьский обиход, и иные го- роды и волости имати.

А учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов, и поместья им подавал в тех городех с одново, которые городы поймал в оп- ришнину. А вотчинников и помещиков, которым не быти в опришнине, велел ис тех городов вывести и подавати земли велел в то место в иных городех, понеже опришнину повеле учинити себе особно. На двор же свой и своей царице великой княгине двор повеле место чистити, где были хоромы царицы и великие княгини, позади Рожества Пречистые и Лазаря святаго, и потребы и ледники и поварни все и по Курятные ворота. И которые улицы и слободы поймал государь в опришнину, и в тех улицах велел быти бояром и дворяном и всяким приказным людям, которых государь поймал в опришнину, а которым в опришнине быти не велел, и тех ис всех улиц велел перевести в иные улицы на посад. Государьство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быти в земских: князю Ивану Дмитриевичу Белскому, князю Ивану Федоровичю Мстиславскому и всем бояром; а конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел быти по приказам и управу чинити по старине, а о болших делех прихо- дити к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делах приходити ко государю, и государь приговора с бояры, тем делом управу велит чинити. За подъем же свой приговорил царь и великий князь взяти из земского приказа сто тысяч рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взяти государю на себя.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 415; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!