Образ главного героя рассказа. Изменения психологического облика Рубахина в процессе сюжетного развития рассказа. Сон Рубахина как смыслопорождающий элемент композиции.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Диалог с классической литературой: рассказ В. Маканина

«Кавказский пленный»

ПЛАН:

Основные темы и мотивы рассказа «Кавказский пленный»

Особенности сюжета

В основе сюжета – события последних десятилетий на Кавказе. Наши войска воюют в Чечне. Небольшая автоколонна наших войск попала в засаду, их задержали и не разрешают ехать дальше. Двое солдат – Рубахин и Вовка – стрелок, посланы с заданием к командиру боевой местной части с просьбой о помощи. Подполковника Гурова солдаты нашли легко, но быстро поняли, что помощи он не окажет. Именно в это время подполковник был занят торговой «сделкой» с полевым командиром Алибековым, по сути их врагом. Но у Алибекова есть продукты (Гурову нечем кормить подчиненных), Алибекову для продолжения войны с «федералами» нужны были автоматы Калашников. Эти два человека в советское время хорошо знали друг друга, и теперь, став формально врагами, вполне могут решить эти вопросы, несмотря на внешние противоборства. Наших героев-солдат подполковник посылает засыпать землю на своем огороде, потом они самовольно уходят от него, продолжая думать, как выполнить свое задание. На их счастье, другая часть в этой же местности выполняла операцию по захвату пленных. Наши друзья незаметно присоединились к ним, и им удалось поймать одного боевика для себя.

Операция с боевиком продолжала осуществляться успешно. Бойцы продвигались к своей части, пленный был достаточно милый. Мешало только одно - при его захвате Рубахин сильно повредил ему ноги, и теперь он вынужден был сам через водные преграды переносить пленного на себе. Так и начинается момент их сближения: вдруг Рубахин начал ощущать какие-то чувства к этому юноше, почти подростку, вдруг начал жалеть его и оберегать как родственника. Рубахин давно был на Кавказе, огрубел, думал только о насущном, и эта теплота, да ещё и к врагу кажется странной, ненужной. Но юноша-горец тоже дружелюбен к нашим бойцам, и никакая война как будто их уже не разделяет. Рубахин отдаёт своему подопечному носки, они вповалку спят на привалах, и оба наших солдата объясняют своему пленному, что, как только дойдут до колонны, сразу обменяют его, поэтому ему не грозит ни смерть, ни плен. Но жестокая реальность вторгается в их пасторальное существование.

В момент, когда они были совсем уже у цели, с соседних холмов они услышали гортанные голоса и поняли - идут чужие, причём с двух сторон. Может быть, пленный и не крикнул бы своим, не выдал бы Рубахина и Вовку, но солдаты видели, как выражение лица его неуловимо изменилось, покраснело, напряжённей стала поза:

«Не отрывая взгляда от идущих по левой тропе (этот отряд был совсем недалеко и и пройдёт мимо них первым), Рубахин завёл руку назад и осторожно коснулся тела пленного. Тот чуть дрожал, как дрожит женщина перед близким объятьем. Рубахин тронул шею, ощупью перешёл на его лицо и, мягко коснувшись, положил пальцы и ладонь на красивые губы, на рот (который должен был молчать); губы подрагивали.

Юноша не сопротивлялся Рубахину. Обнимая за плечо, Рубахин развернул его к себе - юноша (он был пониже) уже сам потянулся к нему, прижался, ткнувшись губами его небритого подбородка, в сонную артерию. Юноша дрожал, не понимая. “Н-н..”-слабо выдохнул он, совсем как женщина, сказав своё “нет” не как отказ - как робость, в то время как Рубахин следил его и ждал (сторожа вскрик). И как же расширились его глаза, пытавшиеся в испуге обойти глаза Рубахина и – через воздух и небо – увидеть своих! Он открыл рот, но ведь не кричал. Он, может быть, только и хотел глубже вздохнуть. Но вторая рука Рубахина, опустившая автомат на землю, зажала ему и приоткрытый рот с красивыми губами, и нос, чуть трепетавший. “Н-ны…” – хотел что-то досказать пленный юноша, но не успел. Тело его рванулось, ноги напряглись, однако под ногами уже не было опоры. Рубахин оторвал его от земли. Держал в объятьях, не давая коснуться ногами ни чутких кустов, ни камней, что покатились с шумом. Той рукой, что обнимала, Рубахин блокируя, обошёл горло. Сдавил; красота не успела спасти. Несколько конвульсий… и только».

