Епископское управление на местах



Вскоре после формирования церковной организации на Руси она взяла на себя административные и судебные функции в политических центрах, где были учреждены епископии, распространяя эти функции и в ширину, на новые города, и в глубину, на те общественные явления, которые прежде не были в ведении публичной власти. Христианизация территории Руси — в первые столетия христианизация городов с пригородами, княжеских и боярских усадеб — наряду с постройкой церквей и увеличением числа священно- и церковнослужителей при них приводила к возникновению и распространению епископских чиновников, практически осуществлявших от имени епископов эти функции.
Возможно, что вначале при формировании митрополии и епископии отсутствие или недостаток церковных чиновников восполнялись деятельностью княжеских людей, занимавшихся по поручению князя вместе с епископами не только проведением христианизации, организацией епархий, постройкой церквей, но и снабжением епископии десятиной, исполнением церковных наказаний по нормам нового церковного права, тесно связанного с традиционным княжеским правом Русской Правды. Об этом может говорить сохранение в текстах Устава Ярослава XII—XIII вв. указаний на участие княжеских чиновников в исполнении наказаний — слов «а князь казнить» в статьях об умыканиях, распу-стах (разводах), избиениях и пр. Такими княжескими чиновниками были, вероятно, емец и мечник, упоминаемые в 41-й статье Краткой Правды, а также (емец) на новгородских деревянных цилиндрах X в.
Со временем, однако, с появлением у кафедр широкой юрисдикции, необходимых средств и нужного штата, складывается соответствующая церковная система управления и суда.
Церкви и монастыри строились и функционировали во многих других городах Руси, где кафедр не было. Среди городов, где известны каменные церкви до середины XIII в., большая часть, такие, как Вышгород, Овруч, Лучин, Путивль, Новгород Север-ский, Трубчевск, Вщиж, Муром, Нижний Новгород, Ярославль, Переславль Залесский, Юрьев Польской, Дмитров, Старая Русса, Старая Ладога, Псков, Изборск, Дорогобуж, Вязьма, Рославль, Мстиславль, Витебск, Минск, Новогрудок, Гродно, Волковыск, Васильев, Звенигород, Вельск, Мельник, Дрогичин[240], не имея епископий, должна была в церковном отношении управляться постоянными или приезжими епископскими чиновниками. И такие города, как Смоленск, Галич, Рязань, Владимир Суздальский, Луцк, до того, как в XII—XIII вв. в них появились кафедры с соответствующим штатом, также управлялись из Киева, Переяславля, Ростова и других древних центров.
Важнейшим органом церковного управления стали владычные наместники. Они впервые упоминаются в источниках 20—30-х годов XIII в. Это послание епископа Симона к Поликарпу 1225— 1226 гг. в составе Киево-Печерского патерика, где «наместник» в списке ОИДР заменяет слово «съпрестолник» в других списках[241], т.е. здесь говорится о высокой церковной должности помощника епископа в столичных городах Владимиро-Суздальской земли. В записи писца на евангелии, которые И. И. Срезневский относил ко времени до 1232 г., называется заказчик Иаков — «наместник владычен»[242]. Правило Владимирского собора 1273 г. содержит запрещение ставить наместника за плату («на мзде»)[243]. Эта выгодная церковная должность привлекала, вероятно, много желающих. «Лаврентий наместник владычинь» назван среди свидетелей в Смоленске при подписании грамоты 1284 г. о торговле Смоленска с Ригой[244].
Владычные наместники осуществляли свои функции как в крупных городах епархии, так и при самом епископе, как видно по приведенным свидетельствам. Эта должность возникла, вероятно, в XII в. или несколько раньше[245]. Возможно, что она появилась при кафедрах специально для отправления суда в пору значительного расширения церковной юрисдикции на Руси, которое происходило в XII—начале XIII в. Владычные наместники терминологически не связаны с византийскими патриаршими должностями, и это также позволяет видеть в них институт, вызванный местными особенностями, причем появившийся не с начала возникновения церковной организации, когда заимствовалась греческая терминология, а со времени ее развития в новых условиях политической структуры второй половины XI—XII в. О том, что термин «наместник» не имел прямого греческого эквивалента, говорит греческая запись конца XIV в. на книге Псалтирь Мала-хии, «??????????? ??? ??????????? ???5 ??????????? ??? ????? '?????? ??? ?????????» (иеромонаха и наместника Владимира в верхней Московской Руси»)[246]. Можно думать, что наместник в крупных городах епархии вне столицы не обязательно мог быть только эмиссаром, присылаемым на время, но и главой особого наместнического округа, которые создавались в отдельных частях епархии[247].
В Новгороде владычные наместники появляются поздно. В Синодальной редакции Устава Владимира о десятинах (конца XIII в.) вставлено запрещение судить княжеские суды без «вла-дычня наместника»[248]. В позднем Крестининском изводе той же редакции первой половины XIV в. вместо «наместника» называется «судья»[249], что говорит о судебном характере деятельности этого церковного чиновника. По Новгородской и Псковской судным грамотам XV в. владычный наместник осуществлял суд наряду с посадником[250], причем в Новгороде он имел собственных судей[251].
