Строение иконостаса: третий ряд



Смысловая композиция иконостаса и зарождение светского портретного жанра 17 века

(2 слайд) Иконостас принадлежит к самым значительным и наиболее известным явлениям восточно-христианского мира. Получив особое развитие на Руси, он стал одним из символов национальной культуры, воплощающим идею русского православного храма. Однако история иконостаса еще не написана, а многие важнейшие проблемы далеки от разрешения. При этом к настоящему времени проделана значительная работа по собиранию всевозможных археологических, иконографических и документальных свидетельств о развитии иконостаса, не позволяющая надеяться на принципиально новые открытия, способные кардинально изменить существующую картину знаний. Как кажется, именно сейчас настало время подвести некоторые итоги и обозначить перспективные направления исследования и тем самым заложить основу для будущей фундаментальной истории иконостаса.

История происхождения иконостаса

(3 слайд) Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал.

Необходимо сказать, что иконостас — особенность православных церквей. Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.

Возникновение иконостаса на Руси путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин. Сегодня иконостас является очень важной частью любого православного храма.

Строение иконостаса

( 4 слайд) Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре — пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас — попытка представить человеку историю сотворения мира.

Строение иконостаса: нижний ряд

Крайний образ справа — это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого, в честь которого освящена церковь. Там же, слева — «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда - святые диаконы).

Строение иконостаса: второй ряд

Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется Деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери») находится изображение «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.

Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Строение иконостаса: третий ряд

Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!