Собственно говоря, здесь и конец сюжета, но последняя сцена настолько потрясает, не отпускает читателей. Что уж говорить о самих солдатах, двух наших героях. Мы не видим в эти моменты Вовку-стрелка, он более толстокожий что ли. А вот Рубахин, впервые за длинные месяцы почувствовавший теплоту, привязанность к живому существу, пусть даже врагу, находится на грани своих жизненных сил. Он бесконечно вспоминает эпизоды их совместного пути, перед ним возникает лицо прекрасного юноши, ему чудится в каких-то запредельных сновидениях, что юноша его всё же прощает.

Использование вечного «бродячего» сюжета

“Бродячий сюжет” – это определенный прием в литературе, возникший еще во времена Древней Греции и Древнего Рима и очень тесно пересекающийся с другим термином – “вечный сюжет”. “Бродячими ” мы можем назвать притчи о блудном сыне, берущие начало в Библии и кочующие из страны в страну, из одной культуры в другую и дошедшие до наших дней в современной массовой культуре, вошедшие в сюжеты беллетристики и фильмов. К таким же вечным и одновременно бродячим сюжетам можно отнести сюжет о Золушке, о Дон Жуане и Дон Кихоте, о Гамлете. Сюжет рассказа “Кавказский пленный” берет начало в классической литературе 19 века, а именно в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Все эти классики бывали на Кавказе, хорошо знали его обычаи, и каждый из них использовал тему Кавказа в своих произведениях, сохраняя при этом некое единообразие сюжетов. У каждого из писателей в сюжете имеется один или двое пленных, в каждом сюжете присутствует девушка, сыгравшая ключевую роль в судьбах главных героев. В. Маканин этот “треугольник” – меняет у него тоже три героя, при этом пленным в буквальном смысле является юноша-горец, а в переносном: пленные здесь все. Яркость и смелость этому сюжетному ходу придает тот факт, что героини-девушки в этом круге сюжета нет, а ее место занимает пленный юноша.

Смысл названия рассказа

Название рассказа “Кавказский пленный”. Два лаконичных и малозначащих слова. Оно имеет несколько пластов значений. Во-первых, мыслями отсылает к бродячему сюжету о пленных на Кавказе; а во-вторых, повторяет название произведений А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова(поэмы), Л.Н. Толстого (рассказ). Не каждый сразу заметит, что у классиков литературы в названии есть слово “пленник”, а у В. Маканина – “пленный”. Если верить толковым словарям, в словах “пленный” и “пленник” нет разницы ни в лексическом значении, ни в стилистическом. Пленник - это тот, кто взят в плен противником. И все же В. Маканин выбрал слово “пленный”. Попытаемся разобраться в данном факте. “Пленный” - это то же, что “плененный”. Плененным можно назвать человека, который очарован, околдован красотой места или произведением искусства и т.д. и не может покинуть тот объект, который “взял его в плен” своей красотой. Мы можем увидеть в тексте доказательства того, что В. Маканин придает большое значение заглавию рассказа.

Так об этом говорят подполковник Гуров с Алибековым.

«Гуров:

- И чего ты упрямишься, Алибек!... Ты ж, если со стороны глянуть, пленный. Все ж таки не забывай, где ты находишься. Ты у меня сидишь.

- Это почему же – я у тебя?

- Да хоть бы потому, что долины здесь наши.

- Долины ваши – горы наши.

Алибеков смеется:

- Шутишь, Петрович. Какой я пленный… Это ты здесь пленный! – Смеясь, он показывает на Рубахина, с рвением катящего тачку: - Он пленный. Ты пленный. И вообще каждый твой солдат – пленный!»

И все же кто по праву может называться тем единственным пленным, о котором сказано в заглавии? Юноша-горец или Рубахин? Юноша-горец в прямом смысле этого слова пленник, его жизнь трагически оборвалась именно в плену. Рубахин служит на Кавказе и пленен им. Он сам удивляться: что ему в этих горах и равнинах, в этом высоком небе? Что ему в этих непроглядных буднях войны? Не лучше ли уехать домой? Ведь в конце рассказа он действительно укладывает чемодан, собираясь покинуть Кавказ. Но вряд ли этот свой порыв он претворит в жизнь. Рубахин является поистине пленным, т.е. плененным, уязвленным в самую душу красотой юноши-горца.