Печати новгородских владычных наместников сохранились с конца XIII в. Наряду с наместниками при архиепископе, ведавшими владычным судом, в Новгородской земле, как определил Янин, в конце XIII в. возникает институт наместников на периферии Новгородской земли, осуществляющих государственную власть от имени республиканского правительства. Это Ладожское наместничество, возникшее при архиепископстве Климента (1276—1299) и просуществовавшее до 1316 г., когда в Ладоге была восстановлена власть светских институтов республики. Его сменило после 1316 г. Новоторжское наместничество, где владычный наместник осуществлял власть совместно с великокняжеским наместником по широкому кругу дел, включающему и поземельные отношения[252]. Наместничеством новгородского архиепископа в церковном отношении было и Псковское княжество. Известны «печати архиепископа новгородского», которые по сфрагистиче-скому типу отнесены к XIV—XV вв., а по месту находок — только к Пскову. Их считают принадлежащими владычным наместникам в Пскове[253]. Однако эти особые новгородские церковные институты относятся ко времени, выходящему за пределы настоящего исследования.
Хозяйственной деятельностью в епископии занимался владычный тиун. Тиун при епископе упоминается уже в XII в. в записи на книге, написанной в Новгороде «при епискоупе Аркадии и при тиуне Тупочеле»[254]. Аркадии находился на новгородской кафедре в 1156—1163 гг. За то, что это тиун епископский, а не княжеский или боярский, известные по Русской Правде, говорит характер записи и самой книги. Это стихирарь со знаменной нотацией, предназначавшийся для использования в кафедральном Софийском соборе, где книга и сохранялась до XIX в. Она писалась, вероятно, по поручению самого тиуна. Имя тиуна — Тупочело, — представляет собой, скорее всего, его насмешливое прозвище, но то, что он указал именно это прозвище, а не свое христианское имя, свидетельствует, пожалуй, о том, что он — светское лицо. Так считал и Голубинский[255] . Б. Д. Греков полагал, что этот владычный тиун — «должность, занимаемая человеком несвободным», но в то же время отмечал, что «это должность немаловажная, так как имя тиуна ставится рядом с именем владыки для обозначения времени». Греков сопоставляет также тиунов с ключниками, которые при дворе новгородского владыки занимали выдающееся положение[256].
За то, что владычный тиун был, однако, свободным, а не зависимым лицом, говорят сама эта характеристика должности Грековым и свидетельства о владычном тиуне XIV в. Сохранились две западноукраинские грамоты 1366 и 1378 гг., связанные с тиуном перемышльского епископа Иваном Губкой. В 1366 г. «владычен тивун» Иванко Губка выступает свидетелем при утверждении купчей грамоты на землю вместе с другими свидетелями, среди которых «владыка Ларивун и с крылошаны перемышльский»[257]. В 1378 г. этот же Иван Губка, уже протодьякон клироса церкви св. Ивана, со своим братом Ходором и со своими детьми купил у Хоньки Васковой жены (вдовы?) и ее детей Калеников Успенский монастырь для своего клироса[258]. Владычный тивун стал священнослужителем и представителем клироса, начав свою деятельность с близкой к епископу привилегированной должности тиуна.
Хозяйство епископа требовало и других служителей. В Туровской уставной грамоте XIV в. упоминается «владычен мытник», который две недели в году, во время ежегодной Петровской ярмарки, собирал пошлины от пользования эталонными весами для монеты (серебра) и воска, а также мерного локтя[259]. Существовала ли эта должность раньше, сведений нет.
Правила собора 1273 г. среди епископских чиновников называют также десятинника, поставление которого «на мзде», как и наместника, запрещалось[260]. Более ранние сведения об этой должности неизвестны, но она упоминается в документах XIV— XV вв.[261], в частности в Кирилло-Белозерской (Ефросиновской) переработке Устава Владимира 1470-х годов («и наших судов не судити без судии митрополича или владычня десятинника»[262]), где два последних слова являются нововведением. По смыслу этого упоминания десятинник — епископский чиновник, участвующий в княжеском суде и получающий десятину от судебных пошлин.
Данных о том» что десятинниками уже в домонгольской Руси называли сборщиков десятины «с казенных податей и оброков», как полагал Голубинский[263], источники не дают.

Примечания

[1] ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 151, 153; СПб., 1908. Т. 2. Стб. 139, 141.
[2] Шахматов А. А.Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 44.
[3] Приселков М. Д.Очерки. . . С. 84.
[4] Там же. С. 77.
[5] «…И цьркъвь святую заложи камяну и устави митрополию» (Шахматов А. А.Указ. соч. С. 415, со свидетельством: «ср. в Новгор. своде XI в.»).
[6] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 151; Т. 2. Стб. 139.
[7] Ярослав бился с печенегами там, «идеже стоить ныне святая Софья, митрополья русская; бе бо тогда поле вне града» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 151).
[8] НПЛ. М.; Л., 1950. С. 15, 180; то же известие в Тверской, Львовской и Никоновской летописях.
[9] «. . .Archiepiscopus civitatis illius. . . hos advenientes honoravit in sanctae monasterio Sofhiae quod in priori anno (miserabiliter) casu accidente combustum esb (Thietmari chronicon//MGH Scriptores. В., 1935. Bd. 9. S. 488—489. VIII, 32); см. также: Назаренко А. В.События 1017 г. в немецкой хронике начала XI в. и в русской летописи//Древнейшие государства на территории СССР 1980 г М., 1981. С. 181 — 183.
[10] Du Cange Ch.Glossarium ad scriptores mediae et infimae latinitatis. Graz 1954. T. V. P. 457; Poppe A.The Bilding of the Church of St. Sophia in Kiev// Journal of Medieval History. 1981. N 7. P. 16 51
[11] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 142; Т. 2. Стб. 130.

[12] «В лето 6525. Ярослав иде к Берестию. И заложена бысть святая София Кыеве» (НПЛ. С. 15, 180).
[13] Шахматов А. А.Указ. соч. С. 416—417.
[14] ПриселковМ. Д.Очерки. . . С. 82—84.
[15] Лихачев Д. С.Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 62—75; ПВЛ. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 60—95; Рыбаков Б. А.Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.; Л., 1963.
[16] «И праздноваше светло праздникы господьскыя, три тряпезы поставляше: первую митрополиту с епископы, и с черноризьци, и с попы. . .» (Зимин А. А.Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку // КСИС. М., 1963. Вып. 37. С. 70).
[17] Около 1087 г. (см.: Gelzer H.Zur Zeitbestimmung der Notitia episcopatuum //Jahrbucher fur protestantische Theologie. Leipzig, 1886. Bd. XII. S 538— 540).
[18] Darrouzes J.Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. P., 1981. P. 343, 349, 381, 388.
[19] Ibid. P. 341, 347, 379, 387.
[20] Ibid. P. 398, 401, 413.
[21] Grumel V.Les regestes des actes du Patriarchal de Constantinople. P., 1932. Vol. 1. F. 1—3. N 804, 806, 827; Laurent V.Le corpus des sceaux de 1'Empire Byzantin. P., 1963. T. V. Pars IA. P. 595, 598, 613.
[22] Poppe A.Panstwo i Kosciot na Rusi w XI wieku. W-wa, 1968. S. 25—28.
[23] Розен В.Император Василий Болгаробойца // Зап. имп. Академии наук. СПб., 1883. Т. 44. Прил. С. 24; Kawerau P.Arabische Quelle zur Christianisierung Ruplands. Wiesbaden, 1967. S. 15—20.
[24] Patrologia graeca. P., 1862. T. 146. Col. 1196 C; Honigmann E.Studies in Slavic Church History. A. The Foundation of the Russian Metropolitan Church according to Greek Sources // Byzantion. Bruxelles, 1944/45. Vol. 17. P. 146— 158.
[25] Laurent V.Op. cit. T. V, pars I A. P. 600. N 781.
[26] Янин В. Л.Актовые печати Древней Руси X— XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 51
[27] Poppe A.Panstwo i Kosciol. S. 16—20.
[28] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 108; Т. 2. Стб. 108—109.
[29] Зимин А . А .Указ. соч. С. 72.
[30] Thietmari chronicon. VII, 74. S. 488—489; Назаренко А. В.Указ. соч. С. 184.
[31] «Владычня матере церкви божественная, в ней же поистиньне честное твое тело лежа, аки солнце просвящает вселенную» (Бегунов Ю. К.Русское слово о чуде Климента Римского и кирилло-мефодиевская традиция // Slavia. Praha, 1974. Ч.42. С. 34—36).
[32] «Онофрий же черниговьскии рече: аз сведе: достоить ны поставити, а глава у нас есть святаго Климента. Яко же ставять греци рукою святаго Ивана и тако сгадавше епископи главою святаго Климента поставиша митрополитом» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 341).
[33] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 109.
[34] См.: Щапов Я. Н.Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. М., 1972. С. 120. Ст. 3.
[35] Зимин А. А.Указ. соч. С. 74.
[36] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 131.
[37] «Да празднует светло блаженный твой клирос, яко старей всего клироса твоим ходатайством, яко и свойствена тебе служа» (Бегунов Ю. К.Указ. соч. С 36).
[38] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 410; Т. 2. Стб. 545; см.: Каргер М. К.Древний Киев М.; Л., 1961. Т. 2. С. 11.
[39] Щапов Я. Н.Княжеские уставы и церковь. С. 138.
Корзухина Г. Ф.К реконструкции Десятинной церкви // СА. 1957. № 2. С. 85, 86.
[40] Каргер М. К.Указ. соч. Т. 2. С. 36—59; Комеч А. И.Древнерусское зодчество конца X—начала XII в. М., 1987. С. 168—178.
[41] Каргер М. К.Указ. соч. Т. 2. С. 74.
[42] Повстенко О.Катедра св. Софи у Киев! // Анали Украинской вшь-ноГ Академп наук у США. 1954. Т. III—IV. С. 196—197; см.: Каргер М. К.Указ. соч. Т. 2. С. 42—47
[43] Каргер М. К.Указ. соч. Т. 2. С. 42. Рис. 12.
[44] Корзухина Г. Ф.К реконструкции Десятинной церкви // СА. 1957. № 2. С. 85, 86.
[45] Каргер М. К.Указ. соч. Т. 2. Вклейка между с. 36 и 37. Рис. 9.
[46] Врунов Н. И.Рецензия на книги М. К. Каргера об исследованиях древнего Киева//ВВ. М., 1953. Т. VII. С. 300; см.: Каргер М. К.Указ. соч. Т. 2. С. 41.
[47] Корзухина Г. Ф.Указ. соч. С. 86.
[48] Там же. С. 87.
[49] ПСРЛ. М., 1977. Т. 33. С. 28—29; Татищев В. Н.История российская. М.; Л., 1962. Т. 1. С. 112. Свидетельства о шести епископах см.: Янин В. Л.Летописные рассказы о крещении новгородцев (о возможном источнике Иоакимовской летописи) // Русский город. М., 1984. Вып. 7. С. 49.
[50] НПЛ. С. 160, 163, 473; см. также с. 551 (Троицкий список) и в Новгородской V (ПСРЛ. Пг., 1917. Т. 4, ч. 2, вып. 1. С. 88—89) и других летописях. Перечень епископов см. Прил. II в настоящей книге.