«Он глянул на пойманного: лицо удивило. Во-первых, молодостью, хотя такие юнцы, лет шестнадцати-семнадцати, среди боевиков бывали нередко. Правильные черты, нежная кожа. Чем-то еще поразило его лицо кавказца, но чем? – он не успел понять».

Немного позже он внезапно догадался, что его беспокоило в пленном боевике – юноша был красив.

«Пленный не слишком хорошо говорил по-русски, но, конечно, все понимал. Злобно, с гортанно взвизгивающими звуками он выкрикнул Ходжаеву что-то в ответ. Скулы и лицо вспыхнули, отчего еще больше стало видно, что он красив – длинные, до плеч, темные волосы почти сходились в овал. Складка губ. Тонкий, в нитку, нос. Карие глаза заставляли особенно задержаться на них – большие, вразлет и чуть враскос».

Образ главного героя рассказа. Изменения психологического облика Рубахина в процессе сюжетного развития рассказа. Сон Рубахина как смыслопорождающий элемент композиции.

Итак, в вышеизложенном разделе мы уже выяснили, что главным героем рассказа является Рубахин: образ этого героя связан со смыслом названия, со всеми моментами сюжета, с особенностями композиции рассказа. Образ Рубахина является носителем некоторых главных черт рассказа: его самотечности, экзистенциализма, в нем соединилось абстрактное и конкретное. Даже фамилия героя Рубахин является “говорящей”. И это не пережиток классицизма, это черта новейшей литературы, которая берет из прошлого и сохраняет все лучшее. Как нужно понимать значение этой фамилии? Можно легко догадаться, что он Рубахин, потому что Рубаха-парень, приятель всем, свой для многих солдат. Одновременно с этим нельзя не вспомнить выражение “Родился в рубашке”, и это проявляется в том, что смерть явно не находится рядом с ним, что он везучий в этих беспросветных трудностях войны, что он очень выносливый, неприхотливый, физически сильный, что тоже говорит в пользу его выживаемости.

И именно такой человек, простодушный, добрый, открытый, непритязательный поставлен автором в сложнейшую психологическую ситуацию, связанную с его восприятием пленного. Рубахин всегда презирал тех, кто был способен на однополые отношения, вообще и в Чечне, и в федеральных войсках таких презирали, могли убить. Его внимание к горскому юноше объясняется не физиологическими, а духовными и душевными порывами: он пожалел красивого юношу, проявил к нему милосердие, выходящее за рамки военного устава, но к этим чувствам в высоких и непознанных для него сферах он не был готов, и они начали проявляться в нем коряво, болезненно, на уровне физиологии. В образе Рубахина кроется и разгадка фразы “красота спасет мир”: Рубахина привлекла красота юноши, но она не спасла его от мук совести, от огромного внутреннего потрясения, от духовного конфликт. Рубахин слишком прост для всех этих высоких фраз, сказанных о его душе. Автор как бы хочет сказать читателю: духовная красота, высокие порывы, рефлексия имеются не только у человека интеллигентного, умного, образованного, а вообще у всякого человека. Только эти высокие порывы ему мешали в условиях военного конфликта, они делали его уязвимы и от этого слабым. В тех видениях, которые посещают его после того, как он своими руками задушил горца, болит, стонет, плачет его душа, ищет выхода его боль. Стоит подумать о том, что Рубахину убивать приходилось вероятно много раз (это осталось за пределами сюжета),вряд ли он сильно переживал после этого. И только теперь он впервые почувствовал, что стал убийцей. Смириться ли когда-нибудь с этим его душа? Ответ на это находится за пределами данного рассказа.

Вовка-стрелок – тоже один из главных героев, своеобразный антипод, “противовес главному герою.

То, что Рубахин имеет только фамилию, а Вовка-стрелок только имя с приложением “стрелок”, не случайно. Вовка – имя с уменьшительным суффиксом –к- придает личности его тривиальность, необременительность мыслями, Вовка практичен, умеет адаптироваться к непростой действительности, неспособен ощутить и правильно понять внутренний мир, переживания другого человека. Вовка подсмеивается над отношением Рубахина к пленному, но назло его отношения с местной девушкой, которую он быстро и умело склоняет к одноразовым интимным отношениям, тоже говорят о том, что он думает лишь о себе, не замечая, что с ним ядом живет человек со своими заботами, проблемами… Можно допустить, что Вовка не раскрывает себя до конца, не показывает особенности личности, потому что он мудро, в духе героев русских сказок, правильно оценил теряемую ситуацию военного конфликта, и теперь его организм на интуитивном, подсознательном уровне “включил” программу выживания во что бы то ни стало. Вовке это вполне удается. Что Вовка – гениальный стрелок, читатель понимает лишь к финалу рассказа. «Мне нравится, и жать на пуск. Я и без пули знаю, когда я попал».