[51] ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. ИЗ; Л., 1925. Т. 5, вып. 1. С. 130; НПЛ. С. 473.
[52] О пожаре этой церкви в 1049 г. сообщает Новгородская I летопись (НПЛ. С. 16, 181). «Список городов русских, дальних и ближних» и младший извод Новгородской I летописи сообщают, что церковь до пожара имела «13 верхов» (Там же. С. 475, 181). Н. Г. Бережков, анализируя даты пожара старого деревянного храма и закладки нового каменного по спискам Новгородской I летописи, высказывает предположение, что строительство новой церкви в 1045 г. на новом месте не было связано с пожаром старой в 1049 г.: «. . .старая сгорела несколько лет спустя после закладки новой» (Бережков Н. Г.Хронология русского летописания. М., 1963. С. 226).
[53] Успенский сборник XII—XIII вв. М., 1971. С. 62.
[54] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207—208; Т. 2. Стб. 199.
[55] Высоцкий С. А.Древнерусские надписи Софии Киевской XI—XIV вв. Киев, 1966. С. 45—46. № 10.
[56] Свидетельство Никоновской летописи: ПСРЛ. СПб., 1862. Т. 9. С. 65.
[57] Darrouzes I.Op. cit. P. 367.
[58] В сообщении 1072 г. белгородский епископ вообще не упомянут.
[59] Щапов Я. Н.Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI—XIII вв. М., 1978. С. 189—190.
[60] Голубинский Е. Е.История русской церкви. 2-е изд. М., 1902. Т. 1, 1-я пол. С. 668—669; см. также: Рорре A.Panstwo i Kosciot. S. 160.
[61] Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 60.
[62] Приселков М. Д.Очерки. . . С. 156.
[63] См.: Щапов Я. Н.Византийское и южнославянское правовое наследие. С. 149—150.
[64] Такое предположение выдвигает Поппэ в названной в предыдущей сноске книге.
[65] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 706—707; СПб., 1863. Т. 15. Стб. 230.
[66] «Олекса Полотьскыи епископ и ина 2 епископа Белгородьскыи и Гюргев-скыи» (Там же. Т. 1. Стб. 456).
[67] Неофит, митрополит черниговский, в Сказании о перенесении мощей Бориса и Глеба (Успенский сборник. С. 62). На этом основании М. Д. Приселков и за ним А. Н. Насонов считали, что Чернигов (как и Переяславль) получил кафедру в эпоху триумвирата Ярославичей до 1072 г. См.: Приселков М. Д.Очерки. . . С. 117—121; Насонов А. Н.«Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. С. 32, 199.
[68] Рорре A.Panstwo i Koscioi. S. 164.
[69] «Колики епископов в Руси. Первое в Киеве, славная митрополия, а по ней Новгородьская архиепископья, таже Черниговьская, Переяславльская, Белго-родьская, Володимерьская, Юрьевская, Ростовьская, Полотьская, Смоленьская» (Щапов Я• Н.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. М., 1986. Вып. II. С. 140; см. также: Вып. I. С. 51).
[70] Коринный Н. Н.Переяславская земля в X—первой половине XIII в.: Автореф. дис. . . . канд. ист. наук. Киев, 1984
[71] Рорре A.Panstwo i Kosciot. S. 165.
[72] ПСРЛ. Т. 9. С. 69.
[73] Там же. Т. 1. Стб. 281.
[74] Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 26.
[75] Алексеев Л. В.Полоцкая земля: (Очерки истории северной Белоруссии) в IX—XIII вв. М., 1966. С. 199; Раппопорт П. А.Русская архитектура X—XIII вв Л., 1982. С. 94 (В. А. Булкин).
[76] Кучинко М. М.Древний город Владимир на Волыни // Древнерусский город. Киев, 1984. С. 68.
[77] Тихомиров М. Н.Древнерусские города. 2-е изд. М., 1956. С. 315—316.
[78] Успенский сборник. С. 96.
[79] Рорре A.Chronologia utworow Nestora hagiografa // Slavia Orientalis W-wa, 1965. R. XIV, N 3. S. 292—297
[80] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211.
[81] По мнению М. Д. Приселкова, это было после 1089 г. (см.: Очерки. . . С. 155—156). Поппэ относит создание кафедры к 1078—1085 гг.
[82] Рорре A.Panstwo i Kosciol. S. 178.
[83] НПЛ. С. 60, 261. О дате см.: Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 260. Митрофан был встречен в. Новгороде 17 марта 1219 г., но Антоний мог быть поставлен в Киеве на перемышльскую кафедру и ранее, зимой 1218/19 г.
[84] НПЛ. С. 64, 269; Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 269.
[85] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 793.
[86] Podskalski G.Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus> (988—1237). Munchen, 1982 (Anhang Ib (zusammengestellt von A. Poppe)). S. 296; см. также Прил. I в настоящей книге.
[87] Раппопорт П. А.Указ. соч. С. 112. 201. Длугош упоминает епископскую кафедру в церкви Иоанна под 1104 годом.
[88] Крип'якевич I. П.Галицько-Волинське князiвство. Киiв, 1984. С. 17—18, 30—31.
[89] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 731; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М.; Л., 1950. С. 200; /Срия'якевич /. П.Указ, соч С 89
[90] Татищев В. Н.Указ. соч. М.; Л., 1964. Т. 3. С 88
[91] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 731.