Читателю кажется, что Вовка – это умное и талантливое “приложение” к оружию, его органичная составная часть. Здесь наиболее ярко проявляется прием антитеза в образах двух главных героев. Вовка с оружием в руках, прекрасный снайпер, имеющий на своем личном счете большое количество убитых им, не чувствует себя убийцей, человеком,”переступившем грань”. Так и положено в период войн, иные все бойцы сошли бы с ума от мук совести. Наверное, это норма во время экстремальных ситуаций. Поведение Рубахина, его чувства, страдания, больной бред после убийства пленного – нарушение нормы на войне.

Но все симпатии читателей на стороне хмурого и неуклюжего Рубахина, который способен в условиях войны на какой-то миг тонко чувствовать, сострадать и страдать самому.

Красота, которая его постоянно предостерегала, расставляя свои метки, едва не погубила Рубахина.

Именно к финалу рассказа становится до конца понятной загадка рассказа-притчи: у Ф.М. Достоевского эта фраза утвердительная, это аксиома.

В. Маканин “смеет” спорить с самим Достоевским. В его рассказе аксиома становится вопросом: “Красота спасет мир?” Ведь в данном произведении она губительна, не спасла природная красота и пленного юношу-горца, едва не погубила и Рубахина.

В рассказе есть и другие персонажи – это подполковник Гуров и его супруга и командир горцев Алибеков.

Нам представляется более интересным не говорить о их характерах (они описаны прямолинейно, открыто, без “загадок”). Нам предстоит здесь поговорить о проблемах рассказа. Выше, в разделе “Очерк состояния современной литературы” было замечено, что в новейшей литературе наблюдается тенденция невозможности определения авторской позиции, главной идеи и проблематики произведения.

Психологические проблемы тоже можно обнаружить в рассказе, но это то, что еще во времена И.С. Тургенева называли “тайной психологией”. Весь внутренний конфликт Рубахина, вызванный проснувшимися стремлениями к красоте, угадывается не при поверхностном прочтении, а при вдумчивом погружении в текс, при размышлениях.

Одной из ключевых задач рассказа является мысль о противоестественности войны, превращающей человека в существо, живущее только простейшими чувствами, эмоциями, инстинктами.

А чувства высшие, духовные, нравственные заставляют человека на войне отвлекаться, напрягаться, они губительны для него.

Возникает понимание того, что в рассказе есть и гуманистическая авторская позиция,(выше мы говорили о ее отсутствии в современной литературе. Да, слов, понятий, умозаключений у героев и у автора, обозначающих великие нравственные и духовные понятия, в рассказе нет. И события все происходят по принципу самостийности, и характеры существуют по философии экзистенциализма ( все по принципам современной литературы).

Итак, слов, обозначающих внешние человеческие эмоции, чувства устремления, в рассказе нет. Означает ли это, что на этом ограниченном географическом пространстве нет самих этих чувств и понятий?

Финал рассказа говорит о том, что они есть, но здесь могут привести только к хаосу, драматизму, усугубляющим трудности войны.

Проанализировав многие аспекты рассказа В. Маканина “Кавказский пленный” авторы проекта пришли к следующим выводам:

- рассказ создан полностью в духе новых принципов , методов, черт новейшей литературы;

-данный вывод не означает, что забыты все достижения классической литературы, показывающей психологию человека, считающей своей главной задачей воспитание человека духовного, нравственного;

- сквозь новизну, оригинальность приемов новейшей литературы видны “метки”, «мостики” ведущие к классической литературе;

-литература новейшая, к счастью, возникла не на пустом месте, и лучшие достижения великой классики вобрала, впитала, но пока неохотно и скупо это показывает.

Исходя из вышеизложенного, следует утверждать: литературу новейшую нужно читать, интерпретировать, изучать, искать на ее пространстве новые имена, находки, открытия.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 3128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!