[92] Там же. Т. 1. Стб. 445.
[93] Theiner A.Vetera monumenta historiam Hungariae sacram illustrantia Roma, 1859. T. 1. N 65; Грушевський М.Iсторiя Украiни — Pyci. Львiв 1905 Т. III. С. 42; см.: Крип'якевич I. П.Указ. соч. С. 91.
[94] Пашуто В. Т.Указ. соч. С. 198—207
Darrouzes J.Op. cit. P. 367.
[95] Татищев В. Н.Указ. соч. Т. 3. С. 60.
[96] Darrouzes J.Op. cit. P. 367.
[97] См.: ЩаповЯ. И.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в сообраниях Польской Народной Республики. Вып. II. С. 140.
[98] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 314. Возможно, что здесь в Ипатьевской летописи оказалась использованной запись о митрополичьих освящениях за этот год — в ней указаны две акции: освящение церкви св. Апостолов в Белгороде и поставление туровского епископа.
[99] Там же. Т. 1. Стб. 314; Т. 2. Стб. 330; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 38.
[100] Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Пригот. к изд. Д. И. Абрамович. Пг., 1916 (Памятники древнерусской литературы. Вып. 2). С. 199.
[101] Щапов Я• Н.Туровские уставы XIV в. о десятине // АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 255—256, 271.
[102] Darrouzes I.Op. cit. P. 367.
[103] Poppe A.Panstwo i Koscioi. S. 184.
[104] Успенский сборник. С. 43.
[105] Лысенко П. ?.Города Туровской земли. Минск, 1974. С. 23, 33, 69, 192.
[106] Там же. С. 16—27 (карты).
[107] «Михаил Гурьевский» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 171; Успенский сборник. С. 62). Лаврентьевский список пропускает это упоминание, как он пропустил и упоминание юрьевского епископа Марина в 1091 г., но Радзивилловский и Академический его содержат (см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211).
[108] Раппопорт П. А.Указ. соч. С. 31. № 43а.
[109] «В лето 6540 Ярослав поча ставити городы по Реи» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 137).
Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689.
Патерик. С. 10—11.
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199, 202, 280.
[110] Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689.
[111] Максимович М. А.Собрание сочинений. Киев, 1876. Т. 1. С. 113—114; Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689.
[112] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 183; Т. 2. Стб. 173; ПВЛ. Ч. 1. С. 122.
[113] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 634; см.: Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 201, 202.
[114] Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689.
[115] Патерик. С. 10—11.
[116] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199, 202, 280.
[117] Рорре A.Panstwo i Kosciot. S. 190.
[118] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 219.
[119] Там же. Стб. 341.
[120] Там же. Стб. 476.
[121] «? ?? ??????» (Darrouzes J.Op. cit. P. 367. Note 768).
[122] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 479—480.
[123] «??? ????? ???????? ??? ??? '????? ???????» («8. Св. Георгий на реке Роси») [Darrouzes J.Op. cit. P. 403 (Notitia 17, appendix 3)].
Алпатов М В.Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 292—310.
[124] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 317.
[125] Алпатов М В.Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 292—310.
[126] В сообщении 1183 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 634) об освящении церкви Василия в Киеве на княжеском дворе наряду с митрополитом упомянут только один епископ «гюрговский» (без имени), что вновь выделяет его из числа других епископов.
[127] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 706—707; Т. 15. Стб. 230.
[128] Там же. Т. 1. Стб. 706, 707; см. также: Тихомиров ?. ?.Указ. соч. С. 303.
[129] Воронин ?. ?.Житие Леонтия ростовского и византийско-русские отношения второй половины XII в. // ВВ. М., 1963. Т. 23. С. 30.
[130] Голубинскии Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 334.
[131] Патерик. С. 76.
[132] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457.
[133] Воронин ?. ?.К вопросу о начале ростово-суздальского летописания // АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 22.
[134] Приселков М. Д.Очерки. . . С. 139.
О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197.
[135] Рорре A.Panstwo i Kosciol. S. 180—181.
[136] Великие минеи четьи. Октябрь, 19—31. СПб., 1880. 29 октября. Стб. 2026—2027.
[137] Приселков М. Д.Очерки. С. 291, 309.
[138] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 445 (припоминание под 1222 г.); Т. 2. Стб. 228 (1096 г.).
[139] Приселков М. Д.Очерки. . . С. 309—310, 324.
[140] О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197.
[141] Срезневский И. И.Древние памятники русского языка и письма. СПб., 1882. Стб. 39.
[142] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347.
[143] Последнее комментированное издание грамот Смоленской епископии: Российское законодательство X—XX вв., М., 1984. Т. I. С. 212—223. Исследование документов: Щапов Я. Н.Смоленский устав князя Ростислава Мстйславича // АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 37—47; Он же.Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. С. 136—150; Поппэ А.Учредительная грамота Смоленской епископии//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 59—71; Рорре A.Fundacja biskupstwa smolenskiego // Przeglad historyczny. 1966. Т. 57, ?. 4. S. 538—557; Рорре А. \ D.Dziedzicena Rusi // Kwartalnik historyczny. 1967. Z. 1. S. 4—15; Алексеев Л. В.Устав Ростислава Смоленского 1136 г. и процесс феодализации Смоленской земли // Slowianie w dziejach Europy. Poznan, 1974. С. 85—113; Он же.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 20—25.
[144] «Том же лете поставлен бысть епископ Василиць Переяславлю, а другого Кузму поставиша епископом в Галич» (ПСРЛ. Т. 25. С. 63; см. также: СПб 1856. Т. 7. С. 66).
[145] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 524; Т. 25. С. 73.
[146] Podskalsky G.Op. cit. S. 290; см. также Прил. I в настоящей книге.
[147] Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 694, сн. 3.
[148] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 315.
[149] Приселков М. Д.Очерки. . . С. 374, 384, 390.
[150] Darrouzes J.Op. cit. P. 367.
[151] ПСРЛ. Т. 2; Стб. 656; Пастернак Я.Старий Галич. Крашв; Льв1в, 1944. С. 77; Раппопорт П. А.Указ. соч. С. 108. № 187.
[152] ПСРЛ. Т. 1.Стб. 404; «Бе бо тогда еще Рязань и Чернигов едина епископья» (Там же. Т. 25. С. 94).
[153] Там же. Т. 1. Стб. 432.
[154] Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 695. А. Н. Насонов также относит образование епископии к началу XIII в. или концу XII в. См.: Насонов А. Н.Указ. соч. С. 213.
[155] Татищев В. Н.Указ. соч. Т. 3. С. 166. В этом известии митрополит назван Иоанном, хотя такой глава русской церкви в это время по другим источникам неизвестен; сохранившиеся летописи называют для 1180—1190-х годов митрополита Никифора.
[156] Кучкин В. А.Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. М., 1984. С. 101.
[157] Даты поставления Симона на суздальскую и владимирскую кафедру в летописях отличаются: Суздальская летопись помещает это известие в конце статьи 6722 г., после известий, датированных ноябрем 1214 и январем 1215 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438), а Московский летописный свод — в конце статьи 6721 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. ПО), т. е. 1213/14 г., что совпадает и с указанием летописи Переяславля Суздальского. Но эта последняя датировка, как показал Н. Г. Бережков, вторична и ошибочна. См.: Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 103—104.
[158] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438; Т. 25. С. ПО.
Пашуто В. Т.Указ. соч. С. 228.
[159] Там же. Т. 1. Стб. 447.
[160] Пашуто В. Т.Указ. соч. С. 99; Крип'якевич I. П.Указ, соч С 27
[161] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 732.
[162] Там же. Стб. 842 в ст. 6767 (1259) г.
[163] Крип'якевич I. П.Указ. соч. С. 27.
[164] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959, Т. 1.С 183
[165] Пашуто В. Т.Указ. соч. С. 228.
[166] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 771.
[167] Среди трех кандидатов называли «Осафа, епископа володимирьскаго велыньскап» (НПЛ. С. 68, 275—6737/1229 г.).
[168] Podskalsky G.Op. cit. S. 296—298. Anm. 7; см. также Прил. I в настоящей книге.
[169] О первом: «. . .беаху володимьрьскыи пискуне: бе бо Асаф блаженыи переподобныи святитель Святое горы. . .», о втором (на той же странице летописи): «. . .бе бо преже того (Ивана. — Я• Щ.)пискуп Асаф Вугровьскыи, иже скочи настол митрофоличь и за то свержен бысть стола своего. . .» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739—740).
[170] «. . .За то свержен бысть стола своего и переведена бысть пискупья во Холм» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 740).
Podskalsky G.op• cit. S. 281; см. также. Прил. I в настоящей книге. «Так как сам Луцк был подчинен кн. Даниилом вооруженной рукой, то можно думать, что местного епископа постигла участь всех прочих
[171] Другим таким претендентом, как предполагает Поппэ, мог быть «архиепископ из России Петр», выступавший на Лионском соборе 1245 г. См.: Матузова В. И.Английские средневековые источники. М., 1979. С. 124, 151 178• Podskalsky G.Op. cit. S. 299 (А. В. Поппэ); см. также Прил. I в настоящей книге'
[172] Пашуто В. Т.Указ. соч. С. 97; см. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 848—850
[173] Пашуто В. Т.Указ. соч. С. 90.
[174] Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 700.
[175] Podskalsky G.op• cit. S. 281; см. также. Прил. I в настоящей книге.
«Так как сам Луцк был подчинен кн. Даниилом вооруженной рукой, то можно думать, что местного епископа постигла участь всех прочих» (т. е. что он был подчинен Даниилу. — Я.Щ.) (Пашуто В. Т.Указ. соч. С. 228).
[176] «Так как сам Луцк был подчинен кн. Даниилом вооруженной рукой, то можно думать, что местного епископа постигла участь всех прочих» (т. е. что он был подчинен Даниилу. — Я.Щ.) (Пашуто В. Т.Указ. соч. С. 228).
[177] Раппопорт П. А.Указ. соч. С. 49, 51, 61, 76, 89, 105, 108.
[178] Darrouzes I.Op. cit. P. 348—365.
[179] Урланис Б.Я. Рост населения в Европе. М., 1941. С. 86 (5,4 млн); Яковлев А. И.Холопство и холопы в Московском государстве XVII в. М.; Л., 1943. С. 298 (7,3 млн); Lowmianski?.Podstawy gospodarcze formowania sie panstw slowianskich. W-wa, 1953. S. 232—244, 375 (5,4 млн).
[180] Успенский сборник. С. 86.
[181] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208, сн. М, 47. В таком же измененном виде содержится это сообщение в Ипатьевской летописи, причем в Хлебниковском списке сохранились следы исправления «митрополитом» на «епископом» (Там же. Т. 2 Стб 200 сн. 39
[182] ??? ????????????? ??????? ????????'???? ??? ?? '????? ?????????? ???? ??? ??? ?? ?e? ????????? ?? '????? (РИБ. Пг., 1920. ?. 36, вып. 1. С. 74).
[183] Максимович М. А.Собрание сочинений. Киев, 1877. Т. 2. С. 326; Филарет (Гумилевский).История русской церкви. М., 1848. Т. 1. С. 164; Макарий (Булгаков).История русской церкви. 3-е изд. СПб., 1889. Т. 1. С. 35—36; Т. 2. С. 12—13; Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 287, 328—329, 685; Пархоменко В.Церковно-историческое значение Переяслава // Тр. Полтавской ученой архивной комиссии. Полтава, 1907. Вып. 4; Греков Б. Д.Киевская Русь. [6-е изд.] М., 1953. С. 139; Машин В. А.Послание русского митрополита Леона об опресноках в Охридской рукописи // Byzantinoslavica. Praha, 1963. Т. 24. С. 87—105; Фроянов И. Я.Церковно-монастырское землевладение и хозяйство на Руси XI—XII вв. // Проблемы общественной и всеобщей истории: Сб. статей. Л., 1973. Вып. 2. С. 94; Он же.Киевская Русь. Л., 1974. С. 86.
[184] Лебединцев П. Г.Где жили киевские митрополиты — в Переяславле или в Киеве? // Киевская старина. 1885. Янв. Т. II. С. 177—182.
[185] Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 329.
[186] Приселков М. Д.Очерки. . . С.132—133, 140.
[187] Попов А.Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI—XV вв.). М., 1875. С. 27—45; Павлов А. С.Критические опыты по истории древней греческо-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 29—39; Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 282; см. также: Машин В. А.Указ. соч. С. 87—105.
[188] Рорре A.Le traite des azymes ??????? ???????????? ??? ?? '????? ??????????: quand, ou et par qui a-t-il ete ecrit?//Byzantion. Bruxelles. 1965. T. 35. P. 504—527.
[189] Успенский сборник. С. 62; ПВЛ. Ч. 1. С. 121.
[190] Приселков М. Д.Очерки. . . С. 227.
[191] ДКУ. М., 1976. С. 146.
[192] «И совокупивъше ся вься братия Изяслав, Святослав и Всеволод, митрополит Георгий кыевьскый и другый Неофит чьрниговьскый, и епископ Петр переяславьский ... и по сих митрополита (!) и епискупи. . . с ракою идяху» (Успенский сборник. С. 62).
[193] ПСРЛ. СПб., 1851. Т. 5. С. 146; Л., 1925. Т. 5, вып. 1. С. 142; Т. 7. С. 341.
[194] Поппэ А. В.Русские митрополии Константинопольской патриархии в XI столетии// ВВ. М., 1968. Т. 28. С. 98—102 (фото Куаленовского списка).
[195] Там же. С. 99 (фото Куаленовского списка); Darrouzes J.Op. cit. P. 344 (список ?).
[196] Поппэ А.Русские митрополии. . . С. 98—102.
[197] Darrouzes J.Op. cit. P. 403.
[198] Beck ?. G.Kjrche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 174, 179.
[199] «????????? ???? '?????» (Афинский список); «????????? ???? '??????» (Ватиканский список).
[200] Darrouzes J.Op. cit. 343. N 62—63.
[201] Ibid. P. 349—350. To же в списке L (Reginensis 57) «Нотиции 15» (Там же. p. 381—382). В Афонском Дионисиевском списке эта Русь называется ? ?????? '?????, т. е. «Великая Русь» в отличие от «Малой Руси».
[202] Muller L.Zum Problem des hierarchischen Status und jurisdiktionellen Abhandigkeit der russischen Kirche vor 1039. Koln; Braunsfeld, 1959 (Osteuropa und der deutsche Osten, III. 6). S. 24.
[203] Приселков М. Д.Русско-византийские отношения в IX—XII вв. // ВДИ. 1939. № 3. С. 104—105.
[204] Поппэ А.Русские митрополии. . . С. 97—103.
[205] ПВЛ. Ч. 1. С. 137—139.
[206] 6585 (1077) г. «преставися Феодор архепископ новгородьскый» (НПЛ. С. 18); 6616 (1108) г. «преставися архепископ Новъгородьскыи Никита»; 6618(1110) г. «приде архепископ Иоанн в Новъгородь месяця декабря в 20» (Там же. С. 19); 6638(1130) г. «. . .отвьржеся архепископ Иоанн Новагорода и поставиша архепископа Нифонта. . (Там же. С. 22).
[207] «Крестися Володимир и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы» (Там же. С. 159).
[208] Там же. С. 473.
[209] Щапов Я. Н.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. Вып. I. С. 51; Вып. II. С. 189—190.
[210] НПЛ. С. 19.
[211] Там же. С. 22.
[212] Там же. С. 29—30.
[213] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 498.
[214] НПЛ. С. 31—32. О дате см.: Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 234
[215] НПЛ. С. 38.
[216] Там же. С. 40.
[217] Там же. С. 44—45.
[218] Упомянут перед Матфеем в Замойском сборнике XV в., перечень которого восходит к концу XIII—XIV в. (до 1305 г.): «А се о руськых митрополитех. Первый митрополит рускыи Феопемьт, Ларион, Георгий, Иоанн, Иоан, Никола, Никифор, Никита, Михаил, Костятнин (!), Дионисии, Матфеи, Курил, Максим» (см.: Щапов Я. Н.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. Вып. II. С. 139).
[219] В. Л. Янин читает здесь титул епископа (№ 56а).
[220] Греческий титул ????? исследователь византийских печатей В. Лоран интерпретирует как pretre (священнослужитель, жрец), считая, что он применяется, однако, исключительно к епископу. См.: Laurent V.Op. cit. P., 1965. Т. V, pars 2. P. 33.
[221] Янин В. Л.Актовые печати. Т. 1. С. 54—57, 176—178, 230, 234.
[222] Рыбаков Б. А.Русские датированные надписи XI—XIV вв. М., 1964. С. 28—32. № 25.
[223] Историко-математические исследования. М., 1953. Вып. 6. С. 191.
[224] «Се есть въпрошание Кюриково, еже въпраша епископа Ноугородьского Нифонта и инех» (РИБ. СПб., 1908. Т. VI. Стб. 21—22; по списку 1282 г.).
[225] Макарий (Булгаков).Указ. соч. 3-е изд. СПб., 1889. Т. 3. Прил. 1. С. 297.
[226] Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 310, 443—444.
[227] Приселков М. Д.Очерки. . . С. 383—384. А. В. Карташев считает, что титул архиепископа был привезен Нифонту в 1155 г. митрополитом Константином как награда от патриарха. Вскоре новгородская кафедра добилась присвоения ей постоянного титула архиепископии с обычным подчинением митрополиту. См.: Карташев А. В.Указ. соч. Т. I. С. 185; Лихачев Д. С.«Софийский временник» и новгородский политический переворот 1136 г. // Ист. зап. М., 1948. Т. 25. С. 240— 265; Хорошев А. С.Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 30.
[228] Янин В. Л.Актовые печати. Т. 1. С. 54—56.
[229] Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 444.
[230] Янин В. Л.Печать новгородского епископа Ивана Попьяна // ВИД. Л., 1978. Т. IX. С. 52.
[231] ГВНП. М.; Л., 1949. № 10. С. 160.
[232] НПЛ. С. 22.
[233] Янин В. Л.Печать новгородского епископа. С. 53.
[234] Там же.
[235] НПЛ. С. 23; см. также: Янин В. Л.Печать новгородского епископа. С. 5?
[236] Хорошев А. С.Указ. соч. С. 26—27.
[237] Янин В. Л.Печать новгородского епископа. С. 54—56; см. также: Хоро шее А. С.Указ. соч. С. 26.
[238] Макарий (Булгаков).Указ. соч. 3-е изд. Т. 3. Прил. 1. С. 297.
[239] Acta Patriarchatus Constantinopolitani. 1315—1402/Ed F Miklosich, J. Muller. Wien, 1860. T. I. P. 347. N 156; P. 522. N 267; РИБ. T. VI. Прил. № \O,19. C. 51—52, 115—116; Макарий.Указ. соч. СПб., 1868. Т. 4 Поил X 1-е изд. С. 324—325.
[240] Раппопорт П. А.Указ. соч. С. 29—115.
[241] Патерик. С. 75, 223; Киево-Печерський патерик. Ктв, 1930. С. 102.
[242] Срезневский И. И.Древние памятники. С. 106.
[243] «... Или наместьники поставляюще на мьзде, или десятиньника... та-ковыя отлучаем» (РИБ. Т. VI. Стб. 92—93).
[244] Смоленские грамоты XIII—,XIV вв. М., 1963. С. 66.
[245] Щапов Я. Н.К истории соотношения светской и церковной юрисдикции на Руси в XII—XIV вв. // Польша и Русь. М:, 1974. С. 174.
[246] Гранстрем Е. Э.Чернец Малахия Философ // АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 69.
[247] Поппэ предполагает, что наместничествами переяславского епископа были с конца XI в. Смоленск и Суздаль. См.: Поппэ А.Учредительная грамота Смоленской епископий. С. 69—71; Рорре A.Fundacia biskupstwa smolenskiego. S. 552—555.
[248] «И своим тиуном приказываю церковнаго суда не обидети, ни судити без владычня наместника» (ДКУ. С. 23). Тоже воспроизведено в так называемом Уставе князя Всеволода о церковных судах. См.: Там же. С. 155. Ст. 7.
[249] «И своим тиуном приказываю судов церковных не судити и наших судов без судьи без владычня не судити десятин деля» (Там же. С. 31).
[250] Российское законодательство X—XX вв. Т. 1. С. 304—306, 332, 342.
[251] Там же. С. 304. В Новгородской судной грамоте владычный наместник один раз назван «владычным посадником» (Там же. С. 305. Ст. 9), что показывает его самостоятельные судебные функции.
[252] Янин В. Л.Актовые печати. Т. 2. С. 61—67.
[253] Янин В. Л.Вислые печати Пскова // СА. 1960. № 3. С. 252—256.
[254] Срезневский И. И.Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903. Т. III. Стб. 962; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг XI— XIII вв. М., 1984. С. 95-96.
[255] Голубинский ?. ?.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 389.
[256] Греков Б. Д.Избранные труды. М., 1960. Т. IV. С. 43.
[257] Грамоты XIV в. Киев, 1974. С. 40. № 20.
[258] Там же. С. 56—57. № 27.
[259] ДКУ. С. 200; Щапов Я. Н.Туровские уставы XIV в. о десятине. С. 260, 272
[260] РИБ. Т. 6. Стб. 92.
[261] Срезневский И. И.Материалы для словаря. СПб., 1893. Т. I. Стб. 658—659
[262] ДКУ. С. 38; Щапов Я. Н.Княжеские уставы и церковь С 205—206
[263] Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 390—393.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!